Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Зачем компании создают бренды

Александр Батушанский, Управляющий партнер.
Консалтинговая группа «Решение», Санкт-Петербург*

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

·          Какие преимущества дает брендинг

·          Что необходимо для создания успешного бренда

·          Сколько времени уходит на его формирование

Также Вы прочитаете

·          Почему «Боржоми» — это бренд

·          Как создавался бренд Sitronics

·          Сколько стоит бренд «Билайн»

Суббренд — новый товар (услуга), продвигаемый под известной маркой и рассчитанный, как правило, на снижение качества и цены и охват более массового потребительского сегмента.

О том, как достигать эффекта, вкладывая средства в рекламу, читайте в ближайших номерах журнала «Генеральный Директор». —Здесь и далее в данной статье примеч. редакции.

Первая часть названия бренда ассоциируется со словом bee (англ.) — пчела, а в оформлении использовано сочетание черных и желтых полосок.

Брендинг — это один из способов манипулирования потребителями. С его помощью Вы можете сделать свой продукт или компанию непохожими на другие, чтобы получить максимум дохода от потенциальных клиентов. Вы можете добиться, чтобы при упоминании Вашей торговой марки у людей возникали определенные ассоциации, складывающиеся из названия, обслуживания, дизайна, потребительских свойств товара и других элементов: «умный» фотоаппарат, приносящая радость шоколадка, авторучка успешного человека и т. д.

Нередко Ваши потенциальные клиенты, сами того не понимая, хотят, чтобы кто-то управлял их предпочтениями. У людей остается все меньше времени и сил, чтобы выбирать. Поэтому известные бренды являются для них ориентирами в растущем количестве товаров и услуг и бесконечном потоке рекламы. Следовательно, правильно определив свою потенциальную целевую аудиторию, оценив ее предпочтения и придумав простое, но подчеркивающее индивидуальность, удобное и доступное предложение, компания может получать не менее 80% маржи только за бренд. Кроме того, она если не навсегда, то надолго привяжет к себе потребителей, и ей не придется тратить огромные средства на агрессивный поиск клиентов.

Однако необходимо понимать, что вложения в бренд — это инвестиции, требующие значительных сроков для получения отдачи. Брендинг может быть интересен тем компаниям, которые имеют долгосрочные планы, стратегию развития и определенные амбиции.

Рассказывает практик

Анастасия Татулова | Директор по маркетингу компании Ralf Ringer, Москва

Компания Ralf Ringer занимается производством и продажей мужской обуви. Основана в 1996 году. Имеет собственные производства в Москве и Владимире, сотрудничает с шестью обувными фабриками России. Объем производства ежегодно увеличивается на 30-50% (в 2005 году составил 1,5 млн пар). Обувь Ralf Ringer продается в фирменных магазинах компании (в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле) и в 1700 магазинах 300 дилеров компании в России и СНГ. Штат Ralf Ringer — около 2000 сотрудников.

Бренд тогда можно назвать брендом, когда он перестает быть товаром и становится названием или легендой, которые можно продать. То есть он не имеет отношения к продукту, который Вы производите: это не ботинки — это Ralf Ringer. На нашем рынке, в основном не брендированном, раскрученное имя действительно дает очень сильное конкурентное преимущество. Во-первых, это лояльность потребителей, а также постоянный приток новых клиентов, во-вторых, мы имеем право устанавливать относительно строгие правила торговли. Безусловно, это также и ценовая премия, то есть возможность ставить наценку за бренд. И, кроме того, компании с именем, обладающей хорошей репутацией, гораздо проще найти и привлечь высококлассных специалистов.

Кому брендинг не нужен

Брендинг не является универсальным «средством от всех проблем». Это лишь один из инструментов маркетинга, и целесообразность его применения (так же как и всех остальных инструментов) зависит от соотношения затрат и результатов, которое определяется особенностями рынка, товара и самой компании. Бренд создается путем комплексной работы на рынке. Поэтому брендинг не нужен тем фирмам, которые не готовызаниматься развитием дистрибуции, повышением качества товара и рассчитывают, что достаточно удачно созданной торговой марки.

Особенно осторожно стоит относиться к концепции брендинга компаниям:

  • работающим в низшем ценовом сегменте;
  • выпускающим продукцию, далекую от идеала по качеству;
  • ориентированным на быструю отдачу.

Эффективность брендинга

Эффективность брендинга складывается из нескольких составляющих:

  • ценовая премия;
  • большая лояльность покупателей;
  • относительное снижение затрат на рекламу;
  • более легкий вывод новых продуктов под той же маркой;
  • дополнительная мотивация персонала;
  • эффективная работа с партнерами.

Рассказывает практик

Мина Хачатрян | Директор по маркетингу ЗАО Sitronics, Москва

ЗАО Sitronics специализируется на производстве потребительской электроники. Входит в холдинг Sitronics (основан в 1997 году), работающий по следующим направлениям: производство телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, разработка и производство интегральных микросхем, потребительской электроники и др. Предприятия холдинга расположены в Москве, Зеленограде, Воронеже, Киеве, Праге и ряде других городов Восточной Европы. Кроме России и стран СНГ продукция предприятий холдинга поставляется в Западную и Восточную Европу, Северную Америку, на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Основной акционер концерна — АФК «Система».

Название Sitronics объединяет элементы двух слов: «система» и «электроника», оно было предложено акционерами компании.

Нашими потенциальными потребителями являются мужчины 30-45 лет, как правило, с высшим техническим или специальным образованием, которые любят свою страну. Доход потребителя: нижняя граница среднего, средний.

Основное отличие нашего бренда, объединяющее все продукты компании, — это баланс цены и качества, который заключается в обещании: за те же деньги больше техники.

Стратегическая цель компании — сделать бренд авангардом возрождающейся экономики России в сегменте высоких технологий. Компания занимает определенную гражданскую позицию: за возрождение экономики страны, за экспортирование не сырья, а готовых решений, поскольку они стоят дороже, за экспорт интеллекта, а не его утечку. Поэтому наш бренд — это продукт, созданный российскими инженерами с использованием мировых технологий. Он рассчитан на патриотов, которые вместе с нами готовы доказать миру, что в России есть высокие технологии и они востребованы российскими потребителями.

Являясь частью финансовой корпорации, мы видим основной задачей нашей компании увеличение ее капитализации. Ведь основное преимущество бренда в том, что он, выступая нематериальным активом, увеличивает ценность нашего бизнеса. Все остальное способствует его развитию, но не является основной движущей силой. С точки зрения маркетинга бренд помогает занимать места на полках и проникать в розничные сети, облегчает процесс построения дистрибуции. Кроме того, успешный бренд мотивирует персонал: многие хотят работать в Sitronics, потому что бренд притягивает профессионалов рынка.

По результатам проведенного нами кабинетного расчета можно сказать, что сегодня стоимость бренда Sitronics (в рамках потребительской электроники) достаточно высока. Назвать цифры мы в силу ряда причин не можем.

Ценовая премия

Первое, что сразу приносит компании брендинг, — это ценовая премия, возможность продавать с большей наценкой, чем аналогичные «безликие» товары конкурентов. Быстрый эффект в данном случае обеспечивается лишь более внимательным отношением к разработке названия, упаковке продукта, его продвижению, что дает возможность выделиться на общем фоне.

Основную отдачу брендинг товара будет приносить по мере осознания потребителями тех идей, которые закладывались в торговую марку. Это может быть высокое качество товара, респектабельность, безопасность. Потребители, сами того не ведая, платят за соответствие их ожиданиям и за эмоции, которые дает им приобретение. И основная задача брендинга — соответствовать их ожиданиям и дать им эти эмоции.

Дорогие часы отличаются от средних по цене отнюдь не точностью хода и не стоимостью использованных материалов (конечно, если речь не идет о часах, являющихся ювелирным украшением). Зачастую нет и особых преимуществ в дизайне. Единственное отличие в том, как конкретную торговую марку воспринимает потребитель. В том, как он оценивает «моральную выгоду» от того, что надел часы именно этой марки, смог ими похвастаться перед знакомыми или просто гордиться собой.

При этом общеизвестно, что для продуктов и услуг, объединяемых понятием «роскошь», важна именно дополнительная эмоциональная составляющая бренда; порой она даже преобладает над функциональностью. Так, автомобиль Ferrari и ему подобные — не самые подходящие транспортные средства для передвижения по дорогам России, однако пользуются устойчивой популярностью. Наличие очереди на автомобили Bentley совсем не отталкивает автолюбителей, а, наоборот, является неотъемлемой частью маркетинговой политики производителя, формирующей помимо цены имидж марки «не для всех».

Примеры с продуктами и услугами, предназначенными в первую очередь для «показного» потребления, очевидны, поэтому хотелось бы обратить внимание на важность брендинга для товаров, ориентированных на более широкие группы потребителей. Даже на рынках продуктов повседневного спроса, входящих в корзину прожиточного минимума, за счет брендинга можно получать дополнительный доход.

Водка «Русский стандарт» — яркий пример извлекаемой ценовой премии. Ведь поставщик этого напитка — компания «Руст Инк.» — при запуске продукта не имела даже собственных мощностей по розливу и истории присутствия на водочном рынке. Но за счет успешного применения инструментов брендинга компании удалось преодолеть и тягу потребителей к местным продуктам, и высокий уровень доверия к маркам, выпускаемым известными производителями.

Другим примером может быть санкт-петербургское предприятие «Парнас-Агро», для которого наша компания выполнила исследовательскую часть проекта по выводу на рынок новой марки куриного яйца. «Парнас-Агро» уже присутствовало на рынке, однако получаемая маржа его не устраивала. Разработка новой торговой марки включала в себя несколько этапов:

  • определение целевой группы, готовой доплачивать за дополнительные преимущества продукта;
  • определение этих преимуществ, выявление ожиданий потребителей, разработка позиционирования;
  • создание соответствующего названия, упаковки;
  • их тестирование;
  • формирование стратегии продвижения.

Полный цикл разработки — от первоначального исследования до поступления продукта на полки — занял около полугода. Результатом для компании стал устойчивый рост объемов сбыта и опережающий рост отпускной цены на яйцо по сравнению с лидерами, что в итоге сделало ее самой высокой на рынке.

Таким образом, ценовая премия как результат брендинга — удел не только производителей яхт и клюшек для гольфа. Но, работая над брендом массового товара, нужно помнить, что для российского потребителя в этом сегменте определяющими являются качество и потребительские свойства продукта. И если западные гуру маркетинга уверяют, что в первую очередь важен бренд, а потом — сам товар, то они имеют в виду ситуацию, когда все производственные и бизнес-процессы уже отработаны и стандартизированы.

22 непреложных закона брендинга Эла Райса

1.       Закон расширения: сила бренда обратно пропорциональна его охвату.

2.       Закон сужения: бренд укрепляется, когда сужается его фокус.

3.       Закон известности: бренд возникает из популярности, а не под воздействием рекламы.

4.       Закон рекламы: родившись, бренд нуждается в рекламе для своего существования.

5.       Закон слова: бренд должен закрепить свое слово-символ в сознании потребителей.

6.       Закон доверия: решающей со ставляющей успеха любого бренда является заявление о подлинности.

7.       Закон качества: качество важно, но бренд держится не на одном качестве.

8.       Закон категории: лидирующий бренд должен продвигать не себя, а всю категорию.

9.       Закон имени: в конечном счете бренд — не более чем просто имя.

10.    Закон растяжения: самый простой способ уничтожить бренд — это ставить его на всем.

11.    Закон товарищества: для построения товарной категории бренд должен привлекать другие бренды.

12.    Закон обобщения: один из самых быстрых путей к краху — дать бренду общее, ничем не примечательное название.

13.    Закон компании: бренд — это бренд; компания — это компания. Это разные вещи.

14.    Закон суббренда(*)[p1] : то, что бренд создает, суббренд может разрушить.

15.    Закон семейства: всегда есть время и место для создания второго бренда.

16.    Закон формы: логотип бренда должен хорошо восприниматься взглядом.

17.    Закон цвета: бренд должен использовать цвет, противоположный цветам его основных конкурентов.

18.    Закон границы: для бренда не существует никаких границ.

19.    Закон постоянства: бренд не построить за ночь.

20.    Закон изменения: бренд можно менять, но только нечасто и очень осторожно.

21.    Закон смерти: никакой бренд не живет вечно.

22.    Закон единственности: наиболее важный аспект бренда — это его однозначное восприятие.

Цитируется по книге Эла Райса и Лауры Райс «22 незыблемых закона брендинга» (Ries A. The 22 immutable laws of branding: how to build a product or service into a world-class brand / Al Ries and Laura Ries. New-York: HarperBusiness, 2002).

Лояльность клиентов

Еще один плюс успешного бренда — это повышение лояльности покупателей.

Большинство компаний ценовая конкуренция приводит в тупик. Стремясь обыграть конкурентов за счет более низких цен, производители «развращают» потребителя. Именно поэтому такая форма конкуренции становится уделом лишь низших ценовых сегментов. Несмотря на это, бо2льшая часть так называемых программ лояльности также использует ценовую привязку покупателей, чаще всего основанную на накоплении скидок. Их минусом является сам принцип лояльности, основанной на корысти. Правильно было бы отметить, что это, собственно, не лояльность и, как следствие, не программы лояльности, а миф некоторых маркетологов. Ведь при более выгодном предложении конкурентов Вы можете за короткий срок потерять таких «лояльных» покупателей. Основой любой лояльности должен быть брендинг — эмоциональная привязка покупателей.

Силу лояльности можно наблюдать на региональных продуктовых рынках. Многим национальным производителям напитков, кондитерских изделий, мороженого и особенно пива и водки очень сложно завоевывать позиции на региональных рынках России (это касается и других продуктовых групп). Помимо административного ресурса и близости к потребителю причина в значительной степени кроется в лояльности покупателей к местным производителям, которая воспитывалась из поколения в поколение. Именно под незримым напором лояльности региональных потребителей крупные национальные и международные торговые сети вынуждены включать в состав своих ассортиментных матриц продукты местного изготовления.

Снижение затрат на рекламу

Традиционно считается, что реклама дает постепенно затухающий всплеск продаж(*)[p2] . Для его поддержания необходимо либо постоянное рекламное присутствие, либо периодическое проведение новых кампаний. Связано это с элементарной вещью — забывчивостью потребителей. Брендинг же дает другую возможность — создание устойчивых ассоциаций у клиентов. Не всякий вспомнит, какую новую марку пива выводили на рынок год назад с помощью массированной рекламы, но «Жигулевское» знают все и имеют к нему вполне определенное отношение — сложившееся мнение о его свойствах. (Другое дело — насколько отвечает это отношение интересам производителей, но это уже вопрос управляемости бренда и осознанности его формирования.)

Намного проще подобные закономерности выявлять на западных рынках, где имеются традиции потребления и сложились устойчивые модели поведения покупателей. Отношение к торговым маркам складывалось на Западе десятилетиями, а не годами, как в России. Именно поэтому возможно, например, «наследование» потребительских традиций, когда отношение к определенным товарам передается из поколения в поколение по принципу: «Я покупаю эти хлопья на завтрак, потому что их покупала моя мать, а до нее — моя бабушка». Поддержание подобных брендов требует куда меньших затрат, чем попытки вывести на рынок новую марку.

Хорошим примером использования силы бренда для снижения затрат на рекламу является пиво Miller. Не имея истории продаж и потребления в России, производители пива Miller во многом за счет легендарной известности бренда добились высочайших темпов роста продаж и получили заметную долю на рынке. При этом компания SAB, выпускающая это пиво по лицензии на своем заводе в Калуге, сосредоточила усилия в основном на построении дистрибуции, практически не рекламируя в первое время сам продукт. Для сравнения: вывод на рынок схожей марки «Тинькофф» потребовал от одноименной компании затрат на рекламу, сопоставимых с выручкой от реализации.

Вывод новых продуктов под той же маркой

Успешность бренда компании позволяет легче выводить под ним другие товары и услуги. Основные и весьма приличные затраты приходятся на первый продукт. В случае расширения уже имеющегося бренда затраты на вывод следующих товаров и услуг резко сокращаются, поскольку покупателям уже знакома марка, они ей доверяют и знают, чего можно ожидать. В то же время в использовании этого инструмента необходима осторожность, так как велики риски размыть восприятие бренда и нанести ему тем самым значительный урон. Такие ходы недорого стоят их исполнителям, поскольку последствия проявляются не сразу, но они ослабляют бренд, нанося компании существенный урон.

Наилучший пример, иллюстрирующий упрощение вывода новых продуктов, является использование не товарных, а корпоративных брендов, когда в основе восприятия товара потребителем лежит имидж самой компании — она и является брендом. Именно понимание этого факта привело к изменению политики компании «Хлебный дом», которая, имея сильные, хорошо известные петербуржцам торговые марки отдельных продуктов («Ягодное лукошко», «Краюшки»), практически отказалась от них в пользу развития корпоративной марки. В числе причин было постоянное стремление компании выпускать инновационные для нашего рынка продукты и необходимость снижения затрат на вывод каждого из них.

Как начинались бренды

Чтобы продавать бренд, Procter & Gamble потребовалось установить контакт с покупателями. К 1890 году потребитель еще, возможно, и не стал «боссом», однако Procter & Gamble уже училась прислушиваться к его желаниям и начала понимать, что на рынке будут главенствовать бренды именно той компании, которая сумеет лучше, чем ее конкуренты, реагировать на мнение покупателей.

Ключевым фактором маркетинга мыла Ivory стало стремление поддержать и сохранить доверие покупателей. Харли Проктер и его партнеры несколько лет искали оптимальный путь и остановились на ценности бренда, вызвавшей отклик у потребителей. Отличительными особенностями данного бренда стали полезные свойства, невысокая стоимость и применение в домашнем хозяйстве. Образы матерей, детей, семей и домашнего очага наделяли Ivory аурой привычности и достоверности. Бренд превратился в своего рода пакт о взаимном доверии между Procter & Gamble и покупателями.

По материалам книги Дэвиса Дайера и др. «Procter & Gamble». Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов» (М.: Альпина Бизнес Букс, 2005).

Дополнительная мотивация персонала

Бренд продукта или самой компании позитивно влияет не только на потребителей, но и на сотрудников. Как бы там ни было, записям в трудовой книжке и опыту работы придается большое значение. Сотрудник, работавший в известной компании (имеющей бренды или являющейся брендом), имеет гораздо больше преимуществ перед тем, кто работал в одной из никому не знакомых контор. Поэтому успешный брендинг значительно повышает лояльность персонала, что дает возможность подбирать лучших специалистов, не терять доходы из-за текучести кадров и во многих случаях не переплачивать.

Эффективная работа с партнерами

Компании с именем намного проще найти партнеров и договориться с ними, взять кредит, выиграть тендер, заключить выгодные контракты с мировыми лидерами, провести совместную маркетинговую акцию с лидерами других рынков. Компании-бренду не нужно затрачивать много усилий и времени на поиск поставщиков, они сами будут ее находить, что позволит проводить конкурсы, выбирать лучшее и при этом диктовать цены.

К примеру, по оценке компании Coca-Cola, стоимость ее бренда в десятки раз превышает все активы компании, включая фабрики и заводы. Поэтому руководители не раз высказывали мысль, что даже при одновременной потере всех производственных мощностей у них есть возможность восстановить работу в кратчайшие сроки — они уверены, что банки не колеблясь дадут им столько денег, сколько будет нужно.

Что нужно для создания успешного бренда

Основа любой маркетинговой деятельности — исследование рынка и потребительских предпочтений (Подробнее см. статью «Как определить размер рынка»). Для создания бренда и вывода его на рынок это критически важный пункт, своего рода фундамент, от которого будет зависеть успех всей кампании по строительству торговой марки.

  1. Вместе с маркетологами определите, кто будет Вашим потребителем: люди, которым важно быть защищенными или свободными, которым нужны перемены или стабильность, которые готовы больше платить за комфорт или за скорость, которым ближе сухой расчет или лирика… Будут ли это молодые люди, люди среднего возраста, пожилые или дети? Каков должен быть их уровень дохода, важны ли пол, место жительства, род занятий? Успех концепции брендинга в первую очередь зависит от того, поймут ли Вас потребители, оценят ли они вложенное в бренд. Не нужно стараться угодить всем.
  2. Когда определены основные черты потребителя, Вашим маркетологам необходимо детально изучить его потребности и выявить, в чем именно не удовлетворен спрос целевой аудитории. Результатом маркетинговых исследований должно стать четкое представление о том, кому Вы будете продавать, что и зачем (например, стильные подставки для чашек офисным работникам, желающим подчеркнуть свой имидж).
  3. На основе этих данных маркетологи могут работать над позиционированием и слагающими бренда. В то же время необходимо проанализировать позиции конкурирующих товаров и те визуальные средства, которые их выражают. Важно отличаться от других, и желательно в лучшую сторону. При этом творческая составляющая разработок должна быть подчинена основной задаче — выразить позиционирование как можно четче и понятнее для потребителя.
  4. Одновременно необходимо работать над моделью продукта, состоящей из потребительских свойств и формы (дизайна, упаковки). Чтобы не ошибиться в процессе моделирования и не уйти в сторону, отделу маркетинга необходимо тестировать все промежуточные разработки. На этом же этапе определяются название, логотип, слоган.
    Например, по результатам проведенных тестирований компания «Парнас-Агро» не только получила название, логотип и упаковку яйца, но и в соответствии с запросами потребителей внесла изменения в производственный процесс: изменила состав кормов, ввела линию по мытью яиц и стала более четко калибровать продукт.

Экспертное мнение

Михаил Дымшиц | Генеральный Директор компании «Дымшиц и партнеры», Москва

«Дымшиц и партнеры» — независимая консалтинговая компания, оказывающая услуги по консультированию в области маркетинга. Работает с декабря 2001 года.

Основные мифы брендинга:

·          Бренды обеспечивают «вечное лидерство» (расхожее, но ложное утверждение).

·          Выпуск новых товаров и услуг — залог успеха (данные о реальных событиях противоречат утверждениям рекламных агентств о необходимости новинок).

·          Единственный показ рекламного ролика по телевидению может быть эффективным (в качестве примера упоминают рекламу Apple «1984», забывая рассказать о 16-страничной рекламе «Макинтошей», публиковавшейся в каждом номере Newsweek в течение 1984 года).

·          Телереклама всегда крайне эффективна (телевизионная реклама эффективна, но иногда в меньшей степени, чем наружная или появляющаяся в прессе и на радио).

·          Нельзя отделить эффективные рекламные материалы от неэффективных до их использования (рекламистов объединяет групповая нелюбовь к тестированию творческих разработок).

·          Реклама не всегда должна решать задачу роста сбыта (это элемент обороны рекламистов, так как даже побочные эффекты от рекламы должны способствовать увеличению продаж).

·          Если рекламодатель не увидел эффект от рекламы в первые дни рекламной кампании, то он ощутит его позже (у рекламы никогда не было и не будет отсроченного эффекта).

Рассказывает практик

Владимир Кравцов | Менеджер по внешним связям компании Coca-Cola, Москва

Coca-Cola (The Coca-Cola Company) — пищевая компания США. Основана в 1886 году, в России действует с 1979 года.

Брендинг — это первоочередная задача маркетинговой службы любого предприятия, которое намерено работать на рынке не один день. Так, в нашей компании департамент маркетинга определяет стратегию развития бренда на несколько лет вперед. Мы должны иметь представление о вкусах, предпочтениях и образе жизни целевой аудитории, на которую рассчитан тот или иной бренд.

Разработка концепции бренда начинается с идеи и заканчивается организацией рекламной кампании и оформлением упаковки. У каждого бренда своя целевая аудитория, и основная задача отдела маркетинга — найти механизмы воздействия на каждую группу потребителей.

Для поддержания разработанного бренда отдел маркетинга должен найти механизмы, которые смогут не только увеличить аудиторию, но и повысить частоту потребления продукта.

Бренд Coca-Cola

Датой рождения напитка Coca-Cola считается 8 мая 1886 года, когда доктор Джон Стив Пембертон, химик из Атланты, приготовил сироп карамельного цвета. А затем отнес его в «Джейкобс» — самую крупную в городе аптеку, где первые порции сиропа продавались по пять центов за стакан. Вскоре продавцы аптеки стали смешивать сироп с газированной водой — причем неизвестно, произошло это случайно или намеренно.

Само название Coca-Cola и уникальный стилизованный шрифт этого знака придумал партнер доктора Пембертона Фрэнк Робинсон. Незадолго до кончины Пембертон продал свое дело. Одна из долей была приобретена Айсой Кендлером. Он предвидел большие возможности Coca-Cola и реализовал их, основав в 1892 году в Атланте The Coca-Cola Company с первоначальным капиталом 100 тыс. долл. США. В России напитки компании Coca-Cola впервые появились в 1979 году в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве. В настоящее время на заводах и в офисах компании Coca-Cola в России занято около 10 тыс. человек. Объем продаж в прошлом году составил 863 млн литров (данные компании).

Сколько нужно времени и средств

По нашим экспертным оценкам, для того чтобы стать брендом, торговая марка должна прожить на рынке 20-30 лет. Приведенный выше пример про хлопья, которые едят несколько поколений одной семьи, отражает именно этот взгляд на сроки формирования брендов. То есть должен пройти срок, отделяющий одно поколение от другого. Однако возможность стать «своим» продуктом для определенного количества людей за небольшой период тоже есть.

Российские компании на многих рынках находятся в выигрышном положении: большинство советских марок «потеряно», а западные еще не успели занять свое место в сознании отечественных потребителей. Поэтому, в отличие от ситуации в странах с давними рыночными традициями, в России у брендов еще есть шанс «застолбить место». При этом можно воспользоваться теми именами продуктов, которые когда-то имели успех у потребителей, но ушли с рынка.

Так, при создании новой водки «Смирнов», несмотря на семидесятилетний перерыв в производстве одноименного продукта в России, потомки известного винодела легко подняли из глубины веков легенду и быстро завоевали рынок.

Другим вариантом может быть использование имен известных личностей, близких целевой аудитории. Например, компания «Кристалл» сумела использовать позитивное отношение многих россиян ко всему, что связано с президентом. Так был создан один из лидеров рынка — водка «Путинка».

Что касается затрат, то, по самым приблизительным оценкам, полный комплекс разработки бренда (творческая составляющая, исследование и тестирование) потребует вложений от 50 до 200 тыс. долл. США.


Рассказывает практик

Мина Хачатрян | Директор по маркетингу ЗАО Sitronics, Москва

Я считаю, что создание успешного бренда складывается из трех составляющих:

1.       Точное позиционирование (сюда входит и адекватная цена).

2.       Качество продукта.

3.       Качество менеджмента.

Чтобы из торговой марки родился бренд, возможно, достаточно и девяти месяцев. Но чтобы занять и удерживать достойное место в головах потребителей, нужно действовать в данном направлении всю жизнь.

Для настоящего бренда нужен уникальный продукт

Татьяна Каримова | Генеральный Директор компании «Воды Боржоми», Москва

«Воды Боржоми» — аффилированная компания холдинга GG&MW, эксклюзивно занимается дистрибуцией и маркетингом минеральной воды «Боржоми» на территории Российской Федерации и стран Прибалтики.

В 80-е годы XX века продажа минеральной воды «Боржоми» достигла 400 млн бутылок в год, марка стала самой популярной на территории СССР. В 1990-1995 годах производство сильно сократилось из-за внутренних трудностей в Грузии. Осенью 1995 года на двух разливочных заводах компания Georgian Glass & Mineral Water Co. N. V. (GG&MW) возобновила производство минеральной воды «Боржоми», открыв новую страницу в истории бренда. Сейчас доля рынка «Боржоми» в России составляет 2,8% в натуральном выражении и 9,3% — в стоимостном. Известность бренда — 61,7%, уровень потребления — 24,8%, уровень лояльности клиентов — 12,7% (данные Международной академии бренда, 2005 год).

Я считаю, что бренд — это наивысшая степень развития торговой марки, когда за произносимым названием в голове потребителей встает устойчивый образ или ассоциация с определенным товаром или услугой. На мой взгляд, главное, что дает компании брендинг — это доверие потребителей. Все остальное, в том числе доход, является следствием. Широкий круг лояльных потребителей — это фундамент.

Лишь единицам торговых марок удается стать настоящим брендом. В мире тысячи источников минеральных вод, но только десять из них стали мировыми брендами. Ведь создание бренда — это не только и, может, даже не столько вложенные деньги, сколько время и тщательная работа. Уместно вспомнить известный анекдот, объясняющий, что вырастить замечательный ровный газон с густой травой очень просто: достаточно всего лишь поливать и постригать его в шесть утра каждый день — и так на протяжении 50 лет. То же самое можно сказать о бренде, потому что любой продукт, будь то английский газон или минеральная вода, годами нарабатывает свою оптимальную форму и репутацию. Чтобы сформировать общественное сознание и восприятие бренда, множество факторов самого разного уровня должны сложиться в единое целое и «отполироваться» временем.

Я считаю лукавством утверждение, что бренд можно построить за два-три года. Вот, к примеру, Вы говорите Bentley, и у Вас в голове мгновенно возникает ассоциация с роскошным авто. Точно так же, если Вы скажете «сырок «Янтарь», то всплывает яркая желто-красная картинка из детства. Бренд — это то, что формируется в голове потребителей десятками лет при стечении многих обстоятельств и передается из поколения в поколение. Конечно, речь идет о мировых и национальных брендах, каким является и «Боржоми». (Помимо мультинациональных и национальных брендов можно говорить о локальных, или региональных, брендах известных торговых марок внутри одного региона, города.)

Нужно также проводить разграничение между брендами потребительских товаров и брендами услуг. Ведь одно дело — сформировать бренд минеральной воды, другое — бренд, связанный с коммуникационными технологиями, которые развиваются более быстрыми темпами (раз в десять быстрее), чем потребительские товары. Поэтому для получения того эффекта, которого в брендинге коммуникационных технологий можно добиться за год, в сфере потребительских товаров нужно потратить пять — семь лет.

Я считаю, что для создания настоящего бренда изначально продукт — товар или услуга — должен обладать уникальными качествами, какими-то особенностями. А дальше все определяется аналитической работой, трудолюбием, любовью к продукту, которые проверяются временем.

Выбирают долгожителей

В ходе исследования, проведенного в США, потребителям предлагалось вспомнить все марки, которые они знают. Выяснилось, что около 85% из 4900 названных брендов существуют более 25 лет.

По материалам книги Джека Траута (при участии Стива Ривкина) «Новое позиционирование» (СПб. [и др.]: Питер, 2002)

Интервью

Александр Изосимов | Генеральный Директор ОАО «Вымпелком», Москва

ОАО «Вымпелком» работает под торговой маркой «Билайн». Выручка предприятия за 2005 год превысила 3,2 млрд долл. США. Услугами «Билайна» пользуются около 50 млн абонентов, в компании трудятся около 13 тыс. сотрудников. Основные акционеры компании — национальный оператор связи Норвегии Telenor AS (26,6% голосующих акций) и российский холдинг «Альфа-груп» (32,9% голосующих акций). Более 40% акций «Вымпелкома» принадлежат миноритарным акционерам и обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

 

Как возник бренд «Билайн», почему было выбрано именно это название?

Летом 1993 года, когда создавалась торговая марка «Билайн», основатели компании решили, что в названии не должно быть «технологических» корней: «-телеком», «-телесот», «-фон», «системы» и так далее. В итоге из ряда названий выбрали «Билайн».

Во-первых, в переводе с английского это означает «кратчайший путь».

Во-вторых, образ пчелы(*)[p3]  ассоциируется в России с пчелиными сотами, а они — с сотовой связью. Так удалось придумать образ одновременно живой, близкий человеку, и технологичный. Именно поэтому во время обновления фирменного стиля в 2005 году мы сохранили образ пчелы.

На кого нацелен бренд, кто является целевой аудиторией?

Массовый бренд не должен вызывать отторжения в любой целевой аудитории. При этом в каждом конкретном рыночном предложении язык коммуникации может быть разным — один для подростков и студентов, другой — для корпоративных клиентов, третий — для молодых семей и так далее. Основа разных сообщений — единые ценности бренда.

Каковы основные отличия Вашего бренда от других брендов рынка?

Прежде всего нас выделяет самая высокая доля приверженцев бренда среди потребителей сотовой связи в РФ. За 2005 год их количество выросло на 9% и достигло 32% (данные исследовательского агентства TNS).

Каковы основные обещания бренда, какие ценности он предлагает потребителю?

Суть бренда «Билайн» выражается в короткой фразе: «Живи на яркой стороне». Наш бренд обещает клиентам, что с ним их жизнь станет ярче. Яркость и является одной из ценностей бренда. Другие ценности, на которые опирается наш бренд, — это дружественность, простота, легкость и доступность, эффективность и положительные эмоции.

Что дает Вашей компании брендинг?

Обновляя фирменный стиль, мы хотели создать эмоциональную связь с потребителем, добиться уже не симпатии клиентов, а любви. Говоря языком бизнеса, мы хотели упрочить лояльность клиентов, увеличить долю приверженных клиентов. Это становится все более важным по мере насыщения рынка сотовой связи. Нам это удалось.

Кроме того, работающий бренд позволяет оптимизировать расходы на маркетинг и продвижение, привлекать лучших сотрудников.

Сколько, по Вашим оценкам, стоит бренд Вашей компании?

Исследовательская группа Interbrand Zintzmeyer & Lux AG оценила бренд «Билайн» более чем в 5 млрд долл. США. Это самый высокий показатель среди российских марок.

Что, на Ваш взгляд, нужно для успешного бренда, то есть что самое важное в создании торговой марки?

·          Во-первых, обещания бренда должны быть ясны потребителю.

·          Во-вторых, средства коммуникации должны выделять марку среди конкурентов.

·          В-третьих, обещания, которые дает бренд, должны выполняться.

Необходима также дисциплина в управлении брендом — нужно следить за расширением линейки, за тем, чтобы сообщения были последовательны.

Джек Траут о брендинге

Мир движется к разделению: одни компании будут владеть глобальными брендами, другие —«специальными». Успеха добьются и те, и другие. Проблемы возникнут только у тех, кто находится посередине: не является ни мегакорпорацией, как, например, Coca-Cola, ни узким специалистом, как, например, компания Aron Streit Inc., производящая мацу для жителей Нью-Йорка.

Большинство отдают предпочтение маркам-«специалистам», поскольку считают, что раз люди только этим делом занимаются, значит, они в нем асы. Компании же, работающие по нескольким направлениям, не внушают такого доверия, поскольку потребитель знает, что нельзя абсолютно все делать хорошо, что, распыляясь, они не смогут добиться превосходных результатов ни на одном из направлений. К тому же месседж специализированного бренда всегда более четкий, сфокусированный.

Хороший пример рекламы специалистов — реклама врачей в США. Успешный ортопед говорит: «Много лет я лечу только коленные чашечки, и в этом я абсолютный специалист. А если у Вас проблемы с лодыжками — Вам не ко мне».

По материалам интервью журналу «Компания»


*Александр Батушанский, Управляющий партнер. Консалтинговая группа «Решение», Санкт-Петербург

Александр Батушанский в 1996 году окончил факультет управления Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. В 1999 году совместно с партнерами основал консалтинговую группу «Решение». Осуществлял руководство и участвовал в качестве эксперта более чем в 300 проектах в области управленческого консалтинга, маркетинговых исследований и подготовки бизнес-планов.

Консалтинговая группа «Решение» специализируется на стратегическом консалтинге, исследованиях рынков, производстве учебных видеофильмов по менеджменту. Компания участвует в проектах по созданию и выведению на рынок торговых марок. Наиболее известные клиенты: «Сибнефть», «Группа ЛСР», «Росгосстрах», «Северо-Западный Телеком», Eсkes-Granini, Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, «Хэппиленд», «Флайдерер — Чудово», холдинговая компания «Парнас», «Полюстрово».


ЧТО ЧИТАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  • Аакер Д.А. Cоздание сильных брендов. М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. Книга о принципах создания сильного бренда. Особый интерес могут представлять разделы об оценке рыночной стоимости бренда и комплексном изучении мероприятий по формированию марочного портфеля с учетом выполняемых каждым брендом функций.
  • Гэд Т. 4D Брендинг. Взламывая корпоративный код сетевой экономики. 2-е изд., исправл. [СПб.]: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003. Это введение в систематическую разработку нового типа менеджмента, осуществляемого с помощью бренда. В книге описывается метод, который позволит обеспечить будущее бренда. Описывается технология развития тех сторон бренда, которые никогда не раскроются при классическом продвижении в СМИ. (Рецензия на книгу).
  • Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. 2-е изд. СПб [и др.]: Питер, 2004. Хорошо раскрыты вопросы структуры бренда, описаны составляющие его элементы. Несомненное преимущество книги — примеры из российской практики и познавательные иллюстрации.
  • Робертс К. Lovemarks: Бренды будущего. М.: Рипол Классик, 2005. Концепция создания особых брендов. (Рецензия на книгу)
  • Уиллер А. Индивидуальность бренда: руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. Описан процесс создания сильных брендов, представлены практические схемы работы. Книга содержит большое количество иллюстративного материала и примеров.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


 [p1]Суббренд — новый товар (услуга), продвигаемый под известной маркой и рассчитанный, как правило, на снижение качества и цены и охват более массового потребительского сегмента.

 [p2]О том, как достигать эффекта, вкладывая средства в рекламу, читайте в ближайших номерах журнала «Генеральный Директор». —Здесь и далее в данной статье примеч. редакции.

 [p3]Первая часть названия бренда ассоциируется со словом bee (англ.) — пчела, а в оформлении использовано сочетание черных и желтых полосок.





13.10.2006

Генеральный Директор
13.10.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов