Красные директора
Что отличает топ-менеджеров крупных российских компаний, начинавших карьеру в Coca-Cola
Низшая менеджерская позиция в Coca-Cola ненамного престижнее должности уборщицы. Первые торговые представители, нанятые Coca-Cola в Москве, не знали, плакать им или смеяться, когда перевели внутреннюю инструкцию для своих американских коллег. Там было написано что-то вроде: "Не вонять. Завязывать шнурки. Чистить зубы", вспоминает Игорь Столяров, гендиректор телекоммуникационной компании Оптителеком. В далеком 1992 г. выпускнику МГИМО было обидно, но сейчас он вспоминает о работе в Coca-Cola с благодарностью.
$220 плюс 2000 руб. получал торговый представитель Coca-Cola в начале 1990-х гг.
Как и большинство его бывших коллег выпускников МГУ, МФТИ, МГТУ имени Баумана и других престижных вузов, начавших в Coca-Cola с самых низов. Из этой компании вышло, пожалуй, рекордное число будущих звезд российского бизнеса. Ведь за Coca-Cola в Россию потянулись другие западные компании, которым остро требовался персонал. А за ними о кадрах задумались и отечественные фирмы. Вот большинство торговых представителей Coca-Cola первой волны и сделали за короткое время головокружительные карьеры. Они всегда мечтали о большем, чем просто не вонять и завязывать шнурки.
Coca-Cola одной из первых начала учить русских строить бизнес по-западному, говорит HR-директор компании Alcoa Russia Руслан Ильясов. Coca-Cola это школа, рифмует коммерческий директор Pernod Ricard Олег Букин. Лучшая бизнес-школа на постсоветском пространстве! добавляет гендиректор СладКо Александр Михайлов. Компания с тщательно проработанными бизнес-процедурами. Люди, которые прошли через Coca-Cola, как будто получили степень MBA, вторит Ильясов.
Но
Как всякую школу, эту тоже надо покинуть, говорит Букин. Никому из выпускников возвращение в Coca-Cola не привидится и в страшном сне.
СИСТЕМА ФИЛЬТРОВ
Бывшие кокакольщики 2-3 раза в год собираются вместе. Вспоминают и хорошее, и плохое без любви к alma mater, но с уважением и гордостью переживших самую суровую в российском бизнесе учебку. Система там очень жесткая, порой было тяжеловато. Но раз компания продержалась в лидерах больше ста лет, это доказывает, что лучше системы никто не придумал, говорит Александр Грубман, операционный директор компании Северсталь-ресурс.
Выпускник Бауманки Владимир Филипцев (сегодня он директор Wrigley по продажам в России) пришел в Coca-Cola в августе 1992 г. Нанимался полтора месяца, с легким содроганием вспоминает он. Сначала был письменный тест для 30 человек, потом два собеседования на уровне рекрутингового агентства, а потом еще семь или восемь интервью в самой компании. Филипцева допросили все топ-менеджеры, от главного бухгалтера до гендиректора. В итоге он стал первым торговым представителем Coca-Cola, отвечавшим за розничные продажи.
Спустя несколько месяцев прошел еще один массовый набор торговых представителей. Среди них был и пятикурсник Столяров: Сдал в декабре сессию и сразу пошел наниматься. Ни паспорт, ни трудовую не спрашивали. Вместо документов потребовали продемонстрировать познания в английском языке: Компания привередничала, брала только самых лучших. Хотя английский был совершенно не нужен менеджерам, которые работали с универсамами и торговыми палатками.
Coca-Cola их как будто в космос отправлять собиралась, смеется Ильясов, работавший в то время директором по персоналу завода "Кока-Кола Рефрешментс Москоу". У меня были реальные проблемы с ребятами из производственного подразделения, которые просматривали сто кандидатов и не выбирали никого.
На конвейере завода можно было встретить и кандидатов наук, и выпускников консерваторий. Деньги по меркам голодных 1990-х Coca-Cola платила бешеные. Мне положили зарплату из двух частей 7000 руб. плюс $300, рассказывает Ильясов. Моя жена чуть в обморок не упала. Торговые представители тоже не жаловались. Я снимал квартиру за $4, говорит Столяров, а платили $220 плюс 2000 руб. на такси.
Для Coca-Cola это были небольшие деньги, особенно если учесть, что она получила возможность сманить лучших людей на рынке труда. Так же поступали Mars и Procter & Gamble, говорит директор по продажам Grohe Алексей Пермяков, который начинал работать как раз в Mars, а в Coca-Cola перешел лишь в 1996 г.
Почему Coca-Cola дала рынку больше сильных управленцев, чем другие западные первопроходцы Mars или Procter & Gamble? Нет, конечно, у них тоже есть звездные выпускники: инициатор желтополосатого ребрендинга Билайна Александр Изосимов, бывший гендиректор Мултона Александр Критский, можно вспомнить и других. Но Coca-Cola оказалась все же более производительной кузницей кадров. Бывшие продавцы газировки считают, что все дело в особой культуре этой компании.
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ
На первом месте в Coca-Cola была жесткая дисциплина. Торговый представитель должен был в 8.55 зайти в офис, в 8.56 опуститься на стул, в 8.58 ему можно было налить кофе, в 9.01 он уже должен был уехать на маршрут, перечисляет Столяров. Всех, кто задерживался в офисе до 9.02, наказывали.
В день торговый представитель должен был посетить минимум 25 точек, из них в 15 у него должны были что-то купить. Процедура общения с клиентом была подробнейшим образом регламентирована. Мы учили это как мантру. Семь шагов: поздороваться, проверить, как работает оборудование, проверить выкладку, провести переговоры, ответить на возражения, оформить заказ и договориться о следующей встрече, у национального директора по работе с ключевыми клиентами группы Heineken Александра Астрелина эта инструкция и по сей день отскакивает от зубов.
У производственников была своя школа. Грубман до Coca-Cola восемь лет проработал на советских предприятиях. Для сложившегося хозяйственника работа в Coca-Cola стала переворотом сознания. Когда мне американский директор говорил, как все будет, я отвечал ему, что это невозможно, говорит он. Все было по-другому. В разы меньше людей, более простая и прозрачная структура управления. Американец объяснил все на деле. Грубман принял участие в постройке первого российского завода Coca-Cola с нуля.
Практика подкреплялась теорией. Из головного офиса регулярно заезжали высшие менеджеры, которые читали лекции. В компании это называли не иначе как Университет Coca-Cola. Читали очень сильно. Поскольку у меня не было до тех пор опыта обучения бизнесу, все это легло на чистый мозг. Coca-Cola все хорошо разложила, систематизировала, искренне благодарит бывшего работодателя генеральный директор Sitronics CE Владимир Левченко.
Филипцев вспоминает, как часами изучал американские методички: как правильно выстраивать маршрут, как делать зонирование. Итог удивил его самого: Мы с коллегами создали первую систему маршрутов продаж в России. Я горжусь этим, поскольку ничего подобного до нас никто не делал.
Маршруты выстраивали по секундомеру. Мы брали карту и втыкали в нее булавки, обозначая торговые точки, рассказывает Филипцев. На иголочки натягивались тонкие резиночки, которые обозначали дневной маршрут, а потом все это ограничивалось ленточками. Это были границы маршрута каждого торгового представителя.
Учебой и тренировками в поле, впрочем, дело не исчерпывалось. Бывшие кокакольщики со смешанными чувствами вспоминают еще об одном ноу-хау Coca-Cola.
ДРУЗЬЯ И ВРАГИ
Мы даже и подумать не могли, чтобы купить банку Pepsi, вспоминает Букин из Pernod Ricard. Он до сих пор покупает только один вид газировки. Как-то Букин встретился на точке с конкурентом из PepsiCo. Поздоровались, обменялись ручками. Рассказал об этом начальнику и был потрясен его реакцией: Как же ты мог ему руку пожать, он же конкурент! Противники называли друг друга красные и синие. Был в этом некий пионерский задор, с некоторым даже удовольствием вспоминает Букин.
Вы наверняка слышали рассказы, что в Coca-Cola зомбируют сотрудников. В этом есть доля правды. Умного человека трудно зомбировать, но если делать это настойчиво и регулярно, все равно на психику действует, рассказывает Столяров из "Оптителекома". Знаете популярную байку, что торговым представителям перед выходом на маршрут показывают ролик, в котором красные бомбардировщики с логотипом Coke кружат над развалинами завода PepsiCo? Так вот, это не байка, я его лично видел. Ну да, были такие смешные ролики, не предназначенные для телевизора, подтверждает Букин. Ничего особо криминального. Ну да, PepsiCo там присутствовала.
Зато о другом способе поднятия корпоративного духа все бывшие торговые представители вспоминают исключительно тепло. Это называлось truck training, припоминает Столяров. Раз в месяц каждого сотрудника неважно, бухгалтера ли, маркетолога отправляли на склад поработать грузчиком. Очень интересная штука, сильно помогает мобилизоваться и почувствовать себя в коллективе, восхищается Столяров. Этакая экстремальная разновидность модных нынче корпоративных тренингов.
И все же менеджеры из Coca-Cola побежали.
НА ВЗЛЕТ
Причина моего ухода была только одна амбиции, говорит Левченко из Sitronics. На стороне кокакольщикам предлагали куда большие деньги и лучшие позиции, чем в родной компании. Такая у них стратегия, пожимает плечами генеральный директор компании "Нидан-Соки" Андрей Яновский. Платят хорошую, но не гигантскую зарплату, предоставляют солидный соцпакет. Но на повышение рассчитывать трудно. И еще одна особенность: когда в России все плохо, начальниками становятся русские. Когда наступает стабильность, на руководящие посты возвращаются иностранцы. Переманивают, впрочем, и иностранцев этой весной, к примеру, на должность предправления Вимм-Билль-Данна перешел ирландец Тони Майер, проработавший в Coca-Cola больше 30 лет.
Перекупщики платят щедро. Левченко в 1995 г. ушел на должность гендиректора торгового дома Никитин на зарплату в 6 раз выше, чем получал в Coca-Cola. Филипцев, покинувший Coca-Cola в 2000 г., сразу получил пост коммерческого директора Roust Inc и вдвое большую зарплату. Компании осознанно платили премию, чтобы получить человека со знанием бизнес-технологий, говорит он.
В Roust Филипцев наладил дистрибуцию Русского стандарта и импортного алкоголя: Привнес дисциплину и порядок. Разработал мотивирующую систему скидок для дистрибуторов. Филипцев даже создал собственное ноу-хау привязал скидку дистрибуторов к их рыночным показателям, которые измеряла ACNielsen. В Roust о Филипцеве вспоминают хорошо.
Все хотят нанять управленцев, прошедших такую школу. "Марсиан" (работавших в Mars. ) или "кокакольщиков" их ведь сразу видно, говорит Марина Ялымова, старший консультант компании RosExpert, специализирующейся на executive search. Надежды работодателей обычно оправдываются.
Руслан Ильясов, проработав два года в ЮКОС РМ директором по персоналу, перешел в SUN Interbrew. Вместе с Александром Грубманом, который перешел туда же на пост директора по операциям, он перетряс пивоваренную компанию в буквальном смысле до основания: Нам пришлось сменить 80% руководящего состава на купленных компанией заводах. А общая численность персонала сократилась более чем на 20%. До моего прихода это были обыкновенные советские заводы, вторит Грубман. Там работали хорошие люди, но с совершенно архаичным менталитетом. Была и еще одна проблема: непонимание между российскими сотрудниками и иностранцами. Поскольку у Грубмана был опыт работы на советских предприятиях, проблему он быстро устранил. Мне было легко, я знал, как это делать. Эти люди находились в той же ситуации, что и я, когда пришел в Coca-Cola, улыбается он.
Андрея Яновского сманили в Нидан-Соки с должности главы новосибирского завода Coca-Cola. Владельцам потребовалось реструктурировать компанию, сделать ее максимально прозрачной, чтобы можно было выйти на рынок заимствований, говорит он. Нидан-Соки уже разместила два выпуска облигаций на общую сумму 1,85 млрд руб., теперь готовится к IPO.
Параллельно Яновский оптимизировал продажи, налаживал новые каналы дистрибуции. Все в режиме очень строгой экономии. Штат прирастал не в количестве, а в качестве, объясняет свою стратегию Яновский. Для каждой работы должен был быть свой функционал, который я четко прописал, структурировал обязанности сотрудников. Начал с отдела продаж, потом занялся логистикой. При этом удержался от соблазна построить систему прямых продаж а-ля Coca-Cola, которую изучил досконально.
Я не мог себе позволить играть в прямые продажи. У меня не было ни персонала, ни структуры, ни финансовых возможностей, рассказывает он. Поэтому поступил просто: перевел все продажи на дистрибуторов. Отдал им все, что мог.
Яновский разделил партнеров на три категории: эксклюзивных, тех, кто работал не только с Ниданом, но соки покупал только у него, и всеядных. Приоритетных клиентов обслуживаю сам. С последними работаю лишь в самых крайних случаях, рассказывает он.
В Новосибирске Нидан построил новый завод и запустила его в рекордные сроки. Для этого Нидан заключил соглашение с PepsiCo о розливе соков Tropicana. Этот завод первым в России начал выпускать сок в упаковке объемом 2 л. В прошлом году на Нидан пришлось 50% всех продаж такого сока.
Люди из Coca-Cola знают, как мотивировать торговцев. Мы их опыт анализируем, даже передираем их учебные фильмы, комментирует Александр Костиков, директор по работе с инвесторами холдинга Лебедянский, главного конкурента Нидан-Соков.
Однако отношения между экс-сотрудниками Coca-Cola и их новыми работодателями далеко не всегда так безоблачны. Недавно Игорь Столяров ушел с поста генерального директора представительства Whirlpool. С одной стороны, пригласили в амбициозный проект создавать почти с нуля нового оператора дальней связи, конкурента Ростелекому. С другой, признается он, дело не обошлось без трений с начальством.
До Whirlpool Столяров работал в Мобильных ТелеСистемах. Про МТС можно писать книгу бизнес-кейсов в стиле McKinsey, про то, что они сделали неправильно. Но это будет серьезная книга. А про Whirlpool можно делать книгу комиксов, ругается он. По моим прогнозам, они уйдут с рынка в следующем году. Столярова брали в марте налаживать местное производство. Теперь Whirlpool обещает запустить производство в ноябре, а комментариев по поводу резких высказываний бывшего гендиректора не дает.
Два места работы за три года сменил Денис Браузе, работавший в Coca-Cola кантри-менеджером в Северо-Западном регионе. В Балтике, куда он пришел во время серьезного кризиса продажи компании упали на 17%, ему не удалось вернуть темпы роста продаж на былой уровень. В Дарье, куда он вскоре перешел, случилась другая неприятность: собственники слишком рьяно пытались вмешиваться в управление. Когда тебя заставляют делать реструктуризацию, не вникая, что так делать нельзя, это постоянный конфликт. Я не стал дотягивать до момента, когда меня сделают крайним, как в "Балтике", и ушел, говорит Браузе.
Сейчас у него собственный бизнес Региональное агентство недвижимости. Я очень рад, что рискнул. Это такое счастье, когда все зависит только от тебя, говорит он.
ВТОРАЯ ВОЛНА
Большинство фигурантов нашего списка выпускников Coca-Cola далеко, конечно, не полного пришли в компанию в начале 1990-х. А что же нынешние менеджеры Coca-Cola? Ждать ли рынку второй волны вырвавшихся на свободу управленцев?
Боюсь, ее не будет. Нет кадров. Ситуация на рынке труда совершенно иная. Сейчас это считается дурным тоном закончить филфак или мехмат МГУ и пойти работать торговым представителем, уверена старший консультант RosExpert Оксана Фещенко. Менеджеры первой волны согласны с Фещенко.
Очень многое изменилось после того, как в 2001 г. "Хелленика" выкупила заводы Coca-Cola в России, рассказывает Браузе. Coca-Cola Hellenic Bottling Company крупнейший боттлер Coca-Cola в мире. Сама The Coca-Cola Company лишь производит концентрат и занимается маркетингом, а розливом конечного продукта и продажами занимаются боттлеры.
У боттлеров большая ориентированность на рентабельность. Это быстро стало ощущаться. Компания начала сокращать расходы где только можно, рассказывает Браузе. Меня лично заставляли сокращать фонд оплаты труда. Урезали программы обучения. Считается нормальным, что торговый представитель "живет" 5-6 месяцев, а потом уходит.
Высшее образование, как указано на российском сайте Coca-Cola, теперь уже не обязательный пункт в анкете нанимающегося на работу. Снизили планку! морщится Столяров. SM отправил по этому поводу запрос в саму компанию. Наш отдел кадров не успевает дать ответы на ваши вопросы в связи с завершением процесса бизнес-планирования на следующий год, пришел ответ через две недели.
Дмитрий Петров
SmartMoney