Интервью: Виталий Зотов, гендиректор компании ООО «Центры оптовых продаж»
Оптовый рынок развивается во всех направлениях
ООО «Центры оптовых продаж» – одно из ведущих предприятий оптового сектора распространения печатной продукции. В начале июля этого года новым генеральным директором компании был назначен Виталий ЗОТОВ, ранее занимавший должность исполнительного директора в ЗАО «Нева-пресс» в Санкт-Петербурге. О перспективах развития компании г-н Зотов рассказал «Курьеру печати».
– ООО «Центры оптовых продаж» – какой вы видите компанию на нынешнем этапе развития?
– Компания – понятие сложное, оно включает в себя, прежде всего, такие составляющие, как люди, структура, задачи, бюджет, результаты, перспективы, положение на рынке. Я вижу «Центры оптовых продаж» как поле для поиска и реализации инновационных технологий для достижения необходимых результатов и внутри группы компаний (ООО «ЦОП» входит в ГК «Логос» – Прим. редакции), и на рынке – поле крайне сложное, но перспективное.
– В «ЦОП» не так давно был запущен такой проект, как магазины формата cash&carry. Как вы оцениваете его перспективы?
– Cash&carry – это очень удобный формат, каждый посетитель такого магазина может свободно ознакомиться с продукцией, получить необходимую консультацию. Этот проект нам очень интересен, и мы будем развивать его совместно с нашими партнерами. Магазины такого формата уникальны, это ноу-хау компании «Центры оптовых продаж». И потребительский рынок принял этот формат – покупатели с удовольствием пользуются услугами наших магазинов.
– А можно сказать, что cash&carry – это отражение тенденций оптового рынка?
– Оптовый рынок развивается во всех направлениях, но cash&carry – это, в некоторой степени, формат, более ориентированный на розничные продажи.
– Как вы оцениваете оптовый сегмент рынка распространения прессы в целом? Каковы его основные характеристики?
– Этот сегмент очень сложен по двум причинам. Прежде всего, наш российский рынок распространения прессы развивался нетрадиционно, его трудно сравнить с рынками других стран, и поэтому сформулировать критерии и формально описать роль оптового звена не всегда представляется возможным. Кроме того, оптовое распространение прессы характеризуется серьезным векторальным воздействием на коммерческую составляющую – имеется в виду та наценка на продукт, которую непосредственно определяет сам рынок.
– Вы работали и на петербургском, и на московском рынке дистрибуции прессы. Чем они отличаются друг от друга?
– С 1997 года я активно работаю в сфере дистрибуции прессы. Мы вместе с коллегами строили столичный рынок и отношения игроков на нем, на моих глазах он формировался, и в плане развития и оценки ситуации он для меня первичен. Но затем мой интерес привлек рынок Северо-Запада. Там я работал в достаточно серьезной компании, и мне удалось реализовать себя на рынке дистрибуции прессы Питера. Теперь я вернулся в Москву.
Эти два рынка, конечно, имеют радикальные различия, прежде всего – по емкости, активности игроков, интенсивности развития. С этой точки зрения рынки Москвы и Петербурга на сегодняшний день несравнимы, но все же рынок прессы Питера развивается хорошими темпами, и в ближайшем будущем, думаю, их уже можно будет сравнивать.
– А по правилам работы эти два рынка можно сравнить?
– Не думаю, слишком это разные рынки, слишком разные правила игры – по менталитету, активности, игрокам. Например, с точки зрения крупной дистрибьюторской компании в Петербурге и в Москве разница будет очевидна, и она будет просто выражаться в цифрах. Если говорить о перспективах, сблизить эти рынки может развитие ритейла. Ритейл в последнее время существенно повлиял на рынок прессы, и именно в этом сегменте будут сближаться рынки двух столиц.
– На московском рынке прессы активно действуют региональные и всероссийские профессиональные организации, в Петербурге тоже есть ассоциация распространителей. Насколько влияет деятельность таких организаций на рынок?
– Думаю, самым непосредственным образом. Такие организации объединяют профессионалов, которые получают возможность чаще встречаться, обмениваться мнениями и опытом, информацией. Конечно, существуют коммерческие направления, которые развиваются только внутри отдельных предприятий и не обсуждаются с коллегами, но профессиональные организации объединяют рынок, формируют психологию, человеческий фактор. С этой точки зрения их деятельность неоценима.
А с точки зрения решения каких-то конкретных вопросов, деятельность общественных организаций надо оценивать, учитывая, интересы каких групп компаний они лоббируют. В целом же, думаю, за профессиональными ассоциациями будущее. Если говорить абстрактно, то их существование гораздо перспективнее, чем их отсутствие.
– И традиционный вопрос – каковы планы компании «Центры оптовых продаж» на будущее?
– Двигаться вперед, развиваться по всем направлениям, формировать и развивать рынок оптовых продаж. Здесь мы, в первую очередь, ждем поддержки от наших партнеров – клиентов, поставщиков-издателей, с которыми мы сотрудничаем и будем продолжать развивать отношения. Уверен – совместными усилиями мы придадим новый импульс нашему направлению и достигнем значительных результатов.
Мария Неретина
журнал "Курьер печати"