Бизнес за кадром
«Киноиндустрия для нашей компании — это совмещение приятного с полезным»
"Главное в спорте - не достигнуть результата, а остаться здоровым",- говорит Алексей Огурцов. Он знает, что говорит,- он совладелец компании "Атлетика альянс", которая производит спортивное питание. А еще Алексей - мастер спорта по армейскому рукопашному бою. А еще - киноартист, ставящий рекорды по количеству сыгранных ролей. Хватает ли у него на бизнес времени? "Времени,- говорит Алексей,- всегда не хватает. Его приходится находить".
Подтянуть актеров
Интервью с Алексеем Огурцовым проходило на съемках фильма "Реальный папа".
А съемки, в свою очередь, проходили на полузаброшенном московском заводе с придирчивой охраной на входе. Позже выяснилось, что этот завод- светское тусовочное место, и в одном из его страшноватых корпусов систематически устраиваются privat paty. Но это позже. И, возможно, неправда.
На вопрос "Как найти Огурцова?" из кучки разговорчивых людей, собравшихся возле киношного фургончика, вышел здоровенный дяденька и сказал: "Это я". Рубашка навыпуск, изобилие золотых культовых символов на шее и "чисто конкретная" печатка на пальце выдавали в нем криминального авторитета, которому присуща умеренная тяга к прекрасному. Перехватив взгляд, Алексей Огурцов счел нужным объясниться: - Я играю человека по кличке Суббота.
Действие происходит в начале 1990-х… Оказалось, что бизнесмен Алексей Огурцов как человек, снявшийся за четыре года в 36 картинах, занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса. А на сегодняшний день он одновременно снимается в шести фильмах. Причем в одном из них - в "Вие" по Гоголю - играет вместе с Кевином Костнером.
Сам собой напрашивается вопрос: как можно совмещать столь напряженную работу в кино с бизнесом? - Очень даже можно,- уверенно отвечает Алексей.- Дело в том, что я привел спортивный бизнес в кино. Например, человеку с толстыми щеками предлагают сыграть лейтенантика, защищающего Москву от фашистов. Соответственно, за месяц ему нужно сбросить 20 кг. При этом многие актеры не в курсе, что похудение достигается не только упорными тренировками, но еще и с помощью жиросжигателей- специальных пищевых добавок, которые производит наша фирма "Атлетика альянс". Вот мы и подтягиваем актеров к себе. Нашими клиентами являются Гоша Куценко, Евгений Сидихин, Игорь Бочкин, Алексей Кравченко, Алексей Петрухин и многие другие. Кроме того, наша фирма шьет спортивную форму, имеет свой спортивный зал и сауну. Соответственно, если для съемок требуется форма, зал или баня, обращаются ко мне.
Сколько разборок сняли в нашей сауне! Не сосчитаешь… - Получается, что "Атлетика альянс" строит свой бизнес на потребностях киноиндустрии? - "Атлетика альянс" строит бизнес на производстве и оптовых поставках спортивного питания.
А киноиндустрия для нашего бизнеса - это совмещение приятного с полезным.
Финансы в рукопашную
Родился Алексей Огурцов в Венгерской народной республике, в семье советского военнослужащего. Отца часто переводили. Так что в самом нежном возрасте Алексей успел побывать и в Чите, и в Забайкалье, и в Краснодаре, и в других местах. Среднюю школу закончил в Голицыне - в военном городке Таманской дивизии.
- Все детство у меня прошло в военных городках,- резюмирует Алексей,- среди боеприпасов, ракетниц, взрывпакетов и т. д.
Слава богу, что остался цел. А некоторые мои сверстники лишились пальцев, глаз.
После школы младший Огурцов поступил в Ярославское высшее военное финансовое училище. По его словам, это единственное учебное заведение в мире, которое готовит бухгалтеров для всех родов и видов вооруженных сил.
- Есть финансовый факультет в West Point, но там готовят бухгалтеров только для сухопутных войск,- говорит Алексей.- А выпускники нашего училища и на ракетоносцах служат, и в ВДВ, в общем, где угодно.
В училище курсант Огурцов увлекся армейским рукопашным боем. И со временем дорос до мастера спорта.
- Помню, ротный построил нас в шеренгу и сказал: завтра соревнование по боксу, кто хочет поучаствовать? Все молчат.
Тогда он начал показывать пальцем: пойдешь ты, ты и ты. Показал в том числе на меня. С этого момента я начал заниматься рукопашным боем, куда входит и бокс, и карате, и самбо, и дзюдо.
После училища Алексей попал в бригаду ВДВ в Тулу на должность начфина батальона. А через четыре месяца, как раз когда должны были начаться прыжки с парашютом, его, как он выразился, "привели" на Лубянку- в КГБ. Алексей стал начфином специального кагэбэшного батальона, который занимался охраной семей членов Верховного совета.
- Если бы, не дай бог, случилась война или, скажем, революция,- рассказывает Алексей,- то наш батальон должен был бы эвакуировать семьи чиновников во Внуково.
Алексей прослужил в этом спецбатальоне до путча 1991 года.
- Еще до того, как путч случился, его начали потихонечку разваливать… А после путча Огурцова с должности уволили. Кагэбэшники перешли на сторону Ельцина последними, поэтому их увольняли, что называется, пачками. Но в 1994 году была организована Федеральная служба контрразведки, и Алексей снова оказался востребованным - попал в подразделение, которое занималось расследованием экономических афер. Но еще через год он ушел изФСК и стал начальником финансов и параллельно тренером по рукопашному бою в разведывательном десантном батальоне ВДВ Таманской дивизии.
Поставить бизнес на уши
- В 1996 году я, можно сказать, в нарушение приказа министра обороны решил заняться бизнесом. Офицеры тогда получали по $20-30 в месяц, подрабатывать же на стороне им запрещалось. Но семью кормить както надо. Вот я и пришел бравым солдатом Швейком к своему хорошему знакомому Дмитрию Табаченко. Он возглавлял компанию, которая занималась поставками спортивного питания. Я ему с ходу предложил: давай я тебе сейчас бизнес на уши поставлю, в том смысле, что давай-ка начнем производить профессиональные штанги и гантели. Он согласился и дал мне три месяца на "раскрутку".
И Алексей начал действовать. Приехал на военный завод в Апрелевке, который в лучшие времена выпускал корпуса для баллистических ракет, но к тому моменту уже не брезговал гражданскими заказами. Предложил предприятию делать по 20-30 тонн "железа" в месяц, и оно практически сразу же взялось за работу. Через неделю уже были готовы пресс-формы для 30 видов спортивных снарядов. А еще через неделю началось непосредственно производство.
- Американские гантели стоили, грубо говоря, $20,- рассказывает Алексей.- А наши, при том что рентабельность у нас достигала 100%, стоили $5. В течение месяца оптовики поняли, что наше "железо" вполне качественное и его можно брать.
Ипостепенно мы наладили сотрудничество с 600 оптовиками по всей России и странам СНГ. "Раскрутка" произошла не за три месяца, а, по сути, за две недели. А в течение двух лет мы на "железе" сделали неплохие деньги.
- Нельзя ли о деньгах чуть подробнее? - Когда я пришел в компанию, ее оборот составлял что-то около $100 тыс. в год. Когда я открыл производство "железа", он увеличился в шесть раз. А чуть позже, когда мы усердно начали заниматься маркетингом и рекламой, оборот достиг $1 млн в месяц.
Потом у компаньонов возникла идея наладить производство спортивной формы- специальной формы для бодибилдинга.
Алексей взял на себя и этот проект.
- В той же Апрелевке располагается очень известная в спортивном мире фирма "Луч", которая шьет форму и для хоккеистов, и для футболистов, и для волейболистов,- рассказывает Алексей.- Мы заключили соответствующий договор, и "Луч" начал шить форму и для бодибилдинга. Этот проект тоже оказался удачным. Нашу форму, а это свободные брюки и майки, стали покупать не только бодибилдеры, но и каратисты, и даже бабушки - для дач. Оборот компании достиг около $2,5 млн в месяц.
- А какой у вас статус в компании? - Очень хороший вопрос. Я пришел в компанию простым продавцом. Через две недели дорос до старшего менеджера магазина, который принадлежал компании. Через четыре месяца меня назначили заместителем генерального директора, через год- генеральным директором магазина. А со временем я стал полноправным партнером Дмитрия Табаченко по бизнесу и занял должность заместителя генерального директора компании "Атлетика альянс".
После запуска швейного проекта, когда денег в компании заметно прибавилось, "Атлетика альянс" создала собственную юридическую фирму, выкупила журнал "Культура тела" у ассоциации бодибилдинга и стала проводить чемпионаты России, Европы, а затем и мира по бодибилдингу и фитнесу.
Но самое главное- "Атлетика альянс" наладила в Москве собственное производство спортивного питания и начала выпускать его под маркой One Limited.
- Нам пришлось пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы получить гигиенические сертификаты. Каждая шоколадка, каждый энергетик, углевод, протеин и т. д. должны были пройти Ростест,- говорит Алексей.- Все это было очень непросто.
Борьба с пиратством
- Вы говорили, что ваша компания занимается проведением соревнований по бодибилдингу. Насколько это является бизнесом? - В первый раз мы выступили генеральными спонсорами соревнований по бодибилдингу в 2000 году. Это был чемпионат России. Организация такого рода соревнований дело недешевое - примерно $0,5 млн. Деньги идут и на аренду зала, и на рекламу мероприятия, на проживание и питание спортсменов, призовой фонд и т. д.
Но я бы сказал, что это не затраты, а расходы на рекламу. После чемпионата за спортивным питанием все пришли к нам. А на следующий год мы провели Гран-при мира.
Приезжал сам Рони Кольман- восьмикратный "Мистер Олимпия", друг Шварценеггера. И после этого спортивное питание One Limited, кроме России и СНГ, стали покупать французы, немцы, поляки и т. д.
В общем, проведение соревнований - это в финансовом плане тот самый шаг назад, который впоследствии позволяет сделать два шага вперед. В результате мы раскрутили брэнд One Limited до такой степени, что с нами не могут конкурировать, например, такие страны, как Индия, Югославия, Польша и многие другие, где производится спортивное питание.
- А кто может? - Естественно, хорошее питание выпускают западные компании, но их продукция дороже. А в России есть три компании, которые являются нашими достойными соперниками на рынке. Мы прекрасно знаем руководителей этих компаний и находимся с ними в хороших отношениях.
Но есть у "Атлетики альянс" и менее достойные соперники - фирмочки, которые выпускают подделки под маркой One Limited.
Стоит "Атлетике" запатентовать чтонибудь новенькое, как, по словам Алексея, тут же это новенькое кто-нибудь начинает подделывать.
- Один раз мне предъявили претензии,- говорит Огурцов.- Говорят, что купили банку One Limited, а в результате ребенок чуть не отравился. Связи с компетентными органами у меня остались. Так что было проведено тщательное расследование.
Икогда контору, которая подделывала нашу продукцию, накрыли, оказалось, что эти умельцы вместо протеина сыпали в банки какую-то мучную мешанину.
Случалось, поддельщиков накрывали и вдали от Москвы. Например, в Краснодаре. Правда, как призналсяАлексей, краснодарцы заплатили за принесенный ущерб "неплохую компенсацию".
Круговая оборона
Однако несмотря на все успехи в раскрутке брэнда, борьбе с фальсификаторами и привлечении партнеров (а сегодня "Атлетика альянс" работает более чем с тысячей оптовиков), обороты компании к настоящему моменту снизились до $10 млн в год.
Но Алексей смотрит на это философски: - Раньше был дикорастущий рынок, а сейчас наступила стабильность.
А наступила стабильность как раз из-за усиления конкуренции. Например, китайские производители буквально вытеснили "Атлетику альянс" с рынка спортивных снарядов. По словам Огурцова, с 2003 года российские товары из стали начали существенно проигрывать в ценовой конкуренции китайским и тайваньским. В итоге рентабельность производства "железа" снизилась до 2-3%, и от этого производства было решено отказаться. Постепенно снизился спрос и на спортивную форму. Правда, здесь обошлось без летального исхода: обороты упали, но форму "Атлетика" все же шьет и неплохо на этом зарабатывает.
Как ни странно, приносит прибыль и журнал "Культура тела": ежемесячно он собирает на $60-70 тыс. рекламы. Но все эти заработки еле видны на фоне тех, что приносит спортивное питание. А на этом рынке конкуренция тоже обостряется.
- С учетом того, что конкуренты теснят вашу компанию со всех сторон, какие вы видите перспективы в вашем бизнесе? - Прежде всего я хотел бы заметить, что хоть по чуть-чуть, но мы развиваемся. Мы систематически выводим на рынок новые продукты, рекламируемся, боремся за свои позиции на рынке. А кроме того, планируем параллельно со спортивным питанием заняться и теми продуктами, которые не имеют или почти не имеют отношения к спорту.
Например, мы начинаем делать соевые диетические продукты. А в будущем собираемся печь хлеб с минимальным содержанием сахара. В общем, на месте не стоим. Стараемся развиваться. Хотя прогнозировать чтото конкретное сейчас сложно. Все упирается в Китай и Тайвань: в любой момент они могут выйти на рынок с дешевой продукцией.
Тогда нам придется тяжело.
- И последнее. Каким образом офицер, бизнесмен вдруг стал артистом? - Именно вдруг. В 2000 году мы с женой шли по Арбату. Неожиданно меня хватает за плечо человек какого-то сомнительного вида и говорит: "Как ты похож на Ивана Поддубного, давай в рекламу!" Мне это не показалось серьезным предложением, и я отказался. А вот жена взяла у этого человека визитку. И вечером я прочитал на визитке, что предъявитель сего является продюсером "Первого канала". Утром позвонил, мне сказали, что если я приеду к 14.00 в Останкино, то попаду в историю.
Я приехал и снялся в рекламе молока "Иван Поддубный". Потом ТВ-6 сделал получасовую передачу про то, что я якобы Поддубный нашего времени. А еще буквально через месяц снялся в рекламном ролике шоколада Nestle, после чего меня стали приглашать сниматься в кино. И пошло-поехало. Кого я только не играл! Единственный мой принцип- не играть гомосексуалистов и покойников в гробу. А так - кого угодно.
Иочень хорошо, что мой бизнес, пусть с трудом, но все-таки совмещается с работой в кино.
МИХАИЛ СИДОРОВ
Деловая газета "Бизнес"
|