Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ароматный рынок

Становление туалетного бизнеса в столице состоялось, поскольку появилась этика его ведения

"Некоторые спрашивают: "Какой у тебя бизнес? Туалетный? Фу!" А что в этом такого? Это ведь жизненно важный бизнес! Я приношу пользу городу и зарабатываю деньги. Мне нравится пословица "деньги не пахнут"",- говорит основатель компании "Сантрест" Евгений Шевляков.

Туалетная этика

Евгений родился в Узбекистане в семье военных. Окончил Пензенский государственный университет по специальности "информационные системы в экономике". Будучи студентом, открыл с другом фирму - торговал металлом. После окончания университета приехал в Москву, устроился в одну коммерческую компанию руководителем отдела продаж.

Однажды Евгению предложили поработать в "мусорном" бизнесе: - Я разрабатывал на одном предприятии проект по вывозу мусора. Но уже тогда задумывался о том, чтобы открыть свое дело. Заниматься мусором не решился: дело это не настолько перспективное. Свалки становятся дальше от Москвы, имеется много крупных государственных предприятий, с которыми тяжело конкурировать. Проанализировал ситуацию и решил, что туалетный бизнес выгодней. Этот рынок не слишком насыщен. Возьмите любую газету - все делают окна. А в туалетном бизнесе на всю Москву семь-восемь компаний, не считая мелких ПБОЮЛов и ЧП. В общем, я понял, что спрос на такие услуги есть.

- На самом деле этот бизнес один из самых чистых как в прямом, так и в переносном смысле. В ассенизаторских машинах все закрыто, содержимое туалетного бака засасывается внутрь бочки с помощью шланга под давлением, создается вакуумная среда.

Такую машину можно запросто ставить на улице - от нее ничем не пахнет. Да и отношения между конкурентами в этом бизнесе вполне нормальные: становление туалетного бизнеса в нашей столице уже состоялось, появилась этика.

Щепетильный вопрос

Всего в Москве приблизительно 7 тыс. "голубых кабинок". 4,5 тыс. принадлежат компании-гиганту, которая присутствует на рынке уже девять лет. Евгений Шевляков пришел на этот рынок позже всех. Всего год назад он основал компанию "Сантрест" и решил развивать бизнес по следующим направлениям: торговать туалетными кабинами и сдавать их в аренду, а так же предоставлять услуги по обслуживанию туалетных кабин: - Понятие "производитель туалетных кабин" редко можно применить к какой-нибудь одной компании,- поведал Евгений.- Те, у кого мы их покупаем, не являются производителями в полном смысле этого слова. Они делают только стены, а баки закупают у других производителей, которые отливают их, как колокол. Сейчас для изготовления кабин используются два метода: либо ротоформование, либо вакуумная формовка. Мы тоже в какой-то степени являемся производителями: кабины приходят к нам в разобранном виде - стены, бак и крыша. Мы их собираем, прикрепляем держатель для туалетной бумаги, клепки, электрику.

Сейчас у компании "Сантрест" 300 туалетов, которые сдаются в аренду. Обслуживание стоит 500-700 руб. за сеанс (в зависимости от количества туалетных кабин у заказчика и частоты откачки). Сеансы бывают обычно один-два раза в неделю, редко - один раз в месяц или каждый день. То есть в среднем на обслуживании фирма зарабатывает 1 млн руб. в месяц.

Чтобы выкачивать туалеты, Евгений приобрел две машины КО-503: - На рынке представлены в основном отечественные машины Арзамасского завода. Существует около пяти моделей, отличающихся друг от друга объемом бочки. Мы взяли средний объем, рассчитанный в среднем на 25 кабин.

По объему нам могло хватить и одной машины, но мы купили две с расчетом на то, что одна машина может сломаться. А через несколько месяцев поняли, что и две машины могу сломаться одновременно, поэтому приобрели еще пару.

Арендовали гараж, чтобы было место, где можно машины ремонтировать, хранить запчасти. Моем их на обычной мойке для большегрузных машин.

Определенные трудности возникли у Евгения с подбором кадров: - Водителя на ассенизаторскую машину найти тяжело. Спросите любого: пойдешь качать? И 100% водителей откажутся.

Но потихонечку все-таки набрали штат, обучили.

На одной машине работает один человек.

В его задачи входит выехать на объект, запустить в туалетный бак шланг, откачать, помыть туалет мини-мойкой "Керхер", залить в бак дезодоранты и повесить рулон туалетной бумаги. Обслуживание туалета, по желанию заказчика и в зависимости от количества пользователей, происходит обычно один-два раза в неделю. Некоторыеособо посещаемые туалеты чистятся каждый день.

Перед тем как начать работать, "Сантрест" должен был решить вопрос: куда сливать? - Есть специальные станции, ГУП,- рассказал Евгений.- Если вы помыли руки, куда пошла вода? В очистные сооружения, на поля аэрации. Вот и мы сдаем туда же.

Сложность в том, что у каждой станции свои объемы. Например, в Нахабино туалетчикам обращаться бесполезно, у них и без нас отходов много. Но мы в конце концов нашли станцию, с которой заключили договор.

Проверка туалетом

Когда машины были куплены, офис снят, набраны люди и заключены все необходимые договоры, "Сантрест" приступил к самому главному - закупке туалетов: - Мы купили пять туалетов в разобранном виде. Когда собрали, наш инженер посмотрел и сказал: расстояние между дверью и сиденьем маленькое, не развернуться, клиенты будут жаловаться. Мы решили у этого производителя кабинки больше не брать, но те первые пять кабин продали- три у нас купила в тот же день строительная организация, а оставшиеся две взяли в аренду в течение трех последующих дней.

Первое время фирма "Сантрест" даже не имела склада - брали кабинки у производителя, везли их к заказчику и собирали прямо на месте. Однако для того чтобы сдавать туалеты в аренду, пришлось обзавестись собственным складом.

Сейчас расстановкой кабинок занимается один человек - водитель. Несмотря на то что каждая кабинка весит около ста килограммов, водитель легко спускает ее по специальным полозьям. После этого подписывается акт о сдаче-приеме, и ответственность за кабинку начинает нести арендатор: - В каждом договоре указано, что в случае пропажи туалета клиент должен компенсировать нам его стоимость. Вначале мы не придавали этому пункту должного значения, ведь для того чтобы перевезти кабинку, ее вначале нужно откачать. Кто потащит куда-то полный туалет? Но оказалось, что в жизни все возможно. Как-то один день в центре Москвы работала съемочная группа и попросила поставить для них туалет.

Вечером они позвонили нам и сказали, что уезжают. Когда мы приехали, с момента отъезда прошло минут пять, но этого времени оказалось достаточно, чтобы злоумышленники украли туалет. До сихпор гадаем кто: то ли дачники, то ли конкуренты? В другой раз туалет пропал на стройке. Приехало руководство стройки, был составлен акт, в котором они установили, что факт хищения туалета состоялся. На следующий день туалет обнаружили на соседней стройплощадке, его туда утащили рабочие, потому что у них своего туалета не было.

- Клиенты все разные: один клиент, застройщик коттеджного поселка, мыл наши туалеты каждый день, к каждой кабинке положил дорожки, а на другой стройке в туалетах горы пустых бутылок, мусора и камней. Хуже всего, когда клиенты вечером сгоняют в тот угол, где стоит туалет, всю технику, ставят там краны, а ночью приезжает наша машина и подобраться не может. В таких случаях водитель составляет акт, в котором описывает, почему он не смог почистить туалет. Однажды на стройке клиенты поставили наш туалет за котлованом, потом звонят через месяц и начинают предъявлять нам претензии: дескать, мы оплатили уборку туалета два раза в неделю, а к нам за месяц никто так и не приехал. Хотя на самом деле водитель приезжал к ним в положенные дни и пытался добраться до туалета, просил переставить его в более доступное место.

Чтобы убедиться в добросовестности водителя, проконтролировать качество, приезжает руководитель подразделения. Смотрит, хорошо ли помыта кабина, висит ли новый рулон туалетной бумаги. Иногда советует клиенту переставить кабинку в более удобное место. Но не всегда успевает: - Один клиент собирался провести большую дискотеку на третьем этаже в ангаре,- вспоминает Евгений.- И прямо там, на третьем этаже, поставил три наших туалета. До дискотеки они весили по 100 кг, и ему легко удалось втащить их наверх. Зато утром, после дискотеки, они весили уже по 500 кг. Тогда он задумался: как спустить туалеты? Вызвал наших специалистов, но устройство ассенизаторской машины таково, что хоть она и имеет шланг длиной до 15 м, однако не может качать из колодца или объекта, находящегося на высоте более 10 м.

Тогда он вызвал кран и попробовал вытащить туалеты через окна. Однако и эта затея не удалась. В конце концов соорудили носилки, на них устанавливали туалеты и сносили вниз.

Комических случаев в туалетном бизнесе более чем достаточно: - Воруют в России туалеты нечасто, зато очень любят в них ночевать. Приедет водитель за туалетом, погрузит его в машину, привезет на склад, а из туалета человек вылезает. "Что ты там делал?" - "Как что делал? Спал".

Гениальное изобретение

В 1997 году установкой "голубых кабинок" в Москве стали заниматься государственные предприятия: - Постепенно они "мутировали" в ЗАО,- рассказал Евгений.- Большинство туалетных компаний возникли в 2001-2002 годах, когда в столице начался строительный бум.

Дело в том, что документами строго регламентируется, что копать выгребные ямы на территории стройки запрещено.

Поэтому строителям не остается ничего другого, кроме как ставить у себя кабинки.

На сегодняшний день большинство клиентов "Сантреста" - это именно стройки. На втором месте летние кафе, и на третьем - частные лица: - Многие считают, что туалетными кабинками около метро владеет мафия. Однако по своему опыту я могу сказать, что владельцами этих кабинок обычно являются мелкие предприниматели, ПБОЮЛы. У нас тоже есть такие клиенты, с одним из них я успел лично хорошо познакомиться. Раньше у него был небольшой хлебопекарный бизнес, потом он разорился, пришел к нам и говорит: "Хочу взять в аренду пять кабин и поставить их около метро". Нашел бабушку, чтобы деньги собирать, говорит, что это выгодно.

Что же касается компании "Сантрест", она не собирается развиваться в этом направлении: - Это не так просто. Лучше мы будем сдавать туалеты в аренду и их обслуживать. Со своей стороны я не вижу ничего плохого в том, что люди ставят туалеты около метро. Наоборот, я считаю, что более гениального изобретения для мегаполиса, чем туалетная кабина, не придумано. Конечно, было бы хорошо, если бы в городе были стационарные комфортные туалеты, но сегодня они не строятся.

Иногда кабинки покупают дачники, но удаленные поселки "Сантрест", как правило, не обслуживает.

Другая категория клиентов - богатые люди, которые держат в своих особняках десяток охранников и желают обеспечить их отдельным туалетом. Такие клиенты заказывают услуги ассенизаторской машины, благо, их дома находятся недалеко от столицы.

По словам Евгения, "туалетный рынок самый дружный": - У нас даже есть свой день - 19 ноября.

В этот день все туалетчики Москвы собираются в ресторанах или в своих компаниях, чтобы отпраздновать успехи. А каждый год в одном из городов мира проходит международный саммит, последний раз он состоялся в Сингапуре, представитель от России тоже там присутствовал.

Зимние страсти

Компания "Сантрест" образовалась в благоприятный весенне-летний период: - А потом наступила зима…- продолжает Евгений.- Одна компания действительно не пережила зиму, кстати, это единственный известный мне случай, когда московская туалетная компания разорилась. Чтобы содержимое бака не замерзало, в него добавляется соль, но при минус 15 соль уже мало действует. При минус 20 содержимое бака превращается в камень. Те, кто не имеет отношения к этому бизнесу, даже не могут себе представить, насколько это серьезно. Зимой мы принимали всевозможные меры: добавляли реагенты, чаще меняли кабины, привозили их на склад и там оттаивали. Уговаривали клиентов ставить туалеты на время сильных морозов в теплое помещение. Зимой у нас были наибольшие потери туалетных кабин, когда сотрудники пытались разбить лед ломом и случайно пробивали бак.

Зимой у "Сантреста" в несколько раз сокращается количество клиентов: некоторые стройки сезонные и зимой не работают.

Не функционируют и летние кафе. А те, кому зимой все-таки приходится пользоваться туалетом, стараются как-то скрасить свое в нем зимнее пребывание: - Зимой клиенты стали нам звонить: "Помогите, замерзаем!" И тогда наш инженер предложил ставить в туалетах обогреватели. Проблема в том, что, с одной стороны, обогреватель должен дотягиваться до розетки, а с другой стороны, туалет должен стоять так близко к дороге, чтобы до него дотянулся шланг. Зимой мы используем укороченный шланг длиной 7 м, потому что чем длиннее шланг, тем больше вероятности, что содержимое в нем замерзнет.

Периодически откачиваемая жидкость все-таки замерзает в шланге. В таких случаях водители берут обычную горелку и водят ей по шлангу, пытаясь прогреть содержимое: - Этот метод широко применяется у водителей большегрузных машин,- рассказал Евгений.- Когда они отправляются в рейс, у них по бокам висят баки с топливом.

В зимнее время топливо замерзает, и тогда водитель выходит из машины и начинает греть его горелкой. Машина при этом не взрывается, и ничего не лопается.

Новая стабильность

Туалетные кабинки бывают эконом-класса и дорогие. Чаще всего клиенты берут именно второй вариант: - На дешевые кабинки гарантия одиндва года,- объяснил Евгений.- На дорогие - пять лет. В дорогом туалете стоит усиленная дверь, у дешевого - дверь тоньше. Дешевый туалет идеально подходит для склада, где работают три-четыре человека.

При этом даже дорогой туалет часто ломается: посетители кабинок вырывают задвижки, пружины, двери, держатели туалетной бумаги. Все это легко может починить наш водитель прямо на месте, ведь нет на свете более простого устройства, чем туалетная кабина.

Сейчас рынок туалетов в Москве более чем стабилен: все предлагают продукцию и услуги по абсолютно одинаковой цене, туалетные кабинки разных производителей похожи, и даже тот производитель, который поначалу смутил компанию Евгения маленьким расстоянием от сиденья до двери, сейчас вернулся к общепринятым стандартам: - Были попытки делать туалеты с разным объемом бачка - делали и по 300 л, и по 400 л, и по 500 л. Но потом поняли, что это перебор. С цветом тоже пытались экспериментировать: пробовали изготавливать не только голубые, но и коричневые, черные кабинки. И все же клиент до сих пор предпочитает именно голубые. Все так и говорят: "голубые кабинки".

АДЕЛАИДА СИГИДА

Деловая газета "Бизнес"

09.06.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов