Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Идет бычок, качается

Только за последний год рынок детских товаров увеличился на 30%

В середине 1990-х папа Джанат Рошановой решил отвезти родственникам в Казахстан русские деревянные игрушки. "Везде искали, не могли найти. Пошли на рынок- там китайские, приехали на склад - там все пластмассовое, нет ни одной русской игрушки - только мебель для Барби",- вспоминает Джанат. Отчасти это воспоминание и побудило Джанат организовать первый специализированный интернет-магазин "Фантазеры" и привлечь к работе частных мастеров. Умельцев у нас в стране много, но до появления интернет-магазина многие из них не знали, как продавать свои игрушки, и просто ставили их у себя дома на полке.

Родом из детсада

Джанат Рошанова родилась в казахском селе. После окончания школы решила ехать вМоскву- поступать в МГУ.
- Тогда всем, кто штурмовал МГУ, предлагали идти на ВМиК. Этот факультет только появился, и никто не знал, что он такое. А для меня математика всегда была любимым предметом, поэтому я решила пойти на ВМиК, и не жалею. Учиться было трудно, но зато студенческий коллектив оказался дружным - все 350 человек хорошо знали друг друга. Многие из моих сокурсников потом добились больших успехов в бизнесе. После МГУ Джанат устроилась на работу в Научно-исследовательский электромеханический институт. Через несколько лет ушла в декрет, а вернуться уже не смогла. - Обратно в институт меня не брали, я пошла на биржу труда, где мне сказали, что я могу рассчитывать только на вакансию дворника, так как программист теряет квалификацию через два года. А я целых три года сидела с ребенком. Что было делать? Перебивалась мелкой подработкой, но постоянно думала о достойной работе.

Наконец, случайно наткнулась на статью в газете о том, что создается новый проект- "Инфоград", призванный обеспечить население информацией о том, например, как работает РЭУ, как принимает каждый конкретный педиатр. Я написала письмо редактору газеты, и меня сразу пригласили на работу. Правда, деньги под проект практически не выделялись, зарплату платили маленькую… И не было ничего удивительного в том, что вскоре проект зачах. Довольно долгий период жизни Джанат буквально преследовали финансовые проблемы. - Я работала на двух работах, но денег все равно не хватало. Стала даже задумываться, как могу подрабатывать дома. В детском саду, куда ходили мои дети, было несколько родителей, которые не работали,- делали дома деревянные игрушки и продавали их на рождественских базарах. В остальное время года найти эти замечательные русские народные игрушки было невозможно. Я предложила им сделать сайт, но они отказались - сказали, что у них уже был сайт, но через него почему-то никто ничего не покупал. Тогда я решила создать свой собственный интернет-магазин и продавать через него игрушки, взятые у них на реализацию. До этого я никогда не занималась бизнесом. И сейчас, наверное, сделала бы все подругому- сначала попробовала бы работать с ними, посмотрела, что и как, а потом уже открывала свое дело. Но, несмотря на полное отсутствие опыта, случилась странная вещь: как только я занялась игрушками, мне стало колоссально везти.

В 1998 году Джанат купила у мастеров первых деревянных бычков, которые сами шагают вниз, будучи поставлены на наклонную плоскость. - Раньше я думала, что это просто стишок такой: "Идет бычок, качается, вздыхает на ходу". А оказалось, что такой бычок действительно существует. Однако до появления моего интернет-магазина бычок, как и все подобные деревянные игрушки, продавался только на рождественском базаре. Я объездила всю Москву, облазила весь интернет, но нигде этих бычков не находила. Сейчас уже все знают бычка, после меня несколько интернет-магазинов включили русскую народную деревянную игрушку в перечень своих товаров. Некоторые считают, что я должна была возмутиться, но я только рада: чем больше людей продают эти замечательные игрушки, тем лучше! В них же добро, они экологически чистые, не развивают в детях агрессии.

Бычки и акробаты

Первая партия, которую Джанат взяла на реализацию, состояла из домика, акробата и восьмерых бычков. Джанат показала игрушки знакомой семье, и те выкупили всю партию целиком, чтобы подарить своим трем детям. - Это был домик высотой 50 см, изготовленный одной небольшой московской фирмой. В домике мама, папа, около домика ферма. Такие домики у нас хотели покупать немцы, но у них было одно условие: домики должны быть хорошо отшлифованы. А наши сказали: отшлифовать их очень трудно, шлифовка вручную займет много времени, а станков нет хороших, они слишком дорогие. Поэтому сотрудничество с немцами не заладилось. В отличие от наших мастеров, китайцы поставляют в Россию и Европу хорошо отшлифованные деревянные игрушки. - Мы сейчас продаем и китайские домики, они намного дешевле наших. Часто мы берем китайские игрушки, чтобы просто попробовать, как они пойдут, чтобы самим начать делать такие же. Но не всегда наши мастера соглашаются изготавливать те же домики и посуду - говорят, трудоемкие, их нужно долго шлифовать, красить.

Похожая история произошла и с ткацким станком. Его изготавливают те же мастера, что делают бычков. - Станок хоть игрушечный, но на нем действительно можно ткать. Однажды мастера сообщили нам, что прекращают его производство - невыгодно. Я пыталась их уговорить, но они прямо взмолились: лучше уж 100 бычков, чем один ткацкий станок! Пришлось мне показать им письма посетителей нашего сайта. Одна мама, например, написала: купила станок дочке, а теперь сама тку. В итоге наши мастера так расчувствовались, что решили все-таки делать станки дальше. И ведь делают до сих пор. Но даже "Фантазерам" не всегда удается удовлетворить клиента. - Однажды к нам обратился один предприниматель с просьбой сделать некую игрушку- Козуху-Потрясуху. Эту Козуху-Потрясуху он видел где-то в провинции и решил заказать таких Козух несколько десятков, чтобы дарить их деятелям искусства. Главный смысл Козухи-Потрясухи в том, что это мифологический персонаж, якобы наделенный мистической силой: с его помощью на Руси изгоняли нечистую силу. Мы предложили клиенту нарисовать это животное. Он не смог, описал ее на словах - дескать, мордочка у нее такая-то, а на шее висят колокольчики. Сделали Козуху-Потрясуху по его описанию - он посмотрел, сказал: не то. Сделали вторую- опять не похожа. И так раз пять. В итоге наши мастера измучились, а клиент так и ушел, ничего не заплатив.

Иногда попадаются еще более хитрые клиенты. - Например, просят изготовить деревянный домик для конфет на Новый год. Мы нанимаем мастеров, платим им деньги, потому что иначе никто работать над заказом не соглашается. А клиенту то одно не нравится, то другое. Вначале мы то ручку поменяем, то замочек. А когда все, наконец, бывает доработано, заказчик берет у нас не 300 домиков, как обещал, а один-два. После чего идет с этим домиком в другую фирму и заказывает там 300 домиков по нашему уже готовому образцу, а это получается, разумеется, дешевле. Невостребованные игрушки Джанат продает потом у себя в интернет-магазине и в магазине обычном.

- Вначале мы все заказы развозили сами,- рассказывает Джанат.- Потом наняли курьера, а заказы из регионов исполняли по почте. Затем сняли помещение под магазин в павильоне на ВДНХ. Много игрушек Джанат продает через клубы для беременных. - Когда я рожала второго ребенка, то готовилась к этому в специальной группе. После родов мы с другими мамами старались не терять связь, делились опытом. Связывались с подобными клубами в других городах. Когда я занялась игрушками, то рассказала о них всем мамам. Странно, но многие наши покупатели до знакомства с нами не знали даже богородских игрушек. А те, кто знает о наших игрушках, зачастую относятся к ним с иронией, говорят, что, мол, мы в бирюльки играем… На самом же деле "играть в бирюльки" полезно, они развивают детскую моторику, глазомер. Джанат Рошановой пришлось столкнуться еще с одним предубеждением - у некоторой части населения деревянные игрушки до сих пор ассоциируются с тяжелым детством. Однако сейчас деревянные игрушки стали дороже фабричных, и покупают их люди небедные.

Ненужные игрушки

В магазине у Джанат стоят красочные деревянные домики, разрисованные одной московской старушкой. Их тоже заказали под новогодние подарки, но потом отказались: получилось, мол, очень дорого, по 900 руб. за домик.

- Бабушка все равно не смогла бы выполнить большой заказ,- вспоминает Джанат.- Каждый домик она разрисовывала неделю, а этих домиков заказчикам нужно было к Новому году несколько сотен. Теперь мы успешно их продаем уже не как емкость для подарка, а просто как игрушку. К слову сказать, бабушку мы нашли совершенно случайно. Она никогда не была художником, всю жизнь проработала в столовой. Мой сын и ее внук учились в одномклассе, и бабушка таким образом узнала про наш магазин, позвонила мне и сказала, что хочет раскрашивать игрушки. Первый пробный домик она сама сделала из картонок и раскрасила. Показала нам, и мы увидели, что бабушка очень талантлива. Даже профессиональные художники в восторге от ее работы.

Смысл своей деятельности Джанат как раз и видит в том, чтобы не просто покупать игрушки у уже существующих фирм и известных мастеров,- она все время пытается найти новых умельцев, чтобы их талант не пропадал даром. - Однажды мне в руки случайно попал номер иркутской газеты. Там была описана печальная история человека, который делает уникальных бычков и слоников из бревнышек одного диаметра. Вначале он пытался продавать их у себя в деревне, но игрушки никто не покупал. Тогда он решил просто раздавать игрушки людям, а из местной детворы привлечь ребят, которые переняли бы у него азы мастерства. Но пацаны, увидев, что денег на игрушках не заработаешь, быстро ушли от мастера - им стало неинтересно. Статья растрогала Джанат, и она попросила корреспондентку, написавшую материал, выслать координаты этого человека. Ответа так и не последовало, о чем Джанат очень жалеет.

- У нас в России полно людей, которые делают прямо на коленках замечательные игрушки. Например, один мой знакомый работает часовщиком. Долгое время никто даже не знал о том, что в свободное от работы время он делает у себя дома метровых Буратино. Когда мы узнали, то предложили ему сотрудничество. Правда, продать таких Буратино сложно - стоят они дорого, и потому мастер делает их только под заказ. Кроме Буратино, народные умельцы любят делать Щелкунчиков. - Долгое время мы не могли найти подходящего Щелкунчика,- вспоминает Джанат.- Заказов на них было много, но те, которые нам попадались, были очень уж страшные, и рот у них не открывался. Производят Щелкунчиков и некоторые фабрики, но деревянные игрушки, сделанные частниками, намного красивее и притягательнее. У нас часто спрашивают: почему у вас игрушки такие дорогие? Потому что они штучные, это же ручной труд, каждую игрушку мастер иногда делает по нескольку дней, вот и посчитайте.

Качается, но идет

И все же из всех игрушек, предлагаемых магазином "Фантазеры", наибольшей популярностью пользуется бычок. По словам Джанат, секрет популярности бычка кроется в том, что он олицетворяет собой упорство и целеустремленность- то есть как раз те качества, которые так нужны детям. - Ребенок, который учится ходить, смотрит на бычка и берет с него пример. Ведь бычок идет-качается, в любой момент может упасть, но идет. Заказов на бычков поступает так много, что Джанат даже планирует открыть собственное небольшое производство. - Сколько бычков можно выпилить лобзиком? Максимум 300 штук в месяц. Мы хотим купить оборудование, набрать пятьшесть человек, научить их работать с деревом. Сейчас на нас сыплется столько заказов, что мы с трудом успеваем. Мало того, что русские деревянные игрушки завоевывают все большую популярность, есть еще и дополнительная тенденция - по всей стране растет рынок детских товаров, только за последний год он увеличился на 30%.

В самое ближайшее время Джанат планирует обустроить при магазине игровую комнату. - К нашим игрушкам дети выстраиваются в очередь, каждый хочет молоточком постучать. Но кто-то успел стукнуть один раз, а кто-то - три, и первому становится обидно. Мы хотим сделать так, чтобы все дети, даже самые бедные, могли прийти к нам и бесплатно поиграть в наши игрушки сколько им захочется.

АДЕЛАИДА СИГИДА

Деловая газета "Бизнес"

18.08.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов