Толстеющий журнал по диетической цене
Жесткая ценовая конкуренция в сегменте женских журналов вынудит издателей разнообразить контент
Полку дамских изданий прибыло. В конце мая в продажу по всей стране поступил еженедельный глянцевый женский журнал Gloria, издаваемый Independent Media. А чуть раньше, в последних числах апреля, ИД Burda выпустил ежемесячный журнал Joy. Казалось бы, появилась еще пара женских журналов и что с того? Примечательны, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, разница в цене между еженедельником и ежемесячником символическая 20 и 29 рублей соответственно. Во-вторых, новый ежемесячник дешевле аналогов как минимум в два раза.
Это говорит о том, что на рынке женских журналов началась жесткая ценовая конкуренция. Которая, в свою очередь, ведет к смешению аудитории и как следствие к дезориентации рекламодателя.
Померяемся рублем
«Очень жесткий демпинг по отпускным ценам начался с выходом журнала Glamour за 40 рублей», говорит гендиректор ИД Independent Media Елена Мясникова. Его ближайшие конкуренты стоили тогда как минимум на 20 рублей дороже. И хотя впоследствии цена Glamour поднялась до 50 рублей (а теперь и до 55), на фоне рынка она остается весьма и весьма низкой для толстого качественного глянцевого журнала. Результаты низкой цены не замедлили сказаться: за год и девять месяцев журнал приобрел более 1,8 млн читательниц (данные TNS Gallup Media).
Неудивительно, что по пути снижения цен пошли другие издания. Так, адресованный молодым барышням новый бурдовский журнал Joy с заявленным тиражом в 320 тыс. стоит в рознице уже 29 рублей. При этом журнал не тощенький 180 страниц. Тогда как у многих издателей есть журналы по 100-140 страниц, стоящие в рознице вдвое дороже по 65-70 рублей.
То есть сегодня на одном лотке лежат как тонкие дорогие издания, так и более толстые и дешевые. Причем различие между ними минимальное те же заголовки про «29 ошибок на пути к мужчине мечты», про талант супермоделей «носить супермодные тренды» и про недостижимо «плоский живот с выпуклыми ягодицами». Та же вполне качественная бумага, те же красивые картинки.
Долго такое «равноправие» сохраняться не может. «Что-то должно будет измениться, говорит Елена Мясникова. Существовавшие до запуска новых изданий журналы еще не отреагировали на вызовы, но должны будут это сделать. Каждому издателю придется искать свой ответ то ли делать журнал намного толще, то ли снижать цену, то ли переводить ежемесячники в еженедельники».
Впрочем, смена периодичности не панацея. Дело в том, что ценовая война уже привела к стиранию границ между еженедельными и ежемесячными изданиями: многие женские еженедельники стараются подрасти и составить конкуренцию ежемесячникам. Неслучайно в последнее время та же несколько домашняя и провинциальная «Лиза» стала более «гламурной». У нее появилась глянцевая обложка, она чуть-чуть пополнела и подорожала до 24 рублей с 18. Как утверждает гендиректор ИД Burda Арнд-Фолькер Листевник, «журнал меняется вслед за рынком и за потребителем».
Стирание граней
Поскольку нивелируется разница в цене, то стираются и различия между читателями. «Раньше у меня как у издателя было представление это 'глянцевая' аудитория, а это аудитория еженедельников. Она попроще, подешевле, менее требовательна, говорит Елена Мясникова. Если раньше можно было вполне четко сказать, что читательница ежемесячника вряд ли купит еженедельник, то сейчас ситуация меняется». Показательны результаты последних исследований, которые Independent Media получила на региональных фокус-группах перед официальным запуском еженедельника Gloria. Оказалось, что самое большое пересечение аудиторий у журналов «Лиза» и Glamour (то есть вторым любимым журналом читательница «Лизы» называла Glamour).
В смешении аудитории некоторые издатели видят окно возможностей. «Читатель хочет еженедельно получать какую-то информацию, а ему остается покупать только журнал 'Лиза'. Может быть, аудиторию, которая пересекается, можно переключить на другой еженедельный журнал», предполагает гендиректор ИД Conde Nast Наталья Гандурина.
Другие полагают, что смешение аудитории вообще характерно для российского рынка дамских изданий. «Общий круг читателей женских журналов не только достаточно узок, но к тому же и гомогенизирован», говорит Арнд-Фолькер Листевник. По его мнению, одни и те же читательницы могут листать Cosmopolitan и «Лизу», Glamour и Joy, Vogue и Elle. Что они, собственно, и делают.
Смешение аудитории ведет к дезориентации рекламодателя: пафосные «глянцевые» и «массово-демократичные» апеллируют к одной и той же женщине. Пока они дают рекламу в разные издания во многом в силу привычки и тесных связей с тем или иным издательским домом, в том числе из-за опыта сотрудничества на рынках других стран. Скажем, у ИД Conde Nast (Vogue, Glamour) традиционно на многих рынках более глянцевая, дорогая реклама.
Но постепенно ситуация начинает меняться. «Рекламодатель, который ходил только в ежемесячный глянец, теперь рассматривает еженедельники. И наоборот», говорит Елена Мясникова. Одна из причин рекламодатель заинтересован в более оперативном размещении рекламы: ведь еженедельные издания это более быстрый рекламоноситель.
Конкуренция контента
Из-за размывания аудитории издателям становится все сложнее отвечать на любимый вопрос деловой прессы: кто ваши конкуренты? Традиционно конкурентом Cosmopolitan считали Elle, но теперь это совсем не очевидно а может, «Лиза»? Или Glamour? Или, может, вообще какой-нибудь портал «Дамочки»? Многие современные женщины имеют компьютеры и доступ в интернет и ведущие дамские журналы сейчас пытаются использовать это. Тот же Cosmo приводит выдержки из блогов и ссылается на дискуссии на сайте.
«Разные носители сливаются в некое информационное поле, и конкуренция уже происходит не по типу издания (еженедельный или ежемесячный) и даже не по типу носителя (бумажный или электронный), а по типу контента, рассказывает Елена Мясникова. Таков тренд этого года, и рынок еще не успел прореагировать на него». Прорыв сможет совершить тот, кто предложит читательницам продукт, адекватный их новым потребностям и интересам.
Анастасия Дедюхина
Журнал "Эксперт"