Делу - время
Как телеканалы приучают зрителей «бизнесменов любить»
Деловые реалити-шоу существуют на российском телевидении около года. Но
если на Западе подобные программы входят в число лидеров по любви зрителей, то
россияне предпочитают следить за развитием сюжетов телесериалов. Исправлять
ситуацию будут Герман Греф и Владимир Потанин.
В 2005 году реалити-шоу The Apprentice американского телеканала NBC вошло в
тройку самых рейтинговых программ в мире. Своим успехом шоу обязано автору идеи
Марку Бернетту, придумавшему также шоу Survivor (российский аналог — «Последний
герой»), и ведущему — ха-ризматичному миллиардеру Дональду Трампу. 16 молодых
мужчин и женщин боролись за право возглавить одну из компаний строительного
магната и получать за это $250 тыс. в год. За их усилиями уже третий сезон
следит вся Америка — каждую серию шоу на канале NBC смотрят около 20 млн
телезрителей, а финальный двухчасовой выпуск второго сезона собрал у экранов 28
млн человек (доля аудитории составила 34%). После успеха американского варианта
права на показ оригинального американского шоу закупили 16 стран, британские и
немецкие телевизионщики с успехом выпустили собственные аналоги Apprentice. С
российского варианта Apprentice — шоу «Кандидат» — канал ТНТ летом 2005 года
начал внедрение формата делового реалити на отечественном ТВ. Генпродюсер канала
Дмитрий Троицкий убежден, что «тема работы, карьеры и статуса — вторая по широте
после любви. Ведь вопросы работы, как и любви, касаются каждого».
В то же время проблемы бизнесменов и даже топ-менеджеров вряд ли волнуют
россиян так же, как жителей Западной Европы или США. Так, по данным нескольких
исследований, у большинства современных россиянок в среднем возрасте (основных
телезрительниц) в системе ценностей лидируют семья, здоровье, внешность, а
карьера занимает обычно четвертое или пятое место наряду с родственными
взаимоотношениями. Что же касается вопросов создания собственного бизнеса, то в
России только 19% трудоспособного населения занято «своим делом», тогда как в
Европе — 70%.
На что рассчитывают создатели деловых форматов?
Андрей Коркунов, гендиректор шоколадной фабрики «А. Коркунов»,
предсовдир «Евросети» Евгений Чичваркин, президент ГК «Ледово» Надежда
Копытина и президент группы компаний «Каскол» Сергей Недорослев в ответе
за судьбу российских изобретателей в процессе создания фирмы по
организации праздников. Как впоследствии признались его создатели, и по
сюжету, и по графику выхода в эфир «Офис» больше походит на мыльную
оперу. |
«вы уволены»
С первым деловым реалити канал ТНТ был осторожен. По словам Дмитрия
Троицкого, на этот жанр на канале обратили внимание еще несколько лет назад и
всерьез обдумывали покупку шоу Dragon‘s Den (прототип «Капитала»), но, подумав,
решили, что «еще не время со всем этим бизнесом лезть». Эксперимент с новым
жанром решили начать только в 2005 го ду с проверенного продукта — лицензионной
версии американской программы The Apprentice. Роль Дональда Трампа доверили
известному ресторатору Аркадию Новикову.
Специальных исследований готовности публики к деловым форматам на канале не
проводили, руководствовались интуицией: «Оказалось, что людям интересно не
просто заглянуть в мир бизнеса, а узнать вполне конкретную информацию: как
устроиться на работу и сделать карьеру», — делится Троицкий.
«Кандидат» выходил в эфире ТНТ с июля по ноябрь 2005 года раз в неделю в
22.00 по воскресеньям. «В конце уик-энда люди уже настраиваются на понедельник,
и шоу «Кандидат» было для них плавной подготовкой к рабочей неделе», — говорит
Троицкий. По данным ТНТ, до появления шоу доля канала в этом слоте среди
аудитории 18–30 лет составляла 9,8%. В дальнейшем, с 31 июля по 2 октября,
«Кандидат» увеличил ее до 12,7%. Это позволило ТНТ занять в этом слоте третье
место по аудитории 18–30 лет среди крупнейших российских каналов (доля СТС в нем
у той же зрительской аудитории составила 10%, НТВ — 8%, Ren TV — 3%).
Вслед за успешным «Кандидатом» на ТНТ начали подготовку собственного проекта
— «Офис». Новое деловое реалити решили выпускать ежедневно в прайм-тайм в
20.00.
Проект отличался тем, что в нем не было се-лебрити от бизнеса. В замкнутом
пространстве офиса собрали 12 человек и, выбрав среди них босса, а остальных
разделив на менеджеров и рабочих, заставили бороться за лидерство
Несмотря на любовь к сериалам, желающих наблюдать за офисными войнами — «Мисс
Азия — 2005» стала уборщицей, а гендиректора отправили в отставку в результате
ночного переворота — среди зрителей оказалось немного. По данным TNS Gallup
Media, после первых трех недель эфира в 20.00 по будням «Офис» набирал среднюю
долю в 2,7% — показатели, неприемлемые для прайм-тайма. Начиная с 9 марта
выпуски программы по будням стали выходить в 15.00, где ее средняя доля достигла
6,2% (по России аудитория — 4+).
На ТНТ оправдывают провал «первого шоу о любви к работе» обострением
конкуренции в слоте. В это время прямые конкуренты ТНТ — НТВ и СТС — собирают
очень большую долю. Особенно СТС. С сентября 2005 года в 20.00 на канале идет
суперпопулярный сериал «Не родись красивой».
«Офису» Екатерина Пушкарева насолила тем, что каждый раз записывает на свой
счет среднюю долю в 30% в вечернем эфире. Специалисты не припомнят за последние
годы ни одного проекта с такими долями, поэтому в 20.00 на ТНТ получить долю в
10% сейчас просто неоткуда. «Не родись красивой» забирает аудиторию 18–45 лет,
которая как раз и способна воспринимать деловые реалити. Александр Пронин,
руководитель департамента исследований СТС, не скрывает гордости за свой
продукт: «У НРК достаточно широкая аудитория, ядро 18–45 лет составляет чуть
больше женщин, чем мужчин. Хотя среди мужчин тоже высокие показатели. Вот, к
примеру, вчера доля НРК по Москве была 30%, по России — порядка 28%».
При запуске нового шоу медиапланнеры, как правило, в первые две-три недели
присматриваются к проекту и настроены по отношению к нему скептически. «Как
«Кандидат», так и «Офис» получили очень мощную рекламную поддержку в первые
три
Глава «Интерроса» Владимир Потанин продолжит отбор кандидатов, начатый
Аркадием Новиковым
недели выхода в эфир, поэтому в эти три недели аудитория шоу росла именно за
счет рекламных вложений, — рассказал ИР медиапланнер одного из агентств. — После
окончания кампании, если шоу успешное, у программы формируется пул постоянных
зрителей, но динамика увеличения аудитории должна сохраниться». Динамика доли
аудитории «Офиса» оказалась положительной только после переноса выходов
программы на дневное время.
первоначальный капитал
Проекты ТНТ — не единственные в деловом жанре. На молодежном кабельном канале
О2ТВ при поддержке холдинга «Финам» еще в апреле должно было начаться
реалити-шоу «Гонка трейдеров». При разработке формата использовались
интеллектуальные игры — например, «Своя игра», а также деловые и новостные
передачи. Все шоу будет построено вокруг смоделированной игры на бирже, где
каждый из участников, используя свой домашний компьютер и интернет, будет
зарабатывать деньги. В шоу должны принять участие молодые люди 18–30
лет.
Правда, пока проект в эфире не появился. Шеф-редактор канала Михаил Гер
обещает старт проекта в начале июня.
Как стало известно ИР, телекомпания «Авторское телевидение» (АТВ) на прошлой
неделе подписала с ТНТ договор на продажу каналу 15-серийного делового реалити
«Шанс», которое было создано АТВ и лежало на полках телекомпании с декабря
2005-го. «Идея «Капитала» ТНТ очень похожа на «Шанс», только съемки «Шанса»
стартовали почти на год раньше, — рассказывает Людмила Сатушева, заместитель
главного редактора АТВ. — В нашем шоу также команда игроков борется за самый
крупный в истории реалити приз — $500 тыс. (Трамп давал победителям только $250
тыс.), демонстрируя личностные взаимоотношения и предлагая собственные
бизнес-проекты (например, один из участников предложил производить черную икру
из водорослей), а также решая различные бизнес-кейсы по ходу игры. В финале
команды должны были открыть собственный бизнес в Москве.
На создание проекта ушло около 5 месяцев и несколько миллионов долларов.
«Изначально планировалось, что шоу будет выходить в «хоккейном» варианте», то
есть мы снимаем серию и тут же выдаем ее в эфир», — говорит Людмила Сатушева. Но
инвестору проекта владельцу Национальной резервной корпорации Александру
Лебедеву только сейчас удалось убедить каналы в перспективности этого шоу. На
ТНТ «Шанс» выйдет в эфир уже с 17 июля в слоте в 15.00 по субботам и
воскресениям.
В общем, тему бизнеса, в отличие от любви, беспроигрышной назвать пока
нельзя. «Для основной аудитории телезрителей проблемы бизнеса очень далеки, —
дает свое объяснение Александр Пронин с СТС. — Россия — не Америка, где формат
The Apprentice с Трампом набирает супер рейтинги. США — страна с огромной
культурой бизнеса, а у нас он еще только начинает развиваться. В бизнес
вовлечены узкие слои населения, и они практически не смотрят ТВ. Едва ли в
России деловые форматы в ближайшее время будут иметь такой же большой успех, как
и в США».
Руководство ТНТ сомнения конкурентов и неудачи нескольких проектов в нише
бизнес-реалити не пугают. 14 мая канал запустил новый деловой продукт —
лицензионное шоу «Капитал», права на которое обошлись ТНТ приблизительно в $3
млн. Суть шоу заключается в том, что совет из нескольких миллиардеров
рассматривает бизнес-идеи героев. «В этом формате есть драйв: бедный
изобретатель и пять миллиардеров, — отмечает Троицкий. — Пока рано говорить,
насколько успешным окажется проект». Но уже сейчас руководство канала строит
планы: если проект окажется удачным, то его продлят.
«Капитал» идет в рамках пакета из так называемых «мини-реалити», который
предполагает 12–15 серий и выходит в эфире ТНТ раз в неделю. ТНТ уже показал
«неделовые» мини-реалити «Настоящий мужчина», «Возможности пластической
хирургии». Сейчас готовится к эфиру «Ребенок-робот». Среди «собратьев-лилипутов»
«Капиталу» снова отведен прайм-тайм — по воскресениям в 20.00.
Эксперты обращают внимание на то, что россияне не привыкли смотреть фильмы
или шоу «с продолжением» раз в неделю. Но на ТНТ уверены, что зритель обучаем и
ему не чуждо привыкание.
Впрочем, есть у «Капитала» угроза и пострашнее привычек и повадок
телезрителей. Оказавшись в эфире в 20.00, шоу вновь столкнется с сериалом «Не
родись красивой». Идея повторять все пять серий в воскресенье с 17 до 21 часа
пришла в голову Александру Пронину еще во времена трансляции сериалов по
детективам Донцовой. «В свое время в воскресенье период с 17 до 21 вечера был
одним из наиболее сложных слотов для СТС, молодежь в большинстве своем еще не у
экрана, — рассказывает руководитель департамента исследований СТС. — Чтобы
бороться с малой долей этого слота, мы решили показывать в это время повторы».
На СТС говорят, что поставить повторы «Не родись красивой» было своеобразным
тестом на лояльность аудитории. Пронин утверждает, что 50% из тех, кто смотрит
вечерние показы по будням, смотрят сериал и по воскресеньям.
Оценивать «Капитал» еще, конечно, рано. Хотя первые результаты уже
есть.
По данным TNS Gallup Media, рейтинг пре-мьерного показа шоу превысил по
Москве средние показатели канала. Доля программы в аудитории 18–30 лет составила
11,7%. Но, как выясняется, даже герои шоу не являются поклонниками жанра
бизнес-реалити. «В проекте я принял участие, потому что мне предложил Роман
Петренко, — отмечает Павел Теплухин, президент компании «Тройка Диалог». — Но,
честно говоря, аналогичные шоу я не смотрю».
прозрачный бизнес
Помимо коммерческих целей создатели и участники «деловых» телепрограмм
преследуют еще одну — имиджевую. Почему именно Аркадий Новиков стал первым
ведущим «Кандидата»? Потому что «он — прозрачный бизнесмен». В массовом
сознании, говорит Троицкий, образ капиталиста до сих пор криминализирован. На
ТНТ пытаются создать «другую мифологию», в которой предприниматель или менеджер
— занятие, требующее таланта, ума и упорного труда.
Естественно, героям шоу такой имидж не помешает. После успеха первого
«Кандидата» на канале решили привлечь к следующему проекту фигуру покрупнее.
Переговоры с Владимиром Потаниным начались сразу после окончания первого проекта
и продлились почти пять месяцев. Но закончились успешно. Как выяснилось, глава
«Интерроса» внимательно следил за борьбой кандидатов на работу у Аркадия
Новикова. Поэтому уже на первой встрече с представителями ТНТ вносил свои
предложения, придумывал новые испытания участникам. «Он сам азартный игрок, —
делится впечатлениями Троицкий. — Со своими менеджерами он тоже ведет «игру»,
что-то вроде домино».
Об имидже российского бизнесмена задумываются и государственные деятели. В
одном из выпусков программы «Шанс» появится глава Минэкономразвития РФ Герман
Греф.
В «Капитале» и вовсе собралась целая когорта бизнесменов. Судьбу
изобретателей и собственные задачи решают Андрей Кор-кунов, Сергей Недорослев,
Евгений Чичвар-кин, Павел Теплухин и Надежда Копытина.
По словам Аркадия Новикова, задачи сделать себе PR, приняв участие в телешоу,
у него также не было, но, разумеется, в результате PR-эффект был: «Нельзя
сказать, что после «Кандидата» увеличилось количество людей в моих ресторанах —
целевая аудитория шоу и ресторанов не совсем совпадает, но увеличилась личная
популярность. А, как известно, перед популярными людьми открываются все двери.
Именно в этом, а не в конкретном притоке посетителей и заключается эффект от
участия в телевизионном проекте». Эффект действительно оказался заметным.
Например, в предновогоднем номере «Большого города» Аркадий Новиков появился в
списке «самых ярких персонажей года» вместе с Романом Абрамовичем, Анастасией
Заворотнюк и Дартом Вейдером. Как стало известно ИР, успех первого «Кандидата»
настолько вдохновил Новикова, что он решился на создание собственного
реалити-проекта, правда, в интернете. После шоу Аркадию неоднократно задавали
вопросы — как вы строите рестораны, как придумываете название, как рождается
концепция и т.д. «В проекте мы попробуем ответить на все эти вопросы, раскрыть
детали, секреты, внутренние процессы, из которых складывается ресторан», —
рассказывает Новиков. Онлайн-проект стартует уже в июне и продлится до конца
лета. Завершится он открытием нового ресторана Новикова — GQ-Bar, поэтапное
создание которого и будет освещать проект.
Аналитик «Финама» Владислав Кочетков и не скрывает PR-задач проекта «Гонки
трейдеров». «Учитывая то, что «Финам» — основной спонсор шоу, больше половины
экспертов будут нашими сотрудниками», — отмечает Кочетков. Кроме того, во время
«Гонок трейдеров» «Финам» собирается ликвидировать безграмотность населения в
отношении фондового рынка. И, наверняка, компания преследует еще одну цель -
сделать тех, кого она обучила грамоте, своими клиентами.
Даже сам ТНТ говорит об имиджевых дивидендах, принесенных программами
«Кандидат» и «Капитал». «Кандидат - это серьезная программа. Создавая такие
программы, ТНТ становится умнее. Показывая в последние годы самые разные
программы, мы всегда отдавали себе отчет, что даже если «желтые» программы
собирают высокие рейтинги, то это не значит, что производство таких программ -
единственно возможный способ эти рейтинги получить. Драматургичность,
актуальность, социальная полезность тоже приносят неплохие ди-виденты», -
уповает на лучшее Троицкий.
Анна Колесникова
20.06.2006
Журнал "Индустрия рекламы"