Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жизнь без госзаказа

Почему энциклопедии лучше, чем «Гарри Поттер»

Выпускать сегодня в нашей стране фундаментальную энциклопедию – все равно что «воскрешать» российский спорт. Много проблем и мучений, а результат, мягко говоря, не гарантирован. Впрочем, некоторые компании зарабатывают на этом деньги. Вернее, пока только планируют заработать.

Образованная в 1989 году «Терра» стала одним из первых частных издательств в России. В ее портфеле можно найти самые разные книги – от детской литературы до художественных альбомов. Есть среди них и энциклопедии, правда, пока по большей части переизданные. Первым таким проектом стал «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона». В начале 1990-х годов «Терра» напечатала на Ярославском полиграфическом комбинате все 86 томов издания. После этого выпустила на русском языке двадцатитомную «Детскую энциклопедию Ларус». За ней последовали однотомный энциклопедический словарь «Терра-Лексикон», созданный силами самой компании, и серия «Популярная энциклопедия», в которой вышло около 40 отраслевых изданий.

В 2000 году «Терра», не особо афишируя свои планы, приступила к работе над «Большой энциклопедией» – продуктом для отечественного книжного рынка сегодня фактически уникальным. О том, почему в «Терре» отказались выпускать «Гарри Поттера» на русском языке, а Пушкина не называют гениальным поэтом, в интервью «Ко» рассказывает генеральный директор издательства Григорий Кожевников.

– С чего вдруг вы решили заняться изданием многотомной энциклопедии? Похоже, что сегодня это далеко не самый популярный продукт…

– В издательском бизнесе энциклопедический продукт считается сверхсложным, поэтому нас часто спрашивают, откуда возникла такая дерзкая идея. После глубокого анализа рынка, проведенного в 2000 году, стало очевидно, что на полках книжных магазинов есть практически все, кроме больших энциклопедий. Последний проект, аналогичный по масштабу нашему, был завершен в 1978 году. Это была «Большая советская энциклопедия» в 30 томах, которая делалась в совсем ином государстве с иной идеологией. У «Большой энциклопедии Терра» (БЭТ) другая основа. Это продукт XXI века, для производства которого используются самые современные технологии.

У истоков проекта стоял Сергей Кондратов – председатель правления холдинга «Терра-ИПК». (В холдинг входит несколько самостоятельных издательств, а также Ярославский полиграфический комбинат – совместное предприятие с немецким концерном Bertelsmann.) Этот человек работает в книжной отрасли еще с советских времен. БЭТ – его мечта. И он ее осуществил, увековечив себя на страницах энциклопедии в качестве главного редактора. Кондратов не свадебный генерал, он был настоящим руководителем проекта, перечитывал каждый том по 3 – 4 раза. Конечно, без финансового содействия со стороны ни одно издательство самостоятельно таких затрат не потянуло бы. На создание энциклопедии расходуются гигантские средства, которые окупаются далеко не сразу. К сожалению, я не могу раскрыть даже приблизительную стоимость проекта, а также назвать наших партнеров, так как по договоренности с ними это коммерческая тайна. Могу только сказать, что цена вопроса составляет далеко не один миллион долларов, и срок окупаемости БЭТ, по нашим оценкам, составит при правильной маркетинговой политике 1,5 – 2 года.

Прежде чем запустить БЭТ в печать, нам потребовалось 5 лет. Многие коллеги по цеху не верили в реалистичность столь коротких сроков, ссылаясь на опыт «Большой российской энциклопедии». У них за 15 лет работы было выпущено всего лишь 3 тома, в то время как мы предлагаем сразу 62.

– И все же, почему российский рынок многотомных энциклопедий 28 лет был обделен вниманием издателей?

– Хороший вопрос. Хочу сразу заметить, что слова некоторых издателей о том, что на полках магазинов сейчас присутствует огромное количество «энциклопедий», на самом деле безосновательны. Все это «изобилие» следует относить к справочникам или энциклопедическим словарям. Энциклопедия же – это несколько другое. К тому же кто, по-вашему, мог бы сделать принципиально новый продукт в этом «жанре»? Издательство «Мир книги» выпустило свою энциклопедию, разделив на 20 томов двухтомный энциклопедический словарь «Большой российской энциклопедии». Другие игроки также пытались что-то предпринять, но все их попытки сводились к повторной перепечатке уже существующих книг. И даже «Большая российская» в конечном счете сделана в традициях «Большой советской энциклопедии».

Вообще, любая энциклопедия – это индикатор зрелости общества. Я связываю эти вещи напрямую. Наше государство до недавнего времени было просто не готово к появлению принципиально нового продукта. Именно поэтому ельцинский указ от 1993 года о создании «Большой российской энциклопедии» я считаю преждевременным. Это был больше политический шаг, призванный обособить и подчеркнуть национальное самосознание россиян. Затянутые сроки разработки проекта – яркое тому подтверждение. Указ об издании этой энциклопедии пришлось подписывать уже другому президенту.

– Несмотря на то что энциклопедии – «продукт сверхсложный», интерес к нему со стороны издателей сегодня просыпается. Не боитесь конкуренции с «Новой российской энциклопедией» от «Инфра-М» или той же государственной «Большой российской»?

– Все, что сейчас находится в разработке, увидит свет в лучшем случае через несколько лет.

Так, издание «Большой российской энциклопедии» запланировано на 10-летний срок. В год предполагается выпускать по три тома. На сегодняшний день выпущено четыре. Немного арифметики – и станет ясно, что им потребуется еще минимум девять лет. Энциклопедия издательства «Инфра-М» состоит из 12 томов. Пока вышло меньше половины. Я сам был подписчиком 3-го издания «Большой советской энциклопедии». Когда возникал какой-либо вопрос, ответ на него по закону подлости, разумеется, находился в еще не изданном томе. Мы же даем людям возможность сразу приобрести весь комплект.

Наши проекты совершенно разные по объему и наполнению. В «Большой российской энциклопедии» будет не более 100 000 статей. У них жесткие объемы, которых нужно строго придерживаться. «Инфра-М» делает еще более сжатый вариант. Отчасти именно поэтому я считаю вопрос конкуренции неактуальным. Да и кто сказал, что конкуренция это плохо? Наличие нескольких энциклопедий на рынке – абсолютно нормальное явление. В Великобритании помимо фундаментальной «Британики» есть множество других работ, в том числе и производных от нее. Да и у нас было время, когда на рынок одновременно выходило несколько энциклопедий: «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», «Энциклопедический словарь Южакова». И все как-то уживались, а рядовой читатель имел возможность выбрать тот продукт, который подходил ему лучше всего.

– Как происходил процесс создания вашей энциклопедии?

– В основе любой энциклопедии, статьи в которой расположены в алфавитном порядке, лежит словник. Над нашим словником работала группа экспертов, в ее состав вошли академики, кандидаты и доктора наук. Статьи для энциклопедии составлены более 500 авторами. Изначально мы планировали уместить энциклопедию в 30 томов, но когда «выгрузили» весь собранный материал, поняли, что его набралось на 80 томов. Пришлось сокращать статьи, в результате чего пришли к цифре 62.

По многим вопросам нет необходимости писать подробные материалы. Мы живем в информационно прозрачном мире. Достаточно зайти в Интернет – и ответы на все ваши вопросы перед вами. Но прежде чем сделать запрос, нужно понимать, о чем спрашивать. Поэтому можно сказать, что наш продукт является энциклопедией «первого шага». Непонятное слово «опознается» в БЭТ, а дальше, если это необходимо, более подробную информацию о нем уже легко можно найти в других источниках. Данные в БЭТ приведены по состоянию на 2002 – 2005 годы.

Принципиальная особенность нашей энциклопедии заключается в ее деидеологизированности. Мы исключили все авторские оценки, оставив лишь факты и события в той последовательности, в которой они происходили. У нас даже Александр Сергеевич Пушкин идет без эпитетов «великий» или «гениальный». Он просто русский поэт. То же и, к примеру, с Гитлером. Мы перечислили преступные последствия его режима, но не стали называть его «параноиком» и «маньяком». На самом деле это не нужно. Каждый читатель волен сам выбирать, как относиться к тому или иному человеку, предмету или событию. Так, Березовский обозначен у нас как российский математик, ученый и предприниматель. Само включение или не включение человека в список дает оценку его деятельности и значимости.

В процессе создания БЭТ мы использовали множество высокотехнологичных инструментов: электронную базу данных с мощной поисковой системой, современные автоматизированные системы верстки и т.д. Это позволило максимально быстро «переложить» материалы с редакторского стола в типографию.

БЭТ печатается в Италии. Мы провели тендер, в котором приняли участие европейские компании. Итальянцы выиграли, сделав лучшее предложение. На сегодняшний день они выполняют свои обязательства исправно, у нас к ним претензий нет. Сейчас подписчики получили уже 28 томов, каждый из которых напечатан тридцатитысячным тиражом. По мере готовности энциклопедии сразу уходят в рассылку. Последний том читатели увидят уже в июне этого года. Быстрее типография просто не справится. Почему печатаемся за рубежом, а не в России? У нас ни одна типография не в состоянии обеспечить необходимые нам сроки и качество. Даже Ярославский полиграфический комбинат, который входит в состав нашего холдинга, не смог бы выполнить такую работу. И это несмотря на то, что в России он считается одним из самых эффективных в области печати книг высокого качества.

– А почему вы назвали свой продукт именно «Большой энциклопедией Терра» – пытаетесь таким образом вписать свой бренд в «анналы истории»?

– Во-первых, наша энциклопедия действительно большая. С этим трудно спорить.

Во-вторых, это продукт, созданный силами «Терры». Но нехитрое на первый взгляд название несет и дополнительную функцию, про которую вы уже упомянули в своем вопросе. Сегодня бренд нашей компании известен на российском рынке. Все, кто интересуется серьезной литературой, знают, что такое «Терра». Но мы с Сергеем Кондратовым, являясь поклонниками «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», понимаем, что собственная энциклопедия – лучший способ увековечить имя «Терры» в истории. Чтобы создать и поддерживать надлежащий имидж компании, нужно быть последовательным в своих действиях. Поэтому в нашу идеологию помимо коммерции заложены и элементы просветительства. Следуя этой идеологии, приходится отказываться от проектов, которые мы не считаем качественными с литературной точки зрения. Того же «Гарри Поттера» мы, например, издавать не стали, хотя первое предложение поступило именно к нам.

– На рынке есть мнение, что ваш проект ждет нелегкое будущее – прежде всего по причине его высокой цены. Из чего складывается стоимость вашей энциклопедии и планируете ли вы выпуск варианта эконом-класса?

– Трудностей, конечно, было немало, но большая их часть уже позади. За пять лет работы в холдинге три раза поднимался вопрос о закрытии проекта. Причин было множество. Первая – непопадание в сроки: изначально работу планировалось закончить за три года. Вторая – колоссальный объем вложений. За весь мой десятилетний опыт работы в «Терре» такого дорогого проекта у нас еще не было.

Что касается цены. Весь комплект сейчас стоит 65 000 рублей. В пересчете на том получается примерно 1050 рублей. Цена на изданный том «Большой российской энциклопедии» в магазинах колеблется от 1100 до 1500 рублей. Если сравнивать с западными аналогами, то наш дешевле минимум в 2 – 3 раза, в то время как по качеству совершенно не уступает.

Для членов нашего элитного книжного клуба Monplaisir мы выпустили маленький тираж (30 комплектов) с переплетами ручной работы и золотыми обрезами. В 2007 году планируем выпуск энциклопедии эконом-класса. В ней будет меньше цветных иллюстраций, другой формат и переплет.

– В России сегодня существует несколько сотен тысяч государственных библиотек. Не собираетесь побороться за госзаказ?

– Библиотеки по определению покупают любую энциклопедию. Наш продукт для них особенно актуален, ведь в нем отражена новейшая история России. Снабжать библиотеки своей энциклопедией самостоятельно – в порядке благотворительности – мы не в состоянии. Остается госзаказ. Чиновники из Министерства культуры уже заинтересовались нашим продуктом, но простого интереса мало – необходимо пройти целый ряд процедур и экспертиз. Теперь осталось дождаться выхода последнего тома, и процесс будет запущен. Если заказ со стороны государства окажется достаточно большим, речь пойдет о совершенно другой цене. Это понятно: чем выше тираж, тем меньше стоимость экземпляра. Возможно, в конечном итоге госзаказ поможет снизить стоимость энциклопедии и для обычного покупателя.

Впрочем, будет госзаказ – хорошо, а если нет – проживем без него. При бюджетировании проекта он не учитывался. В любом случае мы намерены довести тираж до 150 000 экземпляров – такова емкость рынка в ближайшие два-три года.

– Что ни говори, а искать любую информацию в электронном виде гораздо удобнее, чем даже в самой продвинутой бумажной энциклопедии. Не планируете выпустить e-версию БЭТ?

– Работа над сайтом энциклопедии уже идет. Мы еще не решили, будет ли доступ к его материалам платным. Если доход от печатного издания окажется на запланированном уровне, то почему бы и не сделать доступ открытым?

Целесообразность выпуска энциклопедии на цифровом носителе – сложный вопрос, упирающийся в проблему пиратства. И решать его в течение ближайших нескольких лет мы точно не будем. Пока нам есть, чем заняться. На 62 томах проект не заканчивается. Мировая практика показывает, что жизненный цикл энциклопедии составляет примерно полвека. Все это время издание необходимо дополнять и обновлять.

Что такое «Терра»

Год основания: 1989

Сфера деятельности: издательский бизнес

Оборот: не разглашается

Штат: 62 человека

Основные конкуренты: ЭКСМО, Инфра-М, АСТ

 

Резюме Григория Кожевникова

Год рождения: 1950

Образование: Московский полиграфический институт, кандидат филологических наук, доцент

Профессиональный опыт:

2000 год – настоящее время: издательство «Терра», генеральный директор;

1996 – 2000: книжный клуб «Терра», генеральный директор;

1995 – 1996: издательство «Кифара», генеральный директор;

до 1995 года: декан факультета издательского дела и книжной торговли Московского полиграфического института

Личная информация: женат, имеет сына

Хобби: книги по оружию

Объем книжного рынка в России, млрд $

2003 – 1,48 млрд

2004 – 1,52 млрд

2005 – 1,68 млрд

Источник: журнал «Книжный бизнес»

Средняя цена книги, $

2003 – 2,5

2004 – 3

2005 – 3,4

Источник: журнал «Книжный бизнес»


Артем Казаков
27.04.2006  Журнал "Kомпания"

27.04.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов