Под страхом власти
Как президент Starcom MediaVest Group сумел понравиться
всем
Сергей Белоглазов, президент одного из лидеров рекламного
рынка — Starcom MediaVest Group, построил свою карьеру в одной компании. В ней
он поднялся с начальной ступени на самый верх. Но он так не хотел быть
президентом, что до сих пор не расстается со своими старыми обязанностями.
В декабре прошлого года один из крупнейших мировых
холдингов — Publicis — решил навести порядок в своем российском бизнесе. В
результате реструктуризации компания разделила свои медийные и креативные активы
между двумя подразделениями. Первые перешли в Publicis Groupe Media (PGM),
вторые были сконцентрированы в Leo Burnett Groupe (LBG).
Перемены
естественным образом коснулись и сотрудников. Причем на самом высшем уровне.
Сергей Коптев, CEO Starcom MediaVest Group (SMG, входящей в Publicis), пошел на
повышение и стал председателем совета директоров PGM в России. Как-то за месяц
до перемен, выйдя покурить, он сказал содиректору Starcom Сергею Белоглазову:
«Подумай на досуге о президентстве в SMG — вещь интересная». Как вспоминает
Белоглазов, в офис он тогда вернулся в ужасном настроении.
всем ребятам пример
Впрочем, Сергей Белоглазов — закаленный в корпоративных
переменах солдат. С ними он сталкивался не раз, но всегда с присущей ему
осторожностью и размеренностью справлялся с новшествами. Возможно, потому что
одним из его достоинств, по отзывам тех, кто с ним работает, является умение
руководить и находить общий язык и с клиентами, и с начальством, и с
подчиненными.
Сам же он подобным отзывам только удивляется, ведь сидя в
библиотеке МФТИ над чертежами систем управления баллистическими ракетами,
студент Белоглазов даже не думал разбираться в тонкостях человеческих
взаимоотношений. «Мне всю жизнь больше нравилось копаться с цифрами, чем
общаться с людьми, — делится секретами своей натуры Сергей. — На тот момент я
был уверен, что буду инженером всю жизнь, но, как говорится, если хотите
рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах».
Всевышний же упорно
лепил из Белоглазова менеджера. Причем начал этот процесс еще до того, как его
подопечный приступил к изучению технических решений советских конструкторов.
Летом восемнадцатилетний Сергей отправился вожатым в подмосковный пионерский
лагерь и получил задачу, которая «заставила понервничать», — командование первым
отрядом. Не то чтобы пионеры были отъявленными хулиганами или любителями дерзких
шуток, просто Белоглазов сомневался в собственных силах: «Я все время боялся
знакомств с новыми людьми, но почему-то жизнь всегда заставляла меня это делать,
и общение происходило на удивление хорошо». В том числе и с пионерами.
//Starcom MediaVest Group
Основание в России:
2002 год.
Структура в России: с 2002 года в составе SMG медийные
агентства Starcom и MediaVest, с 2005 года наравне с медийным агентством
ZenithOptimedia входит в Publicis Groupe Media.
Клиенты: Coca-Cola,
Procter&Gamble, Kraft Foods, BAT, Electrolux, Diageo, Mars,
«Москва-Эфес» , Philip Morris и др.
Основные конкуренты: ADV Group,
Group M, Optimum Media OMD Group
Объем биллингов Starcom MediaVest
Russia Group по медиазакупкам в 2004 году: $292,5 млн.
| Отношения у Сергея Белоглазова получалось наладить
буквально со всеми, и позже это качество помогло ему получить оба места в своем
коротком послужном списке. Правда, до этого «мальчику со счастливым детством»
пришлось резко повзрослеть. «Я был достаточно инфантильным и, придя в институт,
с удивлением понял, что какие-то вещи нужно делать самому», — вспоминает
Белоглазов. Первым открытием стало то, что учебники придется искать в
библиотеках или книжных магазинах, а не получать первого сентября в кабинете
классного руководителя. Но ночные посиделки под дымок кубинских «Лигерос» и
«Партагос» в общежитии, куда расстояние от дома до вуза вынудило переселиться
Сергея, помогли Белоглазову быстро «догнать сверстников в развитии». Они же
увели Сергея очень далеко от баллистических ракет и инженерных
рейсшин.
На первую работу в 1993 году его устроил одногруппник, сын
вице-президента Башкирского промышленного банка. Белоглазову предложили работу
IT-специалиста в московском филиале. Банк вырос из уфимского отделения
Промстройбанка, успешно пережил банковский кризис и занимал тогда четвертое
место в России по биллингам. Но в московском филиале работало всего восемь
человек, и он выполнял исключительно представительские функции. Проработав там
два года, Белоглазов решил двигаться дальше.
Предложений было два — идти
в другой банк и заниматься IT или попробовать себя на новой, неизвестной работе
в рекламном агентстве. Банки Белоглазову надоели, а вот реклама казалась делом
необычным и интересным. Тем более что в агентство звал еще один друг — бывший
одноклассник Алексей Баранцев (сейчас он возглавляет исследовательскую компанию
MediaLogics, входящую в PGM). «Мы долго нарушали все правила жизни в трудовом
коллективе, работая с друзьями», — говорит Белоглазов. С друзьями он работает до
сих пор.
Агентство DMB&B, в медиаподразделение которого в 1995 году
пришел Белоглазов, существовало в России с 1990 года. Его бессменным главой был
Сергей Коптев. «В понедельник второй рабочей недели я свалился с воспалением
легких и пролежал в больнице две недели, — вспоминает Белоглазов. — Но мое
рабочее место дождалось меня. Тогда я в первый раз почувствовал человеческое
отношение со стороны агентства. Это одна из причин моей лояльности к компании».
терпение и труд
Белоглазов попал на медиарынок тогда, когда знаний о размещении
рекламы было немного. В департамент DMB&B шли люди, которые знали либо
английский язык, либо математику с компьютером, либо социологию (социолога с
английским брали не задумываясь). Люди «с языком» сразу занимали позиции старших
планнеров. Белоглазов знал математику и компьютер, а английского не знал,
поэтому от компьютеров, с которыми он «сработался» еще в банке, отделаться не
получилось — поначалу он выполнял любую работу, связанную с «персоналками».
Таких, как он, в компании называли компьютер-гаями, и, пока «англичане» кое-как
занимались планированием, компьютер-гаи учили сотрудников двигать мышью и
вовремя на нее нажимать.
Первые профессиональные задачи были связаны с
базами данных — сотрудники отдела делали анализ программ для телебаинга и
мониторинга выхода роликов. Но за звучной формулировкой обязанностей стояла
рутина. Приходи- лось, например, искать в базе данных опечатки и исправлять их.
«Один раз нашли восемь различных написаний словосочетания «Кремлевская водка», а
уж о названиях «Дикая роза» и «Дикая доза», программах «Шесть соток» и «Шесть
суток» и говорить нечего», — вспоминает Белоглазов.
К 1996 году с ростом
агентства появилась необходимость расширить отдел баинга. Белоглазову и
Баранцеву поручили закупку рекламного времени на каналах. Сергей работал с
компанией Mars, Алексей Баранцев — с Procter & Gamble (P&G).
Обслуживание Coca-Cola сначала приятели разделили пополам, а чуть позже передали
третьему однокласснику — Андрею Садикову (сейчас — директор по размещению
рекламы на ТВ MediaVest), который пришел в агентство в 1996 году. Так три
школьных товарища в 25 лет поделили трех крупнейших клиентов агентства и ведущих
рекламодателей страны. (Сейчас баингом для каждого ключевого клиента занимается
от трех человек и более.)
Компания Mars, доставшаяся Белоглазову, была
заказчиком DMB&B с самого прихода агентства в Россию в 1990 году. Но в то
время медийные услуги ограничивались ТВ-размещением из-за своей слабой
развитости. От медиапланнеров к Белоглазову поступала директива, сколько минут
или пунктов рейтинга на канале купить. «Когда я только начинал работать, я не
понимал, как канал может давать такие большие скидки от прайс-листа — почти 80%!
Думал, что каналы терпят большие убытки», — вспоминает о своей юношеской
наивности Белоглазов. Но потом он как-то попал на распродажу в популярный тогда
магазин «Дубленки на Ленинском», пальто в котором в начале сезона стоили совсем
недешево, и увидел скидки в 95%. «Тогда и начало приходить понимание», —
улыбается Белоглазов.
Названия своих должностей до 2003 года Белоглазов
вспоминает с трудом. В штатном расписании он довольно долго был экспертом по
размещению рекламы, в 1997-м стал старшим экспертом. «Титулы он приобрел в
последнее время, а в число ключевых людей входил очень давно — с того момента,
как начал работать с Mars», — рассказывает Сергей Коптев.
Сергей
Пискарев, ныне генеральный директор «НТВ-Медиа», а до 1999 года — заместитель
генерального директора DMB&B, вспоминает, что тогда Белоглазова больше
увлекала содержательная часть бизнеса – форматирование сделок, тактическое
медиапланирование и оптимизация закупок: «Мне кажется, что решать задачи,
связанные с более сложным таргетированием, ему нравилось даже больше, чем
какие-то управленческие вопросы. И он не очень торопился с продвижением по
карьерной лестнице». Действительно, Белоглазов к званиям всегда относился
равнодушно: гораздо важнее было делать максимум, на что
способен.
Максимум потребовался очень скоро. После ухода нескольких
сотрудников на троицу одноклассников возложили не только размещение, но и
распределение времени по каналам — задачу, которой в большинстве агентств
занимаются медиапланнеры. Традиция совмещать баинг и планирование в обязанностях
одного специалиста сохранилась в SMG до сих пор. «Если вы быстро помоете окна,
то успеете подмести коридор», — иронически комментирует корпоративные обычаи
Белоглазов. Сам он успевал, поэтому после кризиса 1998 года его в числе ценных
сотрудников не только оставили в агентстве, но и добавили работы. Теперь Сергею,
который о «каком-то дефолте услышал по радио, когда был в отпуске», нужно было
общаться с клиентами.
зарядись энергией Mars
До 1998 года общение с Mars со стороны DMB&B осуществлялось
без участия специалиста по медиабаингу. Не столько в результате кризиса, сколько
по объективным причинам к этому времени появилась необходимость присутствия на
переговорах медиабаера: эккаунт-менеджеры уже не разбирались во всех тонкостях
процесса закупок, о которых спрашивал клиент.
Но несмотря на некоторое
недопонимание нужд рекламодателя, Сергей Белоглазов очень впечатлился тем, как
сотрудники агентства выстраивают отношения с руководством Mars. Он увидел, что
клиент прислушивается, ищет совет, консультацию. И до сих пор Сергей считает,
что именно таким должно быть идеальное партнерство «клиент — агентство».
«Общение с западными рекламодателями оказало на меня большое положительное
влияние, — говорит он. — Сейчас общая проблема в том, что функция агентства как
партнера и консультанта отодвигается на второй план. Чаще выигрывает тот, кто
предложит размещение дешевле, а не эффективнее, потому что в этом случае легче
доказать справедливость выбора заказчику».
Дальнейшая история
Белоглазова, как он сам говорит, — это все более глубокое понимание того, что
хотят рекламодатели. «Хотя некоторые традиции мышления рекламодателей до сих пор
удивляют, — отмечает Белоглазов. — К примеру, запрет на размещение в
криминальных фильмах или программах. На самом деле, большинство «солнечных»
роликов даже лучше смотрятся в подобном окружении, играя на контрасте. Однако
последнее слово всегда должно оставаться за клиентом». Клиенты разделяют
интересы нашего героя.
«С ним очень приятно общаться и на рабочие, и на
нерабочие темы, — рассказывает медиаменеджер Coca-Cola Екатерина Алексеева. —
Например, мы периодически обсуждаем сериал «CSI: Место преступления», который
оба стараемся смотреть».
В 1999 году по решению глобальной сети произошла
диверсификация бизнеса: агентство DMB&B разделилось на две структуры —
креативное агентство D‘Arcy и медийное MediaVest, где Сергей Белоглазов и
продолжил работу с Mars, но с 2001 года уже в должности TV Broadcast
Director.
Львиную долю обязанностей тогда составляла оперативная работа с
каналами. «При неправильном развитии событий 20% рабочего времени менеджера
занимают разработка стратегии и оптимизация работы подчиненных, а 80% —
«пожаротушение», — констатирует Белоглазов. — У хорошего менеджера пожаротушение
занимает треть времени, но не меньше, потому что от него никуда не деться».
«Пожар», по Белоглазову, — это ситуация, когда нужно за день решить проблему, о
которой ты не знал еще утром. Как-то на канал ушел ролик с орфографической
ошибкой. Нужно было срочно договариваться с каналом о приостановке монтажа
рекламных блоков на следующий день, изымать бракованный ролик, поднимать на ноги
клиента, чтобы он срочно организовал постпродакшен, да еще и сделать так, чтобы
это не отразилось на условиях работы с каналом.
Но по-настоящему крупный
«пожар» разгорелся в агентстве осенью 2002 года.
пожарная команда
|
//Сергей Белоглазов
Родился в 1971 году в
Москве.
Образование: Московский физикотехнический институт,
факультет управления и прикладной математики.
Опыт работы: с 1995
года — сотрудник отдела исследований Starcom MediaVest Group (до 2003 года
— DMB&B). С 1996 года — эксперт по размещению в отделе
ТВ-баинга. Работал с такими клиентами, как Cola-Cola Co., Mars, General
Motors, Kraft Foods, Procter & Gamble и др. С 2001 года — директор по
ТВ-вещанию MediaVest. С января 2003 года — управляющий содиректор
агентства Starcom. С января 2006 года — президент Starcom MediaVest
Group.
Женат, имеет сына. | В 2002 году
глобальная группа Publicis Groupe, в которую входила сеть DMB&B, объявила о
закрытии сети DMB&B по всему миру. Ходили слухи, что одной из причин
закрытия креативной сети стал уход из нее компании Mars с бюджетом в $100 млн. В
России глобальные изменения привели к реструктуризации активов DMB&B. Вместо
агентства D‘Arcy возникло агентство «Родная речь». Что касается медийных
агентств, была образована отдельная медийная группа Starcom MediaVest Groupе, в
которую вошли агентства MediaVest (ранее было в составе DMB&B) и агентство
Starcom, ранее принадлежавшее Leo Burnett & Moradpour. MediaVest, где под
начальством вице-президента Натальи Кузавлевой работал Сергей Белоглазов,
удалось сохранить медийное обслуживание Mars, но обстановка внутри агентства
накалилась до предела: в конце «рокового» года к MediaVest «подселили» Starcom и
начали пере водить туда ключевых клиентов и сотрудников.
В большинстве
стран часть рекламодателей, которых в России обслуживал MediaVest, находились в
Starcom. По желанию глобальной группы, решено было привести клиентские листы
обоих агентств в соответствие «мировому порядку». Вскоре MediaVest расстался с
P&G и Coca-Cola. Starcom, «вырванное» из Leo Burnett, тоже переживало
стресс. Перед новым годом с Белоглазовым поговорили и предложили пост
содиректора Starcom. «Нужен был очень мягкий менеджмент, который помог бы
сохранить человеческие ресурсы, и нужен был очень профессиональный менеджмент,
чтобы не насаждать в Starcom новую власть, а завоевать ее через авторитет и
уважение. Белоглазов справился в течение месяца, — объясняет причины кадровой
рокировки Сергей Коптев. — Это вообще один из самых лучших людей на нашем рынка,
а может, и самый лучший». К тому же в условиях напряженной обстановки накануне
2003 го да руководству группы как нельзя лучше подходил человек «из народа»,
которого уважали в коллективе.
До возникновения схемы содиректорства
управляющим директором Starcom был специалист по медиапланированию Джефф
Чалмерс. Но для качественного обслуживания мировых гигантов в России ему не
хватало «знания реалий российского медиарынка». Белоглазов знаниями обладал,
опыт общения с клиентами имел и с сотрудниками ладил. «Джефф — абсолютный гений
медиапланирования, курировал планнинг и нетелевизионные СМИ, а моей задачей было
телевидение и администрирование, то есть свою задачу я видел в том, чтобы по
возможности сделать людей счастливыми», — описывает задачу руководителя
Сергей.
Вдвоем Сергей и Джефф установили в агентстве полную демократию
под девизом «У нас больше опыта, но мы не умнее всех на свете, поэтому
советуемся со своими сотрудниками».
В результате получилось наоборот —
сотрудники сами шли советоваться с Белоглазовым. Наталья Кузавлева, коммерческий
директор PGM Eurasia, рассказывает, что к Белоглазову сотрудники обращались по
любому поводу. Порой его подчиненным самим было бы неплохо что-то решить, но они
продолжали идти к нему, и он безотказно помогал. Сам Сергей Белоглазов так
объясняет свою позицию: «Я прошел все этапы карьерного роста, прежде чем меня
назначили содиректором, и помню все, что чувствовал на каждой ступени. Поэтому
если начинаются мысли «Какие проблемы могут быть у ассистента?!», я постоянно
себя одергиваю, напоминая, что уровень проблем и нервных затрат на их решение у
всех одинаковый».
В конце 2003 года Starcom заняло лидирующие позиции по
объемам биллингов, которые составили $126 млн, а число сотрудников за этот год
выросло на 30–40%. Белоглазов же гордится людьми, а не цифрами. «Нам повезло,
потому что помимо профессионализма у нас собрались одни из лучших людей на рынке
по человеческим качествам — это моя четкая уверенность, — оценивает он своих
подчиненных. — Мы говорим на одном языке, ими не надо управлять, надо только
подкидывать идеи и иногда направлять». А вот к цифрам, с которыми еще в
студенческие годы он думал провести всю жизнь, относится скептически. По его
мнению, из-за закрытости рынка объемы биллингов точны до определенной степени. К
тому же быть самым крупным по биллингам — не значит быть самым лучшим по
качеству сервисных услуг.
К концу 2005 года Белоглазов был вполне доволен
работой агентства и своей собственной: «Наконец-то появилось ощущение, что
наступает гармония». Но тут, как гром среди ясного неба, грянули очередные
структурные перемены в коммуникационном холдинге.
не хочу быть президентом
«Подумай на досуге о президентстве в SMG — вещь интересная», —
как бы вскользь сказал Сергей Коптев Белоглазову, завершая перекур.
Сразу
после этого разговора содиректор Starcom от президентства категорически
отказался. Опять как в пионерском лагере — «вожатого» Сергея «терзали смутные
сомнения». «Было ощущение, что не справлюсь», — объясняет он. Но потом вспомнил
слова школьного учителя-математика: «Каждый человек занимает позицию на одну
ступень выше той, которую заслуживает». И все-таки рискнул.
Наталья
Кузавлева считает, что в отличие от большинства подъем по карьерной лестнице
Сергея не изменил, и именно сдержанное отношение к собственным успехам помогло
ему достичь президентской должности. А Сергей Коптев отмечает, что лучшей
кандидатуры, чем Белоглазов, он найти не мог: «Сергей не стремится к власти,
потому что для него она, прежде всего, — ответственность. Как сказал кто-то из
великих, «власть нужно давать не тем, кто ее хочет, а тем, кто ее боится».
Назначая Сергея, я следовал этому совету».
«Сергея я всегда воспринимал
как серьезного профессионального человека и полагал, что он сделает хорошую
карьеру в этом бизнесе, — рассуждает о новом статусе Белоглазова Сергей
Пискарев. — Сегодня он общается с «НТВ-Медиа» как первое лицо SMG, мы довольно
часто взаимодействуем».
Среди новых президентских обязанностей
Белоглазова помимо стратегического развития группы появилась работа с
исследовательским подразделением Medialogics (входит в PGM, специализируется на
централизованной закупке и обработке медиаисследований, прогнозировании рынка) и
Intelligence (структура, входящая в SMG, занимающаяся изучением потребительских
инсайтов с точки зрения восприятия различных медиа, инструментов креативного
медиапланирования).
Как рассказывает Сергей Коптев, структурно SMG в
ближайшее время меняться не будет, потому что уже сбалансирована: есть
операционные агентства и хорошая аналитическая поддержка. А вот расширение
географии — это следующий шаг. «У SMG уже есть небольшое представительство в
Северо-Западном регионе. Далее посмотрим: будем идти в те точки, где есть
наиболее выраженная, своя специфика потребительского поведения — Поволжье и
Татарстан», — описывает будущие задачи Белоглазова Сергей Коптев.
Но в то
же время, как подчеркнул Коптев, новый президент SMG не умеет быстро
отстраняться от старых обязанностей и «умывать руки», поэтому продолжает
руководить частью проектов Starcom. Впрочем, уже из первого в своей жизни
собственного кабинета.
Анна Колесникова
25.05.2006
Журнал "Индустрия рекламы"
|