Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Программа на завтра

История одного необычного проекта

Давным-давно, читая в самолете глянцевый журнал, я подумал: а почему бы не сделать что-то похожее на радио? Ведь люди читают о том, какие часы надо носить и какие коллекции будут в моде в этом сезоне, и лишь потом видят адреса бутиков. Почему бы не взять это за основу и не попробовать реализовать силами радио?

Прежде чем рассказать о появившемся после этого перелета проекте, я бы хотел взглянуть на радио по-другому.

Это иногда полезно - смотреть по-другому и сравнивать несравнимые вещи: радио и телевидение, интернет и прессу. Порой в голову лезут какие-то совсем отчаянные проекты…

субъективный взгляд на радиоэфир
Говоря о рекламе на радио, мы обычно имеем в виду рекламный блок и все, что находится внутри этого блока.

Мы делаем все, чтобы наш ролик запомнился именно тем, кого мы хотим видеть нашими покупателями, поем им песни, читаем стихи и часто забываем о том, что радио - это не только рекламный блок или спонсорство прогноза погоды. Радио для обычного слушателя - это в первую очередь песни, новости, авторские программы и различные шоу. А что если попробовать выйти за рамки привычного рекламного блока?

В телеэфире и прессе мы нередко видим различные спонсорские сюжеты и давно уже привыкли к этому. Многие из них сделаны, на мой взгляд, весьма топорно, но я сейчас не о качестве, а о принципе. Различного рода телемагазины, бесплатные газеты объявлений и другие совершенно некреативные рекламные статьи «о пользе свечей счастья для приема внутрь» в качестве примера я не рассматриваю, мы говорим скорее о глянцевых изданиях. По крайней мере, про глянец мне обязательно надо сказать, чтобы коллеги с радиостанций не перестали приглашать меня на всякие свои калорийные мероприятия.

На радио тоже есть тематические программы о недвижимости, связи, туризме, еде и автомобилях. Как правило, это обзоры рынка, различные рецепты или впечатления от потребления того или иного товара. На ряде станций иногда можно услышать в прямом эфире какую-нибудь спонсорскую викторину той или иной степени остроумия…

Спонсорство таких программ помимо ролика и тэга ведущего (зачитывания спонсорского объявления в эфире) часто включает в себя рассказ о продукте. Такие проекты нередко ограничиваются эфиром одной станции.

Особой популярностью у спонсоров пользуются утренние шоу, новости, прогнозы погоды, информация о пробках на дороге плюс рейтинговые авторские программы. Такой подход к рекламе на радио весьма оправдан: «точечные» удары по целевой аудитории в ряде случаев бывают гораздо эффективнее «ковровых бомбежек» по 24 ролика в сутки. Программы часто интерактивны, и в отличие от прямой рекламы программами мы вовлекаем слушателя в эфир, а не отталкиваем.

По разным подсчетам только 40–70% радиоаудитории дослушивают рекламный блок до конца, большинство при этом слушают рекламные ролики невнимательно и часто воспринимают блок как единое целое, состоящее из одного длинного ролика.

Программы и особенно новости слушают 100% или чуть меньше. Если при этом спонсору дают возможность интегрироваться в эфир… Конечно, не все программы допускают такое вмешательство в контент. Политические или спортивные новости редко могут содержать в себе какой-либо спонсорский сюжет (если, конечно, не мерить политику рекламным аршином), поэтому оставим их за кадром.

Стоп! А нужно ли спонсору интегрироваться в эфир?

Прежде чем какому-нибудь мясокомбинату начать спонсировать программу «Ребятам о зверятах»…

Думаю, пример понятен.

Итак, о чем должен подумать рекламодатель, прежде чем принять решение о спонсорстве программы?

Первое. Насколько продукт «форматен» программе?

Второе. Есть ли возможность рассказать о продукте в эфире, обыграть его в сюжете программы и достаточно ли нужной информации?

Третье. Радиопроект — не игрушка, а эфир — не проходной двор. Это вам скажет любой программный директор на любой станции. Программная сетка давно уже не верстается «от балды», и часто для того, чтобы поставить в эфир новый проект, нужно куда-то сдвигать остальные. Поэтому станции крайне редко и неохотно соглашаются ставить программы по принципу «на месяцок, а там посмотрим». Программа начинает эффективно работать только через 2–3 недели трансляций, да и то если ее как следует анонсируют.

Четвертое. В ряде направлений бизнеса есть сезонность, которую тоже нельзя не учитывать. К примеру, стоит ли говорить об отдыхе в Турции в декабре?

Пятое. Имеет ли смысл вести переговоры о создании своего проекта или адаптации под свой бренд какой-либо части эфира?

Наконец, шестое. Насколько у целевой аудитории есть фактическая, а не гипотетическая потребность в той информации, которую рекламодатель планирует донести?

проект
Перехожу к самой истории.

Долгое время наша студия сотрудничала с «ВымпелКомом», это было еще в доребрендинговые времена. Мы вели весь звук компании, делали всю радиорекламу «Би Лайна» (специально пишу по-старому), разрабатывали «звуковые» стратегии и т.д. В один прекрасный момент, когда нам за 30 секунд надо было срочно научить всю страну пользоваться только появившимися скретч-картами для оплаты связи, мы додумались до создания билайновского «радио в радио». Через некоторое время одновременно на нескольких весьма рейтинговых радиостанциях стартовал проект «Мобильные новости». Программы выходили два раза в неделю и были, по сути, информационными выпусками для абонентов, сделанными индивидуально для каждой станции. Проект полностью производился на нашей студии совместно с информационными отделами станций-участниц. Через некоторое время я посмотрел результаты исследований («ВымпелКом» уже тогда с маркетингом не ленился), после чего окончательно поверил в этот проект и убедил заказчика его расширить: через год после рождения «Мобильные новости» начали выходить уже на 5 станциях.

Теперь о результатах.

Для клиента это, во-первых, создание у слушателя иллюзии информационного поля: «когда на разных станциях говорят в новостях одно и то же, значит, это важно». При этом заказчик получил свое собственное максимально мобильное средство массовой информации в масштабах страны. Второй итог проекта для рекламодателя - увеличение информированности о бренде (именно информированности, а не узнаваемости, как при прямой рекламе). Третий пункт - информационное превосходство над конкурентами: как правило, вторая программа о мобильной связи в один эфир уже не ставится, это уже «перегруз» по мнению большинства программных директоров.

Что получил слушатель? Программу о телефонах и о том, что с ними модно/можно/нужно делать (все зависит от формата станции). В программе была не только информация о тарифах, но и различные технические новости и юмор.

Итоги проекта для студии и для меня лично. Во-первых, глубокое удовлетворение от сознания того, что мне удалось придумать что-то новое и эффективное. Подобные программы выходили и раньше, так что лавры первооткрывателя этого жанра принадлежат, увы, не мне. Но такие разрозненные сюжеты были неструктурированы, программы решали локальные, сиюминутные задачи, никакой выстроенной стратегии, как правило, не наблюдалось и ни о каком информационном поле речи не шло. Очень помог доступ к результатам исследований. К сожалению, я не могу привести их в качестве иллюстрации, поскольку эти данные были закрытыми, но поверьте, увидев их, я был приятно удивлен.

Во-вторых, еще одно направление деятельности. Сочтя такой опыт успешным, я начал разрабатывать новые радиопроекты уже для других компаний.

Значительно позже я где-то увидел журнал «Мобильные новости». И улыбнулся.

Кстати, ни в одних наших «Мобильных новостях» нами не было сказано ни одного дурного слова в адрес конкурентов. Когда проект «сменил оператора» и его начал спонсировать МТС, «Мобильные новости» всегда оставались предельно тактичными.

Вечные вопросы русской интеллигенции
Кто виноват?
Программы делают те, кому это выгодно.

Рекламодатель - когда нуждается в постоянном внимании покупателя, когда программа для него - инструмент информационной борьбы с конкурентами или форма имиджевой рекламы.

Станция - потому что является коммерческим предприятием, а подобные проекты - источник неплохого стабильного дохода, ведь одним из непременных условий эффективной работы проекта является его продолжительность. Доход этот дополнительный, поэтому особенно приятный. К тому же себестоимость проекта на станции может быть почти нулевой, если программа не производится силами самой станции.

С точки зрения агентства подобные проекты означают существенное увеличение годового оборота, общих бюджетов, инвестируемых на ту или иную станцию. Со всеми вытекающими из этого приятными последствиями.

Для продакшен-студии (или отдела, дабы не утомлять читателя, не буду делить продакшен на станционный и нестанционный, в данном случае справедливее считать продакшен одним из звеньев этой цепочки) такие программы - источник стабильного дохода для всей редакторской группы и студии плюс возможность самореализации. Никто ведь не говорил, что деньги могут приносить лишь «Мобильные новости».

Что делать?
Творить, выдумывать, пробовать!

Быстрее, выше, сильнее!

Если серьезно - то думать. Предлагать заказчику. Думать вместе с ним.

Реализация подобных проектов чрезвычайно сложна. Нужно одновременно учитывать интересы заказчика, переводить все это на разные языки различных целевых аудиторий, соблюдать при этом формат и те правила эфира, которые приняты на каждой из радиостанций. В отличие от рекламного ролика при согласовании пилота программы правом вето обладает еще и программный директор радиостанции, ведь именно он отвечает за радио как за продукт.

Etc…
Новости - не единственный успешный жанр. Есть еще радиосериалы, интерактивные программы, да много чего есть. Главное, чтобы работало, не нарушало законодательство и чтобы все были довольны.

Возможно, со временем именно такой коммерческий подход к радио вернет в эфир жанр «театра у микрофона». В давние советские времена, когда Гостелерадио было живее всех живых, отечественная школа радиотеатра считалась одной из лучших в мире. Да, возможно, контент был немного не тот, но реализация, режиссура и актерское мастерство были на высоте.

Я думаю, в радиоэфире со временем вполне могут зазвучать всенародно любимые актеры. Только проект нужен интересный.

И спонсор хороший.

Ведь бесплатно только птички поют…


Павел Егоров, Гендиректор студии по производству радиорекламы «Эго Про».
03.11.2006  Журнал "Индустрия рекламы"
03.11.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов