Сеть под шубой
Путь в бизнес Андрею Тарасову открыло предательство госсектора
Андрей Тарасов хочет нам всем заменить собой Грецию. В перспективе. Сделать он это собирается с помощью открытого совсем недавно интернет-магазина. А средства исполнения грандиозного замысла - меховые. Речь о женских шубах, которыми Тарасов занимается уже лет пятнадцать. Но "Элитмех" - первый брэнд, первый, можно сказать, интернет-магазин Андрея Тарасова. Новый этап на старом поприще.
Вместо телевизора
Для Андрея Тарасова Греция - сакральное место. Он любит там все- климат, людей, развалины, еду. То, что весь бизнес Тарасова замешан на Греции, только цементирует эту любовь. Думаю, сегодня вопрос, что из чего произросло, симпатия к местности из бизнеса или наоборот, сродни вопросу о курице и яйце. Хотя Андрей, разумеется, скажет, что сначала Эллада, потом шубы. В общем, Греция - слабое место Тарасова. Он вообще довольно сентиментален и по-человечески нормален, я бы сказал. Слишком нормален для бизнесмена - думаю, только поэтому он сегодня не меховой миллионер. Отчасти Тарасов это сам признает: не хватило в свое время духу (смелости, наглости) рискнуть, вложить крупную сумму в бизнес, когда еще был острый дефицит меха в стране… Путь в бизнес Тарасову открыло предательство госсектора, если можно так выразиться. В 1990 году он окончил МАТИ, устроился по распределению в КБ при одном московском заводе, производящем телевизоры. Группе молодых талантливых специалистов руководство предприятия поручило разработку микросхем для новой модели телевизора. Подошли ответственно, по ночам чертили, в срок сдали работу. Но оказалось, что это задание было дано только потому, что новых работников нечем было занять. В результате почти все молодые конструкторы сразу уволились, некоторые уехали на Запад. Андрей Тарасов тоже уволился, но не сразу. Я так понял, что он подождал, пока у него сформулируются какие-нибудь идеи по поводу того, как зарабатывать деньги на жизнь. Импульсивным человеком, что уж скрывать, Андрея Тарасова не назовешь.
- После увольнения с завода и появились мои первые бизнес-идеи, первый, так сказать, предпринимательский опыт. Все это было в русле времени: челноком работал, потом арендовал две палатки на Арбате. Торговали известно чем - сигареты "Бонд", "Магна", водка. Тогда именно инициатива ценилась: вложения в бизнес копеечные, риска мало. Какой там риск, если закупаешь машину водки, в тот же вечер она стопроцентно вся продается. Торговля шла, но проблемы были, приходилось платить не только за аренду, но и соответствующим лицам, контролировавшим в то время территорию Арбата. Но быстро этот арбатский бизнес прикрылся- Лужков запретил коммерческие палатки на Арбате. В 1994-м новая попытка госслужбы. Андрей Тарасов устраивается во внешнеэкономическое ведомство при правительстве Москвы. Время это он вспоминает с благодарностью: работа почетная, интересная, отличный коллектив, служебный автомобиль… Но чего-то не хватало- так я думаю. Ине хватало, думаю я, именно Греции, которая и не замедлила.
Между Китаем и Италией
На вопрос, почему же все получилось именно так, почему Греция, Андрей Тарасов устраивается поудобнее и начинает издалека: - История новой Греции насчитывает 200 лет. Находясь в составе Османской империи, греки традиционно шили своим турецким оккупантам меховые шубы, накидки… Тут важно сузить спектр освещаемых событий: - А с чего началась конкретная меховая история Андрея Тарасова в Греции? - Со случая или везения. Я просто поехал туда отдыхать. И был потрясен увиденным: красотой страны, людьми, с которыми там познакомился. Вообще, каждый год бываю, и мне ничего не надоедает, могу часами сидеть у берега, смотреть на море.
- Андрей, а все-таки про то, как началось, про бизнес? - Так вот, поехал отдыхать, познакомился с приятными людьми, не знал даже, что они занимаются меховым бизнесом. Они как на экскурсию свозили на свои предприятия, на заводы по пошиву шуб- посмотрел, интересно стало. Из той поездки привез три шубы, дешевые совсем, из кусочков норки, по $200, кажется. Просто предложил знакомым- продались мгновенно. Такой эффект был, что я в тот же год съездил в Грецию за новой партией, закупил уже штук 20 и отправился на Тушинский рынок - улетели за милую душу. Это было золотое время для мехового бизнеса: недорогой мех в дефиците, таможенных сборов никаких… Вот когда нужно было делать состояние… Но я, во всяком случае пока работал в московском правительстве, скорее совмещал приятное с полезным- мне было интересно и в Грецию ездить, и деньги небольшие зарабатывать. Все это, разумеется, в частном порядке. Но в этом частном порядке я мало-помалу заработал себе репутацию у моих поставщиков. И репутацию эту подтвердил в 1998 году, после дефолта. Очень многие российские партнеры не отдали деньги за греческий товар- тогда нормально было брать вещи на реализацию. А я отдал все до копейки, не мог друзей подвести: была достаточно дорогая машина, продал, рассчитался. И так совпало, что именно после 1998-го я ушел с государственной службы: сославшись на трудные времена, меня сократили как самого молодого сотрудника отдела. Не теряя надежды на продолжение внешнеэкономической карьеры, поступил в Академию внешнеэкономической деятельности по специальности "организация и планирование предприятий". Окончил академию с отличием, получил диплом "директора"- не потому, что прилежно занимался, просто я весь процесс знал на практике. Но устроиться на соответствующую должность без протекции было невозможно. Так вот и остались только шубы, которые не подводят: я знаю абсолютно все про мех, главное, мне это не надоедает. А может быть, не надоедает, потому что я уверен, что всегда заработаю, что бы ни случилось.
- А откуда такая уверенность? - Во-первых, как я сказал, я полностью в теме. Во-вторых, смело могу сказать, что я один из немногочисленных российских партнеров греков, которому они дают товар с отсрочкой платежа. Сейчас, правда, приходится все-таки 50% оплачивать, но все равно вложения автоматически удваиваются. В-третьих, отличные человеческие отношения с греками. Я не скрываю, мне нравятся эти отношения, мне нравятся, что я на равных разговариваю с миллионерами, олигархами по-нашему. Это богатейшие люди с огромными возможностями - со мной они разговаривают уважительно. Но если отбросить эмоции, я хорошо разбираюсь в деле (субъективное), и это просто выгодный, на все времена бизнес (объективное).
- А почему именно греческие меха? С точки зрения бизнеса выгоднее, наверное, китайские - они дешевле, их можно быстрее продать.
- Нет, не так. Греческий мех сегодня занимает позицию строго посередине - между китайским и итальянским. И "греческое" соотношение "ценакачество", на мой взгляд, оптимально. Почему китайский мех дешевле греческого, скажем? Ведь китайцы, греки, итальянцы закупают на аукционах один и тот же мех: из Скандинавии, России, Канады. Греческий производитель, подготавливая сырье к работе, растягивает шкурку ровно настолько, чтобы мех не потерял своих качеств. Китайский производитель- в два раза больше оптимально возможного. Поэтому и себестоимость китайских изделий в два раза ниже. Но мех получается жидким, "рыбьим". Хотя справедливости ради надо сказать, что сегодня продается китайский товар и высокого качества, но его цена уже не отличается от греческой. У греческих изделий густой мех, не уступающий по качеству меху на итальянских шубах. А итальянские шубы дороже. Ну это же известно - самый дорогой дизайн, пафос лейбла. Короче говоря, за греческие шубы я спокоен. Еще - я человек дотошный, каждую шубу сам просматриваю, каждый шов. И все мои постоянные клиентки довольны, регулярно, раз в три-четыре года заказывают у меня шубы. Это тоже о чемто говорит.
- А сколько постоянных клиентов? - Не считал, но не менее 50.
- Андрей, но, судя по этим рассказам, уже не только можно, но и должно было заработать миллион-другой: и эксклюзивные отношения с поставщиками, и тема досконально изученная. И устойчивая клиентура… - Да вот в этом и проблема… Может быть, я слишком "лично" отношусь к этому бизнесу, может быть, надо было рисковать в свое время… Сейчас сверхприбыли сложно получить - нет того дефицита, таможенные пошлины увеличили себестоимость на 30%. Ну и не везло немного. После 1998 года я вышел из личного кризиса, и дела отлично шли, просто отлично. А в 2000-м опять катастрофа: ограбили огромный меховой магазин, где продавалась партия моего товара, 50 шуб - это много. Приехали "маски-шоу", положили всех на пол, сгребли весь товар и куда-то увезли, с концами. Это было сильно. Года два работал на то, чтобы с долгами расплатиться, на "Жигулях" ездил… И это, кстати, еще одна сторона дела: греки, например, ну ни в какую не хотят вкладывать деньги в московский магазин. Они вообще не понимают, что тут происходит. У них ведь все просто: отдал $10 тыс. за 20 кв. м- и год тебя вообще никто не беспокоит, торгуй на здоровье, зарабатывай. ВМоскве же с первого дня будут наведываться: то денег дай, то товар… С точки зрения безопасности у нас кошмар - я на себя такую ответственность брать не мог.
- Почему же было принято решение все-таки открыть магазин? - Да потому что захотелось наконец на нормальный уровень выйти и по деньгам тоже. Мне даже неудобно объяснять всякий раз людям, которые в этом бизнесе разбираются, почему я до сих пор практически в одиночку работаю. Кому интересны эти разговоры о том, что я единомышленников ищу, что до последнего момента хотел работать только наверняка. Устал вести себя осторожно!
Греция - это я
- Почему интернет-магазин? - Ну, понятно: не надо арендовать дорогое помещение, витрина - это сайт. Конечно, мы не привозим выбранную на сайте шубу на дом. Клиентка приезжает сама в небольшой магазинчик. Там контора и шоурум. Ее встречает продавец и я. Показываем выбранную модель, я отвечаю на любые вопросы. Если нужной модели нет, заказываю в Греции - через неделю шуба у клиентки.
- А все-таки интернет был выбран интуитивно или какие-то маркетинговые исследования проводились? - О всеобъемлющем маркетинге речь не шла - дорого. Здравый смысл, сложившаяся клиентура… Мои знакомые, кто хорошо в интернете разбирается, провели небольшой анализ - посмотрели количество запросов по словам "мех", "шуба" и т. п. По их мнению, количество запросов во много раз превышает интернет-предложения товара. Сегодня в сети лишь пять "меховых" сайтов, капля в море. В среднем меховой сайт набирает до нескольких десятков тысяч посетителей в год. Даже безотносительно направленности ресурса это высокий показатель для Рунета.
- А какая посещаемость должна быть у "Элитмеха", чтобы проект стал успешным? - Про посещаемость я сейчас не могу сказать, мы только начали работу, просто не знаю соотношения "посетитель сайта-покупатель". Это только эмпирически можно выяснить. Я так скажу: если через пару месяцев в день будет продаваться одна шуба- это будет прибыльным предприятием.
- Чтобы окупить… какие затраты? - Как минимум текущие: аренда, интернет, зарплата.Всего около $3000.
- А сколько человек у вас работают? - Продавец на телефоне и в зале (в одном лице), приходящий бухгалтер и я, разумеется. В первые месяцы сам буду в магазине с клиентами общаться, это точно.
- А бизнес-план есть у проекта? Икогда запланирован выход на рентабельность? - К Новому году. К этому времени мы планируем сделать брэнд конкурентным и узнаваемым.
- Сколько нужно иметь на складе шуб, чтобы не было сбоев и накладок в торговле? - У меня не может кончиться товар на складе, вот как я отвечу. Вся штука в том, что я могу заказать любой товар в любом количестве, и заказ будет исполнен четко, быстро, максимум за неделю. Поэтому я могу обойтись совсем небольшим складским помещением. И поэтому стратегически ориентируюсь еще и на российских оптовиков. Используя свою ситуацию, я готов доказать оптовым покупателям, что им не надо ездить в Грецию, я им могу Грецию заменить. Оптовики точно так же могут посмотреть коллекцию, отдельные модели на сайте, сделать заказ. Я без проблем в те же недельные сроки обеспечиваю поставки. Так я вижу развитие бизнеса. В себе уверен, теперь важно, чтобы никаких сюрпризов не приключилось.
- Значит, все-таки работать с отдельными покупателями хлопотно и не очень выгодно? - Очень выгодно- если развивать проект в сеть магазинов или в большой меховой салон. Можно было бы сделать это сразу, но просто нет у меня таких финансовых ресурсов. Ведь, по существу, не виртуально даже, а вполне реально у меня выстроена цепочка, точнее, полный цикл, такой "круговорот меха на рынке". Греция-магазин- ателье-клиент, и нет никаких проблем с доведением шубы: подшивкой, подгонкой по фигуре… - Ну, может быть, сам бизнес непривлекателен, поэтому очереди инвесторов нет? - Наверное, меховой бизнес менее интересен инвестору, чем вложения в недвижимость… Я знаю только, что изменения в этом секторе очень интересны: теперь, в отличие от еще недавнего прошлого, хорошо продаются дорогие шубы, в частности, из цельной норки. Плюс, по моим наблюдениям, рынок перестает быть сезонным - в этом году, например, летом я продал больше шуб, чем в сезон осень-зима. Для меня самого это стало открытием. Да и инвестиции по сегодняшним меркамвполне умеренные потребуются- около $300 тыс. Наверное, Андрей Тарасов сейчас в стрессовой ситуации - новый проект. С другой стороны, если это и стресс, то стресс взрослого человека- адекватный и рациональный. Философский такой, я бы сказал. Еще я понимаю и разделяю любовь Тарасова к Греции - даже без своих замечательных мехов это красивая и поучительная страна. Заберешься на какой-нибудь холм высотой 1500 метров над уровнем Эгейского моря (там раньше везде Греция была), смотришь на развалины древнего города и восхищаешься этими развалинами. Даже развалинами…
НИКОЛАЙ ФОХТ
Деловая газета "Бизнес"
|