Интервью: Вадим Музяев, группы компаний «Протек»
«Наступает интересное время»
Крупнейшему игроку на российском рынке фармацевтики группе компаний «Протек» неинтересно продавать просто лекарства. Будущее аптек за торговлей «товарами для красоты и здоровья», убежден президент «Протека» Вадим Музяев.
«Чем лучше живет человек, тем больше тратит на
лекарства»
«Секрет фирмы»: На днях аптечная сеть «Ригла», входящая в холдинг
«Протек», объявила о ребрэндинге. Какие грядут изменения?
Вадим Музяев: Изменится фирменный стиль компании – он станет
более ярким и насыщенным. $15 млн будет потрачено на
переоборудование существующих аптек, униформу для сотрудников сети,
дисконтные программы и ряд специальных мероприятий. Над созданием
нового стиля сети работало британское агентство Identica – то
самое, которое разработало современный имидж «Аэрофлота».
СФ: Совсем недавно ребрэндинг провели ваши конкуренты. Natur
Produkt поменял название на «Здоровые люди», аптеки «Старый Лекарь»
обновили стиль торговых точек. Почему все вдруг озаботились своим
имиджем?
ВМ: Могу говорить только о наших мотивах. До недавнего времени
аптека прочно ассоциировалась с больницей или поликлиникой, куда
человек придет лишь в случае острой необходимости. И это восприятие
мы хотим изменить. Сейчас стоит задача привлечь в аптеки людей, у
которых нет особых проблем со здоровьем. В сети «Ригла» лишь 40–50%
ассортимента составляют собственно лекарства, все остальное –
биоактивные добавки, витамины, шампуни, косметика и многое другое.
Все можно потрогать руками: новые магазины открываются только в
формате фармамаркета.
Обеспеченные люди хотят жить до 90 лет, при первой же болячке
бегут в больницу. Среди таких клиентов популярной становится
профилактика. Обеспеченному мужчине, у которого в 50 лет появляется
ребенок, здоровье необходимо. О женщинах и говорить нечего – с
появлением дополнительных денег сразу возникает потребность в
лечебной косметике, средствах по уходу за телом и т. д. Здоровье,
конечно, не купишь, но чем лучше живет человек, тем больше тратит
на лекарства и парафармацевтику.
СФ: По статистике, россияне по-прежнему не готовы много платить
за свое здоровье. Среднедушевое потребление лекарств в прошлом году
у нас едва превысило $50, в США этот показатель – $700.
ВМ: А в 2000 году россияне потребляли лекарств на $22, так что
налицо рост более чем в два раза за шесть лет. Опять же эта цифра
сильно отличается в зависимости от региона. В Москве потребление
лекарств уже сейчас на уровне Восточной Европы (около $150 в год),
а где-нибудь в глубинке и $10 нет.
ДОСЬЕ Вадим Музяев родился в 1958 году. Окончил Московский
инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева по
специальности «промышленное и гражданское строительство». С 1982 по
1993 год работал в строительных организациях. Однако в 1993-м
переключился на фармацевтику и начал работать в Центре внедрения
«Протек». В 2002 году занял должность президента группы компаний
«Протек». Женат, имеет двоих детей. |
СФ: А что выгоднее продавать – лекарства или
парафармацевтику?
ВМ: В России действует нормативный документ, предусматривающий
список жизненно важных препаратов, который формируют как
федеральные, так и региональные власти. Всего в него входят в
зависимости от региона 1,5–2 тыс. наименований. По этому списку
наценка розничной сети ограничена 15–25% в европейской части
страны, а на Дальнем Востоке – до 40%. Естественно, в подобной
ситуации доходность торговли парафармацевтикой гораздо выше.
СФ: Это значит, что с аспирина ваши аптеки будут
переключаться на мыло и зубную пасту?
ВМ: Нельзя отделять одно от другого. Розничная сеть не просто
продает товары, а удовлетворяет потребности клиентов. Придя в
аптеку за аспирином, покупатель может вспомнить о том, что ему
нужно купить также витамины, шампунь, зубную пасту – до 60% покупок
в рознице совершается спонтанно. И если сегодня в аптеке внимание
покупателя к товарам «не первой необходимости» стараются привлечь
маркетинговыми приемами (мерчендайзингом, скидками, акциями), то в
ближайшем будущем люди будут специально приходить за
парафармацевтикой в аптечные сети.
ДОСЬЕ Компания «Протек» была создана в 1990 году. Изначально она
занималась дистрибуцией лекарственных препаратов. На сегодня Центр
внедрения «Протек» – крупнейший в России дистрибутор лекарств с
оборотом около $2 млрд. Также в состав холдинга входят два
производственных предприятия – ЗАО «Сотекс» и ООО «Протек-СВМ». Они
специализируются на производстве брэнд-дженериков по лицензиям
западных компаний. Есть в холдинге и розничное подразделение –
аптечная сеть «Ригла», которая по итогам первого полугодия 2006
года насчитывает 415 аптек. В группу компаний также входят ЗАО
«Спарго технологии», разрабатывающее специализированное программное
обеспечение для фармацевтических дистрибуторов и аптечных
учреждений, и ООО «Промофарм», занимающееся продвижением и
маркетингом препаратов. «Протек» имеет собственный таможенный склад
«Транссервис», оказывающий услуги по таможенно-складской обработке
фармацевтической продукции. |
|
«Понятие „дистрибутор” изживает себя»
СФ: Сейчас «Ригла» по оборотам на втором месте после сети «36,6».
Такая позиция вас устраивает?
ВМ: Через три-четыре года мы рассчитываем стать лидерами на
розничном рынке.
СФ: Каким образом?
ВМ: Во-первых, мы продолжим активно открывать аптеки площадью
100 кв. м в центральных местах. В ритейле месторасположение
определяет все. Сейчас аптеки «36,6» расположены более выгодно –
они работают давно и успели занять интересные площадки.
Во-вторых, запланирована масштабная региональная экспансия –
аптеки «Ригла» будут открыты в городах с населением от 500 тыс.
человек. Это позволит нам стать национальной сетью, по масштабам
сопоставимой с «Пятерочкой», «Эльдорадо» и т. д. Стратегическая
цель – в 2009 году достичь объема продаж $1 млрд и занять около 10%
рынка.
СФ: Но вместо инвестиций в розницу не лучше ли расширять
дистрибуцию, приносящую основную прибыль?
ВМ: Действительно, оптовое звено – это локомотив нашего
бизнеса. Оборот Центра внедрения «Протек» в прошлом году превысил
$1,8 млрд. Показатели розницы скромнее – $107 млн, а у производства
– $40 млн. Дело в том, что в оптовой торговле мы практически
достигли предела интенсивного развития. Тенденции рынка требуют
идти по пути диверсификации, инвестировать в новые сегменты
фармбизнеса. В ближайшее время расклад сил в отрасли будет
меняться, аптечные сети начнут играть роль законодателей мод.
СФ: А что ограничивает возможности развития оптового
направления?
ВМ: На любого дистрибутора давят, с одной стороны,
производители, которые хотят поднять цены на свою продукцию, с
другой – сети, которые настаивают на понижении стоимости закупок и
хотят поднять наценку. Причем в отличие от многих других рынков
позиции производителей в фармацевтике очень сильны. Это гигантские
предприятия, некоторые из которых входят в двадцатку крупнейших
заводов мира. Оборот лидеров достигает $30 млрд. Они производят
оригинальные препараты и нередко занимают монопольное положение на
рынке.
Сети тоже стремительно растут и требуют новых скидок. Если
посмотреть на европейский и американский опыт, то там
рентабельность бизнеса дистрибуторов приблизилась к 1%. Жить на эти
деньги можно, развиваться – вряд ли. Сегодня само понятие
«дистрибутор» на мировом рынке фармпрепаратов изживает себя.
Дистрибуторские компании превращаются в логистических операторов.
Что это значит? Производитель поставляет лекарства и сообщает, куда
их отвезти. Компания-оператор получает фиксированный процент и не
имеет никаких возможностей для маневра.
СФ: Что позволяет «Протеку» оставаться полноценным
дистрибутором?
ВМ: «Протек» имеет широчайшую на отечественном фармацевтическом
рынке региональную сеть, которая работает в 86 регионах. Для
производителя открывать представительства в регионах, к тому же без
знания российской специфики и менталитета наших врачей достаточно
проблематично. Поэтому у нас даже крупным западным фармацевтическим
компаниям необходима поддержка российского игрока с широкой
филиальной сетью.
Кроме этого, в рамках группы мы можем предложить партнерам
полный комплекс услуг от совместного производства до продвижения
товаров. Таким образом, «Протек» позволяет партнерам
сконцентрироваться на их основном бизнесе и не распылять силы.
СФ: Недавно британская Alliance Boots купила дистрибуторскую
компанию «Аптека-Холдинг». Вы рассматриваете возможность развития
компании через альянс с иностранцами?
ВМ: Сейчас заметно, что практически все крупнейшие европейские
фармацевтические компании начинают приглядываться к российскому
рынку. Допускаю, что вслед за дистрибутором (компанией
«Аптека-Холдинг».– СФ) Alliance Boots может купить и
розничную сеть. Наступает интересное время, когда на нашем рынке
возможны любые крупные M&A-сделки. Но «Протек» не рассматривает
варианты слияния с западным бизнесом. Финансовых ресурсов у нас
достаточно, чтобы развивать все направления. Но не исключаю, что мы
можем посмотреть в сторону стратегических партнеров в будущем.
|
РЫНОК Российский фармацевтический рынок быстро растет. По данным
DSM Group, в 2004 году оборот аптек составил $6,5 млрд, в 2005 году
– около $9 млрд, а к 2010 году, по прогнозам, превысит $16 млрд.
При этом активнее прочих развиваются крупнейшие аптечные сети: за
2005 год их оборот вырос на 59%, количество точек – на 44%. При
этом аптечный рынок еще довольно сильно фрагментирован: 35%
занимают небольшие сети, куда входит всего несколько аптек, а 20%
приходится на единичные точки. По-прежнему сильны позиции
государства, которое контролирует около 27% рынка. И лишь 18%
сейчас занимают крупные сети. Однако, по прогнозам DSM Group, уже к
2010 году они увеличат свою долю до 60%, а государственные аптеки и
вовсе отомрут.
Крупнейший игрок на розничном рынке – сеть «36,6», число розничных
точек которой в 2005 году достигло 512 (оборот – $200 млн). Сеть
«Ригла» на втором месте с 360 аптеками и оборотом $107 млн.
Замыкает тройку лидеров «Доктор Столетов» с 295 аптеками и оборотом
$59 млн. |
«Телевизор – это тоже дженерик»
СФ: «Протек» разрабатывает оригинальные лекарственные
препараты?
ВМ: К сожалению, нет. Сейчас мы в основном производим
лекарственные средства совместно с западными партнерами на основе
лицензионных соглашений.
70% российского фармацевтического рынка – это импортные
лекарства. Российские производители в основном изготовляют
дженерики (препараты с истекшим сроком патентной защиты) и
препараты по западным лицензиям. Такая ситуация сложилась еще в
советские времена. Между соцстранами были распределены функции. В
России разрабатывали сырье для лекарств – субстанцию, а все
основные производства располагались в странах содружества –
Венгрии, Польше, Югославии и др. В результате после развала СССР в
России остались заводы, которые не могут противостоять европейским
конкурентам. Говорить о том, что мы сегодня сотворим чудо и начнем
производить оригинальные лекарства, нельзя. Чтобы разработать новый
препарат, нужно как минимум несколько сотен миллионов долларов.
Справедливости ради стоит сказать, что в России на сегодняшний
день налажено производство оригинальных препаратов на основе
биотехнологий, в которых мы традиционно сильны.
СФ: Как в таком случае можно определить стратегические цели
вашего производства?
ВМ: На данный момент основная задача компании – привлечь к
партнерству иностранных производителей. Сейчас интерес иностранцев
к лицензионному производству в России во многом обусловлен
программой ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения.–
СФ). Правительство проводит политику поддержки отечественных
производителей, чтобы в программе ДЛО участвовали преимущественно
те лекарства, которые произведены на территории России.
СФ: Получается, что российские производители обречены
изготовлять дженерики и работать по лицензиям?
ВМ: Ничего страшного в дженериках нет. Телевизор, например, по
своей сути тоже дженерик – это же не оригинальное изобретение.
Более того, год от года качество дженериков растет, они
модернизируются. Поэтому в сфере общих заболеваний сейчас
преобладают дженерики, оригинальные препараты используются в
основном для лечения серьезных и, к счастью, не столь
распространенных болезней. И все-таки перспективы отечественных
производителей я оцениваю оптимистично – со временем они смогут
«нарастить мышцы» и разработать оригинальные лекарства.
Николай Гришин
06.09.2006
Секрет фирмы