Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Удочка для рыбки

Отличительные признаки эффективного консалтинга

Что такое эффективный консалтинг? В самом слове "эффективный" заложен ответ на этот вопрос. Консалтинг, который приводит к необходимому эффекту, то есть к заданному результату. А что такое результат для руководителя? Это решения, в которых руководитель уверен, решения, которые поддержаны его командой, реализация которых приводит к достижению целей и перспективному развитию организации.

К сожалению, большинство консалтинговых компаний занимается тем, что принято иногда называть торговлей отчетами - выдачей рекомендаций в письменной форме.

В определенных сферах консультирования эта схема работы вполне оправданна. Как пример можно привести оценку бизнеса, финансовый, налоговый, в некоторых случаях маркетинговый консалтинг, то есть в тех случаях, когда требуется экспертное решение локальных проблем. При этом чисто экспертный подход (выдача отчетов и рекомендаций) абсолютно неприемлем при формировании команды, разработке стратегии бизнеса, организационной структуры, бизнес-процессов, в строительстве ключевых функциональных подсистем (управление маркетингом, финансами, человеческими ресурсами и т. д.).

Война за таланты

Между отчетом и принятым, а главное, реализованным управленческим решением - пропасть. Как показывает практика, размеры этой пропасти не зависят от логотипа на отчете.

Логотип лишь влияет на его стоимость. Если отчет составлен крупной западной компанией, то это сотни тысяч, миллионы долларов, если российской - то десятки тысяч. Результат, как правило, один - отчет благополучно пылится на полке, абсолютно не влияя на то, как работает объект консультирования.

Журнал "Секрет фирмы" недавно попытался выяснить, на скольких российских предприятиях действительно работает система менеджмента качества. Изучили деятельность предприятий, сертифицированных по стандартам ISO 9001. За год усердных поисков нашли лишь несколько компаний (из 3816 предприятий, имеющих такие сертификаты), действительно серьезно работающих над повышением качества продукции.

На Западе этот подход худобедно работает. Работает потому, что там принято доверять экспертам, и потому,что для большинства западных компаний эффективная команда и согласованные решения - это не пустой звук, а тот успешный опыт, который накапливался десятилетиями и теперь применяется в ежедневной работе.

Объективно Россия находится в условиях рыночной экономики лет 15 - возраст младенческий. И сегодня лозунг российского рынка труда - "Война за таланты". Владелец группы "Спутник" Борис Йордан, занимающийся слияниями и поглощениями, в интервью газете "Ведомости" сказал: "Деньги есть, идеи есть, а нужных людей нет".

Главное конкурентное преимущество в современном отечественном бизнесе - это люди, эффективная и мотивированная команда, преданная интересам дела. Однако большинство российских руководителей и владельцев бизнеса, тех, кто "сделал себя сам", упорно не хотят этого понимать. Либо просто не знают, как этого добиться. По моему глубокому убеждению, сегодня в России эффективный консалтинг должен, просто обязан начинаться с формирования эффективной управленческой команды и выработки согласованных решений по ключевым вопросам развития бизнеса.

Команда без лидера

Стратегия, написанная сотрудниками консалтинговой компании, пусть даже с очень хорошим западным образованием, но не управлявшими ничем, кроме собственного авто, никогда не заработает. И дело здесь не только в том, что в той же западной консалтинговой компании работают российские молодые люди, как правило, без серьезного управленческого опыта, объективно не владеющие спецификой, нюансами конкретного предприятия, а в том, что в эту стратегию будут верить только сами консультанты. И таких примеров очень много. Год назад меня пригласили в один крупный холдинг, с которым до меня работала известная западная консалтинговая компания. Результатом трехмесячной работы западных консультантов был отчет стоимостью $150 тыс. Я видел этот отчет, он написан очень грамотно, но топ-менеджеры в него не поверили, и по его результатам не было принято никаких решений. С управляющим и его командой мне пришлось в течение трех месяцев заниматься формированием согласованной системы целей, диагностикой проблемного поля, оптимизацией структуры и бизнеспроцессов и т. д. Про отчет западных консультантов никто не вспомнил.

Томас Уотсон, президент IBM, сказал: "Основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижениях, чем экономические ресурсы, оргструктура, нововведения и соблюдение сроков". Такие понятия, как корпоративная культура, философия, стратегия, цели и команда - вещи, настолько связанные воедино и настолько важные для развития бизнеса, что без их четкого определения решать другие задачи не имеет смысла. Собственно, группа начальников станет эффективной управленческой командой только тогда, когда руководитель приведет их к согласованным решениям по этим вопросам. Миссия, система ценностей и целей, выданная в виде рекомендаций,- это бред. Наполеон сказал: "Лидер - это продавец надежды". Лидер должен привести свою команду к созданию будущего. Консультант может только помочь лидеру в этом.

Совсем недавно мне довелось пообщаться с представителем другой западной консалтинговой компании. Молодая девушка, гордо называющая себя руководителем направления Executive development, убеждала меня, что от первого лица в бизнесе мало что зависит и что главное - это эффективная команда. На мой вопрос: "А бывает ли команда без лидера?" мне ответили: "Мы считаем, что лучшая команда - это команда, у которой нет лидера". В принципе, комментировать нечего.

С большой буквы

Эффективный консалтинг предполагает наличие эффективной консалтинговой технологии - технологии, которая способна преобразовать знания и опыт внешних экспертов в эффективные решения менеджеров консультируемого предприятия. Мне известна лишь одна консалтинговая технология, решающая эту задачу,- программа организационного развития предприятия TPS, созданная на базе технологии "Прорыв" российского консультанта Павла Зволева. Но освоить и эффективно применить эту технологию может только Консультант с большой буквы, но никак не новоиспеченный выпускник бизнес-школы.

Задача консультанта - вести работу с первым лицом, его ближайшим окружением, всей управленческой командой, привлекая в проект экспертов по тем или иным вопросам, приводитькоманду к эффективным и согласованным решениям. Эффективный консалтинг предполагает наличие эффективного консультанта. К слову сказать, эксперт в какой-то области - это еще не консультант.

Консультант, помимо знаний, опыта, грамотной и четкой речи, умения публично выступать и влиять на аудиторию, должен быть внутренне позитивным, а главное, обладать искренним желанием принести пользу клиенту.

Эффективный консультант никогда не предложит руководителю заняться формализацией бизнес-процессов (разработкой оптимальной оргштатной структуры, созданием системы заработной платы и т. д.), глядя на то, как на совещаниях топ-менеджеры с увлечением пересчитывают ворон на крыше соседнего здания (рассматривают собственные ботинки, зевают и проч.), демонстрируя полную индифферентность к происходящему.

Я искренне уверен, что в этом случае "веревочные" курсы, как и другие всевозможные тренинги по командообразованию, также малоэффективны. Если мы понимаем команду как группу руководителей, которые объединены достижением согласованных целей, то более эффективного способа создать команду, чем привести ее к формированию согласованной системы целей, просто не существует.

Сегодня в России есть ряд консультантов, кто понимает это и использует в своей работе. Однако в их технологиях довольно часто отсутствует главное - механизм развития.

Жизнь показывает: недостаточно один раз вывезти группу топ-менеджеров в пансионат и там за уик-энд провести сессию стратегического планирования. Без механизма развития результаты этой сессии сойдут на нет, как затухающие колебания. В результате придется обращаться к консультантам снова и снова.

Эффективный консалтинг создает механизмы развития.

Применительно к целям - механизм постановки, корректировки и контроля достижения результатов, обеспечивающий регулярное участие всей управленческой команды в этом процессе. Это освоенный управленческой командой и принятый на уровне нормы управленческий инструментарий. Эффективный консалтинг не дарит золотую рыбку, а дает удочку, обучает ею пользоваться и обеспечивает все условия для ее регулярного, успешного применения.

ВЛАДИМИР КИСЕЛЕВ, ДИРЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ БИЗНЕСА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ EXECUTIVE DEVELOPMENT, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ГАЗЕТЫ "БИЗНЕС"

Деловая газета "Бизнес"

02.10.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов