Интервью: Александр Акопов - Рынок телеконтента— это $1,5 млрд в год, «Амедиа» занимает лишь 4%
Продюсерская компания "Амедиа" привлекает больше внимания, чем остальные игроки этого рынка,- и не только потому, что 50% "Амедиа" принадлежит Леонарду Блаватнику. "Амедиа" спродюсировала самый громкий на сегодня российский сериальный проект "Не родись красивой", которому финансисты телеканала СТС официально приписывают успех своего IPO. Впрочем, в интервью корреспонденту "Бизнеса" Анастасии Васильевой совладелец "Амедиа" Александр Акопов признает, что количественно российский сериальный рынок расти больше не будет.
- Какие активы входят в "Амедиа"?
- Головная компания, которая занимается финансированием, разработкой и продажами продукта; продюсерская производственная компания "Амедиа студио", которая занимается собственно производством; компания "Медиа сити" - комплекс зданий, сооружений и техники для производства.
Есть компании по производству компьютерных спецэффектов, отдельная музыкальная компания "Амедиа Music", которая в дальнейшем может стать "Warner Амедиа Music".
Сейчас мы покупаем анимационную компанию и, наверное, приобретем актерское, режиссерское и сценарное агентство Protege Management.
- С чем связан ваш недавний уход с поста гендиректора "Амедиа"?
- На нашем рынке человек - это компания. "Амедиа" отличается от остальных тем, что будет работать без человека Акопова.
- Сколько инвестирует в новые проекты соучредитель "Амедиа" Леонард Блаватник?
- Блаватнику принадлежит 50% "Амедиа", изначально он внес свою долю, вошел в акционерный капитал компании.
С тех пор компании хватает обычных кредитов, которые мы берем совершенно в других местах.
- А не планируете публичные способы заимствований, например IPO?
- Нет. Почему-то у нас в стране IPO считается знаком качества для компании, на самом деле оно приносит много головной боли.
- В какую сумму вы оцениваете рынок российского ТВконтента?
- Вещание одного телеканала - 7,5 тыс. часов в год, каналов на рынке 11, соответственно, рынок российского ТВ-контента можно оценить в 82,5 тыс.
часов в год. Правда, часть вещания - повторный контент, а объем оригинального - около 50 тыс. часов, причем огромную часть его занимают новости, спортивные программы и т.
д. Контент,заказываемый каналами на свободном рынке,- это, по нашим оценкам, 15 тыс.
часов, а в деньгах- $1,5 млрд.
- Каково на рынке соотношение сериалов, программ и кино?
- $1,5 млрд - это весь объем свободно обращающегося телевизионного рынка, без повторного продукта (старые программы, старое кино, материалы из архива и т. д.) и западного кино. Из этих $1,5 млрд сериалы занимают только $300 млн.
Новости - это, как правило, внутреннее производство каналов, но делают их выделенные компании, и на них приходится где-то $300 млн. Соответственно, еще $900 млн - все другие программы. Если добавить зарубежное и повторное кино, это еще около $200 млн.
- Насколько рентабельно сериальное производство?
- Примерно 12-13%. Мифы о дикой рентабельности нашего бизнеса держатся на показателях отдельных суперуспешных проектов. При этом люди забывают, что на каждый удачный проект приходится как минимум один неудачный. В бюджете нашей компании на следующий год заложено $2 млн на инициативные разработки новых проектов, а еще $3 млн - под провалы.
- Какие темпы роста на рынке сериалов, продолжит ли он расти?
- В течение пяти лет рынок рос на 20%, а в следующем году роста уже не будет. Рынок достиг своего потолка: больше продукции производить не надо. В дальнейшем он будет развиваться только за счет повышения стоимости единицы продукта, но не в плане объема.
То, что сейчас стоит $100 тыс.
за час, будет дорожать до $150 тыс., и так далее, пока не достигнет цифры $700- 800 тыс. за час, которая сейчас есть в Германии и Англии.
- А сколько может переварить рынок сериальной продукции?
- Думаю, предел - около 2 тыс. часов.
- Оцените затраты на сериальную продукцию.
- Производство одной серии обходится в $50-200 тыс. за час.
- Какую прибыль приносит сериал?
- От -20% при неудаче до +30% при успехе.
- А сопутствующие виды бизнеса?
- Фактически никакой - максимум 4% от наших общих доходов. Мы занимаемся этим делом скорее потому, что не заниматься им просто неприлично.
- А история с брэндом Zimaletto, который Sela сейчас развивает как реальную розничную сеть?
- С ним была своя история.
Сначала это был отдельный брэнд, который изобретен и приобретен для сериала "Не родись красивой", потом мы продали его Sela как самостоятельный.
- За сколькопродали?
- На рынке есть слух, что за $500 тыс.
- В сезоне 2005/06 "Амедиа" выпустила около 500 часов продукции. Сколько из них было для канала СТС, сколько для других каналов?
- Для СТС примерно 300 часов продукции, 200 часов - для "Первого канала".
- Сколько планируете выпустить часов продукции в сезон 2006/07, и какое будет распределение между каналами?
- В планах - 800 часов продукции и $90 млн выручки. Из новых каналов у нас появился "Рен-ТВ", где вышел недавно проект "Братья по-разному", также мы планируем начать работу с ТНТ. СТС и "Первый канал" остаются нашими основными заказчиками. У нас есть план увеличить производство на 30-40%, распределение между каналами будет зависеть от спроса.
- Планируете ли вы снимать полнометражные фильмы?
- Да, мы готовимся выпускать 13-15 фильмов в год. Сейчас идет подготовка к съемкам, в последней стадии разработки примерно четыре проекта.
Производство начнем следующей весной. Фильмы будут в жанре комедии, прогнозируем, что из них будут три-четыре успешных, три провала, остальные приличные.
- Существует ли на рынке телепродукции дефицит контента?
- Конечно. Например, с начала этого сезона сработали лишь один отечественный сериал - "Кадетство" и две передачи: "Звезды на льду" - на "Первом" и "Танцы на льду" - по "России". Помимо вышеперечисленного хорошо работают повторный сериал "Тайны следствия" и зарубежный продукт под названием "Lost" ("Остаться в живых").
- Можете назвать топ-5 крупных производящих компаний?
- Кроме нас, это ВИД, Митрошенков (президент Трансконтинентальной медиакомпании.- "Бизнес"), "Централ партнершип" и уже потом "Леан-М", RWS и др. Правда, если считать по количеству производимых часов, то лидерами всегда будут производители длинных "колбас" (длинные сериалы.- "Бизнес"). Но, к счастью, "Амедиа" производит не только "колбасу".
- В течение последних двух лет образовалось множество мелких производящих компаний. Каково их будущее?
- Сейчас все компании мелкие, в том числе и мы. Что такое наши $60 млн по сравнению c $1,5 млрд рынка? Хотя, конечно, если брать только рынок сериалов, у нас получается доля около 20%.
- То есть до консолидации рынка ТВ-контента далеко?
- Самые крупные игроки рынка имеют оборот примерно $60-70 млн и контролируют меньше 5% рынка, то есть говорить о консолидации рынка еще рано.
- Эта картина будет меняться?
- Рынок пойдет по пути укрупнения. Не исключено, что крупные компании будут скупать мелкие. Возможно, консолидирующей структурой смогут стать телеканалы. Проблема в том, что большинство компаний узко специализированы.
- Рассматриваете ли как вариант расширения бизнеса "Амедиа" покупку других компаний?
- Если мы увидим компанию, которая будет работать без своего руководителя, мы ее купим. Пара таких компаний есть, и мы к ним приглядываемся. Правда, покупать кого-то будем только через год-два.
Пока мы покупаем анимационную студию Gala, которая занимается 3D-анимацией, эта сделка в процессе.
Деловая газета "Бизнес"
|