Навязчивый кредит
Альфа-банк одним из первых решил перенять ценный опыт FMCG-сектора по захвату регионов и продвижению услуг и товаров. И доверил построение своей региональной сети продавцу жевательных конфет.
«Иностранный банк примет на работу торгового менеджера в г.
Находка. Основные обязанности: поиск новых партнеров, контроль над
выполнением плана продаж, составление регулярной отчетности.
Требования: м/ж, 24–30 лет, личный автомобиль, опыт работы в сфере
FMCG не менее года».
Банки все с большей настойчивостью приглашают на работу в
регионы работников из FMCG-сектора. Их можно понять. Сейчас на
Центральный федеральный округ приходится более половины российских
банков, так что открытие офисов в других регионах набирает обороты.
Однако банковских специалистов, способных выстроить внятную и
прозрачную региональную сеть, а главное – наладить на местах
продвижение услуг, очень немного. С другой стороны, компании
FMCG-сектора решают эти проблемы давно и успешно. Занимаясь
региональными розничными сетями, российские банки все чаще
оглядываются на их опыт. Альфа-банк зашел в этом направлении дальше
остальных.
ДОСЬЕ Альфа-банк основан в 1990 году. Крупнейшими акционерами
банка являются председатель совета директоров Михаил Фридман,
президент Петр Авен, исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан и
председатель совета директоров «Альфа-Эко» Алексей Кузьмичев. По
данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за первое
полугодие 2006 года, активы группы Альфа-банк, включая дочерние
банки и финансовые компании, составили $12,3 млрд, совокупный
капитал – $1,0 млрд, кредитный портфель за вычетом резервов – $7,9
млрд. Чистая прибыль за первое полугодие составила $114,7 млн
против $180,6 млн за предыдущий год. В июле этого года рейтинговое
агентство Fitch присвоило банку кредитный рейтинг BBB+ со
стабильным прогнозом. В Альфа-банке обслуживается свыше 40 тыс.
корпоративных клиентов и более 1,8 млн физических лиц. |
Интересное предложение
Когда год назад директору по
продажам в России и на Украине итальянско-голландской компании
Perfetti van Melle Михаилу Повалию позвонили из одного
рекрутингового агентства, он сильно удивился: последние семь лет
работу он не искал. Удивляться пришлось еще больше, когда
выяснилось, что ему предлагают пост начальника управления
региональной сети дистрибуции Альфа-банка. До того момента никакого
отношения к банкам Повалий не имел. Получив в Военном институте
иностранных языков диплом переводчика с английского и суахили, до
Африки он так и не добрался: через год, в 1996-м, уволился из армии
и устроился торговым представителем в московское отделение компании
Cadbury Schweppes.
А через пару лет его заметила Perfetti van Melle: производитель
жевательных конфет Mentos, Meller и Frutella искал человека,
который смог бы наладить систему прямых продаж в столице. «Это была
начальная стадия: в отделе продаж в Москве работало восемь человек.
А мы хотели, чтобы конфеты, которые мы производим, оказались в
каждой палатке»,– вспоминает новоиспеченный вице-президент
Альфа-банка Михаил Повалий.
И дальше работать в Москве через дистрибуторов Perfetti van
Melle не собиралась. Повалий оставил партнерам лишь логистику и
создал собственную структуру торговых представителей, которые
ежедневно обхаживали перспективные маршруты, предлагая товар
напрямую в магазины. Через год в московском офисе компании работало
около ста человек, она вышла далеко за пределы МКАД. Последние два
года Повалий отлаживал сети прямых продаж уже и на Украине.
И тут, как снег на голову – предложение от Альфа-банка.
|
Михаил Повалий выгнал банковских клерков
на улицу |
По следам «Экспресса»
В 2005 году в банке решили начать
покорение российской глубинки. Собственно, региональная сеть у
Альфа-банка уже была: свыше 30 филиалов в основных городах, на
каждый – одно-два отделения. Однако она перестала устраивать
альфовцев. К тому времени в Москве уже два года обкатывался проект
Альфа-банк Экспресс (АБЭ). Сеть отделений быстрого обслуживания, в
которую Альфа-банк вложил $50 млн, на рынке восприняли крайне
неоднозначно. Персонал упрекали в неподготовленности, ставки по
кредитам называли завышенными, сервис – далеким от совершенства. В
2004 году, через год после запуска проекта, свой пост покинул его
руководитель – глава розничного департамента Мачей
Лебковский, а банк провел ребрэндинг, вернув АБЭ под крыло
«большого» Альфа-банка. Сейчас, однако, в банке заявляют, что
результатами АБЭ довольны. Усилия по раскрутке проекта не пропали
даром: в 2005 году, по собственным оценкам, рост клиентской базы
составил 341%, рост остатков на счетах – 248%.
Так или иначе, оставалась серьезная проблема: платформа АБЭ была
предназначена лишь для Москвы, в региональных отделениях
Альфа-банка столичные пользователи проходили по разряду «чужаков»,
их карточки приравнивались к «пластику» чужих банков, а многие
услуги, обычные для московских офисов, были им недоступны. Такого
разнобоя истинно розничный банк не может себе позволить – и
руководство «Альфы» стало приводить регионы и центр к единому
знаменателю. Одновременно было решено расширить региональную сеть:
открыть кредитно-кассовые офисы еще в 22 регионах, поставить
многочисленные банкоматы, заняться прямыми продажами услуг.
В Альфа-банке посчитали, что быстрее, а в конечном счете и
эффективнее будет выстроить сеть самостоятельно. Сразу исключили
интеграцию клиентских баз местных банков, да и к тому же слияние
тянуло за собой множество дорогостоящих проблем даже на уровне
совместимости программного обеспечения. Правда, в том, что отказ от
поглощений – более легкий путь для региональной экспансии, на рынке
уверены далеко не все. «Развитие розничной сети с нуля в настоящее
время – не самый простой для банков способ проникновения в
регионы,– предостерегает директор Центра макроэкономических
исследований „БДО Юникон” Елена Матросова.– Такая политика
требует значительных затрат – временных и финансовых. Открытие
нового отделения обходится банку примерно в $100–150 тыс., а
филиала – в $500–600 тыс. Для того чтобы содержание кредитного
отделения было выгодно, кредитный портфель должен составлять около
$1 млн».
Кроме того, поиск свободного места связан с бюрократическими
издержками, которые сильно тормозят рост сети. В некоторых городах
Альфа-банк столкнулся с дефицитом офисных площадок. Планы менялись
не раз, вместо полнофункциональных отделений приходилось открывать
сеть мини-отделений. К тому же региональные банки, как правило,
используют административный ресурс, так что новому игроку бывает
непросто договориться с местными властями. «Проще покупать или
налаживать партнерские отношения с местными банками, занимать их
ниши и постепенно увеличивать объемы продаж»,– говорит Елена
Матросова.
НОУ-ХАУ Альфа-банк: – пригласил для развития регионального
направления команду специалистов из FMCG-сектора и выстроил
оргструктуру филиальной сети по принципу FMCG-компаний;
– ввел систему отчетности по продажам услуг, разделил функции
продаж и обслуживания клиентов;
– ввел практику активных прямых продаж – менеджеры-консультанты
банка не привязаны к банковскому офису, а самостоятельно посещают
клиентов на своей территории. |
Главный иерарх
Однако в «Альфе» решили доказать, что
создание сети с нуля дает главное преимущество: возможность с
самого начала «от и до» выстраивать систему по привлечению
клиентов, обращаясь именно к целевой аудитории.
«Когда я пришел в Альфа-банк, мне бросилось в глаза, что люди
сосредоточены на обслуживании пришедших клиентов, но не на активных
продажах,– делится впечатлениями Михаил Повалий.– Но время, когда
можно было сидеть в отделениях и ждать, пока к тебе придет клиент,
прошло». В банке не было даже системы отчетности по продажам: никто
не знал, какие банковские продукты пользовались спросом на прошлой
неделе и сколько кредитов было оформлено вчера. Кроме того, и
продажами, и обслуживанием занимались одни и те же специалисты:
такое невозможно встретить в FMCG, где эти функции четко разведены.
И Повалий поделил зоны ответственности между членами команды.
А команду Михаилу Повалию пришлось выстраивать тоже с нуля: с
тремя прошлыми руководителями регионального направления
распрощались еще до его прихода. Он пригласил шесть специалистов с
опытом в FMCG (c частью из которых он встречался еще во время
работы в Perfetti van Melle) – они и поделили всю Россию. В зоне
ответственности у одного менеджера – пять-семь городов. В каждом
городе есть директор розничного бизнеса, который в свою очередь
отвечает за все площадки и каналы продаж в своем городе. «Почти
такая же оргструктура характерна для компаний FMCG,– замечает
Повалий.– Мы воспроизвели ее не потому, что не знали, как сделать
по-другому, а потому что она эффективна: понятная вертикаль,
хорошая управляемость, нет лишнего бюрократического аппарата. Мы
были одними из первых, кто начал это делать, а сейчас целый ряд
банков стал ее применять. Даже сама банковская структура меняется
под эти проекты».
В число директоров розничного бизнеса попали люди практически из
всех сегментов FMCG – табачного бизнеса, соков, жевательных конфет
и т. д. Хороший продавец – это определенная порода людей, уверен
Повалий, он никогда не удовлетворен своими результатами по
продажам. А потому проще помочь такой команде разобраться в
тонкостях кредитов и пластиковых карт, чем научить человека из
банка, который никогда не занимался полевыми продажами,
агрессивному подходу к торговле.
С ним согласен и старший вице-президент Промсвязьбанка
Валерий Кардашов, курирующий розничный блок: «Люди, которые
раньше работали в FMCG, смотрят на сети с точки зрения потребителя,
а не банкира. Если настроить их на банковский лад, они в состоянии
не только создать саму сеть, но и отладить продажи. Крупным
кредитным организациям нужно придерживаться опыта сетевых
небанковских ритейлеров – тем будет несложно переключиться на банк
и выстроить сеть так, чтобы она нравилась прежде всего
потребителю». Обучение сотрудников при открытии каждого отделения
обходится Альфа-банку в $20–25 тыс.: сначала месячный тренинг в
Москве, потом поддержка новоиспеченного отделения в течение
одной-двух недель специальной стартап-командой.
РЫНОК
На середину октября 2006 года в России, по данным Центробанка,
реально действует 1221 банк. Они открыли 3243 филиала и несколько
десятков тысяч других точек: допофисов, представительств,
операционных касс. Лидером по количеству региональных отделений в
России по-прежнему остается Сбербанк: число его точек присутствия в
России превышает 20 тыс. Ближайшая к нему сотня крупнейших банков
вместе не набирает и 10 тыс. точек. После 2000 года число филиалов
российских банков сокращалось. Тенденция сменилась на
противоположную только в 2005 году. Активную сетевую политику
проводят, в частности, ВТБ 24, Банк Москвы, Международный
московский банк, банк «Юниаструм». |
На волнах FMCG
«Агрессивный подход» стали обкатывать в
торговых центрах, где появились небольшие стенды – точки прямых
продаж, с одним-двумя менеджерами-консультантами. На рынке это не
ноу-хау: так вел себя Ситибанк, потом идея успешно «клонировалась»
и другими кредитными организациями. Новаторство было в другом:
несколько месяцев назад Альфа-банк провел эксперимент, отпустив
менеджеров-консультантов в «самостоятельное плавание» по городу.
Получив план на день, такой консультант должен обойти всех клиентов
на своей территории – магазины, салоны связи, бизнес-центры. Все
как в Perfetti van Melle – с той лишь разницей, что вместо
жевательных конфет к продаже предлагаются тарифные планы,
пластиковые карты и персональные кредиты.
Новое применение Повалий нашел и разбросанным по городам
банкоматам Альфа-банка, поручив разложить на них буклеты с
информацией о кредитах и вкладах. Листовки о продуктах банка теперь
раздают на улице промоутерские компании. «Это очень простые вещи
для FMCG, это азы, которые автоматически дают поток людей в
отделениях»,– говорит Повалий.
Тем временем опытом FMCG стали интересоваться и другие банки.
«Через полгода после начала нашей региональной экспансии Ситибанк
искал на Москву человека только с опытом FMCG»,– вспоминает Михаил
Повалий. Искал такого специалиста и Райффайзенбанк. Тем не менее,
по мнению Валерия Кардашова, для подавляющего большинства кредитных
организаций это до сих пор относительно новый подход к построению
сети. «Использование опыта FMCG, который уже провел колоссальную
работу по стандартизации своих сетей,– очень интересная
концепция»,– констатирует банкир.
Самому Альфа-банку за год существования «интересная концепция»
принесла 10-процентный рост числа клиентов в регионах. В среднем за
месяц банк открывал по три кредитно-кассовых офиса. Но в 2007 году
ситуация усложнится, акционеры поставили перед командой Михаила
Повалия новую задачу: удвоить этот показатель.
Юлия Гордиенко
25.10.2006
Секрет фирмы