Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Шпион, пришедший с холода

Джеймс Бонд уже полвека главный кормилец семейства Брокколи

Блистательный суперагент Джеймс Бонд вот уже больше сорока лет спасает мир от всяческих напастей. Несмотря на почтенный возраст, он по-прежнему моложав и подтянут. Рекорд долгожительства Бонда – прямая заслуга знаменитого продюсера Альберта Брокколи и его наследников, для которых эксплуатация светлого образа агента секретной службы Ее Величества стала семейным бизнесом.

В ноябре нынешнего года ожидается новое пришествие Бонда – на этот раз в несколько непривычном облике блондина Дэниела Крейга, принявшего эстафету у Пирса Броснана. Заявленный бюджет новой картины «Казино Рояль» – $105 млн, что значительно ниже, чем у предыдущих лент. Возможно, продюсеры собираются покрывать издержки за счет альтернативного бюджета, который формируется компаниями, оплачивающими скрытую рекламу.

Овощной гарнир

Американец с итальянскими корнями Альберт «Кабби» Брокколи родился в Нью-Йорке 5 апреля 1909 года. Смешная «овощная» фамилия досталась ему в наследство от предков, которые, как утверждал Альберт, и вывели брокколи, а впоследствии привезли эту разновидность цветной капусты в Соединенные Штаты. Сообразно семейной традиции родители Альберта занимались сельским хозяйством, и сам он тоже собирался посвятить жизнь выращиванию овощей. Однако судьба распорядилась иначе. Навестив своего кузена Пэта ДеСикко, который жил в Лос-Анджелесе и работал агентом сразу у нескольких кинозвезд того времени, молодой Брокколи увлекся кино и навсегда оставил карьеру агронома.

В 1940 году Альберт женился на актрисе Глории Блонделл. Спустя пять лет этот брак распался, однако помог Брокколи стать своим в мире кино. Вскоре киностудия 20th Century Fox наняла его в качестве помощника режиссера на съемки картины «Преступник», увидевшей свет в 1943 году. Первый опыт оказался удачным, и Fox заключила с Брокколи постоянный контракт. Развитие кинокарьеры несколько затормозила служба в армии, где Брокколи отвечал за культурный отдых американских солдат, но после окончания второй мировой войны он вновь вернулся в Голливуд.

В 1946 году кузен Пэт привлек Кабби к участию в картине «Лавина», на съемках которой он познакомился с режиссером Ирвином Алленом. Вместе они организовали собственную независимую продюсерскую компанию Warwick Pictures, офис которой обосновался в Лондоне. В те годы британское правительство выделяло немалые средства на развитие кинобизнеса, что и побудило партнеров перебраться в Англию.

Брокколи и Аллен нашли свою нишу в приключенческом и остросюжетном кино. Одним из самых удачных совместных проектов стал фильм 1953 года «Красный берет» (в американский прокат он вышел под названием «Парашютист»). Однако попытка уйти от легкого жанра привела партнеров к банкротству: картина 1960 года об Оскаре Уайльде, где открыто обсуждались гомосексуальные наклонности английского писателя, была плохо встречена критикой и провалилась. После этой неудачи тандем Брокколи и Аллена развалился.

К тому времени Брокколи был женат уже третьим браком, и ему нужно было содержать семью, в которой подрастали несколько детей. Однажды жена спросила его, как он намеревается это делать, на что Кабби ответил, что давно мечтает сделать фильм по произведениям Иена Флеминга о Джеймсе Бонде.

Дело на миллион долларов

Оказалось, что мечта эта вполне осуществима. Вскоре случай свел Брокколи с канадским продюсером Гарри Зальцманом, который незадолго до этого задешево приобрел права на экранизацию романов Флеминга. Вместе они основали кинокомпанию EON Productions. По легенде название EON расшифровывается как Everything or Nothing (все или ничего) и позаимствовано у одного из популярных романов Флеминга. Сам Брокколи утверждал, что название не несет никакой смысловой нагрузки.

Вскоре был подготовлен проект первого фильма «бондианы» – «Доктор Но». В поисках финансирования Брокколи и Зальцман обратились к Артуру Криму – главе кинокомпании United Artists. Тот принял идею с воодушевлением, но смог выделить на постановку всего $1 млн.

Скромный бюджет картины исключал возможность приглашения на роль Бонда уже состоявшейся кинозвезды, хотя Брокколи видел в этом образе своего давнего друга Кэри Гранта. Продюсеры отсмотрели несколько кандидатов, но ни один им не понравился. Наконец режиссер картины Теренс Янг убедил их попробовать малоизвестного шотландского актера Шона Коннери, который практически не имел опыта работы в кино.

На встречу с продюсерами Коннери явился в коричневой рубахе без галстука, мятых брюках и грубой куртке. Однако его грация и природный магнетизм произвели должное впечатление. Опять же по легенде решающее слово осталось за женой Брокколи, Даной. Просмотрев пробы Коннери, она сказала: «Возьми этого! Он великолепен!» Кабби доверился женской интуиции и не прогадал.

Книжный Бонд был в целом личностью малоприятной, но Коннери сумел очеловечить своего героя. Привнести в его образ юмор и шарм. Даже литературный отец Бонда Иен Флеминг, вначале скептически отнесшийся к исполнителю главной роли, проникся его талантом. В последних книгах он специально упомянул, что отец Бонда был шотландцем.

Когда фильм был снят, представители United Artists прибыли в Лондон, чтобы лично оценить результат. Увиденное их не слишком обрадовало: они боялись, что специфический английский юмор не будет понятен американской публике. Вернувшись в США, они порекомендовали своему начальству вообще не вкладывать деньги в раскрутку фильма. Мрачные прогнозы не оправдались. «Доктор Но» (1962) был восторженно встречен как в Великобритании, так и в Америке. Только в США первый фильм бондианы собрал $6 млн. Для неамериканского кино эта сумма была просто фантастической.

Бонд, блондинки и бомбы

Неожиданный успех «Доктора Но» заставил руководство United Artists удвоить бюджет следующего фильма – «Из России с любовью», который вышел на экраны в 1963 году. В этот раз продюсеры снимали уже не просто кино, но потенциальный хит. Проанализировав реакцию зрителей на «Доктора Но», Брокколи и Зальцман составили список ключевых элементов картины и расположили их по степени важности для успеха фильма. Прежде всего была усилена роль Коннери. На новый гардероб Бонда от известных дизайнеров мужской одежды выделили немалую по тем временам сумму – 1000 фунтов. Значительной переработке подвергся сценарий. В «Докторе Но» шуток было немного, но зрители встречали их с большим одобрением. Отметив этот факт, сценаристы добавили в новую ленту больше юмора и даже самоиронии, что сделало Бонда в исполнении Коннери еще обаятельнее.

Как видим, уже первые фильмы бондианы подчеркивали намерение продюсеров сделать из Джеймса Бонда не просто сквозного героя, но культовую фигуру, своего рода бренд. Сам Альберт Брокколи сравнивал свою продукцию с… кока-колой. Он говорил, что этот напиток сделан из всем известных ингредиентов: воды, сахара и пузырьков, объединенных одной магической формулой.

Так и в фильмах о Бонде набор составляющих всегда одинаков. Как выразился кто-то, это «Бонд, блондинки и бомбы». В каждой картине присутствуют сам отважный суперагент, антигерой – как правило, таинственный мегаломаньяк, одержимый идеей поработить мир, его колоритные подручные (вроде человека с железными челюстями) и, конечно, знаменитые девушки Бонда. Необязательно блондинки, но всегда в откровенных нарядах.

Еще несколько необходимых ингредиентов: технические устройства, с помощью которых агент 007 спасает мир, шикарные машины, на которых он ездит, и дорогие напитки, которые он пьет. Модель потребления главного героя сформировалась уже в первых сериях саги: сухой вермут Martini и водка Smirnoff («взболтать, но не смешивать») и т.п. Несостоявшийся агроном Брокколи одним из первых в Голливуде начал предлагать рекламодателям постоянные контракты на product placement.

Каждый фильм бондианы следует четким канонам, при этом режиссеры не чуждаются повторов и даже самоцитат. Несмотря на это, за сорок с лишним лет существования герой не вышел из моды, и каждое новое явление сопровождается огромными сборами в прокате и всплеском продаж разрекламированных в фильме товаров. И хотя не все серии пользовались одинаковым успехом, ни один из двадцати фильмов бондианы не стал убыточным.

Тысячеликий шпион

Менялись режиссеры, менялись и Бонды. Шон Коннери снялся в пяти первых лентах, но потом устал изображать вечного супергероя и решил вернуться к серьезным ролям. Ему на смену взяли австралийского манекенщика Джорджа Лазенби, который сыграл Бонда в фильме «На секретной службе Ее Величества». Новый Бонд понравился публике, но сам он испугался, что популярность агента 007 скоро пойдет на спад, и поэтому отказался сниматься в новых сериях, о чем впоследствии очень жалел.

На следующий фильм – «Бриллианты вечны» – продюсерам вновь удалось заманить Шона Коннери, которому требовались средства для Шотландского международного образовательного фонда. За свое участие в седьмом фильме бондианы Коннери получил невиданный по тем временам гонорар в $1,25 млн плюс отчисления от прокатных сборов. Это была последняя роль Коннери в рамках официальной бондианы.

Новым Бондом стал Роджер Мур, который в свое время проиграл кастинг на роль в «Докторе Но» Шону Коннери. В его исполнении агент 007 больше напоминал героев комиксов, но и Муру удалось завоевать любовь поклонников. Всего он снялся в семи картинах бондианы.

В 1976 году Гарри Зальцман под давлением кредиторов был вынужден продать свою долю в Danjaq (холдинговой компании, куда входила EON Productions), так что Альберт Брокколи остался единственным продюсером серии. На помощь ему пришли члены семьи – пасынок Майкл Уилсон и дочь Барбара Брокколи, которые, начиная с 1970-х годов принимали все более активное участие в производственном процессе.

Для Альберта Брокколи бондиана стала семейным бизнесом в итальянских традициях. Люди, которым довелось с ним работать, вспоминают его как необычайно душевного и чуткого человека, готовившего для съемочной группы спагетти и часто приглашающего к себе домой. Правда, душевность эта не распространялась на денежные отношения, и с агентами актеров он сражался за каждый пенни в контракте.

Следующим после Роджера Мура агентом 007 стал Тимоти Далтон, чей «шекспировский» Бонд, по утверждению критиков и зрителей, был наиболее близок к флеминговскому варианту. Актер успел сняться в двух лентах, успех которых у зрителей по сравнению с предыдущими картинами был относительно невелик.

Возможно, это удалось бы исправить в новых фильмах, но в 1989 году производство бондианы застопорилось на несколько лет. Причиной послужило судебное разбирательство между кинокомпаниями MGM/United Artists, с одной стороны, и Sony Pictures – с другой. Поводом для спора стало намерение последней выпустить собственный фильм о Бонде совместно с бывшим соавтором Иена Флеминга Кевином Макклори.

До этого Макклори сумел выиграть похожий процесс, в результате чего в 1983 году Warner Brothers сняла ремейк «Шаровой молнии» под названием «Никогда не говори никогда» со стареющим, но все еще бодрым Шоном Коннери в главной роли. Несмотря на участие первого Бонда, эта картина не входит в официальную бондиану. Однако новая попытка не удалась: суд встал на сторону MGM/United Artists и запретил Sony Pictures использовать образ Бонда в своих картинах.

Не думай о секундах свысока

В начале 1990-х годов Альберт Брокколи, у которого возникли серьезные проблемы со здоровьем, окончательно отошел от дел. Он ушел из жизни в 1996 году, но успел «благословить» на роль нового Бонда, которым на этот раз стал ирландец Пирс Броснан. Сыграть суперагента ему предлагали еще в 1980-х, но тогда Броснана связывал жесткий контракт с сериалом, где он играл детектива Ремингтона Стила, и ему пришлось отказаться. Впрочем, как считают многие, вынужденный простой пошел ирландцу только на пользу: его Бонд получился не мальчиком, но мужем, отличающимся зрелым обаянием, которое было свойственно и Шону Коннери.

Преемниками Альберта Брокколи на посту продюсеров бондианы стали его пасынок Майкл Уилсон и дочь Барбара Брокколи. Вместе они сумели сохранить формат фильма, но при этом привнести в него современные черты.

Пирс Броснан снялся в четырех картинах, и каждая из них стала успешной. Последняя лента – «Умри, но не сейчас» – стала двадцатой по счету и вышла в год 40-летия бондианы. Помимо уже традиционного кассового успеха этой картине принадлежит своеобразный рекорд: бюджет скрытой рекламы в ней составил, по некоторым подсчетам, до $120 млн. Правда, не все фирмы платили напрямую. Компания Ford, например, предоставила для съемок автомобили для главных героев: Aston Martin для Бонда, Jaguar для Зао, Thunderbird для Джинкс, а также запчасти к ним и полный набор технических услуг. Благодаря этому EON сумела сэкономить миллионы долларов – «гораздо больше, чем мы могли бы получить от них», как признал Майкл Уилсон. Взамен Ford получила уникальную возможность продемонстрировать миру свою продукцию, которая настолько хороша, что с ее помощью можно спасти мир.

Продюсеры бондианы обычно крайне тщательно выбирают партнеров для подобного сотрудничества. Количество рекламы в каждом фильме ограничено – чтобы не раздражать публику и не отвлекать ее внимание. В конце концов, подчеркивает Уилсон, «мы делаем фильм, а не рекламный ролик».

Верхушка айсберга – бренды, которые появляются непосредственно в картине. Три непременных атрибута мира Бонда – часы, автомобили и шампанское – обязательно известных марок. Зачастую они не просто служат декорацией, но играют определенную роль в сюжете, как, например, уже упомянутый Aston Martin DB5 с функцией адаптивного камуфляжа из ленты «Умри, но не сейчас», который по желанию героя может становиться невидимым. Вообще серебристо-серый Aston Martin – самый любимый автомобиль Бонда, он ездил на нем также в «Голдфингере», «Шаровой молнии», «Золотом глазе» и «Завтра не умрет никогда». В январе 2006 года одна из машин Бонда была продана с аукциона неизвестному коллекционеру за $2 млн с лишним.

Другие бренды, мелькающие в фильме, обычно играют более скромную роль, хотя для особо почетных спонсоров делаются исключения. Так повезло, например, минеральной воде Perrier, ради которой в сценарий «Золотого глаза» был вписан отдельный эпизод: на угнанном у русских танке Джеймс Бонд врезается в грузовик, доверху набитый ящиками с минералкой.

Вторая категория спонсоров – компании, чья продукция вообще не упоминается в картинах. Тем не менее они принимают финансовое участие в промоутинге фильмов, взамен получая возможность использовать образ Бонда в своей рекламе. Список партнеров такого рода довольно эклектичен – магазины Galleries Lafayette, рестораны Planet Hollywood или сеть гостиниц Club Med.

Наконец, третья группа лицензиатов – фирмы, которые платят за право использовать имя Бонда и всю связанную с ним символику в собственной продукции. Среди них – компания BIC, выпустившая в 1999 году серию коллекционных зажигалок, на которых изображены сцены из самых знаменитых фильмов бондианы. После каждого фильма продюсеры продают подобные лицензии десятками – спрос на них есть всегда.

«Умри, но не сейчас» стал последним фильмом с участием Пирса Броснана. Многочисленные фанаты картины, затаив дыхание, ждали, кто же станет новым Бондом – первым агентом 007, которого выбрал не сам Альберт Брокколи. Выбор наследников великого продюсера оказался несколько неожиданным: это британский актер Дэниел Крейг. Первый в истории Бонд-блондин появится на экранах в ноябре 2006 года в фильме «Казино Рояль». Эта картина – впервые за много лет – основывается на оригинальном произведении Иена Флеминга.

Кассовая история бондианы

Год выхода

Оригинальное название

Кассовые сборы в США, $

Кассовые сборы во всем мире, $

Бюджет, $

1963

Dr. No

16 100 000

59 600 000

1 000 000

1964

From Russia With Love

24 800 000

78 900 000

2 000 000

1964

Goldfinger

51 100 000

124 900 000

3 000 000

1965

Thunderball

63 600 000

141 200 000

9 000 000

1967

You Only Live Twice

43 100 000

111 600 000

9 500 000

1969

On Her Majesty's Secret Service

22 800 000

82 000 000

8 000 000

1971

Diamonds Are Forever

43 800 000

116 000 000

7 200 000

1973

Live and Let Die

35 400 000

161 800 000

7 000 000

1974

The Man with the Golden Gun

21 000 000

97 600 000

7 000 000

1977

The Spy Who Loved Me

46 800 000

185 400 000

14 000 000

1979

Moonraker

70 300 000

210 300 000

31 000 000

1981

For Your Eyes Only

54 800 000

195 300 000

28 000 000

1983

Octopussy

67 900 000

187 500 000

27 500 000

1983

Never Say Never Again

55 500 000

160 000 000

36 000 000

1985

A View to a Kill

50 327 960

152 627 960

30 000 000

1987

The Living Daylights

51 185 000

191 200 000

40 000 000

1989

License to Kill

34 667 015

156 200 000

42 000 000

1995

Goldeneye

106 429 941

353 400 000

60 000 000

1997

Tomorrow Never Dies

125 304 276

346 600 000

110 000 000

1999

The World is Not Enough

126 930 660

390 000 000

135 000 000

2002

Die Another Day

160 932 247

456 000 000

142 000 000

2006

Casino Royale

-

-

105 000 000

ВСЕГО

1 272 777 099

3 958 127 960

854 200 000

В СРЕДНЕМ

60 608 433

188 482 284

38 827 273

 Источник: www.the-numbers.com


Юлия Мифаева
03.07.2006  Журнал "Kомпания"

03.07.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов