Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Иллюзия объема

Как нишевый продукт отстаивает позиции на рынке кинопроката

Индустрия кинобизнеса сегодня на подъеме. Мультиплексов все больше, сборы от блокбастеров растут в геометрической прогрессии. В таком круговороте киностудий, прокатчиков и сетей кинотеатров сложно найти свободное место. Но, как рассказал в интервью «Ко» исполнительный вице-президент IMAX Corporation Ларри О’Райлли, только не компании, которая развивается за счет собственных инновационных технологий.

Технология IMAX берет свое начало с выставки EXPO’67, проходившей в Монреале, где так называемые многоэкранные фильмы стали сенсацией. Для показа одного такого широкоформатного кино использовалось несколько 35 мм проекторов. Однако небольшая группа канадских кинопродюсеров решила создать новую систему, заменяющую применение нескольких тяжеловесных проекторов одним. Результатом стало создание проекционной системы IMAX, навсегда изменившей традиции широкоформатного кино.

Сегодня фильмотека IMAX содержит более 200 лент. С компанией охотно сотрудничают все ведущие голливудские мейджоры. Ежегодная амстердамская выставка Cinema Expo, где автору довелось побывать, не знала отбоя в посетителях. Впрочем, как и кинотеатр IMAX, где опоздавшие на специальный показ фильма «Супермен возвращается» готовы были сидеть на ступеньках зала.

– Так сложилось, что в России практически все начинается с Москвы.

Кинотеатр Nescafe-IMAX не стал исключением. Скажите, насколько для вас сегодня привлекательны российские регионы?

– Бесспорно, столица любого государства привлекает внимание не только людей, но и компаний. Это нормально, главное – не упустить момент и вовремя перераспределить свои усилия. В Москве уже есть Nescafe-IMAX. В обозримом будущем непременно будет открыт второй кинотеатр. Но для нашей компании развитые российские города не менее интересны, чем столица. Поэтому в настоящий момент в стране разворачивается несколько проектов. В августе этого года к нам присоединяется Казань. Местная сеть кинотеатров «Сувар» откроет свой первый IMAX. Ближе к концу года подключится Пермь. Первый кинотеатр в северной столице появится уже весной 2007 года – одна из ведущих мировых сетей кинотеатров National Amusement, известная в России под брендом Kinostar DeLux, станет нашим партнером по данному проекту, а уже летом 2007-го крупнейший питерский оператор «Кронверк-Синема» откроет второй кинотеатр IMAX. К концу 2007 года к нам присоединится столица еще одного российского региона – Уфа. Помимо этого, мы ведем переговоры с крупными игроками о размещении кинотеатров IMAX во всех экономически развитых региональных центрах. К тому же зона наших интересов не ограничивается исключительно Россией. Для нас также привлекательны Украина и Казахстан.

– У вас около 300 действующих и строящихся кинотеатров во всем мире. Вы открываете их своими силами или здесь действуют программы франчайзинга?

– Компания имеет только 11 собственных кинотеатров. Все они расположены на территории Северной Америки. Их основное назначение – тестирование нашего продукта. Мы смотрим на то, как зритель воспринимает нас и наше кино. На основе этого определяем политику компании. Все фактически в лабораторных условиях. (Смеется.)

Во всех остальных случаях IMAX продает свое оборудование и права на использование торговой марки. Существует определенная система роялти, углубляться в дебри которой нет особого смысла. Отмечу, что Россия в нашей системе не исключение. Все страны работают в равных условиях вне зависимости от географических координат, «входной билет» для всех примерно одинаковый.

– В 1997 году IMAX получила «Оскар» за научные и технические достижения в области кино. На мой взгляд, это не особо сказалось на развитии вашей компании. Как вы сами оцениваете награду?

– Это не просто награда – это признание всех наших инновационных разработок в области кино. Престижное событие, которое способно добавить известности любому бренду – церемония награждения транслируется по всему миру!

Мы никуда не спешили. Сначала компания разработала стратегию своего развития, выработала уникальное конкурентное преимущество и создала технологию. Потом пошла череда съемок и ограниченных релизов наших фильмов. Очень часто все упиралось в деньги. На разработки, которые потом еще приходилось неоднократно адаптировать, уходили огромные средства. Например, появлялись ребята с желанием снять фильм про подводный мир. Нужно было опускать камеры на огромную глубину. В случае с Эверестом брали оборудование и всеми мыслимыми и немыслимыми способами тащили его на вершину горы.

Технологию разрабатывают один раз, а вот в области ее применения постоянно требуется свежий подход. Приведу вам один интересный пример. Пять лет назад агентство NASA заказало 3D-фильм, посвященный МКС. Тогда все уперлось в ограниченное пространство станции. Оно было явно недостаточным для нашей довольно громоздкой 3D-камеры. Чтобы отправить оборудование в космос, специально для этого проекта пришлось существенно сократить ее размеры. В итоге мы построили три камеры. Одна находилась снаружи и снимала все, что происходит вокруг. Другая была внутри и освещала жизнь станции. Третья осталась на Земле в качестве тренажера для космических папарацци. (Улыбается.) Поскольку одной пленки хватало только на три минуты фильма, нам пришлось разрабатывать и специальные боксы для ее хранения. На все ушло $5 млн, но, поверьте, оно того стоило. Астронавты после просмотра этого фильма в один голос утверждали, что фильм на экране IMAX по ощущениям равноценен полету в космос.

«Оскар» стал для нас признанием всех этих небольших, но важных этапов на пути создания IMAX. У нас появилось больше партнеров, но всецело списывать это на награду я бы не стал. Гораздо больше новых контрактов мы заключаем после удачного открытия кинотеатра. Как говорится, лучше один раз увидеть.

– Сколько компании приходится инвестировать в развитие бизнеса, чтобы быть конкурентоспособной? Откуда берете средства?

– Корпорация IMAX – это открытое акционерное общество, включенное в NASDAQ и в листинг фондовой биржи Торонто. Наши бумаги распределены между компаниями и множеством мелких акционеров. Руководству IMAX принадлежит 11% акций. Но в настоящий момент компания реструктуризируется, и пока неясно, кто будет главным собственником.

IMAX развивается в основном за счет собственных средств. В прошлом году ее оборот составил $145 млн. Если говорить об инвестициях, то недавно увеличили кредитную линию с $20 млн до $40 млн. Все средства уходят преимущественно в разработку новых технологий, поэтому мы постоянно ищем новые источники финансирования. За нами уже 108 патентов плюс в разработке еще свыше 80.

Раньше основной доход шел от продаж лицензий. Сейчас же бизнес расширяется за счет удачных релизов. «Гарри Поттер и Кубок огня» принес нам порядка $20 млн, «Полярный экспресс» – $50 млн, но мы хотим, чтобы эти цифры были больше в два, а то и в три раза. Для этого нужно увеличивать число площадок, в том числе и собственных. Если же речь заходит о самом производстве фильмов, то здесь большую часть затрат на себя берут студии.

– Вы развиваете систему MPX, которая позволяет встраивать кинотеатр IMAX в новый мультиплекс либо модернизировать один из существующих кинозалов. Насколько данная технология востребована на рынке?

– Спрос колоссальный. Более 90% наших продаж приходится как раз на системы этого типа. Еще совсем недавно у компании были другие цели. Мы концентрировались на максимальной отдаче от ограниченного числа кинотеатров, расположенных чаще всего в образовательных центрах и музеях – традиционных в то время площадках IMAX. Но на деле оказалось гораздо выгоднее развивать сеть коммерческих кинотеатров. Чтобы наше предложение оказалось привлекательным, мы взялись за разработку технологии MPX. Раньше на постройку отдельного кинотеатра IMAX уходило от $5 млн до $10 млн. Сейчас, если есть собственная площадка, можно уложиться в $1,5 млн. При минимальных затратах и незначительной модернизации любой кинотеатр может превратиться в полноценный кинотеатр формата IMAX.

За последние пять лет мы открыли 35 кинотеатров, но благодаря MPX только в нынешнем году откроется еще свыше 40. В настоящий момент под брендом IMAX работает порядка 300 площадок, 110 из которых уже на базе мультиплекса. Я думаю, это не предел. В перспективе применение технологии по размещению IMAX в мультиплексе позволит нам открыть еще 900 кинозалов. Не будем забывать и о наших исторических корнях – музеях и образовательных центрах. И хотя это направление на данный момент второстепенно, оно по-прежнему остается нашей визитной карточкой.

– Раз уж речь зашла о технологиях, расскажите подробнее о методе, позволяющем преобразовать обычную 35 мм и широкоформатную пленку в формат IMAX.

– Смотрите, IMAX использует пленку с размерами кадра 15 перфораций на 70 мм (15/70 мм), позволяющую проецировать изображение потрясающей резкости на огромный экран. Кадр такой пленки в десять раз больше по площади, чем кадр формата 35мм, используемого в большинстве современных кинотеатров, и в три раза превышает кадр традиционного широкоформатного кино (5 перфораций на 70 мм, или 5/70 мм). Таким образом, это самый большой размер кадра, когда-либо использовавшийся в коммерческом кино.

Технология DMR позволяет преобразовать 35 мм негатив в формат IMAX. Мы производим глубокое цифровое сканирование пленки. Увеличиваем изображение в десять раз, исключая при этом зерно и прочие дефекты. Это делается с помощью специального алгоритма, разработанного в нашей компании. Потом добавляем немного красок, увеличиваем контрастность и распечатываем полученный результат. Если просто взять 35 мм пленку и растянуть ее на наш экран, который достигает высоты семиэтажного дома, то картинка просто потеряется.

Кстати, некоторые режиссеры, в частности Кристофер Нолан («Бэтмен: начало»), предпочитают использовать камеры IMAX, чтобы делать яркие и контрастные изображения, снимая на обычную 35 мм пленку особенно динамичные эпизоды фильма.

– А как IMAX отстаивает свои позиции на рынке кинопроката? Почему киностудии готовы отодвигать запуск фильма только ради того, чтобы дать вам время на перевод форматов?

– Просто все происходит еще до начала съемок. Именно на стадии производства фильма ведутся принципиальные переговоры и принимается решение о переводе картины в формат IMAX. Это может быть как 2D-изображение, так и 3D. Такой подход позволяет одновременно запускать фильм на всех площадках, не ущемляя чьих-либо интересов. Мы сотрудничаем фактически со всеми крупными студиями. Сейчас это Warner Bros. и Sony. В свое время доводилось работать с Universal, Fox, Disney. Студии показывают, над чем они работают, а наша компания оценивает, насколько это интересно. Решение принимается коллегиально с обеих сторон.

Как вы уже поняли, с технической точки зрения мы можем преобразовать картину в любой момент, и неважно, в каком формате она будет. Бывает, режиссеры по своим сугубо личным соображениям не демонстрируют фильм до завершения съемок. Лишь в конце поступает материал для работы. Например, когда мы работали над «Возвращением Супермена», сначала нам дали лишь отдельные эпизоды. В итоге у нас получился игровой фильм, частично преобразованный в 3D. Опробуем технологию, посмотрим на реакцию зрителей.

– Да, релиз первого игрового фильма «Супермен возвращается» с отдельными эпизодами в 3D может стать ярким моментом в киноиндустрии. Как, по-вашему, это может изменить существующий расклад на рынке кинопроизводства и кинопроката?

– Я думаю, что действительно изменится, так это количество фильмов в формате IMAX 3D.

Три года назад у нас было всего два голливудских фильма, и тогда уже в кинотеатры выстраивались очереди. Год спустя число картин возросло вдвое. Смотрите сюда. (Указывает на постеры.) К релизам 2006 года относятся: «V значит вендетта» и «Посейдон» – это что касается 2D. «Супермен возвращается», «Убить муравья», «Сезон охоты», «Уноси ноги» уже в 3D. Как видите, мы растем.

Будем продолжать серию «Гарри Поттера». В зависимости от того, насколько сильно «стрельнет» «Супермен», настолько глубоко следующий «Гарри» будет погружен в 3D. Вряд ли полностью удастся преобразовать фильм. У нас осталось слишком мало времени, но, скорее всего, общее время эпизодов в 3D превысит 20 минут.

– Ваша компания, как никто другой, освоила технологию 3D-кино. А как вы оцениваете будущие технологии 4D, где наряду с 3D используются дополнительные эффекты – подвижные кресла, брызги воды в лицо, имитируется ветер и т.д.?

– Будущее за хорошим кино. Самое главное, привлечь людей в кинотеатры, вытащить их из дома. IMAX создает максимально реалистичную картинку. Если акцентировать внимание на других эффектах, то это уже будет не кино, а аттракцион.

У нас были конкуренты в прошлом, но сегодня практически все они развивают технологии 4D. Это совершенно иное направление. Мы остались в кино. Причина, по которой наши конкуренты ушли с рынка, заключается в том, что они не концентрировались на одном направлении. Зато у них было множество других, поэтому нам удалось их вытеснить. Мы не боимся их возвращения. Кто-то может сделать проектор, другой – сделать камеру, третий способен воссоздать эффект 3D – все это вопрос времени. Но картинка в отрыве от других составляющих не даст эффекта IMAX. К тому же что толку от красивой картинки, если нет возможности ее демонстрации?

– В ваших кинотеатрах билеты на 30 – 60% дороже обычных. Как на это реагируют торговые центры, на базе которых размещены ваши кинозалы? Удается ли им за счет IMAX привлечь новых клиентов?

– Более высокая цена билета в IMAX по сравнению с 35-мм кинотеатрами совершенно нормальная практика с точки зрения маркетинга. Мы предлагаем уникальный продукт – кинотеатры совершенно иного порядка, кино другого формата. Компания проводила исследования, которые показали, что 70% респондентов после просмотра фильма в кинотеатре IMAX отметили: они готовы платить больше за такой формат кино. В обычных кинотеатрах эта цифра недотягивает до 30%.

Владельцы торговых центров никак не могут влиять на ценовую политику наших кинотеатров. Зато они прекрасно понимают все преимущества, которые получает комплекс при условии размещения в нем IMAX. Можно построить десять торговых центров, но для потребителя они ничем не будут отличаться друг от друга. Чтобы предложить что-то уникальное, достаточно установить IMAX. Потянутся новые клиенты.

Что такое IMAX

Год основания: 1967

Сфера деятельности: создание и распространение широкоформатного кино

Оборот в 2005 году: $145 млн

Прибыль в 2005 году: $14 млн

Штат: 316 человек

Конкуренты: отсутствуют

Резюме Ларри О’Райлли

Год рождения: 1962

Образование: Wilfrid Laurier University, политические науки и бизнес-администрирование

Профессиональный опыт:

2005 год – настоящее время: IMAX Corporation, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса;

2001 – 2005: IMAX Corporation, старший вице-президент по развитию бизнеса;

1998 – 2000: IMAX Corporation, вице-президент по развитию бизнеса, регион Северная Америка;

1996 – 1998: IMAX Corporation, директор по продажам, департамент дистрибуции фильмов;

1994 – 1996: IMAX Corporation, менеджер по продажам, департамент дистрибуции фильмов

Личная информация: женат, двое детей

Хобби: гольф, хоккей

Дислокация кинотеатров IMAX*

Страна

Кол-во кинотеатров

США

125

Канада

24

Япония

14

Германия

9

Мексика

9

Франция

8

Великобритания

7

Китай

5

Тайвань

5

Австралия

4

Испания

4

Индия

3

Польша

3

Южная Корея

3

Россия

1

Остальное

111

Итого

335

По данным: IMAX Corporation

*По состоянию на 2006 г.


Артём Казаков
05.09.2006  Журнал "Компания"

05.09.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов