Программа на завтра
История одного необычного проекта
Давным-давно, читая в самолете глянцевый журнал, я подумал:
а почему бы не сделать что-то похожее на радио? Ведь люди читают о том, какие
часы надо носить и какие коллекции будут в моде в этом сезоне, и лишь потом
видят адреса бутиков. Почему бы не взять это за основу и не попробовать
реализовать силами радио?
Прежде
чем рассказать о появившемся после этого перелета проекте, я бы хотел взглянуть
на радио по-другому.
Это иногда полезно - смотреть по-другому и сравнивать
несравнимые вещи: радио и телевидение, интернет и прессу. Порой в голову лезут
какие-то совсем отчаянные проекты…
субъективный взгляд на радиоэфир
Говоря о рекламе на
радио, мы обычно имеем в виду рекламный блок и все, что находится внутри этого
блока.
Мы делаем все, чтобы наш ролик запомнился именно тем, кого мы
хотим видеть нашими покупателями, поем им песни, читаем стихи и часто забываем о
том, что радио - это не только рекламный блок или спонсорство прогноза погоды.
Радио для обычного слушателя - это в первую очередь песни, новости, авторские
программы и различные шоу. А что если попробовать выйти за рамки привычного
рекламного блока?
В телеэфире и прессе мы нередко видим различные спонсорские
сюжеты и давно уже привыкли к этому. Многие из них сделаны, на мой взгляд,
весьма топорно, но я сейчас не о качестве, а о принципе. Различного рода
телемагазины, бесплатные газеты объявлений и другие совершенно некреативные
рекламные статьи «о пользе свечей счастья для приема внутрь» в качестве примера
я не рассматриваю, мы говорим скорее о глянцевых изданиях. По крайней мере, про
глянец мне обязательно надо сказать, чтобы коллеги с радиостанций не перестали
приглашать меня на всякие свои калорийные мероприятия.
На радио тоже есть тематические программы о недвижимости,
связи, туризме, еде и автомобилях. Как правило, это обзоры рынка, различные
рецепты или впечатления от потребления того или иного товара. На ряде станций
иногда можно услышать в прямом эфире какую-нибудь спонсорскую викторину той или
иной степени остроумия…
Спонсорство таких программ помимо ролика и тэга ведущего
(зачитывания спонсорского объявления в эфире) часто включает в себя рассказ о
продукте. Такие проекты нередко ограничиваются эфиром одной станции.
Особой популярностью у спонсоров пользуются утренние шоу,
новости, прогнозы погоды, информация о пробках на дороге плюс рейтинговые
авторские программы. Такой подход к рекламе на радио весьма оправдан: «точечные»
удары по целевой аудитории в ряде случаев бывают гораздо эффективнее «ковровых
бомбежек» по 24 ролика в сутки. Программы часто интерактивны, и в отличие от
прямой рекламы программами мы вовлекаем слушателя в эфир, а не отталкиваем.
По разным подсчетам только 40–70% радиоаудитории дослушивают
рекламный блок до конца, большинство при этом слушают рекламные ролики
невнимательно и часто воспринимают блок как единое целое, состоящее из одного
длинного ролика.
Программы и особенно новости слушают 100% или чуть меньше. Если
при этом спонсору дают возможность интегрироваться в эфир… Конечно, не все
программы допускают такое вмешательство в контент. Политические или спортивные
новости редко могут содержать в себе какой-либо спонсорский сюжет (если,
конечно, не мерить политику рекламным аршином), поэтому оставим их за
кадром.
Стоп! А нужно ли спонсору интегрироваться в эфир?
Прежде чем какому-нибудь мясокомбинату начать спонсировать
программу «Ребятам о зверятах»…
Думаю, пример понятен.
Итак, о чем должен подумать рекламодатель, прежде чем принять
решение о спонсорстве программы?
Первое. Насколько продукт «форматен» программе?
Второе. Есть ли возможность рассказать о продукте в
эфире, обыграть его в сюжете программы и достаточно ли нужной информации?
Третье. Радиопроект — не игрушка, а эфир — не проходной
двор. Это вам скажет любой программный директор на любой станции. Программная
сетка давно уже не верстается «от балды», и часто для того, чтобы поставить в
эфир новый проект, нужно куда-то сдвигать остальные. Поэтому станции крайне
редко и неохотно соглашаются ставить программы по принципу «на месяцок, а там
посмотрим». Программа начинает эффективно работать только через 2–3 недели
трансляций, да и то если ее как следует анонсируют.
Четвертое. В ряде направлений бизнеса есть сезонность,
которую тоже нельзя не учитывать. К примеру, стоит ли говорить об отдыхе в
Турции в декабре?
Пятое. Имеет ли смысл вести переговоры о создании своего
проекта или адаптации под свой бренд какой-либо части эфира?
Наконец, шестое. Насколько у целевой аудитории есть
фактическая, а не гипотетическая потребность в той информации, которую
рекламодатель планирует донести?
проект
Перехожу к самой истории.
Долгое время наша студия сотрудничала с «ВымпелКомом», это было
еще в доребрендинговые времена. Мы вели весь звук компании, делали всю
радиорекламу «Би Лайна» (специально пишу по-старому), разрабатывали «звуковые»
стратегии и т.д. В один прекрасный момент, когда нам за 30 секунд надо было
срочно научить всю страну пользоваться только появившимися скретч-картами для
оплаты связи, мы додумались до создания билайновского «радио в радио». Через
некоторое время одновременно на нескольких весьма рейтинговых радиостанциях
стартовал проект «Мобильные новости». Программы выходили два раза в неделю и
были, по сути, информационными выпусками для абонентов, сделанными индивидуально
для каждой станции. Проект полностью производился на нашей студии совместно с
информационными отделами станций-участниц. Через некоторое время я посмотрел
результаты исследований («ВымпелКом» уже тогда с маркетингом не ленился), после
чего окончательно поверил в этот проект и убедил заказчика его расширить: через
год после рождения «Мобильные новости» начали выходить уже на 5 станциях.
Теперь о результатах.
Для клиента это, во-первых, создание у слушателя иллюзии
информационного поля: «когда на разных станциях говорят в новостях одно и то же,
значит, это важно». При этом заказчик получил свое собственное максимально
мобильное средство массовой информации в масштабах страны. Второй итог проекта
для рекламодателя - увеличение информированности о бренде (именно
информированности, а не узнаваемости, как при прямой рекламе). Третий пункт -
информационное превосходство над конкурентами: как правило, вторая программа о
мобильной связи в один эфир уже не ставится, это уже «перегруз» по мнению
большинства программных директоров.
Что получил слушатель? Программу о телефонах и о том,
что с ними модно/можно/нужно делать (все зависит от формата станции). В
программе была не только информация о тарифах, но и различные технические
новости и юмор.
Итоги проекта для студии и для меня лично. Во-первых,
глубокое удовлетворение от сознания
того, что мне удалось придумать что-то новое и эффективное. Подобные программы
выходили и раньше, так что лавры первооткрывателя этого жанра принадлежат, увы,
не мне. Но такие разрозненные сюжеты были неструктурированы, программы решали
локальные, сиюминутные задачи, никакой выстроенной стратегии, как правило, не
наблюдалось и ни о каком информационном поле речи не шло. Очень помог доступ к
результатам исследований. К сожалению, я не могу привести их в качестве
иллюстрации, поскольку эти данные были закрытыми, но поверьте, увидев их, я был
приятно удивлен.
Во-вторых, еще одно направление деятельности. Сочтя такой опыт
успешным, я начал разрабатывать новые радиопроекты уже для других компаний.
Значительно позже я где-то увидел журнал «Мобильные новости». И
улыбнулся.
Кстати, ни в одних наших «Мобильных новостях» нами не было
сказано ни одного дурного слова в адрес конкурентов. Когда проект «сменил
оператора» и его начал спонсировать МТС, «Мобильные новости» всегда оставались
предельно тактичными.
Вечные вопросы русской интеллигенции
Кто
виноват?
Программы делают те, кому это выгодно.
Рекламодатель - когда нуждается в постоянном внимании
покупателя, когда программа для него - инструмент информационной борьбы с
конкурентами или форма имиджевой рекламы.
Станция - потому что является коммерческим предприятием, а
подобные проекты - источник неплохого стабильного дохода, ведь
одним из непременных условий эффективной работы проекта является его
продолжительность. Доход этот дополнительный, поэтому особенно приятный. К тому
же себестоимость проекта на станции может быть почти нулевой, если программа не
производится силами самой станции.
С точки зрения агентства подобные проекты означают существенное
увеличение годового оборота, общих бюджетов, инвестируемых на ту или иную
станцию. Со всеми вытекающими из этого приятными последствиями.
Для продакшен-студии (или отдела, дабы не утомлять читателя, не
буду делить продакшен на станционный и нестанционный, в данном случае
справедливее считать продакшен одним из звеньев этой цепочки) такие программы -
источник стабильного дохода для всей редакторской группы и студии плюс
возможность самореализации. Никто ведь не говорил, что деньги могут приносить
лишь «Мобильные новости».
Что делать?
Творить, выдумывать, пробовать!
Быстрее, выше, сильнее!
Если серьезно - то думать. Предлагать заказчику. Думать вместе
с ним.
Реализация подобных проектов чрезвычайно сложна. Нужно
одновременно учитывать интересы заказчика, переводить все это на разные языки
различных целевых аудиторий, соблюдать при этом формат и те правила эфира,
которые приняты на каждой из радиостанций. В отличие от рекламного ролика при
согласовании пилота программы правом вето обладает еще и программный директор
радиостанции, ведь именно он отвечает за радио как за продукт.
Etc…
Новости - не единственный успешный жанр. Есть
еще радиосериалы, интерактивные программы, да много чего есть. Главное, чтобы
работало, не нарушало законодательство и чтобы все были довольны.
Возможно, со временем именно такой коммерческий подход к радио
вернет в эфир жанр «театра у микрофона». В давние советские времена, когда
Гостелерадио было живее всех живых, отечественная школа радиотеатра считалась
одной из лучших в мире. Да, возможно, контент был немного не тот, но реализация,
режиссура и актерское мастерство были на высоте.
Я думаю, в радиоэфире со временем вполне могут зазвучать
всенародно любимые актеры. Только проект нужен интересный.
И спонсор хороший.
Ведь бесплатно только птички поют…
Павел Егоров, Гендиректор студии по производству радиорекламы «Эго Про».
03.11.2006
Журнал "Индустрия рекламы"