Бумажный и интернет-выпуски «КП» – выгодный тандем
«Курьер печати»
продолжает рассказывать о сетевых версиях крупнейших российских газет. На
очереди – сайт «Комсомольской правды», который вышел в лидеры по посещаемости
среди сайтов своих печатных собратьев. Он и развивается динамичнее остальных –
одним из первых открыл WAP-канал для «мобильной» аудитории, ввел
журналистские блоги (открытые дневники), продолжает расширять сервис для
читателей. О жизни сетевой «Комсомолки» нам поведали директор по распространению
и продвижению ИД «КП» Александр Чекшин и веб-редактор сайта kp.ru
Елена Горбачевская.
|
|
Елена Горбачевская |
Александр Чекшин |
– Когда открылся
сайт «Комсомольской правды»? Какой изначально была его задача?
– Сайт www.kp.ru открылся в 1998 году.
«Комсомольская правда» посчитала необходимым занять свое место в новом
для того времени информационном пространстве.
– Менялась ли со временем концепция web-ресурса? В чем она
заключается сегодня?
– Конечно же, за восемь лет много изменилось, из html-странички с несколькими
статьями kp.ru превратился в большой ресурс со множеством тематических разделов
– от политического до кулинарного. Появилось много интерактива – опросы
читателей, отклики на статьи, блоги, сообщества, возможность завести бесплатный
почтовый ящик и прочее.
Задача kp.ru в Интернете – не отставать от «бумаги», быть в первых рядах.
«Комсомольская правда» в интернет-пространстве – для тех, кто читает ее с юных
лет, и для тех, кто вообще никаких газет никогда не читал, а информацию получает
только с экранов компьютера и телевизора. Газета живет, не стоит на месте,
развивается вместе со временем и технологиями. Интернет, мобильный телефон, КПК
– свежий номер «Комсомолки» доступен в любом формате, в любое время суток,
практически в любой точке. Можно почитать газету, можно написать письмо в
редакцию, поднять какую-то тему.
– Тяготеет ли сайт «КП» к формату информационно-развлекательного портала
или он все же останется в рамках, заданных газетой?
– Сайт вовсе не является простой калькой с газеты. Это не электронный вариант
«Комсомолки». «Комсомольская правда» – сама по себе газета очень большая и
емкая, это не только ежедневные новости, аналитика и специальные репортажи. Это
масса полезной информации в спецпроектах – о здоровье, даче, отдыхе, автомобилях
и компьютерных новинках. Сайт будет развиваться именно в этом направлении –
тематических разделов, которые, в конце концов, превратят нас в широкопрофильный
портал для читателей с разнообразным спектром интересов.
Что касается именно развлечений – на сайте есть анекдоты из номера, гороскоп
на неделю, раздел знакомств, слайд-шоу, фотогалереи, проводятся конкурсы,
журналисты и читатели ведут свои дневники в разделе blog.kp.
– В чем отличие подачи информации на сайте от ее подачи в бумажной
версии?
– Некоторые материалы публикуются только в онлайновом выпуске. Часть –
репортажи, очерки – можно прочитать на сайте в полной версии, без вынужденных
для бумажной версии сокращений. Например, справочная информация. Она полезна для
читателя, но отдавать под нее разворот в газете было бы лишним – поэтому она
публикуется на сайте, о чем и сообщается читателям «бумаги». На сайте мы можем
разместить больше иллюстраций, если это какой-то зрелищный репортаж, или сделать
из фото слайд-шоу.
При этом, если того требует ситуация (происходят чрезвычайные и социально
значимые события в стране, в городе), конечно же, на сайт мы выкладываем
материалы «с колес», не дожидаясь выхода завтрашнего номера.
Кроме того, сайт – это самая оперативная связь с читателями. Ежедневно мы
модерируем около тысячи (!) откликов на статьи номера. Отклики на материалы
позволяют творческой редакции определять приоритеты рубрик, учитывать интересы
читателей, быстро отвечать на заданные вопросы и развивать интересные темы.
Отклики наших читателей о прочитанных в газете материалах ложатся в основу
ежедневных публикаций в оффлайновой рубрике «Первый отклик».
– Какие рубрики/материалы являются приоритетными для сайта? Почему именно
они развернуто анонсируются на первой странице?
– Не стоит говорить вообще о приоритетности каких-то рубрик. Мы ориентируемся
на сегодняшний день, стараемся предугадать интерес читателя к той или иной теме.
Ну и, конечно же, ориентируемся и на бумажный выпуск – его акценты, «гвозди»
номера. Сегодня главным может оказать спортивный материал о победе Валуева,
завтра – статья о свадьбе Алсу, а послезавтра – материал о небывалой жаре.
Потому что лето на дворе и жара в этот день – главное.
– Год назад вы ввели на сайте блоги журналистов и читателей. С какой
целью?
– Запустить раздел «Блоги» (одними из первых) нам помогли наши партнеры из
Liveinternet.Ru. Цель – освоить новый формат, предоставить еще одну услугу:
возможность завести свой дневник на kp.ru читателям сайта. Это увеличивает нашу
аудиторию и еще приносит пользу газете.
– Платите ли вы журналистам гонорар за ведение блогов или это их
бескорыстная инициатива?
– Есть некоторая схема выплаты гонораров особо успешным блоггерам. Но это не
источник дохода в чистом виде для большинства активно блоггирующих журналистов.
Это некий вообще качественно иной уровень общения журналиста и читателя. Ведь
традиционно журналист для читателя был все-таки «человеком со сцены»: «он там, а
мы тут». Общение в блоге сломало этот стереотип – теперь это уже почти личное
знакомство, другой уровень доверия, разговор на равных.
Кроме того, журналисты часто размещают у себя в блогах «крючки» – анонсы
готовящихся к публикации статей, они обращаются к читателям с просьбой помочь
собрать фактический материал, высказать свое мнение. Иногда из такого «народного
творчества» выходят интересные материалы. Пример – сообщество «Кремлевская
диета», самое массовое и посещаемое сообщество Liveinternet’а. Полторы тысячи
постоянных читателей, две с половиной тысячи посетителей ежедневно. Это,
во-первых, возможность для читателей задать свои вопросы, спросить совета у
автора «Кремлевской диеты» Евгения Черныха, а, во-вторых – источник новых тем
для публикаций. Замечу, что ни сам журналист, ни многие из участников до
возникновения этого блога и понятия не имели о такой форме виртуального общения.
Так что даже немного просветительская миссия у нас получилась. Плюс – новая
аудитория для сайта: желание похудеть многих заставило сделать закладку на
blog.kp.ru.
Продолжая тему, конечно, нельзя не сказать о том, что блоги самодеятельных
сетевых авторов для редакции «КП» являются ценным источником информации. В
моменты каких-то событий, катастроф ни с чем не сравнятся рассказы очевидцев,
участников событий, сделанные ими фото. Несколько раз мы публиковали в газете
выдержки из читательских блогов по разным темам.
– Кроме блогов, какие еще интерактивные проекты вы развиваете или
планируете развивать на вашем сайте?
– Есть проекты, о которых мы пока не хотим говорить – сначала запустим, потом
посетители оценят, а конкуренты, как обычно, бросятся догонять. Активно думаем
над развитием подкастинга в разных форматах, над использованием web-камер,
учимся у зарубежных коллег.
– В каких цифрах исчисляется ежедневная интернет-аудитория «КП»? Что для
вас значат эти показатели?
– Сейчас это около 150 тысяч посетителей и 100 тысяч хостов в день. Что почти
вдвое больше, чем в тот же период прошлого года. С учетом общего роста аудитории
российского Интернета за год мы подросли несколько больше других газет в Сети и
опередили своих бумажных коллег. Для нас это означает только одно: мы стали
первыми среди сайтов традиционных СМИ, значит, пора побеждать и среди
электронных контентных ресурсов. На месте стоять нельзя.
– Извечный вопрос: как влияет популярность электронной «КП» на продажи
газеты? Является ли это перетягивание одеяла (то есть, аудиторий) между
web- и бумажной версиями проблемой для «Комсомолки»?
– О чем речь?! Бумажный и интернет-выпуски «КП» друг друга только дополняют.
Все-таки это разные носители, разная подача информации. И важно не то, в каком
формате получил информацию читатель, а то, чтобы он получил под брендом «КП»
качественную информацию. Тогда общая аудитория будет расти.
Если разбираться в ситуации более детально, то часть интернет-аудитории
газеты – это вообще не покупатели печатной версии. Тем же эмигрантам (а это
почти половина наших пользователей) и купить-то «КП» негде. Другие в принципе
газет не читают – так, пробегают за день пару сайтов. Часть сетевой аудитории,
безусловно, все-таки пересекается с газетной, но это не создает нам никаких
проблем. Возьмем такую ситуацию: человек с утра гулял с собакой, просмотрел
газету, пришел на работу, загрузил www.kp.ru,
чтобы дочитать интересный материал и заодно высказать свое мнение, прочесть, что
думают другие. Потом пробежал глазами все материалы – отметил для себя то, что
дома вечером можно почитать: лунный календарь, к примеру, и про то, как выбрать
лопату для работы на даче. А в субботу на даче, где не продается пресса, очень
удобно почитать свежую «Комсомолку» прямо в мобильном телефоне. Кстати, именно в
выходные дни возрастает аудитория WAP-версии. Таким образом, все носители, на
которых выложен наш контент, востребованы и отлично дополняют друг
друга.
– Насколько сайт «КП» востребован как рекламоноситель?
– Мы только начали создавать соответствующую полноценную службу продажи
интернет-рекламы в структуре продающего подразделения ЗАО «ИД “Комсомольская
правда”». Возможности нашего сайта колоссальные, работы много. Стабильный рост
аудитории и грамотная работа по привлечению клиентов позволяют прогнозировать
как минимум ежегодный 100-процентный рост поступлений от рекламы.
– Какие возможности сайта больше всего привлекают рекламодателей?
– Востребованы все виды рекламы. Отлично работают статьи, потому что к
нам в первую очередь приходят читать и рассматривать картинки. Хороший отклик
получают рекламодатели от пакетного размещения: баннер + статья. Мы используем
новые формы рекламы – в виде тематических форумов, проведения
онлайн-конференций. У нас широкие возможности по таргетированию.
– Какова доля сайта в рекламных доходах «КП»?
– «КП» в Интернете окупает себя. Основной доход дает реклама на сайте, но до
бюджетов бумажной «КП» нам еще далеко. По практике, сложившейся на рынке, доля
рекламы в Сети должна быть около 5% от рекламы, проданной в бумажную версию
газеты. К этому и стремимся.
– Сейчас все больше людей читают «Комсомолку» по мобильному телефону.
Какова численность этой аудитории?
– Сейчас ежедневно в WAP-версии «Комсомолку» читают три-четыре тысячи
посетителей. Эта аудитория по сравнению с прошлым годом выросла более чем в два
раза.
– С точки зрения маркетинга, WAP-аудитория – наиболее ценная
категория читателей. Она платежеспособна и легко откликается на различные
интерактивные проекты (игры, викторины, скачивание мобильного контента и т.д.).
Есть ли у вас отдельная стратегия взаимодействия с этой аудиторией? Сценарии
взаимодействия? Как вы зарабатываете на WAP-читателях?
– «Комсомолка» в этой части лидирует с большим отрывом и от газет, и от
остальных новостных ресурсов. На wap.kp.ru есть не только газета, архив, региональные
новости, но и масса инновационных маркетинговых инструментов. Так, осенью на
«Маяке» шли отрывки из последнего «Гарри Поттера» (книга тогда еще не поступила
в продажу), продолжение отрывков можно было найти в субботней «КП», а окончание
отрывков – в мобильном телефоне. По WAP-каналу проводилась и викторина с
призами, по которой мы получили хороший отклик от молодежной аудитории. Сегодня
«КП» знает портрет своего мобильного читателя (предусмотрено добровольное
анкетирование) и имеет его телефоны для директ-мейла. Нами активно внедряются
интерактивные игры (ежедневный бонус – кроссворд и судоку), есть фирменный
рингтон от «КП», гороскопы и фэн-шуй-прогнозы. Также мы создаем полезные
справочники и потребительские Java-приложения – калькулятор модной «Кремлевской
диеты», лунный календарь причесок, справочник всех такси, афишу и т.д. Есть даже
специальное сервисное приложение «Мобильная КП». Почти 70 тысяч человек скачали
его себе в телефон с ноября прошлого года.
Если говорить о заработках… Сегодня есть несколько источников дополнительных
доходов от WAP: revenue share с операторами за генерируемый нами WAP-трафик,
продажа premium-контента в партнерстве с контент-провайдинговыми компаниями
(revenue share), продажа собственных Java-приложений (нашу «Мобильную
кремлевскую диету» по $2,5 неплохо покупают и читатели, и посетители сайта),
продажа рекламы происходит как на сайте, так и в приложениях. Это очень
интересный сегмент рынка, и мы чувствуем, как далеко ушли от конкурентов в
отношении развития мобильных сервисов.
Данила Гаев
29.05.2006 Журнал "Курьер печати"