Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Живущий в Сети

Генеральный директор национальной почтовой службы Mail.ru Дмитрий Гришин ответил на вопросы посетителей сайта «Эксперт Online». Он хочет сделать свой портал крупнейшим средством общения в российском интернете и для этого учит китайский
Фото - Дмитрий Лыков

Дмитрия Гришина ждала карьера типичного технаря — сначала физико-математическая гимназия Саратова, потом Бауманка, потом программистские должности в интернет-проектах. Но в 2001 году владельцы netBridge (основного акционера Mail.ru) доверили ему управлять севрис-центром Маil.ru; потом сделали техническим директором, а в 2003 году — генеральным.

Двадцативосьмилетний Дмитрий Гришин, по отзывам коллег, проводит на работе 15 часов в день. По его собственному признанию, большую часть своего времени он находится в интернете. При личном общении это заметно с первого взгляда. Гришин говорит отрывисто, все делает быстро. Видно, что ему непривычно держать в руках написанный документ, гораздо легче смотреть на экран компьютера. Там, во Всемирной паутине, — его мир.

О стратегии

1. Дмитрий, мне видится, что Mail.ru вполне определенно выбрал стратегию создания всех возможных сервисов внутри портала, «упаковывая» пользователя и как бы ограждая его от остального интернета. К примеру, тот же «Яндекс» работает, очевидно, в совершенно другой модели, являясь в этом смысле классическим порталом — точкой входа в Сеть. Не кажется ли вам, что ваш подход идет фактически против идеи Сети, против всех существующих тенденций? Действительно ли это сознательная стратегия компании? Не видится ли она вам тупиковой в долгосрочной перспективе?

— Стратегия нашей компании заключается в том, чтобы стать лидером во всех направлениях, связанных с общением в интернете и проектами UGC — User Generated Content (контент, создаваемый самими пользователями. — «Эксперт»).

Классическим примером UGC является наш проект фотохостинга, где пользователь может закачать свои фото и видеофайлы, а комьюнити пользователей обсуждает и рейтингует эти фотографии. На наш взгляд, наиболее удобно для пользователей, когда блоги и фотографии хранятся в одном месте и доступ к ним осуществляется по одному логину. Причем друзья пользователей могут весь этот контент легко найти и посмотреть.

2. Какие новые сегменты рынка Mail.ru планирует разрабатывать в будущем?

— Мы полностью сфокусированы на системах общения и UGC. Например, несколько дней назад мы запустили «Видео.mail.ru», на который делаем достаточно большую ставку и намерены в ближайшее время стать лидерами в этой области. Кроме того, мы активно занимаемся интеграцией наших сервисов между собой, чтобы создать единое коммуникационное пространство.

3. Здравствуйте, может, неоригинальный вопрос, но как вы добились такого успеха? Во многих странах знают и пользуются Mail.ru.

— Сфокусировались на одном направлении, где мы стараемся быть лучшими.

4. Как мне кажется, национальная почтовая служба Mail.ru давно перестала быть просто национальной. Многие мои знакомые из ближнего и дальнего зарубежья уже выбрали и продолжают выбирать Mail.ru как своего надежного почтового партнера и интернет-ассистента. Пользователи каких стран сегодня наиболее активны на портале Mail.ru? Ставите ли вы перед собой задачи по полноценному выводу Mail.ru на рынки стран бывшего СССР? Что-то вроде открытия национальных порталов на базе Mail.ru?

— Конечно, Российская Федерация. На втором месте Украина, далее — Белоруссия, Казахстан, Израиль и Германия. По сути срез наших пользователей повторяет количество русскоязычных жителей в той или иной стране.

Наша компания сейчас полностью сфокусирована на русскоязычной аудитории, и мы уже один из лидеров на рынке стран СНГ, так как большинство пользователей в этих странах знает русский язык.

5. У меня адрес на Mail.ru в течение восьми лет. За это время на портале произошло много качественных изменений. В том числе я обратила внимание, что вы достаточно часто меняете дизайн сайта. Почему? Это каким-то образом связано с вашей маркетинговой стратегией?

— На самом деле не так часто — примерно раз в два года. И связано это с тем, что мы стараемся идти в ногу со временем и учитывать пожелания наших пользователей.

6. Хотелось бы понять, кому принадлежит Mail.ru (компания netBridge).

— Мы частная компания и не разглашаем список своих акционеров. Могу сказать за себя: я миноритарный акционер.

7. Какую цель преследовал портал Mail.ru, выступая спонсором фильма «Хоттабыч»? Увеличилась ли посещаемость сервисов портала во время проката фильма?

— Мы надеялись, что Хоттабыч исполнит все наши желания!

8. Какова атмосфера внутри вашей компании? У вас есть правила и корпоративные стандарты?

— Да, у нас есть корпоративные правила, но я отнес бы нашу компанию к одной из самых демократичных и незарегулированных. Из правил: наши сотрудники должны быть активными пользователями наших продуктов, и обычно перед запуском проекта он обкатывается на наших сотрудниках.

О сервисах

9. Насколько понимаю, активно копируете западные сервисы (многое с Yahoo), появилась beta почты web 2.0, блоги, ответы и так далее. Что поcледует дальше? Какие планы развития?

— Мы очень подробно изучаем как западный, так и азиатский опыт в области интернет-сервисов, особенно в Китае. Стараемся брать лучшее, что есть в мире, добавляя к этому наши идеи и модифицируя их в соответствии с потребностями российского рынка. Например, проект «Ответы.mail.ru» запушен раньше, чем подобный сервис у Microsoft в Америке.

10. Меня всегда интересовал вопрос, для чего создан этот проект — «Ответы.Mail.ru»? Мне, конечно, самой очень интересно, я люблю проводить там время, но все равно любопытно.

— Проект создан для того, чтобы каждый пользователь мог получить ответ на любой интересующий вопрос и помочь своими знаниями в поиске ответов другим пользователям. Таким образом, мы создали поисковую систему по мозгам большого количества интернет-пользователей.

11. Как вы оцениваете роль проекта «Ответы» среди поисковых систем лет через пять? Вы лично задаете вопросы на этом проекте или отвечаете на них?

— Мы считаем, что через пять лет этот проект станет лидером среди поисковых систем в России.

Я сам и задаю вопросы, и отвечаю на них. Например, я спрашивал про разницу во времени между Шанхаем и Москвой перед поездкой в Китай.

12. Насколько успешны в коммерческом плане оказались игровые проекты «Жуки» и «Драйв»? В чем, по-вашему, заключается наиболее эффективная бизнес-модель онлайн-игр и как вы оцениваете перспективы размещения коммерческой рекламы в онлайн-играх?

— Оба этих проекта были нашими пробами в области онлайн-игр, и мы считаем, что они достаточно успешны. Сейчас существуют две наиболее распространенные и перспективные модели в онлайн-играх: американская — брать деньги за время, проведенное в игре, и корейская — сама игра бесплатная, но пользователь платит за то, чтобы получить дополнительные «вещи»: ножи, мечи, пистолеты, бутылочки с живой водой, ракеты и т. д.

Рынок коммерческой рекламы в играх сейчас находится в зачаточном состоянии, но будет расти вместе с числом игроков.

13. Скажите, понимаете ли вы как руководитель крупнейшей рекламной площадки, что если вы перегружаете страницы своих сервисов рекламой, то существенный процент пользователей либо отказывается от сервисов, либо находит способ не загружать рекламу (фильтр)? То есть что, размещая тяжелые анимированные рекламные ролики, вы получаете моментальную прибыль сегодня и копаете себе яму на будущее?

— Мы всегда очень щепетильно подходили к количеству рекламных мест на нашем проекте и стараемся найти баланс между зарабатыванием денег и предоставлением наибольшего комфорта нашим пользователям.

14. Мое представление о бизнес-модели вашей компании таково: основной заработок вы делаете на рекламе, которая приносит тем больше прибыли, чем выше посещаемость ваших интернет-ресурсов. Если это так, для чего вы запустили сервис «Агент»? Этот сервис предполагает почтовое обслуживание без посещения web-ресурсов, а значит, возможностей для размещения рекламы становится меньше.

— Мы ставим желание пользователей всегда на первое место. Мы создаем популярные сервисы, а как заработать на них в будущем, обязательно придумаем.

15. Поиск Mail.ru использует Yandex Server, но недавно встречал Mail.ru Crowler. Делаете свой поисковик?

— Мы не разглашаем наших планов на будущее.

16. Как вы думаете, проект «Видео. Mail.ru» будет так же популярен, как проект «Фото»? Расскажите, как вы видите его перспективы?

— Проект «Видео» имеет все шансы стать таким же популярным, как проект «Фото», и даже обогнать его в будущем.

17. Вы можете считать, что ваш проект реализован на сто процентов?

— Нет, конечно. Интернет — это очень динамичная среда, здесь все может поменяться в течение двух лет.

О защите

18. Многие интернет-компании не рекомендуют использовать почтовый ящик Mail.ru как средство хранения достаточно важной информации. Насколько приватен для пользователей Mail.ru их почтовый ящик?

— На самом деле, по моему мнению, система Mail.ru куда лучше защищена, чем большинство корпоративных почтовых систем, потому как мы концентрируемся на нашем направлении и вкладываем значительные средства, около полумиллиона долларов в год, на поддержание и разработку систем безопасности. У нас работают одни из лучших специалистов в этой области.

19. Скажите, насколько, по вашему личному мнению и по мнению Mail.ru, перспективны попытки борьбы со спамом путем установления платы за отправляемые письма? Или перехода на новые почтовые протоколы, не позволяющие отправлять письма анонимно?

— Я считаю, что плата за отправленные письма — тупиковый путь развития, наиболее правильный — это борьба технологическим способом, чем мы сейчас и занимаемся.

Возможен переход на новый почтовый протокол для решения проблемы спама, но это потребует огромных, экономически неоправданных затрат, потому как почты во всем мире работают на старом протоколе.

20. Остались ли еще заинтересованные игроки рынка предоставления почтовых услуг, антиспам-компании, антивирусные компании, провайдеры, которые заинтересованы в окончательной победе над спамом? Или спам уже стал частью этого рынка, частью товарооборота?

— Да, остались. Это наша компания.

О деньгах

21. Скажите, пожалуйста, что является основным источником прибыли Mail.ru — рекламодатели или платежи от пользователей?

— Основной источник прибыли — это реклама, но мы активно развиваем и второе направление.

22. Неужели «Поиск@Mail.ru» может приносить прибыль, оправдывающую вложения?

— Не только может, но и приносит.

23. Какие основные источники финансирования компании? Менялась ли их структура в последние годы?

— Основными источниками финансирования компании вначале были западные инвестиции, но начиная с 2004 года компания является прибыльной и развивается за счет собственных средств.

О себе

24. Дмитрий, сколько вы зарабатываете?

— Много.

25. Все говорят: заработал в интернете! Я работаю в интернете! У меня бизнес в интернете! Но как это делается? Расскажите.

— Приходите работать в нашу компанию, и мы вас научим.

26. Интересно, как планирует свой рабочий день один из самых молодых и успешных бизнесменов и на что рассчитывает в ближайшем будущем?

— Планы — построить самую крупную интернет-компанию в России.

Что касается рабочего дня, то я люблю поспать, и обычно мой рабочий день начинается в 11 часов утра и длится до позднего вечера. Достаточно существенное время в течение дня я трачу на изучение того, что происходит в мировом интернете. В последнее время начал учить китайский язык, чтобы понять, что происходит на китайских сайтах. Был сильно удивлен, насколько английский язык проще китайского.

27. Вы счастливы?

— Да, потому что мое хобби совпадает с моей работой.

28. Что значит быть директором виртуальной компании? И как вы этого добились?

— Нужно жить все время в интернете.

О рынке

29. Что слышно об ассоциации, которую «большая тройка рунета» обещала создать на конференции «Интернет и бизнес» в апреле этого года?

— Мы активно ею сейчас занимаемся, и уже готовится устав ассоциации. Мы уверены, что в ближайшее время она заработает.

30. Дмитрий, по вашему мнению, возможно ли при жизни этого поколения получить реально работающую систему электронной коммерции? Где самое узкое место в рунете? Нераспространенность систем онлайн-платежей? Отсутствие интеграции этих систем с «зарплатными» банковскими счетами? Проблемы с почтовой доставкой купленного товара? Что-то еще?

Когда я жил в США, не переставал удивляться, насколько легко и удобно там тратить деньги. Не будучи гражданином, я легко сделал банковский счет, связал его с системой Paypal, покупал практически любой мыслимый товар, который бесплатно доставлялся (иногда самолетом) с другого побережья в течение одного-двух дней… Хочется, чтобы все так же было в моей стране!

— В России имеют место все перечисленные вами проблемы. Но ситуация достаточно сильно и быстро меняется, и есть все шансы получить реально работающую систему интернет-коммерции при вашей жизни.

31. Как вы видите развитие интернет-рекламы в будущем?

— Что касается интернет-рекламы, то я считаю, что в будущем она станет куда более персонализированной. Активно будет развиваться направление видеорекламы.

32. Будут ли какие-либо обновления и нововведения услуг в сети интернет в общем и в вашей компании в частности?

— Интернет — очень активно развивающаяся и быстроменяющаяся среда, и здесь точно есть место новым идеям.

33. В целом бизнесмены несерьезно относятся к интернету. Как вы думаете, когда произойдет перелом?

— Я считаю с точностью до наоборот: на сегодняшний момент у бизнесменов очень серьезное отношение к интернету, это видно по количеству запускаемых проектов и инвестициям в российский интернет и по росту рынка интернет-рекламы.

34. Если Google предложит купить Mail.ru., ваша реакция?

— Все зависит от предложенной цены.



Почтовая история

Среди трех лидеров рунета («Яндекс», Rambler и Mail.ru) холдинг Mail.ru кажется настоящей «темной лошадкой». Rambler в минувшем году вышел на Лондонскую биржу и потому был вынужден поведать рынку о своем бизнесе. «Яндекс» с недавнего времени тоже стремится к прозрачности, регулярно подводит финансовые итоги, а по слухам, и вовсе готовится к IPO. Mail.ru на своих конкурентов совершенно не похож: компания не может похвастать особой прозрачностью, структуру владения не раскрывает, вопросов о финансовом положении тщательно избегает. Свою историю Mail.ru вспоминать не любит, а потому большинство фактов до сих пор окутано завесой тайны. За спиной Mail бурное прошлое, как отмечает известный сетевой деятель Антон Носик, «лишь в последние годы в компании наступила стабильность — после чехарды с акционерами, скандалами, сделками, слияниями и ребрендингом».

Почтовый сервис — основа компании — появился еще в 1998 году. Команда программистов, работающих в американской софтверной компании DataArt, написала движок для почтового сервиса, надеясь продавать его на Запад. Для проверки они решили запустить почтовую службу Mail.ru, а та, на удивление, стала стремительно развиваться. В США уже вовсю гремел бум доткомов, и российские программисты решили влиться в эту волну, тоже создав свою интернет-компанию, Port.ru, в надежде подхватить шальные инвестиции. Первые деньги — 900 тыс. долларов — пришли из американского фонда Balestra Capital. На этих деньгах компания стала стремительно пухнуть, развивая все, что только можно: и свой контент, и интернет-сервисы, и электронную коммерцию. О реальной бизнес-модели тогда никто не думал, и неудивительно — в компанию продолжали инвестировать американские фонды. Ветераны рунета рассказывают, что в Mail грезили «Матрицей» и готовились к созданию матричного мегапортала. Основная идея заключалась в том, чтобы создать ресурс, попав однажды на который, пользователь бы с него никогда не уходил, ибо портал мог бы удовлетворить все его потребности в сервисах, контенте и товарах, при этом переходы внутри портала обеспечивала бы матричная навигация.

Но в скором времени компанию стали раздирать противоречия. Port.ru взялся развивать более десятка разных направлений: Mail.ru (почта), Bk.ru (анекдоты), Boom.ru, (хостинг), TopList.ru (рейтинг), List.ru (каталог), Torg.ru и 24x7 (торговля), Internet.ru (онлайн-СМИ), Music.ru (музыка), List.Mail.ru (рассылки), Talk.ru (форумы), а ресурсов на все стало не хватать — и закипели страсти. «Трения были безумные, а перемены происходили с катастрофической силой», — вспоминает Игорь Ашманов, тогда генеральный директор компании Rambler. В конце концов деньги инвесторов, по-видимому, кончились, и нужно было что-то предпринимать. Спасение было найдено в слиянии с другой интернет-компанией — NetBridge (во главе с тогдашним ее лидером Юрием Мильнером). Некоторые ресурсы были закрыты или проданы, а флагманом бизнеса избрали почтовый сервис Mail.ru, имевший тогда лишь 4 млн зарегистрированных пользователей. Первоначальная стратегия изменилась лишь в одном — контент стал производить не портал, а его посетители. «Они пошли по верному пути, когда сфокусировали 90 процентов усилий на основном направлении — развитии user generated content, и ни одному из конкурентов не удалось их перебить в нем», — считает Оксана Панкратова, партнер Comnews Research.

Сегодня 3 млн посетителей — это суточная аудитория портала, в последнее время по этому показателю Mail.ru не только догнал лидера рынка, «Яндекс», но даже в иные дни стал опережать его, о чем с гордостью говорит Виктор Лавренко, бывший в свое время техническим директором Mail.ru. «Mail уловил новый тренд: люди приходят на портал не смотреть почту, а общаться», — уверен Игорь Ашманов. Поэтому сейчас Mail.ru делает ставку на коммуникационные сервисы. «Если у компании есть магистральное направление, то надо стать в нем номером один, а попытка быть везде — это подрыв основного бизнеса. С другой стороны, если у сайта уже есть стабильная аудитория, нет иного выхода, кроме как начинать строить из нее комьюнити», — констатирует Антон Носик. Что и делает Mail: сегодня в его активе своя система авторских дневников — блогов (ведут которые почти 700 тыс. человек), социальный поиск (где сами пользователи отвечают на вопросы друг друга), собственный интернет-мессенджер (с более чем миллионом пользователей), своя платежная система (совместный проект с MoneyMail), свой сервис для хостинга любительских видеороликов — и это не считая открыток, чатов, знакомств и прочих давно существующих сервисов.

Основной доход компании приносит медийная реклама, и этим Mail.ru отличается от «Яндекса», который монетизирует в основном свои поисковые сервисы и зарабатывает на контекстной, то есть поисковой, рекламе. «Ставка на медийную рекламу хорошо вписывается в сервисную модель компании: Mail.ru начинал с веб-почты, а сегодня это большой набор сервисов общения, интересных как раз для медийного рекламодателя», — уверен Аркадий Волож, гендиректор «Яндекса». Угрожать Mail может сегодня только Rambler, так как компания несколько изменила свою стратегию за последние годы. Если в 2000–2001 годах Rambler пытался стать ключевой точкой «выхода в Сеть» («на Rambler приходят, чтобы уйти», шутили тогда, имея в виду, что компания строит свой бизнес вокруг поиска), то сейчас Rambler сместился как раз ближе к старой стратегии Mail, развивая свои собственные контент-проекты. Впрочем, Антон Носик считает, что позиции всех трех компаний-лидеров очень надежны: «На моем веку еще не было ни одного случая, когда один популярный сервис убил бы другой. Погубить себя можно только изнутри».

20.10.2006  Журнал Эксперт
20.10.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов