Третий – лишний?
Решает ли собственный склад проблему оптовиков
Многим торговым компаниям собственный склад стал также необходим, как и сильный бренд. Работой оптовиков недовольны не только розничные сети, но и производители. Буферное звено торговли часто срывает регулярные поставки, либо поставляет товар не в нужном количестве и не в нужное время.
Так что, свой склад – это панацея, избавляющая от всех болезней оптовика? Алексей Фролов, генеральный директор компании – производителя продуктов питания «Мириталь» так не думает. По его мнению, собственные складские помещения не всегда приводят к снижению стоимости продукции. А вот Рене Шлегель, генеральный директор компании «Роберт Бош», выступает за развитие складских помещений в регионах. Ведь они не только расширяют географию поставок, но и уменьшают затраты на перевозку и сокращают сроки доставки товара.
Алексей Фролов, «Мириталь»:
«Продажами продукции «Мириталь» в регионах занимаются наши партнеры – дистрибуторы и оптовики. В частности, мы работаем через региональные распределительные центры розничных сетей. Пока их на рынке мало, но появляются новые, и мы планируем работать через них.
Некоторое время назад мы предприняли попытку арендовать склады в Санкт-Петербурге и Краснодаре, но в итоге отказались от этого проекта. Предполагаемого роста продаж, связанного с легкой доступностью товара, не произошло, а себестоимость продукции в пересчете на килограмм выросла.
Создавая региональные склады, мы, конечно, можем сократить транспортные затраты своих дистрибуторов и оптовиков, но для этого не надо строить склад – достаточно дать дополнительную скидку. Можно напрямую, в обход дистрибуторов и крупных оптовиков, работать с регионального склада с мелкооптовыми покупателями, не имеющими возможности ездить за продукцией в Москву. В этом случае в цепочке сбыта станет на одно звено меньше. Для производителя в отличие от дистрибутора достаточно, чтобы его склад работал в ноль, и он может позволить себе снизить цены на продукцию. Но у производителя номенклатура товаров, как правило, узкая, а клиентов интересует большое количество товарных категорий.
Я полагаю, если развивать собственные складские сети в регионах, нужно собираться пулом производителей, для того чтобы обеспечить полный ассортимент товаров определенной категории. В нашем случае – не только пельмени, вареники и котлеты, но и замороженные овощи, и морепродукты, и мороженое. Все товары, за которыми клиент едет в Москву. Только в этом случае инвестиции будут оправданны.
В будущем мы также планируем расширять логистические связи с региональными распределительными центрами крупных сетевых операторов, таких как «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Метро», «Ашан». Думаю, все крупные сетевые розничные операторы работают или будут работать в регионах, и если не сейчас, то в ближайшем будущем у каждого из них появятся свои распределительные центры. Ритейлеры вкладывают в эти проекты большие деньги, которые смогут окупить за счет широкого ассортимента, а для производителей в таких инвестициях нет никакого смысла».
Рене Шлегель, «Роберт Бош»:
«По экономическим соображениям открывать собственные склады, может быть, выгодно, особенно если речь идет о стоимости. При их быстрой окупаемости они дают возможность экономить не только деньги, но и время. Важным является то, что при самостоятельном импорте и хранении продукции на собственном складе потребителям гарантируется легальное происхождение, ввоз и цельность товара. Компания всегда сможет отвечать за качество товара. В случае возникновения дефекта во время транспортировки его с легкостью можно будет устранить. В этом плане мы имеем позитивный опыт, а также высокое доверие и лояльность потребителей. Для частных предпринимателей и больших торговых сетей в России мы предлагаем быстрый и качественный сервис по поставкам, а также большой ассортимент товаров на складе, что дает нам серьезное преимущество и предоставляет возможность удовлетворять требования наших клиентов и обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств в полном объеме. Например, запчасти для электроинструментов предусмотрены на наших собственных складах в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге для быстрого выполнения ремонтных работ. Единственным препятствием на пути региональных складов является пока еще несовершенное транспортное сообщение с географическими центрами областей. Инфраструктура, за исключением Москвы, организована звездообразно, я имею в виду железнодорожное и воздушное сообщение и частично дороги. Наличие прямых рейсов из одного регионального города в другой является скорее исключением. Также в регионах России практически нет фирм, работающих на национальном уровне. Их присоединение к компаниям, работающим в национальном масштабе, в будущем могло бы способствовать увеличению числа и расширению географии складов в России.
Тем не менее наша марка «Будерус» (отопительная техника) также представлена во многих городах не только локальными торговыми точками и тренинговыми центрами, но и собственными складами. Партнеры в «Бош»-автосервисах, число которых в России на данный момент составляет 200, также имеют локальные склады автозапчастей, таким образом мы обеспечиваем постоянный ассортимент продукции. Благодаря нашей инвестиционной программе и данному принципу работы с потребительскими продуктами мы смогли достигнуть очень хорошего положения на рынке».
07.09.2006
Журнал "Компания"