Интервью: Сергей Васильев, гендиректор группы компаний "Видео Интернешнл"
"Tелевизор становится СМИ для пожилых и бедных"
12 апреля группа компаний "Видео Интернешнл" (ВИ) объявила о реорганизации своего бизнеса. Все агентства, занимающиеся созданием рекламы, планированием и размещением рекламных кампаний, были выведены из состава группы и переданы под контроль международного холдинга WPP Group. В интервью Ъ генеральный директор группы компаний "Видео Интернешнл" СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ заявил, что приоритетным для группы бизнесом стала продажа рекламных возможностей СМИ.
Как будет развиваться ваш проект с рекламным холдингом WPP? Будете ли полностью выходить из проекта?
Мы планируем сокращение своей доли вплоть до полного выхода. Такое решение продиктовано самим ходом развития группы "Видео Интернешнл". Наша компания была создана в конце 80-х годов как производитель телепрограмм. Вскоре жизнь заставила заняться продажей рекламы: каналы готовы были брать программы в эфир, но не готовы были платить за них деньги предлагали самим подумать, как вернуть потраченное на производство. Но поскольку тогда рекламу еще никто не производил, пришлось заняться и этим. Дальше кроме продажи и производства возникла тема, что надо еще и планировать процесс. По мере развития рынка те или иные сервисы становились самостоятельными направлениями бизнеса, постепенно превращаясь в непрофильный бизнес. Первым таким непрофильным бизнесом стало производство телепрограмм, от которого мы ушли в конце 90-х годов. Дальше мы поняли, что наличие в ВИ рекламных агентств полного цикла, медиабаинговых приводит к конфликту интересов внутри компании. Поскольку у них есть реальная ценность, мы решили найти иностранного партнера, которому этот бизнес интересен.
Сколько стоит ваша доля в этом проекте?
Эта цифра измеряется несколькими десятками миллионов долларов. Слухи о том, что в этом бизнесе фантастические надои, очень сильно преувеличены.
IPO сейчас очень популярный способ получения денег. Вы недавно сказали, что собираетесь вывести на IPO компанию "ВИ Трэнд", продающую телерекламу в регионах. Почему именно ее, а не всю группу "Видео Интернешнл"?
С точки зрения управленческих процессов мы сочли, что более эффективной станет стратегия построения модели открытого бизнеса снизу вверх, а не наоборот. Кроме того, "Трэнд" с точки зрения рисков, которые всегда оцениваются инвесторами, существенно более устойчив, нежели группа "Видео Интернешнл" в целом, которая все-таки очень зависит от двух больших контрактов с "Первым каналом" и ВГТРК. Они делают компанию весьма уязвимой с точки зрения политических и персональных рисков. Это существенно снижает возможную стоимость основного бизнеса. Мы консультировались с рядом инвестиционных банкиров, и оказалось, что это снижение может быть столь велико, что для акционеров выгоднее просто извлекать из компании текущую прибыль.
Сколько сегодня стоит вся группа "Видео Интернешнл"?
Да бог его знает. На вопрос, сколько стоит, можно ответить только тогда, когда есть хоть какие-то покупатели. Я вот все пытаюсь найти того, кто дал бы денег, но пока никто особо не дает. Все приходят, хвалят, говорят, какая у нас замечательная компания. А когда начинают разбираться, вникают в глубину той проблемы, о которой я сказал, сразу энтузиазм убавляется. Профессиональные инвесторы, которые были бы связаны со СМИ, и инвесторы, связанные с рекламным бизнесом, нам категорически противопоказаны: приход такого акционера приведет к разрушению отношений с остальными субъектами рынка. Единственная категория инвесторов, которая нас бы устроила, это просто пассивные внешние инвесторы, инвестфонды. Однако для них, непрофессионалов, не являющихся участниками рынка, важен фактор риска, связанного с нашей высокой зависимостью от двух крупных контрактов.
Какова сейчас структура собственности ВИ?
У нас нет институциональных акционеров, нет корпоративных акционеров. Есть перечень частных лиц, примерно десять человек, которые владеют "Видео Интернешнл". В основном это основатели компании плюс нынешний менеджмент, так скажем, пришедший в компанию уже в процессе ее строительства. К примеру, я, Максим Бойко. Контрольный пакет принадлежит основателям компании, в том числе вдове Юрия Михайловича (Заполя. Ъ). Нет ни одного пакета больше 24% акций. Подавляющее большинство акционеров владеет пакетами в несколько процентов три, четыре, пять, один, есть десятипроцентные пакеты.
Советник президента Михаил Лесин входит в число акционеров компании?
Нет, господина Лесина среди них нет, хотя он входил в в число основателей группы. Но мы неоднократно рассказывали, что он перестал быть акционером раньше, чем стал высокопоставленным госчиновником, а "Видео Интернешнл" стала тем, чем она является сейчас, раньше, чем Лесин стал министром печати и сотрудником администрации президента. Тут если можно предполагать причинно-следственную связь, то исключительно обратного характера.
Планируете ли вы уменьшать вашу долю в издательском доме "ОВА-пресс"?
Мы не будем продавать часть пакета, просто это будет слияние с одной из крупных российских издательских структур. В результате наша доля в совместном проекте станет сугубо миноритарной, и мы превратимся в пассивного инвестора. Хотелось бы, чтобы это произошло как можно быстрее. Надеюсь, что до конца года эта сделка состоится.
Как вы относитесь к идее поправить закон "О рекламе" в части ограничений, накладываемых на телерекламу? Будете ли вы участвовать в работе многочисленных комиссий по доработке закона о рекламе комиссии МЭРТа и ФАС, комиссиях Совета федерации?
Если нас позовут, мы, конечно, будем участвовать с энтузиазмом, поскольку для нас это ключевой законодательный документ, регулирующий нашу работу. Что касается того, что нам хотелось бы поправить, то речь идет не о том, правильно ли уменьшить объем ТВ-рекламы на 10%, 20% процентов или в два раза. Вопрос в темпах этих изменений, с одной стороны, и с другой в том, как согласовать эти изменения с потребностями всей индустрии товаров массового спроса, которая является пользователем и потребителем этой рекламы. Скорее всего, просто никто никто не проанализировал последствий того, что ограничения вводятся с 1 июля. Для всех участников рынка, и в первую очередь для производителей, это колоссальный стресс, потому что это все огромные корпорации, которые живут в режиме минимум годового планирования, у которых все расписано вперед. И изменение этих планов требует колоссальной внутренней работы. По большому счету какая кому разница, вступит в силу ограничение с 1 июля 2006-го или с 1 января 2007-го? Кому и что дадут эти шесть месяцев?
Но с настоящей проблемой нам еще только предстоит столкнуться 1 января 2008 года, когда нас ждет второй, более масштабный как бы этап сокращения. В 2006, 2007 и 2008 годах на рынок будут воздействовать две разнонаправленные силы. С одной стороны, продолжается устойчивый рост платежеспособного спроса на рекламу со стороны стороны развивающейся индустрии товаров массового спроса. С другой стороны, радикально сокращается предложение на рынке. Эти две разнонаправленные тенденции неизбежно приводят к мощным инфляционным процессам. Когда у вас затраты на рекламу каждый год растут на 20-25%, это уже стресс. А когда они начинают дорожать на 40%, стресс перерастает в угрозу для здоровья бизнеса.
Как вы считаете, почему "НТВ-медиа", продавец рекламы на каналах НТВ и ТНТ, до сих пор не опубликовала свой прайс-лист? Они верят, что Греф и МЭРТ смогут отсрочить вступление закона в силу на полгода?
Может быть, но, по-моему, это маловероятно. Осталось слишком мало времени, два месяца, до вступления закона в силу, из которых первую декаду все отдыхают. Мне кажется, что "НТВ-медиа" не торопится по другой причине: скорее всего, они предоставили нам возможность выступить тараном во всей этой истории с повышением цен в общем, правильная позиция, я бы на их месте поступил так же. На фоне жесткой позиции, которую вынуждены были занять мы, они будут выглядеть либеральнее.
Как долго вы рассчитываете сохранить контракты на продажу рекламных возможностей "Первого канала" и ВГТРК?
Юридически они оформлены до конца 2009 года. Не будем лукавить, если будет политическое решение расторгнуть контракт с "Первым каналом" раньше этого срока, мы не будем ходить в суды и доказывать свою правоту, хотя юридически все эти механизмы в контракте предусмотрены, так же как и штрафные санкции за одностороннее расторжение. Но пока я не вижу реальных угроз юридического или политического характера для этих двух контрактов до конца 2009 года.
ФАС исследует рекламный рынок, чтобы выявить монополистов. При этом руководители службы дают понять, что кандидаты в монополисты уже определены это компании ВИ и News Outdoor. Почему у ФАС возникли такие вопросы? Считаете ли вы, что антимонопольному ведомству удастся закончить свое расследование и призвать монополистов к ответу?
Не знаю. Почему у нас в стране вообще возникают такого рода истории? Наверное, решили, что лучше иметь какой-то дополнительный рычаг воздействия, давления на крупную бизнес-структуру. Мы готовы обсуждать эту проблему в абсолютно любой аудитории с абсолютно любым составом участников. Условие только одно обсуждение должно быть публичным. В такой дискуссии я готов доказать, что на рекламном рынке не существует этой проблемы. Эта тема проистекает из неправильного понимания того, как устроен рекламный бизнес: вопреки распространенному мнению не существует рынков телерекламы, рекламы в интернете, наружной рекламы. Есть общий рынок маркетинговых коммуникаций. И если уж сегментировать его, то делать это надо по показателям аудитории. Конкурентом "Комсомольской правды" является "Первый канал" и "наружка" по городу. С вашей газетой "Московский комсомолец" не конкурирует, конкурентом Ъ является РБК: вы все боретесь за внимание одной и той же аудитории и бюджеты одних и тех же рекламодателей.
Два года назад руководство ВГТРК и ВИ объявило, что к 2005 году телеканал "Россия" откажется от услуг ВИ: создаст собственную рекламную службу, которая начнет самостоятельно продавать свои рекламные возможности. Однако этот план так и не был реализован. Каким вы видите телерекламный рынок после 2009 года: появятся ли новые сейлз-хаусы, начнет ли "Россия" или "Первый" продавать свою рекламу самостоятельно?
Ситуация, существующая сегодня на телерекламном рынке, имеет свой объективный фундамент. Пока рекламная индустрия бурно растет и развивается, первому и второму каналам стратегически выгодна кооперативная модель поведения и работа с одним продавцом их рекламных возможностей. Объективных факторов на сегодня, которые способствовали бы этому разрыву, не существует. Но в тот момент, когда рынок стабилизируется, остановится в своем росте тогда независимо от субъективных факторов объективно выгоднее для каналов станет эгоистическая стратегия, и эта связка разорвется со стопроцентной гарантией.
Вы неоднократно говорили, что рекламный рынок будет устойчиво расти еще три-четыре года ориентировочно до 2009-2010 годов. Эти оценки как-то связаны со сроками действия ваших контрактов с центральными телеканалами?
Горизонт в три-четыре года не более чем горизонт разумного прогнозирования, который возможен в сегодняшних реалиях российской жизни. Серьезно обсуждать прогнозы дальше 2010 года это уже в чистом виде шаманство.
Какие направления вы собираетесь развивать вы уже начали продавать рекламу в интернете, у вас есть сеть плазменных панелей в супермаркетах. Какие направления будете развивать в первую очередь?
Интернет, конечно. Совершенно очевидно, что это важный, перспективный и серьезный рекламоноситель в первую очередь благодаря качеству аудитории. Для России это особенно важно: телесмотрение в наиболее востребованной у рекламодателей аудитории люди в возрасте 18-45 лет неуклонно снижается. И возможности достижения этой аудитории рекламодателем через телевизор продолжают падать и будут падать, по нашему представлению, абсолютно неизбежно. Телевизор становится СМИ для пожилых и более бедных, то есть для людей старшего возраста и более низкого уровня доходности, это объективная реальность во всем мире. Альтернативный канал коммуникации более молодая, более активная и платежеспособная аудитория находит в интернете. Кроме того, у интернета есть и другие очень важные преимущества это единственное СМИ, которое точно позволяет подсчитать количество контактов пользователя с рекламой. То, что касается качества контактов определения того, кто смотрит эту рекламу, компания TNS Gallup сейчас как раз начала проводить такие исследования.
Не менее важно и то, что интернет позволяет рекламировать товары на глубоко таргетированную аудиторию. Сегодня все большему числу рекламодателей нужно прорекламировать свой товар не по таким классическим социально-демографическим характеристикам, типа "женщины от 18 до 45 лет с высоким уровнем дохода". Им требуются характеристики аудитории, связанные именно с качеством жизни, с интересами. Скажем, велосипедисты. Дальше встает вопрос: а где искать велосипедистов? Видимо, в тех СМИ, которые связаны с велосипедами и путешествиями, на профильных интернет-порталах например. Кроме того, у нас есть идеи по поводу возможных интернет-бизнесов: мы занялись этим с точки зрения рекламы и увидели, что может быть сделано достаточно легко и будет востребовано рекламодателями.
Планируете ли вы начать продажу рекламы на кабельных, спутниковых телеканалах?
Пока мы не рассматривали такого рода проекты, хотя очевидно, что в перспективе трех-четырех лет это будут достаточно интересные сегменты бизнеса. Правда, как и в случае с интернетом, доля каждого из этих сегментов в ближайшие лет пять, по моему мнению, не превысит нескольких процентов от общего объема рекламного рынка.
Некоторое время назад вы закрыли офис в Болгарии. Одновременно вы продолжаете экспансию на рынки стран СНГ открыт офис в Грузии, усилено присутствие на Украине. Значит ли это, что вы решили сосредоточиться на странах СНГ и отказаться от освоения восточноевропейских рынков?
Нет, мы Восточной Европой крайне интересуемся, просто экспансия туда оказалась делом более сложным, чем нам это казалось вначале. Причин несколько. Во-первых, наше появление на любом восточноевропейском рынке вызывает массу спекуляций и криков, что вот, Кремль прислал своих эмиссаров скупить наше национальное достояние в виде бесценных СМИ. Аллергия на все российское в Восточной Европе пока сохраняется. Кроме того, в Болгарии мы столкнулись с жесточайшим протекционизмом со стороны власти: местный бизнес, которому наш приход создавал очень серьезную проблему, обеспечил такой уровень протекционистских усилий со стороны болгарской власти, что официальный договор, который мы заключили с национальным телевидением, просто заблокировали его даже никто не расторг, его просто перестали исполнять. Сейчас находимся в судебном процессе с Болгарией. И буквально вчера выиграли суд в первой инстанции. Думаю, что эта история будет тянуться долго, потому по сравнению с болгарскими судами наш Басманный суд это просто венец правосудия. Из территорий, которые нас активно интересуют, могу назвать Казахстан, очень интересный рынок, и Азербайджан там он пока очень маленький, но я убежден, что в ближайшие несколько лет следует ожидать взрывообразного роста.
Недавно в прессе появилась информация о том, что "Нафта-Москва", АФК "Система" и "Ренова" ведут переговоры о слиянии своих кабельных активов. В качестве возможных партнеров называли и "Видео Интернешнл". Вас уже приглашали участвовать в этом проекте?
Слухи о нашем участии сильно преувеличены. Я незнаком с этим проектом. Если бы нам предложили что-то подобное, то мы бы с удовольствием... Когда появится некая критическая масса контактов с аудиторией и денежных средств, которые можно аккумулировать, почему бы и нет?
Какие рекламные кампании вы считаете самыми удачными?
Реклама пива "Клинское" это был просто шедевр, гениальное решение. Сейчас это "Билайн". Лично у меня летом прошлого года было абсолютное ощущение, что кроме "Билайна" другой рекламы нет вообще. Это было тем более удивительно, что, поскольку я имею доступ к цифрам, я видел, что "Вымпелком" денег тратил ничуть не больше, чем его главные конкуренты.
Что такое "Видео Интернешнл"
Группа компаний "Видео Интернешнл" (ВИ) основана в 1987 году, принадлежит группе частных лиц. В компании с годовым оборотом около $2 млрд работает около 3 тыс. сотрудников в четырех странах мира России, Грузии, Украине и Белоруссии. ВИ является крупнейшим игроком российского медиарекламного рынка и крупнейшим в Восточной Европе оператором медиарекламного рынка, предоставляющим услуги в области реализации рекламных возможностей медиа. На эксклюзивной основе продает рекламное время на "Первого канале", телеканалах "Россия", "Спорт", Ren TV, СТС и "Домашний". В группу входят компании-медиаселлеры, занимающие лидирующие позиции в основных сегментах медиарекламного рынка: "ВИ Трэнд", "ВИ Радио", IMHO VI и другие. "ВИ Трэнд" занимается размещением рекламы на региональных телеканалах, имеет 46 филиалов и офисов продаж по всей России.
КоммерсантЪ
|