Смена фамилии
Совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман удачно пристроил торговый дом «Смирновъ». Его новым хозяином стала международная компания Diageo. «Альфа-групп» получила $50 млн и долю в дистрибуторе, который обещает стать крупнейшим в России поставщиком элитного алкоголя.
Условия мира, о которых договорились Diageo и «Альфа-групп»,
скорее напоминают капитуляцию крупнейшей в мире алкогольной
компании. Diageo и А1 (входит в «Альфа-групп») создают совместное
предприятие ЗАО «Диаджео дистрибьюшн» (ДД), которое станет
эксклюзивным дистрибутором торговых марок Diageo на территории
России (основные брэнды – виски Johnnie Walker, ликер Bailey’s –
крупнейшие в своих сегментах). Михаил Фридман передает этой
компании права на торговый знак «Смирновъ», взамен получает $50 млн
и 25% в ДД. Вряд ли он мечтал о большем в 2000 году, когда
«Альфа-Эко» только-только начинала операцию «Смирновъ».
15 октября 2000 года у московского офиса компании «Торговый домъ
по возрождению традиций поставщика двора его императорского
величества П. А. Смирнова» царило заметное оживление. У входа в
здание, где до революции размещалась контора того самого Петра
Арсеньевича Смирнова, оставившего потомкам непростое наследство,
собралось несколько десятков мужчин в милицейской форме и
классических черных «кожанках». Среди них были представители
«Альфа-Эко», ставшей владельцем 50% акций торгового дома. Однако
дверь в офис никак не открывалась и ставленник «Альфы» Сергей
Юзефов не мог занять долгожданное кресло гендиректора торгового
дома.
Однако «Альфа» не была бы «Альфой», если бы не запаслась ключом
– постановлением Хамовнического райсуда Москвы, в котором
однозначно указывалось «не препятствовать Сергею Юзефову в
исполнении обязанностей гендиректора торгового дома». Новые
партнеры Бориса Смирнова, потомка Петра Смирнова и владельца
50% торгового дома, с помощью ОМОНа в здание все же попали. Сам
Смирнов отказался покидать офис и оставался в кабинете еще
несколько дней, но ничего исправить было уже нельзя – в борьбе
нового и старого акционеров наступил переломный момент.
ДОСЬЕ ЗАО «Торговый домъ по возрождению традиций поставщика двора Его
Императорского Величества П. А. Смирнова» основан сводными
братьями Борисом и Андреем Смирновыми в 1993 году на паритетных
началах. Компания владела правами на торговый знак «Смирновъ» и
выдавала лицензии на производство водки под этим названием.
Владельцем рецептуры водки и дизайна бутылки был Борис Смирнов. В
конце 1990-х годов месячный объем производства водки под этой
маркой достигал 150 тыс. дал. Компания «Альфа-Эко» основана в 1989 году. Входит в состав
«Альфа-групп». Изначально была крупным дистрибутором сахара,
нефтепродуктов и сырьевых товаров. С середины 1990-х годов
превратилась в инвестиционную группу, которая специализировалась на
скупке различных промышленных предприятий и корпоративных
войнах. Компания Diageo была создана в 1997 году после слияния Grand
Metropolitan и Guinness UDV. Владеет известными брэндами элитного
алкоголя, таким как водка Smirnoff, виски Johnnie Walker, пиво
Guinness, ликер Bailey’s, ром Captain Morgan. Продукция Diageo
продается в 180 странах мира. В 2005 году оборот компании составил
$16,163 млрд. |
Третьим будешь?
К 2000 году Борису Смирнову стоило
начинать готовиться еще в 1993 году, когда он и его сводный брат
Андрей Смирнов создавали торговый дом. Именно скандальность
была одним из компонентов их стратегии. В 1993 году американская
компания UDV (впоследствии вошедшая в состав Diageo) обнаружила,
что на одном из заводов в городе Крымске Краснодарского края начат
разлив водки «Смирновъ» по заказу торгового дома «Смирновъ» (здесь
и далее – сокращенное название.– СФ). Американцы подали иск
в крымский городской суд с требованием прекратить производство этой
водки. Торговый дом и производитель ответили встречным иском к UDV,
призвав запретить ввоз, производство и продажу водки Smirnoff на
территории России. Так Борис Смирнов сделал свой первый ход в
длинной и запутанной партии, которую через 13 лет за него виртуозно
завершит Фридман, обыграв при этом и самого Смирнова.
Но на одной скандальности брэнд не построишь – вторым
компонентом «Смирновки» стала ставка на старину. Борис Смирнов
утверждал, что производит водку по рецептам, доставшимся ему по
наследству. Он разработал нестандартную бутылку емкостью 0,61 л
(1/20 ведра – старинная русская мера хлебного вина) и использовал
для оформления элементы дореволюционной этикетки.
Поначалу водка шла неплохо. В 1997 году ее продажи превышали 1,5
млн дал. Для сравнения: созданный в 1994 году подмосковный водочный
завод «Топаз» в 2000 году сумел продать около 1 млн дал водки.
Однако потом начался спад. То ли потребителю приелась «Смирновка»,
то ли начали сказываться ссоры между учредителями. В 1997 году
Борис Смирнов, бывший председателем совета директоров, вдруг не
стал продлевать контракт с гендиректором Андреем Смирновым и
перестал пускать его в офис.
Борис обвинил брата в ненадлежащем исполнении обязанностей.
Андрей начал еще одну череду судебных разбирательств (помимо той,
что торговый дом вел с UDV). Вплоть до 2000 года он пытался вернуть
себе оперативное управление компанией, но потерпел неудачу. И здесь
в игру вступила «Альфа-Эко». Андрей Смирнов якобы подарил компании
«Альфа-Эко» свои 50% в торговом доме и вышел из проекта. Борис
Смирнов не поверил в безвозмездную передачу и даже пожаловался на
этот факт в налоговые органы, однако доказать обратное не смог.
Кстати, тогда из его уст впервые прозвучала оценка бизнеса: Андрей
Смирнов, по словам Бориса, оценивал свою долю в $25 млн.
Партнеры поневоле
«Альфа-Эко» действовала решительно, в
лучших традициях корпоративных войн: с дублирующими советами
директоров, двумя генеральными директорами, штурмом офиса. Борис
Смирнов перенес производство на подмосковный завод «Ост-Алко», но
«Альфа» добилась запрета на производство в ноябре 2000 года.
Параллельно компания запустила в продажу свою версию продукта –
альфовский «Смирновъ» разливался в классические бутылки 0,5 л на
производственной площадке в подмосковном Краснознаменске.
Но главной целью Михаила Фридмана, конечно, был не офис и не
производство, а другая половина акций торгового дома, которой
по-прежнему распоряжался Борис Смирнов. Атакуемая компания была в
этом смысле легкой добычей – ее уставной капитал на тот момент
равнялся 1 тыс. руб. «Альфа-Эко» предложила увеличить его до $1
млн. Оба партнера должны были внести по $500 тыс., которых у Бориса
Смирнова не было. Тогда «Альфа» заявила, что готова принять от
Смирнова $500 тыс. не деньгами, а правами на рецепты и бутылку, но
Смирнов отказался. И в ответ предложил Фридману выкупить свою долю,
сделав Бориса пожизненным гендиректором (должность должна была
передаваться потомкам Смирнова), но тут уже не согласился Фридман.
После того как предложения с обеих сторон иссякли, «Альфа» в конце
2000 года увеличила уставной капитал в одностороннем порядке до $1
млн, и доля Бориса Смирнова в его теперь уже бывшем торговом доме
оказалась ничтожно малой.
К моменту появления «Альфы» бизнес Смирновых не представлял
особого коммерческого интереса. Оборот снизился до 50 тыс. дал в
месяц. Зачем же Михаилу Фридману понадобился торговый дом? Вряд ли
«Альфа-Эко» потратила много денег на операцию по захвату, но дело
даже не в этом. В отличие от Бориса Смирнова, который занимал
крайне жесткую позицию в переговорах с иностранцами, едва торговый
дом перешел под контроль «Альфы», Фридман сразу же вышел на Diageo
с предложением о продаже (официально компания отрицала факт
переговоров и заявляла о намерении «строить брэнд федерального
масштаба»). Однако продавать, строго говоря, тогда еще было нечего
– фактически Diageo предлагалось купить «избавление от неудобств»,
связанных с судебными разбирательствами. В Diageo отказались от
щедрого предложения. Но у Фридмана, очевидно, было свое мнение о
перспективах взаимодействия с крупнейшей в мире алкогольной
компанией.
НОУ-ХАУ Компания «Альфа-Эко»: – выкупила 50% торгового дома
«Смирновъ», открыла альтернативное производство водки «Смирновъ»,
провела дополнительную эмиссию акций, размыв долю второго
акционера, Бориса Смирнова;
– изменила этикетку и форму бутылки, возобновила розлив в бутылки с
«историческим» объемом 0,61 л;
– в течение пяти лет преследовала в судах своего основного
конкурента – британскую компанию Diageo, владельца торговой марки
Smirnoff;
– заключила с Diageo мировое соглашение, фактически продав ей
водочный бизнес (за $50 млн) и долю в совместном сбытовом
предприятии. |
«А если не будут брать…»
Фридман учел опыт переговоров
с владельцами Smirnoff. Судебные разбирательства торгового дома и
Diageo, поутихшие на фоне борьбы акционеров, вспыхнули с новой
силой. К этому моменту Diageo уже отказалась от своих претензий к
торговому дому и теперь из истца превратилась в ответчика. Но
адвокатское счастье изменило «Альфе». Diageo удалось добиться от
Роспатента признания знака общеизвестным. Компания в судах и
патентном ведомстве отбила все попытки оспорить регистрацию
Smirnoff на российском рынке.
Административное давление «Альфа» подкрепила маркетингом.
«Торговый дом „Смирновъ” полностью переделал марку два года назад,
мы как раз включили их в свой портфель,– вспоминает Алексей
Колесников, гендиректор крупного регионального дистрибутора
„Регата”.– Они изменили этикетку, запустили несколько
разновидностей водки. До 2004 года у них фактически была одна
позиция, сейчас в линейке полдюжины сортов этой водки и около
десятка товарных позиций». Торговый дом также вернулся к старой
доброй традиции времен Бориса Смирнова – теперь он производит свою
водку в бутылках емкостью 0,61 л.
Учитывая, что на судебном фронте дела у «Альфы» шли не лучшим
образом, известие о мировом соглашении между «Альфой» и Diageo в
мае 2006 года прозвучало как гром среди ясного неба. Если
рассматривать эту сделку в корпоративной плоскости, никакой логики
в ней не наблюдается. Однако бизнеса здесь гораздо больше, чем
кажется на первый взгляд. Пока Diageo боролась с «Альфа-Эко»,
водочный бизнес международной компании в России шел не самым лучшим
образом. С 2002 по 2005 год, по данным «Бизнес Аналитики», продажи
Smirnoff в сегменте от 170 руб. за бутылку 0,5 л снизились на 10
процентных пунктов – с 11,6% до 1,6%. «Особых ошибок в маркетинге
Diageo не делал, их вытеснили за счет административного давления,
снятия с полки и т. д. С этим сложно бороться, но это не
маркетинговая задача, а личная сбытовая деятельность»,– убежден
Михаил Дымшиц, владелец консалтингового агентства «Дымшиц и
партнеры».
|
Diageo нашла радикальный выход из ситуации: она решила
прекратить производство и продажу Smirnoff в России. В настоящий
момент разлив этой водки на заводе «Ливиз» в Санкт-Петербурге
остановлен и, по всей видимости, в ближайшем будущем возобновлен не
будет. В компании отказываются от официальных комментариев,
заявляя, что новая маркетинговая стратегия находится в
разработке.
Место водки Smirnoff в России должен будет занять ее русский
однофамилец «Смирновъ». «Думаю, уход Smirnoff из России – логичное
решение. В любом случае, из этих двух водок должна была остаться
одна»,– убежден Алексей Колесников.
Трудно сказать, сможет ли «Смирновъ» с новыми хозяевами
завоевать потребителя, но по крайней мере попасть на полки
магазинов у этой водки шансы неплохие. В портфеле ДД рядом с ним
будут соседствовать такие гранды, как виски Johnnie Walker и ликер
Bailey’s. Ради мира с «Альфа-Эко» и брэнда «Смирновъ» Diageo даже
пожертвовала своим «извечным» эксклюзивным дистрибутором на
территории России, компанией «Руст», который около десяти лет
представлял торговые марки Diageo.
«При передаче портфеля от одного импортера к другому самой
сложной задачей становится построить логистику: улаживать
таможенные вопросы, эффективно обрабатывать товар на складе и
поставлять его дистрибуторам,– говорит Андрей Осипов,
генеральный директор ИПГ „Евразия”, бывший исполнительным
директором Beverages & Trading в 2002 году (когда Bacardi
Martini, владелец одноименных марок вермута и рома, решил торговать
ими самостоятельно, он создал дочернего дистрибутора B&T,
который принял у „Руста” эстафету по продажам Martini в России).– В
любом случае, речь не идет о продвижении брэндов с нуля на полки
магазинов. Как в случае с Martini в 2002 году, так и в случае с
Johnnie Walker и Bailey’s сейчас, в портфеле вновь образованной
компании оказываются брэнды, известные потребителю и востребованные
в рознице. Для новой компании будет даже плюсом то, что она
является фактически собственностью производителя. Главное, чтобы им
удалось набрать профессиональную команду. Остальное – вопрос
времени и конъюнктуры. Например, мы в первый же год работы показали
результат, на 60% превышающий объем продаж в 2001 году».
Похоже, история борьбы Smirnoff и «Смирновъ» близка к
завершению. Diageo и А1, на которую Фридман перевел права на
водочные торговые марки и которая будет владельцем 25% в ДД, должны
закрыть сделку 3 июля. Генеральным менеджером по продажам Diageo
стал Андрей Кравец, ранее отвечавший за продажи «Смирновъ» в
«Альфа-Эко». Компания уже набирает персонал и готовится стать самым
крупным дистрибутором дорогого алкоголя в России. Возможно,
«Альфа-Эко» делала не лучшую в России водку. Но в том, что ей
удался лучший инвестиционно-рейдерский проект в алкогольной
отрасли, сомнений нет.
ЭКСПЕРТ НОМЕРА: «Партнерство – брак поневоле, но это
единственный путь развития» Евгений Уткин, генеральный директор ОАО «Ситроникс»
– Партнерство с глобальной компанией позволяет «местным» быстро
развить бизнес. «Ключи» к локальному рынку обмениваются на доступ к
инвестиционному рычагу, технологиям, зарубежному управленческому
опыту. Обычно такое партнерство проходит через несколько этапов –
от простых соглашений к «особым условиям», затем к созданию СП или
участию в уставном капитале. Однако если бизнес развивается
успешно, то через 10–15 лет партнерство может превратиться в
конкуренцию.
На первой стадии преимущества партнерства очевидны.
Международным компаниям не совсем понятен наш рынок: он
недостаточно прозрачен, правила игры не зафиксированы. Российские
компании могут на короткой дистанции обыгрывать западные благодаря
знанию нюансов бизнеса, лучшему пониманию потребностей заказчиков,
быстрой реакции и умению работать в условиях крайней
неопределенности. Минимизируя риски, зарубежные компании
предпочитают заключать партнерские соглашения. Однако когда отрасль
становится более зрелой, ситуация меняется. Иностранцы чувствуют
себя уверенно и могут отказаться от услуг местного партнера, если
им не предложить перспективный продукт или технологию. В случае
обоюдной заинтересованности партнеры оформляют отношения в виде СП.
Diageo и А1 находятся сейчас именно на этой стадии сотрудничества.
Будущее СП зависит от того, какие долгосрочные цели ставят перед
собой его совладельцы.
До третьего этапа – прямой конкуренции с бывшими партнерами –
наши компании еще не доросли, но мировые примеры широко известны.
Японские компании, сокращая издержки, научили производить
электронную технику тайваньские и южнокорейские предприятия. Вскоре
выращенная «молодежь» начала теснить «учителей». А теперь корейцев
теснят фирмы из Китая, куда сами же корейцы и переносили массовое
производство.
Партнерство – это брак поневоле. Оно несет множество рисков для
каждой компании, но это единственный путь развития. У локальных
компаний нет другого способа выйти на более высокий уровень
развития, а у глобальных – получить новых потребителей и снизить
издержки. Такая ситуация, например, сложилась на отечественном
рынке автомобилестроения, в микроэлектронике. А уж сможет ли
локальный партнер самостоятельно выйти на мировой рынок или
предпочтет полностью продать бизнес зарубежному партнеру, зависит
от его амбиций и долгосрочных целей. |
Владислав Коваленко
27.06.2006
Секрет фирмы