Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Благородное чтиво

Инвесторы все чаще обращают внимание на книжную розницу. В России около 3 тыс. книжных магазинов, а должно быть в два раза больше, считают владельцы книжных сетей. Тем более, у книготорговли благородный имидж дела "для души"

Солидные инвесторы, конечно, не интересуются единичными проектами: они мыслят масштабами сетей. Так, в мае этого года владелец колбасного брэнда "Дымов" Вадим Дымов открыл в Москве книжный магазин "Республика", который в будущем должен стать одним из многих в одноименной сети.

В середине 2005 года известный предприниматель Александр Мамут стал акционером столичного ритейлера - книжных магазинов "Букбери", а еще ранее холдинг "Интеррос" Владимира Потанина высказывал заинтересованность в покупке доли "Московского дома книги". Впрочем, переговоры закончились ничем (стороны отказываются комментировать причины, по которым сделка не состоялась).

С другой стороны, сетевой бум провоцируют издатели. Для них собственная розница - верный способ наладить эффективный сбыт своей продукции. За последние пять лет на базе издательской группы АСТ появилась "Буква", при поддержке "Эксмо" - "Новый книжный" и "Буквоед", "Росмэн" создал сеть "Читай-город" (последняя была продана "Топ-книге" и теперь работает под брэндом "Пиши-читай").

По оценкам специалистов, в ближайшие годы число сетевых магазинов превысит количество независимых, а пока "одиночек" примерно вдвое больше. "Города с населением меньше ста тысяч человек фактически живут без книжных",- признает генеральный директор издательства "Росмэн" Михаил Маркоткин. А вот рынки крупных городов уже достаточно насыщены. Здесь книжные ритейлеры стараются привлечь покупателей культурно-досуговой составляющей своего продукта: в супермаркетах открывают кафе, устраивают фестивали, встречи с известными людьми и даже киносеансы.

Однако все это не отменяет главной проблемы книжной розницы: книга у нас в среднем стоит $3-4 - впятеро дешевле, чем в Западной Европе. При том, что расходы на аренду площадей и логистику в крупных городах примерно сопоставимы с зарубежными. И с точки зрения рентабельности книжный ритейл уступает многим другим потребительским рынкам. Например, "Топ-книга" в проспекте ценных бумаг (компания в феврале 2006-го разместила на ММВБ трехлетний облигационный заем на 700 млн руб.) указала рентабельность продаж 5,44% за девять месяцев 2005 года. Так что благородства в книжном ритейле пока явно больше, чем собственно бизнеса.

Книжные магазины "Букбери"

Молодая московская сеть, в открытии которой принимал участие Тим Уотерстоун, легендарный основатель британской книжной сети Waterstone's (оборот в 2005 году -$844,3 млн), ориентируется на людей, готовых платить за комфорт в магазине.

Оборот в 2003: $1,5 млн*

Оборот в 2005: $12 млн*

Стратегия: создать удобную сеть для покупателей с уровнем доходов от $300 на члена семьи.
Тактика: на полки "Букбери" допускается только "качественная литература". Яркий дизайн интерьера, кресла, сидя в которых можно почитать приглянувшуюся книгу, и отсутствие толчеи, характерной для центральных книжных магазинов. Для привлечения "своих" клиентов "Букбери" активно использует рекламу и промоакции. Кроме того, с конца 2005 года в магазинах сети стали появляться кофейни "Шоколадница".

Проблемы: в 2004 году "Букбери" оказалась в центре скандала, инициированного издательством АСТ. В судебном иске АСТ обвинило сеть в задержках платежей. В настоящий момент разногласия урегулированы. На очереди борьба с конкурентами, которые активно осваивают нишу респектабельных магазинов.

Результат: после вхождения в состав акционеров компаний, близких Александру Мамуту, в 2005 году сеть увеличилась вдвое и продала 2,5 млн книг - в 10 раз больше, чем в 2003 году. При этом средний чек по сети в 1,8-2 раза превышал среднеотраслевой показатель.

Новые цели: осенью 2006 года планируется открытие четырех магазинов в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

"Топ-книга" (сети "Книгомир", "Литера", "Лас-Книгас" и "Пиши-читай")

Лидер российского розничного рынка, базирующийся в Новосибирске, пришел к рознице из оптовой книготорговли ("Топ-книга" контролирует 80% этого сегмента). Надежные тылы позволили быстро создать несколько разноформатных сетей.

Оборот в 2003: $36 млн

Оборот в 2005: $113 млн

Стратегия: удерживать лидерство на рынке книжного ритейла.

Тактика: предложила потребителю магазины различных форматов. В 2003 году заработала сеть супермаркетов-дискаунтеров cash & carry под брэндом "Литера", где помимо книг продаются канцтовары. В 2004 году открыла в Новосибирске свой первый гипермаркет "Лас-Книгас". Одновременно компания стала пионером в освоении небольших городов с населением менее 100 тыс. человек, где практически нет конкуренции в сфере книжной розницы.
Проблемы: отсутствие эффективных инструментов для анализа рисков приводит к тому, что ежегодно 10-20 магазинов не выходят на окупаемость и закрываются.

Результат: компания "Топ-книга", владеющая 358 магазинами в 145 городах России, имеет самую обширную сеть книжных магазинов.

Новые цели: в течение 2006 года открыть до 15 супермаркетов и 200 классических книжных магазинов. К 2008 году увеличить оборот до $400-500 млн. Для реализации этих масштабных планов компания уже прибегла к облигационному займу на 700 млн руб.

"Московский дом книги"

Единственный среди ведущих книжных ритейлеров, который принадлежит государству - правительству Москвы. Это обстоятельство во многом определяет развитие сети: все 38 ее магазинов расположены в столице.

Оборот в 2003: $35 млн*

Оборот в 2005: $60 млн*

Стратегия: сохранить лидирующие позиции на московском рынке и выйти в регионы, а в перспективе - в страны СНГ.

Тактика: стремление превратить свои магазины в центры культурной жизни. "Московский дом книги" одним из первых стал привлекать покупателей ежегодными крупномасштабными мероприятиями. Среди наиболее известных - фестиваль детской книги "Вместе с книгой мы растем", "Неделя русской фантастики" и "Неделя русского детектива". Проблемы: нехватка дополнительных источников финансирования для освоения новых рынков. В 2004 году "Московский дом книги" вел переговоры с "Интерросом" о продаже 49% акций. Однако привлечь инвестиции московской сети так и не удалось, сделка не состоялась. Результат: "Московский дом книги" по-прежнему лидирует в столице. Хотя сеть остается локальной, благодаря сильным позициям на столичном - самом доходном - рынке по объемам продаж (25 млн книг ежегодно) она успешно конкурирует с игроками федерального уровня.

Новые цели: поиск дополнительных источников финансирования.

"Буква"

"Карманная" сеть федерального масштаба. Сегодня магазины "Буквы" расположены более чем в 80 городах России. Однако по-прежнему развивается как внутренний проект в структуре издательской группы АСТ.

Оборот в 2003: $22 млн*

Оборот в 2005: $50 млн*

Стратегия: в первую очередь сеть ориентирована на продвижение продукции АСТ, но вместе с тем владельцы планируют создать рентабельную розничную компанию. Тактика: компания стала активно работать с арендодателями (ранее предпочитала выкупать помещения), и развитие сети пошло динамичнее: сейчас это 80 собственных магазинов, 130 арендованных и 80 партнерских. Использование конкурентных преимуществ, которые дает принадлежность к крупнейшей издательской группе. Книги АСТ появляются в "Букве" чуть раньше, чем в остальных магазинах, и по более низким ценам. АСТ рассчитывает повысить привлекательность магазинов, расширяя ассортимент за счет продукции других издательств.

Проблемы: ассортимент "Буквы" все равно значительно уступает конкурентам: примерно 50 тыс. наименований (экспертная оценка) против 120 тыс. у главного соперника - "Топ-книги". Результат: по мнению экспертов, оборот группы АСТ с 2003 года вырос в 2,5 раза - до $150 млн.

Новые цели: каждую неделю открывать по новому магазину. Провести рестайлинг и переобучение продавцов в уже имеющихся точках.

"Библиосфера"

Принадлежит книготорговой компании "Мастер-книга", основанной ведущим российским издательством деловой литературы "Инфра-М". Одна из первых создала программу, позволяющую в режиме онлайн отслеживать денежные и товарные потоки.

Оборот в 2003: $13 млн*

Оборот в 2005: $19 млн*

Стратегия: переход от экстенсивного к интенсивному развитию. В 2003 году "Библиосфера" присутствовала уже в 10 регионах России и приступила к выводу каждого своего магазина на самоокупаемость.

Тактика: снижение издержек за счет реорганизации логистики. Система отслеживания товарно-денежных потоков позволяет более точно прогнозировать спрос и поставлять в магазины столько книг, сколько может быть реализовано в течение нескольких месяцев. Таким образом удается избежать затоваривания и оптимально использовать торговые площади. Выкуп магазинов в собственность. Внедрение дисконтных программ и индивидуальный подход к ценообразованию в каждом регионе.

Проблемы: несмотря на то, что сеть "Библиосфера" начала развиваться одновременно с "Топ-книгой" и "Буквой", она проигрывает им по количеству магазинов (40 своих и 10 работающих по франчайзингу).

Результат: по данным самой компании, оборот сети "Библиосфера" за два года увеличился на 30%.

Новые цели: активизировать рост сети за счет открытия новых магазинов.

*По экспертным оценкам


Дмитрий Крюков
16.06.2006  Секрет фирмы

16.06.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов