Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Цвет(ы) денег

Почему частные компании не спешат инвестировать в строительство розариев

Отечественный цветочный рынок контролируют импортеры. У каждого – свои стандарты, инфраструктура и логистика. Российские цветоводы, предлагающие товар весьма скромного качества, пока не вписываются в эту стройную композицию. Основатель компании «Сельхозпроминвест» Алексей Богачев намерен изменить отношение к местным цветам.

Можно ли вырастить розы в России – вопрос риторический. Отечественный рынок срезанных цветов в розничных ценах составляет $1 млрд. При этом на долю местной продукции, по данным маркетингового агентства «Амико», приходится не более 10%. И хотя у станций метро нередко можно увидеть бабушек, торгующих розочками явно подмосковного происхождения, местные производители – пока что чужие на празднике цветочной жизни.

Примерно 75% импортных срезанных цветов поступает в нашу страну из Голландии. Россия входит в десятку крупнейших импортеров и, согласно прогнозам Голландского совета цветоводов, в ближайшие десять лет выйдет на второе место после Германии среди покупателей цветов из этой страны. Голландия – центр аукционной цветочной торговли, через нее проходит треть всех цветов, продаваемых в мире. Производители с разных континентов привозят свой товар в Страну тюльпанов, там он сортируется и продается с торгов. Каждый импортер предпочитает цветы определенного производителя. Например, страной происхождения 77% роз, поступающих в Россию, является Эквадор. В этом государстве выращивают самые длинные в мире розы, которые у нас очень любят.

«В последнее время у клиентов престижных флористических салонов повысился интерес к экзотическим цветам. Но массовый потребитель по-прежнему предпочитает розы», – отмечает Мария Шипигина, генеральный директор компании «AMF – международная сеть доставки цветов». Именно на розы приходится 80% розничных продаж цветов. И именно розы в первую очередь стараются вырастить отечественные тепличные хозяйства.

Негоже лилиям прясть

Представители российских оптовых цветочных компаний убеждены, что перспектив у отечественных цветов нет. «Они умирают через два дня. Мы с такой продукцией не работаем», – подчеркивает заместитель генерального директора фирмы Latin Lady Диана Векшина. «Количества роз, выращиваемых в России, не хватит даже на то, чтобы удовлетворить потребности областного центра. Не говоря уже о Москве», – добавляет Александр Шкляр, менеджер по финансовым вопросам «Скарлет Флорет». Шкляр, конечно, сгущает краски. Однако в прошлом году в Россию из-за границы завезли 347 млн роз, а российские цветоводы, по оценкам экспертов, в общей сложности вырастили около 35 млн штук.

В нашей стране производством срезанных цветов серьезно никогда не занимались, если не считать небольшого количества тюльпанов, которые выращивали к праздникам в некоторых тепличных хозяйствах. Популярные у покупателя розы в товарных объемах сегодня производит не более десятка фирм. Поэтому оптовые компании и не рассматривают отечественного производителя даже как своего потенциального поставщика. Цветоводческие хозяйства вынуждены сами налаживать мелкооптовый сбыт напрямую в магазины или частным торговцам.

Производителей можно разделить на два типа. Первый – это акционировавшиеся совхозы, которые в середине 1990-х переключились с овощей на выращивание цветов по соображениям рентабельности. По оценкам ИК «Финам», средняя рентабельность цветочных хозяйств составляет 30 – 40%, а производство овощей в Подмосковье в принципе убыточно. Даже самые успешные овощные хозяйства достигают не более 10 – 15% рентабельности. Такие фирмы-совхозы выращивают незначительное количество цветов (намного меньше миллиона штук в год), преимущественно роз, и реализуют их напрямую в магазины. Наиболее заметны на рынке ЗАО «Агрофирма «Косино» и ОАО «Совхоз «Победа».

Второй тип – ГУПы, также, впрочем, созданные на базе подмосковных совхозов. Их бизнес основан на муниципальных контрактах по озеленению, а производством срезанных цветов они, как правило, занимаются «для ассортимента». Розы, которые выращивают государственные совхозы, поставляются напрямую в небольшие магазины, палатки и частным торговцам, с которыми у производителя налажен постоянный контакт. Некоторые открывают свои палатки, как, например, «Совхоз имени Горького», организовавший точку на Черемушкинском рынке. Но это неэффективно, поскольку для розничной точки нужен широкий ассортимент разнообразных цветов, а его наши производители предложить не могут.

Даже лидер российского производства роз – ГУП «Совхоз «Южный», который специализируется на овощах, но выращивает, по данным агентства «Амико», до 19 млн роз в год на 12 гектарах теплиц в Карачаево-Черкесии, не особенно стремится сотрудничать с оптовыми структурами. Компания продает цветы самостоятельно розничным торговцам либо в регионах, либо со своего склада в Москве.

Некоторые государственные производители все же интегрируют оптовиков в свою систему сбыта. «Мы продаем товар только через оптовые компании, напрямую в магазины ничего не поставляем», – утверждает заместитель директора подмосковного «Ульяновского совхоза декоративного садоводства» Станислав Бурейко. Этот совхоз входит в структуру ГУП «Мосзеленхоз». Общая площадь розария составляет 0,3 га, объем производства – около 0,5 млн цветов в год. «Ульяновский совхоз декоративного садоводства» продает цветы круглый год, за исключением двух традиционных сезонных спадов – в июле и в конце ноября.

Главная претензия оптовиков к нашим розам – их невысокое качество. Российские цветоводы давно применяют голландские технологии и голландский посадочный материал. Они научились выращивать достаточно высокие розы, до 80 – 90 см. Но, как уверяют эксперты, правильно использовать современные технологии российские цветоводы так и не научились. «Эквадорская роза живет три недели, голландская – две, а российская – около одной. Такая разница в качестве должна компенсироваться ценой. Но отечественные производители продают свои цветы ненамного дешевле голландских. Зимой голландские розы стоят, например, 60 рублей, а российские – 58 рублей. Когда голландские летние розы, выросшие в открытом грунте, стоят 25 рублей, местные розы предлагаются за 23 – 24 рубля», – говорит Николай Варфоломеев, генеральный директор компании «Флора и дизайн».

По данным «Амико», в среднем отечественный производитель отпускает розу высотой 60 см за 21 рубль. Ниже всех цены у совхоза «Южный» – по 17 руб. за штуку. Такая же голландская роза – с учетом расходов на доставку, таможенные пошлины и накладные расходы – обходится крупным импортерам в 15 руб. за штуку, розничному торговцу ее отгружают по 23 – 27 руб. в зависимости от объема партии.

Если же спросить российского производителя, почему он продает отечественную розу практически по цене импортной, он ответит, что наши розы не хуже, а, наоборот, даже свежее.

Первая ласточка

Алексей Богачев, президент банка «Система» и совладелец второй по величине в России розничной сети «Магнит», намерен изменить отношение российских оптовиков к нашим цветам. В прошлом году бизнесмен совместно с партнерами основал компанию «Сельхозпроминвест», чтобы заняться промышленным производством роз. По оценкам экспертов, Богачев уже вложил в строительство теплиц под Краснодаром около $15 млн и собирается инвестировать еще $350 млн (сам Богачев объемы инвестиций не раскрывает).

«Сельхозпроминвест» построил с нуля 4 га теплиц и до середины следующего года планирует расширить свои розарии до 12 га. Теплицы оборудованы по последнему слову техники: система капельного полива, автономное зашторивание. Для обогрева розариев используются термальные скважины. По сути, «Сельхозпроминвест» сегодня – самый масштабный частный инвестиционный проект в области цветоводства.

«Отечественные розы представлены в низком ценовом сегменте – до 100 рублей за штуку в рознице. Ими торгуют в палатках у метро, небольших цветочных магазинах. А флористические компании и брендированные салоны, которые работают в сегменте премиум, наши цветы практически не закупают. Но если отечественный производитель сможет улучшить качество, флористические компании охотно перейдут на его продукцию», – говорит Мария Шипигина.

Богачев утверждает, что компания сможет вырастить такие цветы, которыми заинтересуются и массовые покупатели, и дорогие флористические салоны. «Вырастить качественный цветок в России вполне реально, – уверен он. – От голландских наши розы отличаются большей свежестью. Поэтому у нас нет проблемы со сбытом». «Сельхозпроминвест» выращивает цветы по голландской технологии из голландского же посадочного материала. Даже агронома фирма привезла из Голландии. «Мы планировали в первый год собирать по 170, а затем по 200 – 250 штук роз с квадратного метра в год. Первые результаты работы показали, что так и будет», – сказал Богачев. Показатель урожайности вполне неплохой. Для сравнения: «Ульяновский совхоз» собирает, по словам Станислава Бурейко, порядка 130 штук с кв. м в год, а совхоз «Южный» – около 160 штук.

Пока все свои розы «Сельхозпроминвест» продает в южных регионах России. Однако компания намерена расширять географию продаж. «Мы увеличим свои угодья до сотни гектаров. Когда объемы производства повысятся, обязательно придем на московский рынок. Все цветочники страны, в том числе и дорогие флористические салоны, будут этому рады, поскольку мы поставляем качественный товар, – говорит Богачев. – Очень скоро мы сможем обеспечить и хорошую цену, которая важна для массового потребителя, и качество, необходимое для салонов, работающих с корпоративными клиентами, и регулярность поставок». Как уверяет Богачев, по мере расширения теплиц себестоимость производства, а соответственно и цена цветка, будут уменьшаться.

В этом году «Сельхозпроминвест» планирует собрать до 7 млн, а через два года – уже 35 – 40 млн роз в год. В ближайшие десять лет компания намерена стать крупнейшим производителем цветов в России и довести годовой объем до 200 – 250 млн штук. Впрочем, это может осуществиться только в том случае, если другие компании не расширят свои цветочные владения и если на рынке не появятся другие инвесторы.

Стоят ли розы свеч

Организация производства роз – дело затратное. По оценкам экспертов, в строительство 1 га современной теплицы требуется вложить не менее $1 – 1,2 млн. Однако подобные проекты отличаются короткими сроками окупаемости – не более 2 – 2,5 лет. Между тем пока частные инвесторы не стремятся вкладываться в розарии. До сих пор самым амбициозным проектом была фирма «Розовый сад», среди учредителей которой называют нефтяную компанию Urals Energy. Предприятие расположено в Калужской области. По словам участников рынка, теплицы «Розового сада» рассчитаны на 2 млн роз в год. «Хотя в дальнейшем розарии могут быть расширены в два-три раза», – рассказал «Ко» источник на рынке. В масштабах рынка такие объемы производства пребывают где-то на грани статистической погрешности.

«Теоретически розу хорошего качества можно вырастить даже на Северном полюсе. Вопрос лишь в цене», – говорит Николай Варфоломеев из «Флоры и дизайна». Любопытно, что отечественное производство роз сосредоточено преимущественно в Московской области и близлежащих регионах. Однако суровый подмосковный климат, расценки на землю и стоимость рабочей силы не позволяют говорить о потенциальном расцвете цветоводства. «В Голландии средняя температура зимой составляет плюс 10 градусов, и температурные колебания на полградуса мгновенно отражаются на ценах. В Подмосковье средняя зимняя температура минус 10, при сопоставимых ценах на энергоносители. Расходы на обогрев теплиц в России превышают голландские многократно», – замечает Варфоломеев. «Площади нашего хозяйства позволяют пристроить еще полтора гектара теплиц. Процесс расширения идет, но он не может быть быстрым, поскольку связан с продолжительными агротехническими процедурами», – признается Станислав Бурейко, заместитель директора «Ульяновского СДС».

Выращивать розы гораздо эффективней в южных районах страны. «Бизнес по разведению роз в Подмосковье отомрет сам собой. Через пять – десять лет рентабельность производства упадет настолько, что ни одного розария здесь не останется», – убежден Алексей Богачев. По словам Богачева, теплый краснодарский климат, длинный световой день, применение термальных скважин и энергосберегающих технологий позволяют снизить себестоимость цветка более чем в два раза по сравнению с Подмосковьем. По оценкам «Финама», себестоимость розы, выращенной в Московской области, составляет от 3 до 20 руб. в зависимости от сорта.

«В Краснодарском крае очень благоприятный климат, позволяющий сократить издержки на отопление теплиц. К тому же регион удачно расположен географически, что дает возможность оперативно поставлять цветы, сокращая логистические издержки», – рассуждает Константин Петоян, эксперт «Финама». Между тем некоторые специалисты считают саму идею промышленного производства роз в нашей стране сродни идее выращивания ананасов в Антарктиде.

«Строить гигантские теплицы в России не имеет смысла (именно такие возводит Богачев. – Прим. «Ко»). Централизованная модель производства хороша для Эквадора и Колумбии, где розы растут круглый год под открытым небом, есть дешевая рабочая сила, и цветоводство поддерживается на государственном уровне», – считает Александр Шкляр из «Скарлет Флорет». Залог успеха современного цветоводства – тщательное соблюдение технологий. «Если цветовод перепутает дозировку полива или химикатов, то вымрет все содержимое теплицы. Такие инциденты периодически случаются в Голландии. Нередко семейные предприятия, которые поколениями выращивают розы, вынуждены закрываться, когда попавшая в теплицу цветочная инфекция уничтожает весь урожай», – рассказывает представитель одной из российских оптовых цветочных компаний. Негативный эффект в таких случаях ограничивается масштабами предприятия. Чем больше теплица, тем выше риск. А технологические риски в российских производствах традиционно считаются очень высокими.

По мнению экспертов, России больше подошла бы голландская модель производства – множество малых и средних независимых хозяйств, возможно, даже семейных. И чем больше будет в России таких хозяйств, тем большую долю на рынке займут отечественные розы.

Потребители сообразят на троих

 

Потребители срезанных цветов делятся на три группы. Первая – люди, готовые потратить на букет не более 600 – 900 руб. Для них цветы – формальность, поэтому они обращают внимание не на качество, а на цену. Вторая группа – люди, которым важны качество цветов, профессионализм флористов и сервис. Они готовы платить и являются клиентами цветочных салонов премиум-класса. Третья группа – так называемые «флористические гурманы», которые предпочитают букеты, собранные известными флористами. Для таких клиентов цена вовсе не важна.

«Когда потребителей среднего и высокого сегментов будет устраивать качество отечественных цветов, тогда мы и сможем всерьез говорить о конкуренции с голландскими поставщиками», – считает Мария Шипигина. Между тем спрос на цветы низкого ценового сегмента значительно превышает спрос на дорогую продукцию – примерно 70 – 75% розничных продаж приходится на массовый рынок. Поэтому отечественный производитель, ориентируясь на обычного покупателя, может существовать вполне безбедно.

Российский цветочный рынок ежегодно прирастает на 30%, однако спрос на цветы в нашей стране ограничен особым менталитетом. За границей хозяйки каждый день покупают свежие цветы, чтобы украсить дом, а у нас покупать букеты без повода не принято. «Со временем цветы в России станут товаром повседневного спроса, как на Западе. Колбаса, хлеб и живые цветы должны быть на столе каждый день», – убежден Александр Шкляр. И возможно, именно российские цветоводы станут основными поставщиками «повседневных» цветов. Если, конечно, предложат товар с оптимальным соотношением цены и качества.

По мнению некоторых экспертов, в перспективе российские розы вполне могут занять 60% рынка. «Небольшие производства объемом до 10 млн роз в год имеют неплохие перспективы», – считает Андрей Жубанов, гендиректор «Амико». Но как только хозяйство выйдет из мелкооптовой ниши, ему придется конкурировать с голландским импортом по цене и качеству. А как показывает практика, ни одному российскому производителю цветов еще не удалось добиться качества, сопоставимого с голландским. Впрочем, инвестиции в сотни миллионов долларов решали и не такие проблемы…

Крупнейшие производители роз в России, % в количественном выражении

Совхоз «Южный» – 55

Агрофирма «Косино» – 12

Совхоз «Мытищинский» – 12

«Останкинский совхоз» – 7

«Галантус» – 5

«Первомайский совхоз» – 5

Совхоз «Победа» – 4

Источник: «Aмико»

Страны-импортеры срезанных роз

Голландия – 75%

Эквадор и Колумбия – 11%

Прочие страны – 14%

Источник: «Амико»

 

Что такое «Сельхозпроминвест»

Год создания: 2005

Сфера деятельности: выращивание роз

Объем производства: 10 млн штук в год

Оборот: не разглашается

Штат: 100 человек


Андрей Мурадян
12.07.2006  Журнал "Компания"

12.07.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов