Приключения экранов в России
Все экраны, пересекающие российскую границу, сразу снимались производителями с гарантии
Компания "АТВ Наружные системы", основанная Владимиром Гарольдовичем Крыловым, занимается разработкой, производством, установкой и сервисным обслуживанием больших экранов, установленных на улицах российских городов. Им же был инициирован проект "Ситивидение", в рамках которого было организовано управление всеми экранами из единого центра в Москве. "Это было наше изобретение, которое мы запатентовали в 1996 году. Попов радио не смог запатентовать, а мы свое изобретение запатентовали. В США подобные единые центры управления стали появляться только в 2005 году",- рассказал Владимир Гарольдович, который очень гордится тем, что ему удалось не только догнать, но и обогнать Америку на целых девять лет.
Хулиганы и козырьки
Владимир Крылов родился в городе Пионерске Калининградской области "в семье ученых и моряков". Учился в Калининграде, на Сахалине, в Москве, получил специальность "инженер-математик", стал кандидатом технических наук. После перестройки пошел работать начальником технического отдела в одну из коммерческих компаний.
- А в 1992 году в Россию привезли первый экран,- вспоминает Крылов.- Поставили его в центре Москвы на гостинице "Интурист" и попросили нашу компанию адаптировать экран к российским условиям. Условия эти были очень непросты, недаром все экраны, пересекающие российскую границу, сразу снимались производителями с гарантии. В первую очередь мы заменили системы питания, потому что Россия - это такая страна, где напряжение может скакать от 120 до 230 В. Я понял, что после первого экрана в России появятся следующие и сформируется целое новое направление в рекламе. Собрал группу разработчиков, которая занялась не просто конкретным экраном, а созданием новой технологии. Ввозимым экранам наши специалисты полностью меняли системы электроснабжения и управления, ставили фильтры. Грязи и пыли у нас в стране полно, например, одна фирма установила в Новосибирске неадаптированный экран, так у него многие элементы просто перестали работать под воздействием агрессивной окружающей среды. С экранами в России случались самые разные истории: в них попадали молнии, хулиганы закидывалиих бутылками, а самые яростные борцы с капитализмом стремились поразить буржуйское новшество "коктейлем Молотова". Компания Владимира Крылова придумала использовать защитные антивандальные козырьки. Кроме того, экранам угрожали российские морозы и, что намного хуже для экрана, российская жара. В одном не самом южном городе экран не могли установить поздней осенью, потому что при минус 20 сварка не работала. Зато когда перед Новым годом в город должен был приехать высокий чиновник, сварка сразу заработала. Провода от холода лопались, но экран команда Крылова запустила. На Кавказе один из экранов попал под обстрел, и с тех пор Владимир Гарольдович каждую новую модель экрана тестирует на попадание пуль.
- Для этого специальные лаборатории присылают к нам своих специалистов-военнослужащих.
Расслоившиеся платы
К 1997 году специалисты компании пришли к выводу, что проще самим делать экраны, чем переделывать импортные.
- Мы начали размещать заказы в Ульяновске, Рязани, Воронеже, Твери,- рассказал Владимир Гарольдович.- Много где пытались размещать, но в итоге пришли к тому, к чему уже до нас пришел весь остальной мир: все комплектующие стали заказывать в Гонконге, а в России оставили сборку и конструкторское бюро. Бессмысленно создавать здесь производство экранов: каждые полгода продукцию надо полностью менять, а за эти полгода вы даже не успеете утвердить ни одного ГОСТа. Экраны - продукция громоздкая, и везти из-за границы их невыгодно. С другой стороны, и организовать полный цикл производства в России непросто. Например, приходим на завод, просим сделать платы. Они говорят: пожалуйста, платы мы вам произведем, но из чего? В конце концов нашли сырье, сделали платы, а через полгода эти платы расслоились. Почему - никто не знает. Пришлось снимать экраны, в которых стояли эти платы, и их ремонтировать. Я знаю, что в России было много попыток производства компьютерных плат, но ни одной успешной. С другой стороны, это вредное производство, поэтому даже лучше, что оно находится за пределами страны. Светодиоды мы раньше тоже покупали в России. Трудно сказать, плохие они были или хорошие, просто они не вполне подходили для наших экранов. На нашу просьбу внести ряд изменений завод никак не отреагировал. По словам Владимира, сегодня на российском рынке есть разные компании, и некоторые из них имеют собственную производственную базу. Что касается компании "АТВ Наружные системы", то она так и не обзавелась производством.
- Мы решили пойти по другому пути. Размещение заказов на чужих заводах дает нам необходимую гибкость в планировании, возможность быстрого переноса заказов на другие предприятия, если по цене не сойдемся. При этом требуется постоянный контроль: стоит расслабиться, поверить в то, что дело поставлено прочно, как качество начинает падать. Параметров качества в нашей продукции немало, проверять да проверять. А не то могут поставить все в соответствии с вашими техническими требованиями, но потом окажется, что по ряду других требований эти комплектующие вам не подходят, и не потому, что вас намеренно обманули, а потому, что вы об этих параметрах просто не спросили. Например, могут продать оборудование, рассчитанное не на 50-100 тыс. часов работы, как положено, а на 5-10 тыс. По мнению Владимира Крылова, ошибка многих начинающих производителей заключается в том, что они подходят к экранам как к уже сложившемуся продукту.
- А работать надо на опережение рынка. Рынок сейчас свободен, места всем хватает. С каждым годом все больше желающих украшать свои здания. Мы продаем наши модули для подсветки мостов, архитектурных сооружений, для освещения квартир. Сегодня каждый хочет тратить меньше денег на электричество в доме, светодиодные системы давно бы заменили обычные электрические лампы, но производители ламп всеми силами не пускают эту технологию на рынок. Например, ламповый экран размером 9 x 12 м потребляет 400 кВт, тогда как современный светодиодный - всего 40 кВт. Экономия налицо.
Представляете, что будет, если освещение в домах перевести с ламп накаливания на светодиоды?!
Неликвидный товар
В 1997 году компания Крылова собрала всего два экрана. И до 2000 года объемы производства не увеличивались.
- Рынок был не готов, во всем мире в те годы крупнейшие компании собирали в год по два-три экрана. 1 кв. м тогда еще лампового экранастоил до $15 тыс. В 1998 году стали появляться светодиодные экраны стоимостью $30-40 тыс. за 1 кв. м. Сейчас экран с более высокой плотностью и разрешением стоит $5-7 тыс. за 1 кв. м, цена экрана среднего размера составляет около $200 тыс. Цены падают, доходы населения растут, поэтому и объемы продаж у производителей экранов увеличиваются с каждым годом. В 2005 году мы продали 29 экранов площадью 1,5 тыс. кв. м, а за восемь месяцев этого года - уже 40 экранов. Для сравнения: компания Daktronics, лидер на американском рынке, продала в прошлом году 2 тыс. кв. м. Через два-три года цена на светодиодные экраны сравняется с ценами на неоновые конструкции, а учитывая, что в неоновых конструкциях используется вредный для окружающей среды газ, очевидно вытеснение неоновых конструкций с рынка. Вначале светодиодные экраны кое в чем проигрывали, например, были проблемы с яркостью, но сейчас эта проблема решается. Мировые концерны вкладывают миллиарды долларов в разработку кристаллов, использующихся для производства светодиодов. В этой области все как в компьютерах: качество растет, цена падает, а принципиальные изменения в технологии производства экранов происходят все реже. Сейчас экран "живет" в среднем семь-десять лет, экраны первого поколения служили максимум четыре года. На сегодняшний день в России работает около 200 экранов, из них в Москве - около 30. Покупатели экранов делятся на две категории.
- Первая - это крупные торговые центры, которые сами себя рекламируют и представляют много торговых марок, продающихся у них. Вторая категория более распространенная- рекламные агентства. Надо сказать, что вначале нас не очень хотели пускать в рынок наружной рекламы. Реклама- ведь это очень прибыльный бизнес, который себя защищает. Доказать, что предлагаемый нами дорогостоящий вид рекламы будет эффективным, было тяжело. Долгое время экраны были неликвидным товаром и плохо покупались. Зато сейчас уходят в миг. Недавно Владимир Крылов посетил выставку в Лас-Вегасе - городе экранов и убедился в том, что по инженерным решениям российские экраны не хуже, а иногда и лучше импортных.
- Те решения, которые были реализованы по нашим проектам в Гонконге, перспективнее и интересней. Зато архитектурная составляющая в России отстает: у нас экраны просто закреплены на одной или двух опорах, а в том же Лас-Вегасе экраны крутятся, двигаются. ВШанхае есть 70-этажный дом, вечером превращающийся в огромный экран. Так что с художественно-архитектурной точки зрения у нас в России не все так красиво.
Центр управления
В середине 1990-х владельцы экранов стали жаловаться, что им надоело крутить одни и те же ролики в одной и той же последовательности. Принцип повторяющегося пятиминутного блока не давал необходимой гибкости. Владимир Гарольдович решил усложнить систему экранного вещания и управлять изображением по принципу "свободного расписания". Его команда разработала ЦУП - центр управления, способный передавать, в том числе и с помощью интернета, изображение на экраны, находящиеся в сотнях и тысячах километров от передающего устройства.
- Скоро будем управлять экранами через спутники,- рассказал Крылов.- Сейчас пока это очень дорого, но такая функция в экранах в принципе заложена. При определенном насыщении рынка передача через спутник станет вполне доступной по цене, как это случилось, например, с сотовыми телефонами. К единому центру управления подключено шесть московских экранов, каждый из которых платит определенную абонентскую плату за обслуживание ЦУПом. Изобретение Крылова стало новым направлением в массмедиа.
- Это признали даже на уровне правительства: в октябре 2004 года был издан указ, согласно которому уличные экраны должны участвовать в оповещении населения в случае чрезвычайных ситуаций и террористических актов наравне с обычными средствами массовой информации. Раньше экран был просто вывеской, мы же впервые связали экраны в сеть, и благодаря нашему изобретению появилась возможность не просто показывать набор примитивных клипов, но и передавать новости, выступления в прямом эфире, спортивные матчи. В мире существуют лишь четыре компании, которые создали подобную систему, включая Microsoft. Свою компанию Владимир Крылов считает пятой.
- Надо учесть, что мы запатентовали свое изобретение в 1996 году, на заре светодиодного направления, когда еще дажене было синих светодиодов, которые в дальнейшем позволили получать цветное изображение на светодиодных системах,- рассказал Владимир.- Они появились только в 1998 году. До этого экраны были либо монохромными, либо полноцветными ламповыми. Обычному телевидению понадобилось 40 лет, чтобы перейти от черно-белого изображения к цветному. В светодиодных экранах все произошло намного быстрее, хотя технически они и не проще, чем телевизионные системы. И только в 2004 году вокруг метро в Нью-Йорке появилась первая американская экранная сеть, а в 2005 году компанией Clear Channel была создана экспериментальная сеть в Кливленде. Сейчас в США проектируется сеть на 2 тыс. экранов. Никаких денег за использование запатентованной технологии Владимир Гарольдович не берет.
- Кто-то ведь изобрел телевизор, и теперь все смотрят, а денег изобретателю телевизора не платят. Когда я получал патент, не надеялся, что кто-то будет мне платить. Наоборот, пытался распространять по миру свое изобретение совершенно бескорыстно: начал выпускать некоммерческий информационный журнал и пропагандировал это направление через интернет. Мы же зарабатываем не на технологии, а на самих изделиях.
Борьба с утечкой
По словам Владимира Крылова, с 1991 и по нынешний год у него было несколько фирм, и назывались они по-разному, но костяк разработчиков всегда был одним и тем же. С начала 1990-х годов с Крыловым работают 20 человек, многие из которых уже отметили свое сорокалетие. Но Владимир Гарольдович старается брать на работу и молодые кадры.
- Студентам второго курса предлагаем сделать простенький проект. Из отобранных 10 человек через несколько месяцев остаются два. Инженерное ремесло- дело сложное. Чтобы ввести человека в тему, требуется года три. А чтобы разговаривать на одном языке с учеными из других стран, нужно отдать этому десятилетия. Если в 1980-х годах, когда я учился в институте, поступить в вуз было тяжело, то теперь берут чуть ли не всех подряд, полно коммерческих вузов. Вот в Китае мало институтов, много ПТУ, и это правильно. А в нашей стране никто не идет учиться на электрика. Все идут в институт, становятся инженерами с дипломом, а потом просят взять их на работу электриком. Я, например, очень не люблю, когда электрики с высшим образованием. Из института надо идти не в электрики, а в разработчики. Но талантливых разработчиков сейчас мало, а безграмотных инженеров пруд пруди. Утечка мозгов - серьезная проблема для России. Компания Владимира Крылова не исключение.
- Наши специалисты тоже посматривают за кордон. Мы пока не можем предложить зарплат, сравнимых с зарплатами на Западе. Зато у нас амбициозный молодой человек, оканчивающий институт, может получить серьезную задачу и, справившись с ней, обрести известность не только и не столько в России, сколько за ее пределами.
АДЕЛАИДА СИГИДА
Деловая газета "Бизнес" |