Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Дело в бочке

От момента покупки дуба до готовой бочки проходит не менее полутора лет

Компания "Лер" производит бочки, кадушки и банную утварь. "Каждая бочка имеет свой характер. Хороший дегустатор по вкусу вина может определить, из какого дуба была сделана бочка, где этот дуб рос и в какое время года был спилен",- рассказал Арон Петросян, основатель компании.

В темноте

Арон Петросян окончил Ереванский университет по специальности "историк-филолог", однако по его словам, вовсе не это определило род его дальнейших занятий.

- После девятого класса мой отец, директор оборонного предприятия, устроил меня к себе на работу учеником слесаря на время летних каникул. Это сильно повлияло на мой жизненный путь. Кто-то не любит работать, мне же нравится забить гвоздь, прикрутить шуруп. За эти три месяца я многому научился и до сих пор считаю, что мастерство не пропьешь, особенно то мастерство, которому научился в советские времена, когда производство было на высоком уровне. Поработать историком-филологом Арон не успел: сразу после окончания университета распался Советский Союз. Тогда Арон с братом организовал в Ереване семейный бизнес.

- Маленькое производство, самое маленькое, какое могли себе позволить недавние студенты не без помощи родителей. Купили несколько станков и стали делать обувную фурнитуру- металлические набойки, подпяточники.
Процесс производства был достаточно прост: лист металла пробивался специальными штампами - и получался готовый продукт. Но Арона примитивность избранного направления нисколько не пугала - по его мнению, если идти долго и непрерывно в любом направлении, то в конце концов окажешься на вершине горы. Вначале производство располагалось в заводском цехе, а когда завод окончательно развалился, переехало в подвалы. Трудностей с каждым днем становилось все больше - начались отключения электричества, и производство то и дело приходилось останавливать.

- Появилось понятие - "веерное отключение", но еще не было такого понятия, как "генератор". Это сейчас генераторы продаются на каждом шагу, а тогда генераторы были только у вооруженных сил, но кто бы нам их дал? Мы узнавали графики отключения электричества, подстраивали под них график нашей работы. Работали на производстве мои друзья и друзья брата- такой у нас был дружеский бизнес. Продавали набойки частникам и фабрикам по всему СНГ. Но в результате света и тепла не стало совсем, люди начали жечь мебель и паркет. Нам ничего не оставалось, кроме как заморозить производство. Мы с братом вылетели в Москву, оставив родителей и сестру в Ереване.

Бондарный пробел

- ВМоскве стали заниматься тем, чем все, а именно бизнесом по принципу "купи-продай",- вспоминает Арон.- Все было таким неопределенным, чувствовали себя очень неуверенно в крупном мегаполисе. Наконец, через полтора года нам удалось собрать немного денег. Я решил съездить на родину и привезти в Москву наше оборудование. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой. Зачем было тащить из Еревана эти железяки? Неужели бы в Москве таких не нашлось? Но тогда казалось, что это что-то родное. Я всегда относился с душой к производству, деньги для меня не главное, к сожалению. В 1994 году на самолете прилетели в Москву десять наших сверлильных станков. Размером они со стул, но весят очень много - это литой чугун. Я переплатил авиакомпании огромные деньги. Свалил станки в Москве на склад, и еще год они там валялись без дела. В 1995 году Арон решил, что капитала достаточно, чтобы открыть новое производство. Аренда и рабочая сила в Москве были слишком дороги, поэтому Арон со своим братом решил разместить производство в Липецкой области. Сняли цех на заводе, производящем гидравлику для тракторов, и снова начали делать набойки и другую обувную фурнитуру. Выбор на Липецкую область пал случайно, но в дальнейшем Арон понял, что не ошибся.

- Это спокойный регион, к тому же один из самых ценных в Российской Федерации - во время войны Гитлер дал указ вывозить чернозем в Германию. В черноземных регионах растет много дубовых деревьев. Для производства набоек дубы не имели никакого значения, но в дальнейшем расположение производства сыграло для нас решающую роль.
Новую компанию назвали "Лер" ("горы"), в честь Сиса и Масиса, гор Арарата. По словам Арона, это название связано с образом человека, идущего в гору. Компания тоже должна была идти вверх, осваивая новые вершины. Уже через год Арон решил расширить ассортимент выпускаемой продукции. К обувной фурнитуре добавились домкраты для автомобилей и кухонные топорики. Набойки стали делать не только металлические, но и полиуретановые. Наладили производство пеноблоков для строительства. В 1999 году производство переехало в другой черноземный регион - в Воронеж.

- В 2000 году у нас появилось новое направление - бондарное,- рассказал Арон.- Мысль открыть такое производство родилась спонтанно. Мы поехали к нашим друзьям вКраснодарский край, пили вино, и наши друзья стали жаловаться, что бочки у них в погребах уже довольно старые, а новые купить негде. ВСССР при каждом райпотребсоюзе и коньячном заводе была своя бондарка, сейчас почти все они закрылись. Мы, как бизнесмены, всегда изучали, где есть пробелы. Вжизни обязательно чего-то переизбыток, а чего-то не хватает. Например, переизбыток тех, кто делает мебель. Вся Россия делает мебель! Мы же всегда старались делать что-то оригинальное. Когда вернулись из Краснодарского края, решили делать бочки для вина.

Долгое дело

Как делать бочки, никто из друзей Арона не знал. Пошли в библиотеку, прочитали специальную литературу. Выяснилось, что сделать бочку под вино не так-то просто.

- К бочке нельзя относиться как к таре,- считает Арон.- Бочка- это живой организм, иначе в бочке не получали бы такие божественные напитки, как вина и коньяк. Начинали мы, можно сказать, коряво эту тему, делать бочки - это не ложки штамповать. Бочки изготавливаются из разных пород дерева, некоторые производители делают бочки из липы и осины, но они годны только под пиво. Для вина и коньяка принято использовать дуб, так как дуб - самое ценное дерево, есть еще тис, но он в промышленности не применяется. Есть даже статья в Уголовном кодексе - за тис дают восемь лет. Тис растет тысячу лет, дуб - несколько сотен. Чтобы можно было использовать дуб для производства бочек, ему должно быть не менее ста лет, то есть не менее ста колец на срезе. Дуб купить легко, но это может оказаться такой дуб, из которого можно делать только детские табуретки. В целом дефицита сырья нет, только возможны перебои, связанные с временем года. Например, зимой, когда техника вязнет в сугробах. Вкусвина зависит от времени года, когда был спилен дуб, и от места его произрастания. Арону повезло: оказалось, что в Воронеже растет очень хороший дуб, который не уступает по своим свойствам кавказскому дубу.

- Почему говорят: твердый как дуб? Потому что дуб - очень плотное дерево. Во времена Петра I дуб опускали на дно реки, и чем дольше он там находился, тем больше твердел. Получался "мореный" дуб, из которого в старину делали мебель. Сейчас из мореного дуба уже никто ничего не делает. Согласно бондарной науке, дуб полон внутренней энергии, и если свежеспиленный дуб сразу положить в принудительную сушку, то он покроется бесчисленным количеством трещин, чего не происходит с другими породами дерева. Поэтому купленные дубы почти год лежат под открытым небом, выпускают напряжение и влагу. Затем дуб распускается на досочки, которые еще несколько месяцев лежат под навесом или в проветриваемом помещении. Распускается дуб на пилораме или колется при помощи колуна.

- В древности кололи колунами, сейчас все используют пилорамы. У пилорамы есть существенный недостаток: она хоть и пилит быстро, но при этом совсем не учитывает структуру. А для производства больших бочек недопустимо наличие сучков, потому что даже через один сучок все вино может вытечь. Поэтому мы решили реанимировать старый колун, но при этом его модернизировали: специальный механизм опускает колун при помощи гидравлики. Когда мастер ставит бревно под колун, он смотрит, какова структура дерева, и обходит сучки стороной. После сушки доски скрепляются рабочим обручем, затем он меняется на настоящий. Обручи на бочку надевают три-четыре человека.

- В процессе скрепления бочку может разорвать так, что мало не покажется,- рассказал Арон.- Потом получившаяся полубочка без донышек ставится на обжиг, затем запаривается - в большую металлическую бочку наливается вода, снизу разводится костер, внутрь ставится полубочка и стоит в пару около часа. Дальше она обжигается на улице или в цехе. Причем обжигается не разово - поставили и убрали, а четыре-пять раз. Только после этого бочка готова к дальнейшим процедурам - установке доньев, резьбе по дереву и так далее. Таким образом, от момента покупки дуба до готовой бочки проходит не менее полутора лет. Труд используется в основном ручной - многие процессы просто нельзя механизировать. На производстве работают около 200 человек, больше половины из них занимаются бочками, остальные - домкратами и обувной фурнитурой. В месяц бондарня выпускает несколько тысяч единиц продукции, включая бочки, кадки для засолки и банную утварь.

- На сегодняшний день ни один производитель у нас в стране не сможет дать больший объем,- считает Арон.- Одно дело - производство набоек. Взял лист металла, отштамповал, лист закончился- пошел и купил новый. Сушка отнимает очень много времени, надо вкладывать много средств в покупку дуба, иметь в заделе определенное количество леса. Найти бондарей тоже непросто - нам с большим трудом удалось разыскать человека, который 40 лет отработал на коньячном заводе. Бондарь - одна из древнейших профессий, но ни в одном учебном заведении этой профессии не учат. В нашей стране нет людей с записью "бондарь" в трудовой книжке, но все наши работники раньше так или иначе были связаны с бондаркой: кто-то делал тару из дерева, кто-то резчик по дереву, кто-то токарь, кто-то художник. Постоянных бондарных производств в России очень мало. Время сейчас хаотичное- когда у винного завода устаревает парк бочек, они могут временно открыть бондарную мастерскую, а потом снова ее закрыть. А часто отечественный производитель вовсе не прибегает к бочкам и отстаивает вино в чане из нержавейки.

Руки в мозолях

Больше половины бочек у "Лера" покупают частные лица.

- К заводским бочкам более строгие требования,- рассказал Арон.- У нас куча сертификатов - гигиенические, ростестовские, мы собственники разных ТУ и ТИ. Имеются и ГОСТы, хотя в данном виде производства они не нужны. Достаточно евростандартов- каждая бочка имеет определенный размер и пропорции. Частники нашей продукцией интересуются больше, чем винные предприятия. В свои личные погреба некоторые любители покупают по 30 бочек! Поэтому кроме стандартных бочек мы начали делать необычные бочки- например, анкерки. Анкерок- это суженая с обоих сторон бочка, в которой пираты держали ром. Придумали подвесить бочку в люльку, размещать бочки на самых разных подставках. В бондарном производстве, как и в любом другом, все друг у друга воруют идеи. Но кое-что нашим конкурентам повторить так и не удалось- например, мы придумали надевать на бочки и анкерки сетки. Одно дело, когда бочка голая, и совсем по-другому она смотрится в сеточке. Так вот, наши конкуренты не смогли набрать рабочих, которые плели бы им такую сетку. Никто не хочет плести сетку- это ручная работа, и плетут сетку не женщины, а мужчины. Посмотрели бы вы на ладони этих мужчин - они все в мозолях! Арон рассказал, что найти работников для бондарного производства было непросто.

- Есть люди, которые стремятся работать, а делать ничего не умеют. Есть такие, которые умеют, но душу в работу не вкладывают. А у нас такое производство, что если душу не вложишь- ничего не получится. Мастер криво посадит обруч, художник нарисует некрасивый цветочек, и что тогда получится? Китайский ширпотреб. Правда, бочки китайцы делать пока не научились, привозят в Россию только банную утварь. Она хуже нашей, так как сделана не из дуба: дубы в Китае не растут. А вот японцы делают хорошие бочки, они в них отстаивают рисовую водку сакэ. Откуда они берут дуб, не знаю. Есть ли дуб в Японии? Может, и есть.

В доле с ангелами

Вопрос реализации бочек не так прост, ведь в магазин бочку объемом 300 литров не привезешь и на прилавок не поставишь.

- Первую бочку мы продали нашим друзьям,- рассказал Арон.- Вторую - друзьям наших друзей. Третьи покупатели увидели нашу бочку у вторых, четвертые - у третьих. Потом мы открыли сайт в интернете, стали участвовать в самых разных выставках- банных, продуктовых. Много бочек продаем прямо на выставках - подходят частные лица, представители заводов, в том числе из стран СНГ и Европы. Небольшие бочки и кадушки продаем через обычные продуктовые магазины, магазины сувениров, торговые центры. Цена на нашу продукцию не так высока- например, кадка для засолки объемом восемь литров стоит 1500 руб. Даже бабушка может себе это позволить - по кадушкам бабушки у нас одни из самых частых покупателей. В годы своей молодости они солили огурцы в таких же кадушках. Винныебочки покупают рестораны - ставят их в зале для красоты. Маленькие бочки берут в качестве подарка. Кто-то оформляет себе погреб. Кто-то сделал самогонный аппарат и хочет отстаивать в бочке получившийся продукт. Кто-то с юга привозит вино и хранит его в наших бочках. Вы не представляете, с каким энтузиазмом люди занимаются виноделием и самогоноварением! Коньяком за $1000 сейчас уже никого не удивишь. Есть у нас постоянный покупатель, он говорит: "Чем я могу удивить друзей? Нанять итальянского повара? Это уже все проходили". Поэтому он построил погреб, делает в бочках вино и солит грибы в кадушках. Приходят гости, он их ведет в погреб и показывает: вот грибы, вот капуста. Гости в восторге. Многие клиенты, которые держат свои погреба, приходят к нам по многу раз и с пеной у рта рассказывают, какая у них прекрасная медовуха! Несмотря на то что в окрестностях Москвы не растет виноград, большая часть покупателей винных бочек живет в столице. С транспортировкой бочек из Воронежа вМоскву и в другие точки земного шара нет никаких проблем: бочка хорошо выдерживает любые нагрузки. Сейчас каждый месяц "Лер" продает несколько тысяч бочек и кадушек, производство работает в три смены. По словам Арона, объемы производства с каждым годом увеличиваются на десятки процентов - в соответствии с ростом количества поклонников бочек.
Однако не всякий человек может стать настоящим хозяином бочки.

- Каждая бочка ведет себя по-своему, имеет свой характер. За бочкой надо ухаживать - это не чайная чашка, которую водой помыл и поставил. Перед употреблением бочку нужно запаривать, наливать в нее воду и каждые два дня сливать, пока вода не станет прозрачной. Чтобы в бочке не завелись паразиты, ее нужно окуривать, а чтобы она не развалилась, подбивать обручи к центру. Поэтому некоторые люди, которые хотят иметь бочку, отказываются от идеи ее приобрести из-за отсутствия времени. У кого-то нет места для бочки, кто-то просто не знает, как с ней обращаться. Для тех, кто раньше никогда не имел дела с бочками, мы к каждой бочке прилагаем инструкцию по ее применению. Больше всего новых пользователей бочек удивляет, куда девается вино- бочка вроде бы не протекает,а через пару лет вина в ней становится меньше на треть. Просто дуб пористый, он дышит, живет. Впитывает влагу, а потом она испаряется. Из-за этого у винзаводов очень большие потери. Испарившееся вино называется "долей ангелов".

АДЕЛАИДА СИГИДА

Деловая газета "Бизнес"

04.09.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов