Точка перегиба
Большинству российских сборщиков ПК рост спроса на ноутбуки—как нож в сердце
На днях аналитическая компания NPD Group зафиксировала историческое событие—во II квартале этого года продажи ноутбуков в США впервые превысили продажи настольных компьютеров. Перевес еле заметен—около 0,1% в штучном выражении, но многим американским СМИ этого оказалось достаточно, чтобы назвать десктопы реликтами прошлого века. Заокеанские коллеги слегка поспешили—в Европе на долю ноутбуков приходится лишь 40% рынка ПК, а в мире и вовсе около трети. Но в целом мысль верная. Согласно прогнозу IDC, уже через год мировые продажи ноутбуков обгонят продажи десктопов.
В России наступление мобильной эпохи ожидается не ранее 2010 г. Впрочем, и у нас есть свои достижения. Четыре компании, возглавившие свежий российский Top-10 крупнейших производителей компьютеров по версии IDC,—Acer, Rover Computers, Fujitsu Siemens и Hewlett-Packard—продают либо только, либо по большей части ноутбуки. Еще один мобильный бренд—Asus—занял в рейтинге седьмое место.
Сокращение продаж десктопов больно ударит по российским компьютерным компаниям. В десятке крупнейших производителей ноутбуков лишь Rover имеет отечественное происхождение. Наши сборщики прекрасно научились конкурировать в сегменте корпоративных поставок, но не слишком-то преуспели в рознице. А если и корпорации—главные потребители десктопов—в массовом порядке начнут переходить на ноутбуки, как это делают конечные пользователи сегодня, российских производителей, которые сейчас контролируют примерно 80% рынка настольных ПК, ждут нелегкие времена. Ведь мало кто из них старается обойти грабли, на которые наступила компания Dell Computer, переживающая в эти дни один из самых серьезных кризисов в своей истории.
НЕБЛИЗКИЙ БИЗНЕС
В I квартале текущего фискального года, который у Dell закончился в мае, чистая прибыль крупнейшего в мире производителя компьютеров сократилась по сравнению с прошлым годом на 18%, до $762 млн. Во II квартале, который завершился в августе, падение было еще более драматическим—на 51% ($502 млн против $1,02 млрд в прошлом году). Рентабельность по чистой прибыли снизилась с 7,6 до 3,6%. Инвесторы ужаснулись: с мая рыночная капитализация Dell упала на 60%, до $56 млрд.
Все это время общие продажи компьютеров стабильно росли и главные конкуренты Dell—HP и Gateway—прекрасно себя чувствовали. Капитализация HP, к примеру, за тот же период выросла на 30%. Что же стряслось с лидером рынка?
Ответ нашли аналитики компании Sanford C. Bernstein & Co, выпустившей отчет, посвященный неудачам Dell. По их мнению, все дело в изменении структуры американского компьютерного рынка, на который у Dell приходится львиная часть продаж. Взлет спроса на ноутбуки в США обеспечили конечные пользователи. В первом полугодии 2006 г. они купили 56% всех мобильных компьютеров. При этом у Dell на «частников» приходится только 15% всех продаж, а у HP с Gateway—больше трети.
Dell всегда славилась низкими ценами, которые ей удавалось держать за счет развитых каналов продаж через Интернет и почту. Торговать через них стандартными серыми коробками десктопов и впрямь очень удобно. А вот ноутбуками—увы. Потребители любят повертеть мобильную «игрушку» в руках, прежде чем решаются на покупку. Конкуренты Dell, потратившиеся на развитие «нормальной» розницы, оказались дальновиднее. Гендиректор Dell Кевин Роллинз пообещал до конца года потратить на развитие новых сервисов и услуг более $150 млн, но кто знает, не слишком ли уже поздно.
В России же почти каждый производитель компьютеров—маленький Dell. Не в том смысле, что торгует через Сеть, а в том, что конкурирует только в области цен. И живет в основном за счет корпоративных клиентов.
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
По данным Gartner, в России 80% поставок ПК всех типов приходится на корпоративный сегмент. Именно поэтому доля ноутбуков в общих продажах пока еще довольно низка. «Это на Западе работникам доверяют, а у нас все боятся, что мобильный компьютер просто своруют»,—говорит Александр Калинин, президент «Аквариуса»—крупнейшей российской компании по производству компьютеров.
Но даже перестраховщики не смогут устоять перед новым фактором. С недавних пор ноутбуки стали дешевле десктопов. По данным NPD Group, 60% ноутбуков в мире продается по цене ниже $1000. Аналогичные по техническим параметрам десктопы вместе с монитором будут стоить на 20–30% дороже. Сегодня вполне реально купить неплохой мобильный компьютер всего за $600. Причем, прогнозирует NPD Group, до конца года мировые цены на ноутбуки упадут еще на 18,5%, в то время как десктопы подешевеют от силы на 5%.
«На рынке вот-вот наступит перелом,—говорит Калинин,—и нынешнее лидерство продавцов ноутбуков это подтверждает». Собственный прогноз Калинина не слишком-то радует: «Аквариус» торгует в основном настольными ПК и серверами.
С 2003 г. продажи ноутбуков в России в натуральном выражении выросли в 3,5 раза, а весь рынок ПК в целом лишь в полтора. Три года назад на долю ноутбуков приходилось всего 6% продаж, сегодня—уже 20%. В денежном выражении «мобильная» доля, наоборот, падает—сказывается снижение цен. Во II квартале 2006 г. в России было продано ноутбуков примерно на $600 млн, что составило около 32% объема всего рынка. Это втрое больше, чем было продано в 2003 г. Но весь рынок вырос за это время в 4,2 раза—до $1,5 млрд во II квартале.
Конкуренция между производителями ноутбуков куда острее, чем между сборщиками десктопов. Об этом косвенно свидетельствует большая консолидация сегмента. Доля мелких безымянных сборщиков составляет менее десятой его части. «Здесь не приходится воевать с тысячами отечественных фирмочек, тут у них просто нет шансов, в отличие от сегмента настольных ПК»,—говорит глава представительства Acer в России Глеб Мишин.
В этом же и причина доминирования иностранцев. Еще пять лет назад международные компании сделали ставку на мобильные решения и направили свои усилия на продвижение ноутбуков. И речь идет не только о сборщиках, но и о поставщиках комплектующих, прежде всего—производителях процессоров Intel и AMD. «Воюя друг с другом, они постоянно разрабатывают все более мощные процессоры именно для мобильных решений,—говорит президент Rover Computers Сергей Шуняев.—И крупные сборщики ноутбуков научились этим пользоваться».
Intel и AMD оплачивают до 50% расходов сборщиков на продвижение ноутбуков. Поэтому на улицах Москвы не видно рекламы десктопов, в то время как щиты с изображением ноутбуков попадаются на каждом шагу.
ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО?
Генеральный директор Kraftway Computers Ренат Юсупов производить ноутбуки не хочет: «Точно загрызут». На разработку новой модели требуются довольно большие деньги, $1,5–2,5 млн. Столько же нужно будет вложить в раскрутку марки. А окупятся ли эти траты—большой вопрос. «Представление о том, что производство ноутбуков рентабельнее сборки настольных ПК,—ошибочно»,—говорит Юсупов. Чистая прибыль производителей компьютеров обоих типов держится в районе 7–8%.
А тут еще ценовые войны. Главным специалистом по демпингу считается Acer. В конце 2004 г. в рамках акции «Хочешь компьютер—купи ноутбук» Acer впервые выбросила на рынок топовые модели по $975 и с тех пор исправно предлагает мощные решения по цене ниже психологически важного барьера в $1000.
Вслед за тайваньской компанией цены снизили и другие производители. Но Acer не успокоилась и в мае прошлого года предложила модели за $699. Конкурентам опять пришлось догонять. Сегодня, впрочем, в ценовые лидеры рвется ASUSTeK (торговая марка Asus), а вскоре, полагает Мишин, к ней могут присоединиться и Fujitsu Siemens, и даже «просевшая» Dell.
«Подавляющему числу российских производителей недоступны серьезные вложения в разработку, дизайн и бренд»,—говорит директор по маркетингу российского представительства Fujitsu Siemens Павел Кузьменко. Это—приговор. Ноутбук—вещь статусная. «Многие предпочтут купить более дорогой и менее мощный ноутбук, но известной марки»,—говорит Кузьменко.
К тому же затраты производителя на гарантийный ремонт ноутбуков куда выше. По оценке Шуняева из Rover Computers, они составляют $20–30 в перерасчете на один ноутбук, тогда как для десктопа хватает $3–4.
Поэтому следовать примеру даже вполне успешной Rover никто из отечественных сборщиков не спешит. «Аквариус», говорит Калинин, займется полномасштабным производством ноутбуков, когда Acer и ASUSTeK удовлетворятся достигнутой долей рынка и перестанут демпинговать. Это произойдет, надеется он, в ближайшие год-полтора. Шуняев в это не верит: «Если даже Acer с ASUSTeK демпинговать перестанут, то обязательно начнет кто-то другой».
Еще одна любимая «страшилка», популярная среди наших сборщиков,—грядущее вступление России в ВТО. Единая торговая политика, прозрачные границы лишат их одного из главных преимуществ. Прежде всего, как осторожно формулирует Мишин, «искусства провоза комплектующих через таможню». Как и подавляющее большинство дистрибуторов и сборщиков бытовой электроники, производители компьютеров пользуются для провоза комплектующих через границу услугами специальных «логистических» компаний. Их услуги, по оценке Юсупова, обходятся в пределах 5% от общего оборота компании при ввозе комплектующих и 10–15%—при ввозе готовых ПК. Перевозка объемной россыпи комплектующих, а не готовых компьютеров из Китая, может быть, и неоправданна с точки зрения логистики, зато весьма выгодна экономически. Ведь подавляющая часть комплектующих (в отличие от ноутбуков) проходит таможню, по словам Мишина, «в серую». И недавняя громкая кампания по «обелению» таможни ничуть ситуацию не изменила—«волна» схлынула, и сборщики принялись возить товар по-старому.
После вступления страны в ВТО глобальные компании, которые сейчас вынуждены пользоваться цепочками логистических посредников, начнут работать напрямую. А их представительства станут вести здесь официальную торговую деятельность. Избавившись от посредников, прогнозирует Юсупов, глобальные бренды снизят свои издержки на местном рынке и вплотную займутся продажами настольных ПК. Это «вымоет» с рынка огромный пласт сборщиков «среднего размера», с оборотами от $1,5 млн до $10 млн. На их долю сейчас приходится более 40% всех продаж ПК. Выживут, прогнозирует Юсупов, небольшие нишевые компании, работающие по индивидуальным заказам, да пяток крупных, самых сильных игроков. Которым, опять-таки, ничего не останется делать, кроме как осваивать производство ноутбуков.
ПРИЗРАЧНАЯ УГРОЗА
Единственное, что может помешать победному шествию мобильных компьютеров,—это их еще более «мобильные» собратья. По данным Smart Marketing, за последние полгода в России было продано 326 000 КПК и коммуникаторов. Это не так уж много, но темпы роста рынка поражают. Во II квартале этого года продажи КПК удвоились по сравнению с прошлым годом. Кроме того, за это же время сотовые абоненты купили, по оценке Divizion, 480 000 смартфонов на сумму $250 млн. Таким образом, уже сейчас общие продажи мини-компьютеров вместе с их «телефонными собратьями» превышают продажи ноутбуков в России.
«Я думаю, что российский рынок скорее смогут завоевать такие ультрамобильные решения, как карманные компьютеры Origami, чем ноутбуки, которые как ни крути, всего лишь промежуточное решение между КПК и десктопом»,—считает Юсупов из Kraftway. Мини-компьютер Origami, имеющий форму планшета размером с блокнот, был продемонстрирован компанией Microsoft весной этого года. Уже в мае компания Samsung начала продавать на базе этого решения первую модель Q1. Корейский супер-КПК с возможностями не самого завалящего ноутбука стоит всего $1099. Вскоре в продаже должно появиться и аналогичное решение на этой платформе от ASUSTeK—R2H. Первоначально ASUSTeK заявила, что будет продавать R2H за $799, но на днях решила все же поднять цену до $1000.
Для корпоративных же клиентов Kraftway готовит другое предложение. Многие компании заказывают ноутбуки не для того, чтобы сотрудники могли разъезжать с ними по командировкам, а чтобы сэкономить на офисных площадях. Ноутбук, в отличте от десктопа, уместится даже на совсем маленьком столе.
В следующем году, обещает Юсупов, на рынке появятся десктопы в корпусах стандарта BTX. Они очень компактны (ширина до 5 см, длина около 40 см) и почти бесшумны. При этом, указывает Юсупов, ремонтировать их так же просто, как обычные ПК.
Ксения Болецкая
SmartMoney