Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Осторожный экспериментатор

Владелец «СИА Интернейшнл» Игорь Рудинский празднует промежуточную победу: его компания стала лидером в одном из сегментов фармрынка. Но уверяет, что место на рынке для него – не главное.

От крупнейшего российского фармдистрибутора, компании «Протек», удача отвернулась. В середине мая произошла катастрофа – более 10 тыс. кв. м основного склада «Протека» было уничтожено пожаром. На этом злоключения не закончились. Месяц назад в компании случились перебои в работе сервера, из-за чего она некоторое время не могла обрабатывать заявки от аптек.

В результате этих катаклизмов удача повернулась лицом ко всем остальным. По данным «Фармэксперта», в первом полугодии 2006 года компания «СИА Интернейшнл», долгие годы занимавшая второе место, вышла в лидеры в коммерческом секторе продажи лекарств: 20,7% рынка против 19,7% у «Протека». «Совершилась мини-революция на фармрынке. Кто бы мог еще недавно подумать, что СИА окажется на первом месте по коммерческим продажам, а, например, „Катрен” – на третьем, хотя эта компания не участвует в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и в общих продажах находится только на пятом месте»,– говорит руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.

Доля «Протека», по данным «Фармэксперта», сокращается до сих пор. Но это, скорее всего, временно: после ввода в строй нового склада ничто не помешает компании вернуть лидерство уже в следующем году. Тем более что в целом, с учетом ДЛО, «Протек» с 20,2% рынка по-прежнему впереди (у СИА – 18,8%). По крайней мере, как уверяет президент ГК «Протек» Вадим Музяев, уже в августе компания смогла вернуться к тем показателям, которые были до пожара. «Это кратковременные изменения, которые на долгосрочные тенденции не влияют»,– заявил СФ Музяев.

Впрочем, в СИА особенно не радуются ни первому месту, ни перспективе его потери. «У нас нет цели занять первое место,– утверждает генеральный директор компании Игорь Рудинский. – И мне неважно, какая будет доля у „Протека” или у других конкурентов. Мне важно, как будут развиваться абсолютные показатели СИА, это в первую очередь касается прибыльности».

С ней как раз есть проблемы. Сейчас чистая прибыль СИА составляет около 4,5%, тогда как годом ранее была 5,5–6%, а два года назад – 7%. Как отмечают в «Фармэксперте», на фоне роста сетевых аптек и усиливающегося влияния государства на фармрынок дистрибуторы постепенно превращаются в логистических операторов. А у таких компаний очень большим может быть оборот, но не прибыль.

Неудивительно, что СИА еще в прошлом году начала диверсифицировать бизнес. Сам Рудинский, правда, называет нововведения в своей компании не диверсификацией, а экспериментами, которые он предпочитает проводить осторожно, зачастую копируя шаги конкурентов.

ДОСЬЕ
Компания «СИА Интернейшнл» появилась на фармрынке в 1993 году как совместное предприятие с венгерскими партнерами по дистрибуции лекарств. В 1995 году глава компании Игорь Рудинский выкупил у венгров их долю и с тех пор самостоятельно развивает бизнес, являясь единственным владельцем «СИА Интернейшнл». Сегодня его компания – один из крупнейших в России фармдистрибуторов, оборот которого в прошлом году, по собственным данным, составил $1,5 млрд, что на 43,5% превышает показатель 2004 года (прогноз на этот год – $2 млрд). Компания поставляет продукцию 350 отечественных и 150 зарубежных производителей в 20 тыс. аптек и лечебных учреждений. «СИА Интернейшнл» также владеет четырьмя производственными активами, 50% акций Нота-банка и складским комплексом площадью 54,6 тыс. кв. м. Компания работает по программе ДЛО, поставляя лекарства в Южный и Уральский федеральные округа, а также в Саратовскую область.



Один, совсем один
Залы ожидания есть не только на вокзалах и в аэропортах. Есть такой зал и в компании «СИА Интернейшнл». Там ожидают люди, которым нужно попасть на прием к кому-нибудь из сотрудников компании. Вот, например, представители «Аптека-холдинга» провели там почти час.

– Почему у вас тут очередь, как в поликлинике? – спрашиваю я.

– А как же по-другому? – удивляется руководитель пресс-службы СИА Дмитрий Фролов.

Наверное, компания с оборотом $1,5 млрд может себе позволить не задаваться вопросом, как бывает по-другому. А сам Игорь Рудинский, например, может прервать разговор, уйти на другую встречу, вернуться через час и разговор продолжить. Может и засидеться в офисе до пяти утра.

В конце концов, подстраиваться ему не под кого: Рудинский до сих пор является единоличным владельцем СИА.

– Я не планирую продавать компанию, не планирую IPO,– утверждает Рудинский.– Не могу сказать, что таких мыслей нет, просто пока они не стали навязчивой идеей. А средства на развитие можно привлечь другим способом: в частности, сейчас мы рассматриваем вопрос об облигационном займе. Конечно, рано или поздно мы придем к публичности, но это – задача на ближайшие два года. Да, потенциальные инвесторы иногда ко мне обращаются, но пока ничего привлекательного не предложили.

Между тем на привлекательное предложение владелец СИА вполне может рассчитывать: оборот его компании, как прогнозируется, в этом году достигнет $2 млрд. За десять лет существования компания обросла 39 дочерними предприятиями и 46 представительствами в регионах, автоматизированным складским комплексом, который считается одним из самых передовых в отрасли, и многочисленными клиентами – более 20 тыс. аптек и лечебных учреждений. Кроме того, Рудинский владеет половиной небольшого Нота-банка. А в прошлом году компания купила несколько производственных площадок в разных регионах – заводы «Синтез», «Биохимик», «Скопинфарм», Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод и «Биосинтез». Последний вскоре был перепродан компании «Биотэк», так как, по словам Рудинского, ассортимент его продукции дублировал ассортимент других предприятий.

Вначале планировалось создать производство с нуля. Закладка первого камня должна была состояться в 2004-м, а запуск – в конце прошлого года. Однако стратегия была пересмотрена. «Пока строишь – вкладываешь деньги, при этом ничего не работает. Переделывать готовое производство труднее, чем создавать новое, но, с другой стороны, уже есть база, которая работает и что-то производит,– говорит Рудинский.– Еще один плюс покупки – все наши заводы выпускают около 250 препаратов. На их регистрацию ушли бы время и деньги, а так уже все есть». Во сколько обошлись СИА заводы, Рудинский не сообщает, говоря только, что «в покупку всех производств была вложена сумма, сравнимая со строительством» (объем инвестиций в создание нового предприятия должен был составить $35 млн.– СФ).

НОУ-ХАУ
Компания «СИА Интернейшнл»:
– сумела воспользоваться ситуацией на рынке и занять первое место в секторе коммерческих продаж лекарственных средств;
– начала расширять бизнес, инвестируя в производственные активы;
– делает ставку на сотрудничество с западными компаниями по выпуску оригинальных фармпрепаратов;
– в отличие от других игроков не торопится идти в розницу, считая бурный рост аптечного рынка краткосрочным трендом.



В одном кармане
В отличие от СИА, «Протек» полтора года назад открыл новое производство – «Сотекс». Как утверждает Вадим Музяев, создать новое предприятие с экономической точки зрения выгоднее, чем модернизировать старое. «К тому же значительная часть фармацевтических заводов строилась еще во времена СССР, работает на устаревшем оборудовании и не соответствует стандартам GMP»,– объясняет Музяев. А для «Протека» это важно, поскольку «Сотекс» изначально был ориентирован на производство препаратов по лицензии западных компаний.

Музяев не скрывает, что для его компании наличие производства и розничной сети («Протеку» принадлежит сеть аптек «Ригла») – это диверсификация бизнеса в условиях неуклонного снижения рентабельности у дистрибуторов. Рудинский же, напротив, всячески подчеркивает, что производство – это не диверсификация, а другой бизнес. «У нас в прайс-листе более 10 тыс. наименований препаратов. Понятно, что продажи еще 250, которые выпускаются нашими предприятиями, сильно на показателях не скажутся»,– полагает он.

Владелец «СИА Интернейшнл» Игорь Рудинский умеет обращать проблемы конкурентов себе во благо
Оборот производственного бизнеса СИА с дистрибуторским смешно даже сравнивать – $100–110 млн. Впрочем, у «Протека» ситуация такая же: в прошлом году оборот «Сотекса» составил всего $40 млн, тогда как объем продаж «Протека» как дистрибутора – $1,8 млрд.

Генеральный директор «Нижфарма» Андрей Младенцев сомневается в синергетическом эффекте от объединения производственного и дистрибуторского бизнесов. «У них разные бизнес-модели. Чтобы производитель был успешным, он должен выпускать не более 100 препаратов, потому что каждый из них – это специальный объект внимания в том, что касается качества производства, продвижения, потребительских свойств. А чтобы дистрибутор был успешным, он должен сосредоточиться не на препаратах, а на системе логистики – эффективном „перемещении коробочек”»,– считает он.

Тем не менее и СИА, и «Протек» делают ставку на развитие производственных активов. Что неудивительно. По мнению Давида Мелик-Гусейнова, начало программы ДЛО сыграло ключевую роль в том, что дистрибуторы решили приобретать производства. «Препараты, которые, например, выпускаются на заводах СИА, в основном реализуются по ДЛО,– говорит Мелик-Гусейнов.– Все начали обзаводиться производствами, потому что ведь лучше, когда деньги лежат в одном кармане». На ДЛО у СИА приходится 10–12% оборота (компания обеспечивает более 20% всех поставок по этой программе).

Весной этого года СИА заявила, что начинает сотрудничество с западной компанией: с конца 2007-го она будет выпускать на рязанском заводе «Скопинфарм» противотуберкулезные препараты по технологии, предоставленной Eli Lilly. «Это возможность выпускать оригинальные препараты,– говорит Игорь Рудинский.– По большому счету, это эксперимент по переносу производства западных препаратов в Россию. Мы сейчас ведем переговоры еще более чем с десятью производителями».

Правда, здесь СИА опять-таки не первопроходец. Подобный эксперимент «Протек» начал в августе 2006 года, организовав совместное производство препарата актовегин с компанией «Никомед». И, как говорит Вадим Музяев, почти уже завершены переговоры еще с двумя европейскими компаниями.

РЫНОК
Согласно данным ЦМИ «Фармэксперт», объем российского фармрынка в прошлом году составил $8,4 млрд в розничных ценах, прогноз на этот год – $10–11,5 млрд. Причем в последние годы рынок растет в основном за счет поставок по программе ДЛО. Так, в первой половине 2005 года из $3,75 млрд на розницу пришлось $2,6 млрд, на госпитальный сектор (лечебные учреждения) – $0,65, на ДЛО – $0,5 млрд. За этот же период 2006 года поставки по ДЛО увеличились до $1,4 млрд, тогда как госпитальный и розничный сегменты показали не столь значительный рост – до $0,75 млрд и $3 млрд соответственно. Однако компании, участвующие в программе ДЛО, испытывают постоянные трудности из-за задержек государственных платежей. В этом году на ДЛО было выделено 29 млрд руб., которые закончились еще в июле. Предполагаемый бюджет на 2007 год – 40 млрд руб., однако из этих средств предполагается погасить задолженность за 2006 год, так что эксперты вновь прогнозируют проблемы с платежами.
Тройка лидеров среди фармдистрибуторов выглядит так: «Протек», «СИА Интернейшнл» и «Роста»; среди аптечных сетей – «Аптеки 36,6», «Ригла» и «Фармакор»; среди производителей – Sanofi Aventis, Novartis и Berlin-Chemie. Западные фармкомпании безоговорочно лидируют – 78% всех лекарств, продающихся на российском рынке,– импортные.



Только спокойствие
В чем Игорь Рудинский не хочет быть похожим на конкурентов, так это в розничной стратегии. Сейчас, пожалуй, только ленивый фармдистрибутор не открывает собственную аптечную сеть. У «Протека» это «Ригла», у «Росты» – «Радуга», у «Морона» – «Старый лекарь», собирается развивать свою сеть «Моя любимая аптека» компания «Аптека-холдинг», задумались о создании сети в «Катрене». Дистрибуторов привлекает столь быстро растущий сегмент. По данным ГК «Ремедиум», в первом полугодии 2006 года объем аптечного рынка в России составил $2,27 млрд, что на 20% больше по сравнению с тем же периодом 2005-го. А вскоре, как недавно говорил в интервью СФ Вадим Музяев, «инициатива по формированию рынка перейдет к сетям – аптечные сети будут законодателями мод».

У Рудинского аптек нет. Но ленивым фармдистрибутором он себя не считает. Просто он убежден, что бурный рост сегмента – краткосрочная тенденция. «Рынок аптек уже сейчас перенасыщен. И доходность аптечного бизнеса не настолько велика, как об этом говорится, там очень большие вложения, длинная окупаемость,– поясняет он свою позицию.– Кроме того, внутреннее противоречие между дистрибутором и ритейлером, если они принадлежат одному и тому же владельцу, намного сильнее, чем между дистрибутором и производством. Открыть 100 своих аптек и отдать им преимущество по поставкам означает ущемлять интересы других».

Впрочем, некоторый опыт создания сети у главы СИА все же есть. В свое время Рудинский был инициатором ассоциации фармацевтических предприятий «Фармир», которая была устроена так: СИА отдавала входящим в нее аптекам товар на условиях реализации. Но все эти аптеки являются отдельными юрлицами, и, как говорит Рудинский, на «Фармире» компания отрабатывала логистические технологии и взаимоотношения с аптеками. Это был экспериментальный полигон. Поработав так, в СИА поняли, что своя сеть им не нужна.

Возможно, владелец СИА лукавит, говоря об отсутствии у него любого интереса к рознице. По сведениям Давида Мелик-Гусейнова, СИА даже вела переговоры о покупке саратовской ГК «Эфедра», в которую входят несколько аптечных сетей. Но если своей розницы у СИА все-таки не появится, может, это даже и к лучшему.

Дело в том, что со следующего года ужесточаются условия работы по программе ДЛО, за счет которой дистрибуторы сумели существенно упрочить свои позиции (у третьего игрока на рынке, компании «Роста», на поставки по ДЛО приходится 45% оборота, у четвертого – «Биотэка» – вообще 65%). Если сейчас отсрочка платежей государства производителям и дистрибуторам за поставку лекарств составляет 180 дней, то в 2007-м Федеральный фонд обязательного медицинского страхования собирается внедрить практику экспертизы выписанных рецептов. А это, по словам Давида Мелик-Гусейнова, может увеличить отсрочку до года. «Так что скорее всего некоторые производители и дистрибуторы выйдут из программы,– считает Мелик-Гусейнов.– Сложнее всего придется многопрофильным холдингам, в которые входят и дистрибуция, и производство, и аптеки. Тяжело кредитовать столько всего одновременно».

В любом случае распыление финансовых ресурсов на разные направления, которым сейчас занимаются большинство дистрибуторов, сказывается на прибыльности не лучшим образом. Между тем средства компаниям сейчас нужны как никогда: борьба на рынке обостряется. В начале этого года крупный британский дистрибутор Alliance Boots купил «Аптека-холдинг». Недавно «Роста» открыла в Подольске складской комплекс, который должен помочь ей усилить позиции в Центральном регионе. А компания «Катрен» заявила о привлечении синдицированного кредита на 1 млрд руб. Планы у «Катрена» весьма амбициозные – создать аптечную сеть и стать третьим игроком на рынке.

Комментируя усиление конкуренции, Игорь Рудинский философски замечает: «Меня эта проблема волнует, но не тревожит». Наверное, повод для спокойствия у него есть: его компания по доле рынка хоть и проигрывает «Протеку», но незначительно. Зато к самой СИА никто из игроков, несмотря на все усилия, пока приблизиться так и не смог.




Елена Локтионова
26.10.2006  Секрет фирмы

26.10.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов