Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Человек книги

«Когда мы только открылись, у нас была наценка 25%, сейчас она поднялась до 33%»

Формально "Фаланстер" - автономное некоммерческое образование, но москвичи знают его как магазин, где можно купить самые дешевые в городе умные книги. В газетах о "Фаланстере" пишут, как о магазине интеллектуальной литературы, а создатели магазина называют свое детище гуманитарной лавкой.

На прошлой Московской международной книжной выставке-ярмарке гуманитарная лавка попала в номинацию "лучшие книгораспространители года" наряду с такими книжными гигантами, как сеть "Букбери", магазины "Москва", "Библио-Глобус" и пр. Руководитель "Фаланстера" Алексей Юсев с одной стороны этому факту удивлен, с другой - считает его закономерным признанием роли магазина в культурной жизни Москвы. Сам же Алексей на VII Международной ярмарке интеллектуальной книги non-fiction получил премию "Человек книги" в номинации "Руководитель книготоргового предприятия". Этот факт он никак не комментирует, просто скромно сообщает о нем.

Напротив "Москвы"

Алексею Юсеву 29 лет, он приехал в Москву 10 лет назад и сразу же начал работать с книгами.

- За эти годы я проработал почти на всех позициях книжного бизнеса и поэтому высшего образования получить не успел. Ну и что. Зато книжками торговать научился. Мы беседуем с Алексеем в пустом "Фаланстере" после закрытия магазина. Собственно, где еще нам общаться с руководителем социалистического предприятия? Не в кафе же, тем более что кафе вокруг- одно дороже другого. Расположен "Фаланстер" в Малом Гнездниковском переулке, едва ли не напротив книготоргового монстра "Москва". В "Фаланстере" "Москву" так и называют деликатным эвфемизмом - "магазин напротив".

- Достаточно сложно с позиций нашего бизнеса открываться рядом с таким крупным магазином, но нам это не мешает. Потому что две трети нашего ассортимента в "Москве" быть не может. "Фаланстер" в 2002 году открыли пятеро энтузиастов-единомышленников, из которых сейчас во главе магазина осталось только двое. Остальные отошли от дел, но продолжают по-дружески помогать магазину. Один из отцов-основателей, Максим Сурков, тоже присутствует во время нашей беседы: бродит вдоль стеллажей с книгами и после долгих уговоров соглашается подойти - рассказать, как все начиналось.

- Все мы к тому времени уже поработали в книжной торговле и многое нам не нравилось. Даже мелкие книжные магазины были излишне коммерциализованны, отказывались от торговли старыми книгами или сборниками поэзии, на которых много не заработаешь. Кроме того, ассортимент всех магазинов страдал от вкусовых пристрастий владельцев: в одном магазине были представлены только такие книги, в другом только этакие, и не было ни одного, где был бы весь спектр философской, политической, религиозной и прочей литературы.

Народное предприятие

Термин "фаланстер" придумал французский утопист Шарль Фурье для обозначения трудовых ячеек, в которых каждый участник работает ради общего блага. Создатели "Фаланстера" решили доказать, что существование социализма в одном отдельно взятом помещении возможно, и попытались создать своеобразную книготорговую коммуну, где не было бы угнетателей, угнетенных и работал принцип приоритета качества текста над ценой книги. В итоге "Фаланстер" принадлежит всем своим сотрудникам, то есть фактически народу. И поэтому его можно считать народным предприятием.

- Форма функционирования любого предприятия - это получение прибыли,- так, почти что в лекционной форме Алексей Юсев излагает коллективную философию создателей "Фаланстера".- Есть хозяин и есть работники. Соответственно, если задействовать марксистскую идеологию, то есть и эксплуатация. А если есть эксплуатация, то у работников нет стимулов по улучшению качества работы. Они выполняют лишь набор функций. Мотивировать их очень сложно. За 10 лет работы в книжном бизнесе я работал и на хозяина, и на фирму, и на очень крупную и серьезную организацию. Хотя там все было достаточно либерально, но я все-таки видел, что сотрудники не получают удовольствия от повседневного труда. Если у тебя в подчинении два человека, ты еще можешь их как-то заинтересовать, а если 25 - к каждому найти подход невозможно и происходит отчуждение человека от его труда. У него пропадает стимул для профессионального роста. Одно дело, когда ты работаешь на себя, другое - на общее благо. "Фаланстер" мы создавали именно как народное предприятие.Мы здесь даже собирались для обмена опытом с людьми, у которых такие же народные предприятия. Всего их в России около трех десятков. Но все создатели народных предприятий говорили о том, как максимально эффективно распределять прибыль, чтобы никому не было обидно. И при этом никто не задумывался о том, чтобы получать от повседневного труда удовольствие.

- Но вы-то удовольствие испытываете? - Если проникнуться нашей идеологией, то удовольствие начинаешь испытывать. В духе упомянутой идеологии "Фаланстер" изначально был зарегистрирован как производственный кооператив. Несмотря на то что "Фаланстер" ничего не производил, а только торговал книжками, создатели магазина выбрали такую юридическую форму, потому что именно она предполагала равное участие в прибыли всех участников.

- По закону кооператив полученную прибыль может тратить только на удовлетворение повседневных материальных запросов своих участников.

Сеть с мелкими ячейками

Повседневные материальные запросы участников "Фаланстера" были низкими, даже очень низкими. Иначе бы народное предприятие не выжило. Особенно в условиях дорогой аренды в центре города.

- Если бы подобных магазинов вМоскве было штук сорок, мы могли бы существовать в Ясеневе или в Южном Бутове, но поскольку таких магазинов всего четыре, то открываться надо было в центре. Для открытия производственному кооперативу "Фаланстер" понадобился стартовый капитал в $13 тыс., собранный по частям и, в частности, взятый в долг. Первое помещение на Патриарших прудах арендовали за $3 тыс. в месяц. Несмотря на дорогую арендную плату, сразу же начали торговать книгами по самым низким в столице ценам.

- Прибыль никогда не являлась для нас приоритетом. Крупные магазины торгуют книгами с наценкой в 70% от отпускной цены издательства, наценка мелких магазинов колеблется в диапазоне 40-45%. Когда мы только открылись, у нас была наценка 25%. Сейчас она поднялась до 33%.

- Чем еще вы отличались и отличаетесь от крупных книжных магазинов? - Крупные магазины смотрят исключительно на коммерческую успешность товара, не оценивая качество самого продукта. Часто берут самые дешевые издания книги. Например, "Дао Дэ Дзин" существует и в дорогом хорошем переводе Малявина, и в дешевом "компьютерном" переводе. Крупные книжные магазины отдадут предпочтение второму. Основа их политики - это спрос, для нас основа политики - хорошее качество, форма и содержание книги. Если говорить об издательствах, то среди них есть выпускающие вполне качественный продукт. Но издательства эти часто мелкие, а значит, неспособные сотрудничать с крупными магазинами, потому что у некоторых крупных магазинов есть такое правило: работать только с теми издательствами, которые выпускают как минимум 20 наименований книг. Не каждое издательство может это условие выполнить. Мы же с ними сотрудничаем. Кроме того, существуют хорошие, но специальные книги. Крупные магазины не могут выложить их надлежащим образом, потому что для этого им надо будет убрать с полки какие-то коммерческие позиции. В крупных магазинах хорошие (с нашей точки зрения) издания лежат либо на самых нижних, либо на самых верхних полках. Есть еще одно отличие: так как крупные магазины работают по принципу наибольшего сбыта, то они очень быстро возвращают старые книги, чтобы освободить место для новых изданий. То есть если сравнить это с ловлей рыбы сетью, то у сетей крупных магазинов очень крупные ячейки. У нас ячейки мелкие.

Жизнь после взрыва

Первый год магазин, работающий по принципу мелких ячеек, был убыточным настолько, что его создатели постоянно ждали разорения. Не дождались. К самоокупаемости пришли через год, а потом потихоньку начали выходить в плюс. К лету 2005 года дела в "Фаланстере", по словам Алексея Юсева, пошли нормально.

- Мы добились успеха, потому что о коммерческой стороне дела задумывались в последнюю очередь. В первую очередь мы думали о человеческом отношении к людям и книгам. И в отличие от крупных магазинов работали не с товаром, а с текстами и с людьми. Видно, не всем это нравилось. У магазина объявились враги, и в ночь на 22 июля 2005 года магазин взорвали. Я очень хорошо помню утро этого дня, потому что как раз отправилась в "Фаланстер" за очередной порцией "умного" чтива. И застала такую картину: осколки на асфальте, обгоревшие проемы окон и дверей и растерянный Максим Сурков у входа с пакетом сока в руках. Последствия взрыва и вызванного им пожара были следующими: сдохла одна крыса; чуть не задохнулся сторож, дверь в комнату которого заклинило взрывом; сгорели книги в общей сложности на 3 млн руб. Застрахован магазин не был, потому что помещение было арендованное, а книги - взятые на реализацию.

- Есть у вас какие-то версии случившегося? - Какие-то версии, конечно, есть, но мы их оставим при себе, потому что следствие еще не закончено. Мы точно знаем, что это не были имущественные споры или происки конкурентов хотя бы потому, что конкурентов на всю Москву у нас еще четыре магазина.

- Как вам удалось подняться? - С каждым поставщиком мы разговаривали индивидуально. Некоторые нам сделали скидку, некоторые не сделали. Нам очень помогли наши друзья-читатели и просто незнакомые люди. Многие приходили и просто давали деньги или вытирали копоть с книг. К сегодняшнему дню мы весь долг практически выплатили. А друзья до сих пор нам помогают, недавно сделали и подарили нам сайт. В сентябре 2005 года "Фаланстер" переехал в Малый Гнездниковский переулок.

- Из центра мы решили не уходить хотя бы потому, что магазины нашего формата не просто решают свои коммерческие вопросы, но еще и проводят культурные мероприятия. Это называется слегка устаревшим словом "салон". От одного до нескольких раз в неделю после закрытия магазина у нас здесь происходят разные встречи. Иногда мы проводим автограф-сессии прямо во время работы магазина. "Фаланстер" поменял форму собственности и из производственного кооператива стал автономным некоммерческим предприятием, что предполагает упрощенную форму налогообложения. В "Фаланстере" работают шесть человек, и все они равны, но как и у антиутописта Оруэлла, есть совладельцы, которые несколько равнее других. Магазин вполне успешно существует, в том числе и за счет добровольной аскезы своих совладельцев. Доходы у них смешные, и это их сознательный выбор. Из учредителей зарплату в размере $500 получает лишь Алексей Юсев, что является не ущемлением его прав, а наоборот, привилегией: Алексею надо снимать квартиру, а значит, иметь гарантированный доход. Даже после взрыва он получал свою зарплату, в чем остальные участники народного предприятия себе временно отказали. Сейчас, к примеру, Максим Сурков из прибыли магазина берет столько, сколько он и его коллеги считают нужным, но не злоупотребляет этим. Много в "Фаланстере" не зарабатывает никто: $500- скорее максимум. В среднем сотрудники гуманитарной лавки получают $300- 400 и не ропщут, потому что не считают себя членами общества потребления. В день магазин посещают около ста человек, и большинство уходит с книгами. Некоторые покупатели приезжают из других городов и увозят книги сумками.

Лучше чем развлекательные

- Сколько книг помещается в торговом зале магазина? - Примерно 10 тыс. наименований.

Кстати, во всей огромной "Москве" помещается всего 30 тыс. наименований. Дело в том, что у нас все очень эффективно расставлено. Во-первых, книги стоят не лицом к покупателю, а корешками, что в крупном магазине невозможно. Правда, приходится постоянно следить за тем, какую книгу сняли и купили, и тут же заменять ее новой.
Плюс к этому книги еще и лежат на столах в торговом зале.

- Вы книги выкладываете каким-то определенным образом? - Естественно. Каждая книжка находится на своем месте вполне осознанно, за каждое место на том или ином столе я отвечаю и с закрытыми глазами могу найти до 80% книг. Все столы у нас тематические. Кстати, со стола зарубежной беллетристики книги продаются хуже, чем с философского стола или стола с русской литературой. На столы мы выкладываем новые книги, потом они перекочевывают на полки. Таким образом, внутри магазина существуют два принципа систематизации книг: первый - тематический, второй- временной. Постоянному покупателю, который заходит к нам раз в месяц, достаточно просто посмотреть на столы. Если появилось что-то новое, он это сразу заметит. Это очень удобно и функционально. Кроме того, у нас существует интернет-рассылка, и каждую неделю мы отправляем всем желающим список новинок.

- С каким количеством издательств вы работаете? - Наши партнеры - около 30 крупных и примерно 100 мелких издательств. Плюс к тому мы еще и работаем с авторами, которые сами себя издают. Их довольно много, а крупные магазины такие книги просто не возьмут.

- И они продаются? - За последний год у нас не продалась каждая третья книга. Для большого магазина - это смерть. Но мы на это закладывались, к тому же хорошая книга по философии может не продаваться год, но потом она все равно найдет покупателя. Так называемая заумная литература продается хуже, чем развлекательная. Но даже среди "заумной" литературы есть книги, которые продаются лучше, чем развлекательные.

- Какими критериями отбора, помимо качества издания, вы руководствуетесь? - Мы не сотрудничаем с издательствами, которые продают книги, слишком завышая цену. От этого страдает покупатель. А мы уважаем покупателя и потому не участвуем в этой схеме. Что касается других критериев отбора, то в книжной торговле мы работаем очень долго и достаточно в этом поднаторели. Сейчас выходит очень много книг, и наша задача - не пропустить книгу. То есть мы скорее возьмем книгу, чем не возьмем. Но что-то в "Фаланстере" все же не берут. Женские романы и детективы в мягкой обложке, например. Но гламурная Оксана Робски представлена была, поскольку владельцы магазина сочли ее творчество культурным явлением и новой интонацией в литературе. Кстати, книги Робски при всем при этом продавались так себе.

- Вы любую "новую интонацию" готовы выставить на полку, даже если она вам будет по-человечески омерзительна? - У нас же продается омерзительный нам "Гламурный фашизм" Глеба Павловского, который по сути является калькой книг Геббельса. Но мы эту книгу продаем, чтобы предоставить читателю свободу выбора. Впрочем, есть книги, которые мы не будем продавать никогда. Например, "Майн кампф".

ЕЛЕНА МУЛЯРОВА

Деловая газета "Бизнес"

14.09.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов