Безграничная торговля
Война с террором больно ударила по duty free-магазинам
Новый виток антитеррористической кампании дурно отразился на индустрии duty free. Запрет на провоз жидкостей в ручной клади лишил авиапассажиров возможности приобрести алкоголь и парфюмерию в магазинах беспошлинной торговли. Растущие убытки привели к кризису некогда благополучную отрасль.
В начале августа спецслужбы Великобритании объявили, что им удалось предотвратить теракт, который в случае успеха мог бы сравниться по масштабу с событиями 11 сентября 2001 года. По данным разведки, террористы планировали взорвать до 20 пассажирских самолетов, вылетавших из британских аэропортов в США. Предположительно орудием злоумышленников должна была стать жидкая взрывчатка, которую террористы намеревались пронести на борт самолетов в ручной клади. На основании этих сведений власти США и Великобритании ужесточили правила провоза багажа и, в частности, запретили проносить с собой в самолет любые жидкости.
Косвенным следствием этих мер стали огромные убытки магазинов беспошлинной торговли в аэропортах, для которых алкогольные напитки и парфюмерия являются самыми прибыльными категориями товаров. Эксперты опасаются, что, если кризис затянется, это негативно отразится не только на всей duty free-индустрии, но и на смежных отраслях – например, на крупнейших алкогольных и парфюмерных компаниях, многие из которых выпускают уникальную продукцию, предназначенную для продажи исключительно в магазинах беспошлинной торговли.
С другой стороны, за несколько десятилетий своей истории мировая индустрия беспошлинной торговли не раз доказывала свою способность адаптироваться к ситуации. За примерами далеко ходить не надо: мировой экономический кризис 1997/98 годов, эпидемия атипичной пневмонии, война в Ираке, события 11 сентября 2001 года. Каждый раз находились пессимисты, предсказывавшие отрасли скорый и неизбежный конец. И каждый раз эти прогнозы не сбывались.
Ирландская щедрость
Официальным годом рождения индустрии беспошлинной торговли – по крайней мере в ее современном варианте – считается 1947 год: именно тогда в ирландском аэропорту Шеннон открылся маленький киоск сувениров. В то время гражданские суда не могли совершать беспосадочные перелеты через Атлантику, и благодаря своему расположению Шеннон стал популярным пунктом дозаправки для многих авиакомпаний мира. Пока в баки самолета заливали топливо, пассажиры проводили время в зале ожидания, который формально не являлся территорией Ирландии. Чтобы им было чем заняться, начальник службы снабжения Шеннона Брендан О’Риган поначалу предложил открыть ресторан первого класса, а чуть позже – уже упомянутый киоск, где вниманию покупателей предлагался небольшой ассортимент сувенирной продукции со скидкой, которая получалась как раз за счет вычета местных пошлин. Нельзя сказать, что торговля процветала: в удачный день удавалось продать товаров на 5 фунтов стерлингов. Но начало было положено.
В 1950 году все тот же О’Риган сообразил, что в формате duty free можно продавать не только сувениры, но и другие товары. Он подал заявку на открытие магазина, которая сначала была отклонена – в основном из-за протестов таможни, а также местных предпринимателей, боявшихся потерять клиентов. Однако О’Ригану удалось убедить министерство торговли и коммерции, что пассажиры-транзитники не являются традиционной клиентурой местных магазинов, так что об уводе покупателей речи быть не может. Таможенникам он пообещал, что каналы поставки товаров в магазин будут тщательно проверяться, так что контрабанда туда не попадет.
В итоге повторная заявка была удовлетворена, и в 1952 году О’Риган открыл в Шенноне первый в мире полноценный магазин беспошлинной торговли, в котором первоначально продавалась только алкогольная продукция. Уже в 1953-м каждый транзитный пассажир за время своего пребывания в Шенноне тратил здесь в среднем $30, а объем продаж магазина достиг 120 000 фунтов стерлингов. В 1954 году в ассортименте duty free появились хрусталь, лен, твид, кашемир, а также некоторые виды потребительской электроники, при этом оборот вырос еще больше – до 200 000 фунтов стерлингов. Чуть позже к списку товаров добавились духи и часы.
Первым повторить эксперимент О’Ригана решился панамский предприниматель Альберто Мотта. Еще в 1950 году он открыл в панамском аэропорту обычный магазин, но в 1954-м, после поездки в Шеннон, перевел его в формат duty free.
В Европе инициативу О’Ригана подхватила команда амстердамского аэропорта Скипхол, перед которой была поставлена задача довести неавиационные доходы аэропорта до 30 – 40%.
К 1960 году совокупный объем международной беспошлинной торговли достиг $25 млн. Магазины, работающие в формате duty free, открылись к тому времени во всех крупных аэропортах мира: Тель-Авиве (1957), Брюсселе (1958), Майами (1958), Лондоне (1959), Франкфурте (1959), Дюссельдорфе (1959), Осаке (1960), Осло (1960).
За 1960-е годы индустрия выросла в 18 раз, в 1970-м ее оборот составил $450 млн. В следующее десятилетие бурное развитие отрасли продолжилось: воздушные путешествия стали доступнее, соответственно выросла и аудитория магазинов беспошлинной торговли. В 1980 году объем продаж duty free-магазинов достиг $2 млрд.
Первый шок
Возможно, самым серьезным испытанием для отрасли стало изменение политической ситуации в Европе. В начале 1990-х с рождением Евросоюза встал вопрос о целесообразности сохранения беспошлинной торговли на его территории. Магазины, работавшие в формате duty-free, не слишком вписывались в концепцию единого экономического пространства: если нет границ, то почему путешественники, перемещающиеся из одной страны Евросоюза в другую, должны пользоваться льготами как международные туристы?
Естественно, такое решение вызвало протест среди ведущих игроков рынка, и европейские законодатели побоялись рубить сплеча. В ноябре 1991 года страны-участники единодушно согласились отложить отмену беспошлинной торговли на пространстве Евросоюза на шесть с половиной лет – до июня 1999-го. Предполагалось, что этого времени будет достаточно для того, чтобы отрасль смогла «подготовиться» и найти альтернативные источники доходов.
Однако владельцы европейских duty free-магазинов, а также производители товаров для них, попытались переиграть ситуацию в свою пользу. Как-то не верилось, что чиновники Евросоюза смогут хладнокровно убить процветающую отрасль, которая обеспечивает работой тысячи человек и является существенным источником дохода для аэропортов.
Международная конфедерация беспошлинной торговли (International Duty Free Confederation) при щедрой спонсорской поддержке табачных компаний организовала мощную лоббистскую кампанию против отмены таможенных льгот для туристов, путешествующих внутри Шенгенского пространства. Авторитетные предприниматели, политики, общественные деятели самыми черными красками рисовали возможные последствия отмены беспошлинной торговли: масштабные увольнения, резкое увеличение расценок на техническое обслуживание самолетов в аэропортах и как следствие – цен на авиабилеты, неизбежные банкротства торговых и производственных компаний, кормящихся на duty free-бизнесе.
В ответ Евросоюз начал собственную кампанию. Главный борец с беспошлинной торговлей комиссар ЕС Марио Монти упирал в основном на то, что она обходится государствам Евросоюза в 2 млрд евро недополученных налогов ежегодно. «Мы должны положить конец ситуации, когда рядовые граждане Европы оплачивают покупки, сделанные другими людьми, а также весьма значительные доходы duty free-компаний», – заявил он.
Казалось, однако, что победа останется за противниками отмены беспошлинной торговли, на стороне которых выступили правительства таких стран, как Великобритания, Германия и Франция.
Но последнее слово в противостоянии осталось не за ними, а за маленькой Данией. По официально не подтвержденным слухам, тамошний министр финансов пригрозил подать в отставку и спровоцировать правительственный кризис, если датский премьер-министр согласится с продлением отсрочки. Законодательство Евросоюза предусматривает, что решения по вопросам, связанным с налогами, должны приниматься единогласно, так что одного голоса «против» со стороны Дании оказалось достаточно, чтобы отменить налоговые льготы для туристов, путешествующих между странами ЕС.
Жизнь после кризиса
Справедливости ради стоит отметить, что обещанного Армагеддона так и не случилось. Негативные последствия, конечно, были, но в целом индустрия беспошлинной торговли сумела быстро приспособиться к новым экономическим реалиям.
Показателен пример компании BAA, владеющей несколькими крупными аэропортами на территории Великобритании, в том числе лондонским Хитроу, который известен как один из самых популярных в мире центров duty free-торговли. Во второй половине 1999 года – сразу после отмены беспошлинной торговли между странами ЕС – ее доходы сократились почти на четверть, а стоимость акций за четыре месяца снизилась на 15%.
На то, чтобы выбраться из кризиса, BAA понадобился всего год. Уже в первом полугодии 2000-го компания зафиксировала рекордную на тот момент прибыль в 132 млн фунтов стерлингов – на 14% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Количество пассажиров не только не уменьшилось, но даже выросло, хотя BAA предрекала, что из-за отмены беспошлинной торговли европейцы станут летать меньше.
Быстрому восстановлению помогла переориентация BAA на туристов, путешествующих за пределы Евросоюза – для них льготы сохранились. Впрочем, и граждане ЕС по-прежнему могут отовариваться в аэропортах BAA с существенной выгодой для себя – хотя к стоимости товаров добавились все положенные пошлины, но зато снизилась собственная накрутка магазина, которая до отмены беспошлинной торговли могла доходить до 70%.
Пошлины завтрашнего дня
В настоящее время мировая индустрия беспошлинной торговли обслуживает около 500 млн путешественников ежегодно. Всего в мире действует более 2000 торговых предприятий формата duty free, на полках которых можно найти свыше 250 000 продуктов, представляющих 12 000 брендов. По разным данным, годовой оборот отрасли составляет около $20 млрд, а к 2010 году он может вырасти до $40 млрд.
Главный козырь магазинов duty free – низкие цены на алкоголь и табак. Эти категории товаров обычно облагаются на местных рынках высокими налогами.
При этом «дешево» отнюдь не означает «сердито»: в duty free практически исключена возможность купить подделку. Многие производители стремятся работать с такими магазинами напрямую и даже выпускают специальные категории товаров, которые можно приобрести только там и нигде больше.
Последние события, связанные с разоблачением масштабного террористического заговора, выглядят для отрасли устрашающе. Многие торговые точки, особенно ориентированные на продажу алкоголя и парфюмерии, уже заявили о существенном снижении доходов – в отдельных случаях до 75%.
Однако после первоначальной паники уже заметны попытки решить проблему конструктивным образом. К примеру, European Travel Retail Council убеждает правительства стран, где действует запрет, разрешить магазинам duty free продавать жидкие товары в прозрачных запечатанных пакетах.
Уже сейчас некоторые магазины используют другой вариант – их сотрудники доставляют жидкие покупки прямо на борт самолета, конечно, после соответствующей проверки. Дополнительный сервис обходится дороже, но все же это лучше, чем сидеть сложа руки, дожидаясь полного снятия запрета.
И хотя индустрия duty free сейчас переживает не лучшие времена, она в очередной раз доказывает свою перспективность и жизнеспособность, преодолевая препятствия, которые невольно ставят перед ней борцы с терроризмом.
Право несуществующей страны
Законодательная база современной беспошлинной торговли была заложена в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, к которой присоединились 54 страны. Согласно этому документу любое воздушное судно, совершающее полет на территорию, с территории или через территорию одного из договаривающихся государств, освобождается от таможенных пошлин.
Другой ключевой документ – Нью-Йоркская конвенция международных путешествий, подписанная в 1954 году и одобренная 84 странами. В ней договаривающиеся государства согласились освободить от пошлин на ввоз предметы, импортируемые туристами для персонального использования.
В Международной конвенции по упрощению и согласованию таможенных процедур, подписанной в 1973 году в Киото, оговариваются современные квоты на ввоз товаров, не облагающихся пошлинами: не более 200 сигарет/50сигар/250 г табака; 2 л вина или 1 л крепких спиртных напитков; ¼ л туалетной воды и 50 мл духов. В 1999 году в Брюсселе эти квоты были подтверждены, однако приобрели рекомендательный характер.
Десятка самых популярных товаров, продающихся в duty free магазинах (2005 год)
Место |
Продукт |
Объем продаж, $ млрд |
Доля рынка, % |
1 |
Парфюмерия для женщин |
3,2 |
12,0 |
2 |
Косметика для женщин |
2,8 |
10,4 |
3 |
Сигареты |
2,4 |
8,3 |
4 |
Кондитерские изделия |
1,7 |
6,2 |
5 |
Товары для мужчин |
1,5 |
5,7 |
6 |
Ювелирные украшения |
1,5 |
5,4 |
7 |
Аксессуары |
1,4 |
5,1 |
8 |
Шотландский виски |
1,3 |
5,1 |
9 |
Изделия из кожи |
1,2 |
4,5 |
10 |
Часы |
1,0 |
3,6 |
Источник: исследовательская компания Generation Group (Швеция)
Юлия Мифаева
04.10.2006
Журнал "Компания"