Интервью Владимир Герюгов, совладелец ЗАО «Висма» (торговая марка «Архыз»)
"Культуру потребления воды надо воспитывать"
На рынке безалкогольных напитков сегмент питьевой воды растет наиболее быстрыми темпами. По различным оценкам, ежегодно он увеличивается на 20-25%. Согласно данным компании «Бизнес Аналитика», объем российского рынка питьевой воды (без учета воды в кулерах) в первом квартале 2006 г. составил 1,244 млрд долл. Как ни странно, несмотря на запрет продаж «Боржоми» в России, объем рынка не стал меньше. Наоборот, это послужило стимулом для российских компаний производить больше воды. Ниша «Боржоми» освободилась, и отечественные компании всерьез задумались о расширении собственного бизнеса. О ситуации на российском рынке питьевой воды и перспективах его развития корреспонденту RBC daily Анне Шпак рассказал совладелец торговой марки «Архыз» Владимир Герюгов.
Марка питьевой воды «Архыз» принадлежит ЗАО «Висма». «Висма» была основана в 1993 г. братьями Валерием и Владимиром Герюговыми в Карачаево-Черкессии. Сейчас «Висма» объединяет несколько производственных комплексов по розливу питьевой и минеральной воды. На долю «Архыза» приходится порядка 80% продаж компании, которые составляют около 40 млн долл. в год. Доля этого бренда в общем пироге российского водяного бизнеса составляет, по данным компании «Бизнес Аналитика», 3,1%. Помимо «Архыза» «Висма» производит питьевые и лечебно-столовые воды «Долина нарзанов», «Ессентуки N17», а также «Ессентуки N4», «Ессентуки N2», «Ессентуки N7», которые выпускаются под торговой маркой Vita. В январе 2006 г. компания начала продавать воду под маркой Caucasus Spring Arkhiz в Западной Европе, а в феврале этого года подписала соглашение на дистрибуцию минеральной воды «Архыз» с крупнейшим российским производителем соков – ОАО «Лебедянский».
– Несмотря на солидный оборот российского рынка питьевой и минеральной воды, его все же пока нельзя назвать развитым. Небольшие компании банкротятся очень быстро, крупным российским игрокам противостоят транснациональные гиганты – Coca-Cola и Pepsi. Почему отечественные производители пока не могут серьезно конкурировать с ними?
– Российский рынок воды сегодня пребывает в зачаточном состоянии. В Европе в среднем на человека приходится порядка 100-120 литров бутилированной воды в год, а в России этот показатель едва дотягивает до 10 литров на человека в год. При этом, безусловно, наш рынок не стоит на месте. Когда мы только открывали завод в 1993 г., то шутили: вот, будем скоро воду в Москву в трехлитровых банках возить. В банках, потому что о существовании пластиковой тары тогда никто не догадывался. Но самое странное во всем этом было то, что ее будут покупать. А сейчас мы возим воду в 19-литровой таре. И нам совсем не кажется удивительным то, что ее покупают. Другое дело, что покупают пока не так активно, как в развитых странах.
– С чем это связано?
– У нас нет культуры потребления воды. Ее надо воспитывать. Пока человек не начнет понимать, что от воды в его организме многое зависит, рынок будет не расти, а ползти. Ты – то, что ты пьешь. У нас люди не делают различия между водой столовой, то есть обычной питьевой, лечебно-столовой, которую нужно пить для профилактики организма, и лечебной, которая по сути является лекарством. Российский потребитель не чувствует этой разницы. Он пьет каждый день лечебную воду, но нельзя же лечится вечно. Он приходит и выбирает знакомую ему этикетку. Но те же «Ессентуки» могут быть хорошими, а могут разливаться фирмой-однодневкой. В магазинах стоит невероятное количество различных вод. Покупатель приходит, протягивает руку за привычной ему бутылкой и уходит. И только один из тридцати прочитает этикетку, чтобы понимать, за что он платит свои деньги.
– То есть покупатели при выборе воды руководствуются не качеством, а ценой?
– Самый легкий способ продажи – низкая цена. Представьте ситуацию, когда один небольшой дышащий на ладан заводик по розливу воды покупает некий предприниматель. Самое простое для нового владельца – начать производить всем известный с советских времен бренд и ставить на него цену не более 10 рублей. Такой подход, безусловно, первое время будет приносить ему неплохую прибыль. Ведь бренд всем известен, а цена очень приемлемая. Но на самом деле за 8-10 рублей качества не получишь. Хорошая вода должна стоить не менее 20 рублей в обычной рознице. При такой цене у производителя появляется возможность совершенствовать процесс производства, устанавливать контроль качества выпускаемой продукции, создавать узнаваемый бренд – и тем самым гарантировать потребителю необходимое качество.
– Вопросом качества воды стало задаваться и государство. Ведь, по официальной версии, «Боржоми» запретили из-за слишком большого количества подделок этой марки. Насколько сильно запрет на продажу грузинской минералки, введенный недавно главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко, стал неожиданным для игроков рынка?
– Разговоры о том, что «Боржоми» могут запретить, ходили. Но в целом верилось в такое развитие событий слабо. Серьезные сомнения были потому, что «Боржоми» на российском рынке, не считая Coca-Cola и Nestle, был самым сильным игроком. И практически никто из участников рынка к такому исчезновению не был готов.
– Каковы причины такого развития событий? Многие называют это спланированной акцией по устранению конкурента…
– Говорить о том, что это была спланированная акция участников рынка, я бы не стал. Другое дело, что проблема изначально вышла на слишком высокий уровень. И вот над этим, конечно, стоит задуматься. А просто вот так взять и закрыть для кого-то рынок в действительности практически невозможно. Провернуть такую аферу слишком дорого стоит. И если бы кто-то знал об этом заранее, то поверьте, начал бы готовить себе места на освободившейся нише. Но ничего подобного, как показывают события последних недель, не произошло, потому что о перспективах получить наследство «Боржоми» никто заранее не знал. Да и водный рынок ведь очень большой. Может получиться, что пока разрабатываешь одно направление бизнеса, другое начинает простаивать. Развивать одновременно разные направления финансово очень тяжело.
– Значит ли это, что от ухода «Боржоми» никто не выиграл?
– По чуть-чуть выиграли все. Освободившиеся места на полках где-то занял «Архыз», где-то «Новотерская», где-то локальные марки. Но пустым в то же время остался очень большой сегмент – HoReCa (отели, рестораны, кафе). В нем образовалась очень большая пустота, заполнить которую за короткий период времени невозможно.
– Почему?
– Рестораны и гостиницы предпочитают покупать недорогое стекло небольшого литража по 0,25-0,3 л. Ведь два месяца назад в какой кафе-ресторан не зайди – везде предлагали «Боржоми». Сейчас что предлагают? Evian? Но Evian в ресторане стоит порядка 100 рублей, а «Боржоми» стоил порядка 50 рублей, и, конечно, его покупали лучше.
– И какие же проблемы у вас, как у производителей, с завоеванием ниши HoReCa?
– Проблема в ресурсах. У нас есть план развития – на каком этапе какую нишу занимать. Все прекрасно понимают, что в HoReCa надо идти с водой в мелкой стеклянной таре. У «Архыза» воды в такой фасовке на момент ухода «Боржоми» с рынка не было. Ее не было почти ни у кого из отечественных производителей. А вот если бы заранее знали, то, конечно, многие бы подготовились к этому.
– Значит ли это, что в «Архызе» уже думают, как заполнить этот сегмент?
– Планы у нас, конечно, есть. Но пока первоочередная задача – развитие направления по продаже воды в кулерах. Пока ее покупают в основном предприятия, офисы, а вот обычные потребители относятся к таким покупкам очень скептически. Для них между полуторалитровой и 19-литровой бутылками существует значительная разница. То есть, покупая небольшую бутылку, человек уверен, что делает что-то полезное для себя, а покупая воду для повседневного бытового использования – он, по его мнению, впустую выбрасывает деньги. «Зачем мне покупать воду, чтобы заваривать чай, когда я могу практически бесплатно получить ее из-под крана?» – думает он. Но состояние российских водопроводных сетей просто ужасно. В Европе под землей лежат пластиковые трубы, а у нас – железные. Они ржавеют, и сколько бы воду ни очищали, попадая в такие условия, она становится иногда еще хуже, чем была раньше.
– Но даже несмотря на неграмотность потребителей и неравные возможности игроков рынка, вкладывать в воду выгодно?
– Безусловно. Темпы роста рынка очень высокие, поэтому рвение и частных предпринимателей, и крупных компаний оправдано.
– Рассматриваете ли Вы возможность продажи бизнеса? Например, после заключения «Висмой» дистрибьюторского соглашения с «Лебедянским» стали активно циркулировать слухи о том, что производитель соков не против приобрести вашу компанию. Насколько они далеки от истины?
– О том, что владельцы «Висмы» готовы ее кому-то продать, никто и нигде не слышал. Вся информация, наверное, исходит от «Лебедянского». Это их планы. Конечно, покажите мне что невозможно купить? Особенно когда есть деньги. Но пока у нас нет даже подобных переговоров. Все возможности и перспективы нашего дальнейшего сотрудничества мы будем оценивать по итогам работы с «Лебедянским» в конце этого года, по их результатам на Урале.
– Но ведь Урал не самый успешный для «Висмы» регион?
– Это не совсем верно. Он для нас стратегически важен. Там много потребителей. «Лебедянский» хорошо знает этот локальный рынок, его специфику. И поэтому мы предпочли работать там с ним как с дистрибьютором. Что касается, например, Южного федерального округа, то там все по-другому. Там «Архыз» знают давно и хорошо. В ЮФО мы – один из лидеров. Надеюсь, что скоро станем лидерами и в других регионах. Это наша первоочередная задача.
– И как скоро Вы ее выполните?
– Конечно, хотелось бы выполнить ее еще вчера (смеется). Но если здраво смотреть на вещи, то в ближайшие 2-3 года мы хотим стать номером один в сегменте питьевой воды.
– Каким образом Вы будете этого добиваться?
– Мы поддерживаем массу различных мероприятий. Например, Кубок Кремля, «Кинотавр», Московский кинофестиваль. Все знаменитости там пьют нашу воду. Это обходится нам гораздо дешевле прямой рекламы на телевидении. Я вообще уверен, что лучший продавец – твой же клиент, а лучшая реклама – рекомендация. Мы стараемся, чтобы продвижение «Архыза» было как можно более эффективным и стоило как можно дешевле. Такой симбиоз позволяет нам вкладывать деньги в дальнейшее развитие марки, а самое важное – в развитие производства. Главное, увлекшись маркетингом, не забыть, что нужно производить качественный продукт. Человеку нужна хорошая, вкусная и полезная вода, у которой есть свои потребительские преимущества. И не имеет значения, сколько она стоит – 20 копеек или 20 рублей.
RBC Daily