Остаться в живых
Остались ли у небольших российских производителей табака шансы на выживание? Глава фабрики «Нево табак» Олег Амиранов собирается в ближайшие два-три года это проверить.
В центре Петербурга, на месте планирующей переезд фабрики «Нево
табак», которая еще недавно принадлежала группе «Музей», будет
музей. Генеральный директор и основной владелец «Нево табака» Олег
Амиранов считает, что фабрика, существующая с 1876 года, этого
достойна.
Складывается ощущение, что на фабрике нет ни единого человека,
который бы не знал, что она основана в конце XIX века купцом
Шапошниковым, что там, где сейчас приемная и кабинет Амиранова,
раньше были приемная и кабинет жены Шапошникова, и что в кабинете
мебель все та же, что и сто лет назад (тому есть документальное
свидетельство – фотографии начала прошлого века).
Раритетов хватает – начиная от старинного оборудования и
заканчивая фотоальбомами, сохранившимися после визитов на
предприятие всевозможных советских и российских руководителей
(например, Путина в бытность его еще главой одного из комитетов
городской администрации). Да и сама фабрика – вполне себе раритет,
больше похожий на лабиринт бесконечных коридоров и лестниц, чем на
производственное помещение.
«Фабрика была модернизирована в 2001 году, но нам просто
необходимо сконцентрировать производство на одной площадке,–
говорит Олег Амиранов.– Сейчас цеха находятся в разных корпусах, на
разных этажах, и приходится подавать табак по пневматическим линиям
длиной 100–150 метров – это приводит к потере сырья и появлению
табачной пыли. Надо, чтобы линии были не больше 30–40 метров. Кроме
того, две площадки в центре города не позволяют ни расширять
производство, ни работать ночью в третью смену – находящимся рядом
жилым домам мешает шум».
Новые мощности сейчас тем более актуальны, что компания,
выпускавшая только дешевые сигареты и папиросы, впервые начинает
работать в премиум-сегменте. Впрочем, глава «Нево табака» и без
выхода в премиум уже сумел добиться того, что фабрика впервые за
последние годы показала хоть и небольшой, но все же рост (на 12% за
девять месяцев 2006 года по сравнению с тем же периодом 2005 года,
до 5,5 млрд сигарет).
Впрочем, это все равно капля в море по сравнению с мировыми
компаниями, которых на российском рынке становится все больше,
тогда как независимых табачных производителей все меньше. После
покупки в прошлом году фабрики «Балканская звезда» компанией
Altadis из крупных «наших» остались только «Донской табак», «Нево
табак», Балтийская табачная фабрика и Погарская сигаретно-сигарная
фабрика. Причем две последние компании умудрялись даже наращивать
производство. Начал постепенно выбираться из кризиса и
«Донтабак».
Кусок пирога, который делят «наши»,– чуть более 10% рынка,
остальное контролируют транснациональные компании (см. график). Но
в деньгах это не так уж и мало – $1 млрд (в 2005 году объем
табачного рынка достиг $10 млрд). Что нужно сделать «Нево табаку»,
чтобы не выбыть из числа тех, кто делит этот кусок? У Олега
Амиранова уже есть несколько решений – в табачном бизнесе он не
новичок. Совладелец подмосковного предприятия «Гросстемс»,
выпускающего взорванную жилку (компонент, который добавляется в
сигареты для снижения содержания смолы и никотина) для
«Лиггетт-Дуката», «Балканской звезды» и «Нево табака», в 2005 году
купил у группы «Музей» своего клиента, чтобы попробовать его
возродить.
«Прийти руководить фабрикой, производство которой падало
ежегодно на 20–25%, для меня было большим риском,– признает
Амиранов.– Никто не верил, что ее можно поднять. Но я считаю, что у
нее огромный потенциал».
ДОСЬЕ Олег Амиранов родился в 1964 году во Владикавказе. В 1986
году окончил Северокавказский горно-металлургический институт по
специальности «инженер-металлург»; по распределению попал на
Ясногорский машиностроительный завод, где работал начальником
чугунно-литейного цеха. В 1993 году стал заниматься поставками
сырья на табачные фабрики. В 2001-м создал с немецкими партнерами
(их имен он не сообщает) в Переславле-Залесском компанию
«Гросстемс», занимающуюся производством табачной жилки. |
|
Олегу Амиранову ничего не остается, кроме как ввязаться в борьбу с лидерами рынка и надеяться на лучшее |
Энергичный директор
У главы «Нево табака» энергия бьет
через край. Сотрудники фабрики признают, что с его появлением после
долгого застоя наконец начало что-то происходить.
«Так, значит, что я сделал за год,– рассказывает Амиранов,
размашисто размечая брэнд-лист с изображением сигаретных пачек.–
Вот это убрали, это – рестайлинг, это – новое». Из нового – марка
Kronwerk, «Прима» с фильтром, сигареты «Жириновский», выпущенные по
договоренности с Владимиром Жириновским в апреле этого года.
Из хорошо забытого старого – «Беломорканал», производство которого
на «Нево табаке» было прекращено пять лет назад.
«Почему, к примеру, „Жириновский”? Сигареты для меня – это что?
Брэнд. А Жириновский – это что? Брэнд»,– объясняет свою
ассортиментную политику Амиранов.
А недавно было создано СП с American Cigarette Tobacco Company
(ACTC), которое уже выпустило на рынок первую премиальную марку
Arctic. «Сигареты без фильтра занимают на рынке 7%, нижнеценовой
сегмент (до 8 руб. за пачку) – это 32%. Всего 39%. То есть на
большей половине рынка мы никогда не присутствовали. Сотрудничество
с американцами наконец дает нам такую возможность»,– говорит
Амиранов.
Отказываться от дешевых сигарет на фабрике не будут, несмотря на
то, что их доля на рынке неуклонно снижается (см. график). Да и
сделать это быстро при всем желании не получилось бы – 50% объемов
производства «Нево табака» – сигареты без фильтра. «Сегмент падает
на 20% в год, но у нас в объеме он вырос на 13,2% за счет
успешности марки „СССР”, которую мы запустили в прошлом году,–
утверждает Олег Амиранов.– Но мы все равно не видим перспектив в
развитии этого сегмента. Что касается недорогих сигарет с фильтром,
то их мы планируем развивать и дальше. Я не собираюсь терять тот
миллион российских граждан, которые курят сигареты „Нево табака”
(по оценкам „Бизнес Аналитики”, питерская фабрика занимает 1,3%
рынка.–СФ)».
Сознательно терять потребителей было бы действительно странно –
несмотря на сокращение низкоценового сегмента, работать в нем
продолжают все табачники. На фабрике «Лиггетт-Дукат» (принадлежит
компании Gallaher) объясняют это тем, что сегмент все равно
полностью не исчезнет никогда. «У нас много марок стоимостью до 8
руб. Это „Тройка”, St. George, Ronson и „Прима”,– говорит Елена
Мамонтова, управляющий по корпоративным отношениям
„Лиггетт-Дуката”.– Исторически мы занимаем здесь сильные позиции.
Но при этом делаем ставку на марки стоимостью от 10 руб. и выше,
поскольку стремимся обеспечить свое присутствие в растущих
сегментах».
С Мамонтовой соглашаются в компании «БАТ Россия». «До сих пор
доля рынка недорогих сигарет остается очень существенной. По данным
ACNielsen, в сентябре она составила 40,19%. Мы не можем не уделять
им внимание,– говорит советник управляющего директора компании
Владимир Аксенов.– Поэтому в апреле этого года мы запустили
марку Viceroy, которая уже заняла 1% в нижнеценовом сегменте».
ДОСЬЕ Фабрика «Нево табак» была создана в 1876 году в Петербурге
Товариществом купца Шапошникова. ЗАО «Нево табак» появилось в 1992
году, акции компании принадлежали трудовому коллективу. В 1993 году
фабрика создала СП с Rothmans и даже построила производство
«Ротманс-Нево», но позднее вышла из партнерства. Впоследствии было
СП со шведской Svenska Tobaks AB, но и оно вскоре было закрыто. В
2003 году основным владельцем фабрики стала группа «Музей», которая
в 2005 году продала 75% своих акций совладельцу
компании-производителя табачного сырья «Гросстемс» Олегу Амиранову.
Докупив акции у сотрудников предприятия, Амиранов довел свой пакет
до 97%, 40% из которых продал в августе этого года фонду UFG
Private Equity Fund.
На фабрике выпускается 31 марка табачной продукции («Ленинград»,
«Тройка», «Друг», «Арктика», «Прима», «СССР», «Беломорканал» и
др.). Ожидается, что объем производства в этом году составит 7,5
млрд сигарет, оборот вырастет до $85 млн (в 2005-м – $65 млн) и
компания добьется безубыточности. В компании (включая торговый дом)
работает 800 человек. |
|
Под прикрытием
Затягивать с освоением «американской
возможности» Амиранов не собирается и готовится выпустить еще две
премиальные марки – одну в декабре (опытная партия уже готова),
другую – в следующем году.
«Нево табак» – не первый российский табачный производитель,
который пытается заручиться поддержкой иностранного партнера. В
2005 году ростовская фабрика «Донской табак» запустила в
среднеценовом сегменте сигареты Continent по лицензии британской
Innovation Tobacco Company, позже появились марки Kiss, Ibiza и
Armada. Правда, как считают на рынке, британский партнер – не более
чем фантом, придуманный владельцем фабрики депутатом Госдумы
Иваном Саввиди (сам Саввиди это отрицает). В свое время и
«Секрету фирмы» не удалось разыскать эту компанию (см. СФ
№36/2005).
Как бы то ни было, работа «под прикрытием» иностранцев дала свои
плоды – в этом году «Донтабак» прекратил снижать производство и
наращивать убытки. По данным компании, за девять месяцев 2006 года
объем производства вырос на 9% и составил 12 млрд сигарет. EBITDA
достигла 351 млн руб., так что, как утверждает Саввиди, в этом году
у фабрики однозначно будет прибыль. И, по его словам, не последнюю
роль в этом сыграли именно «пробританские» брэнды, которые в
отличие от других марок фабрики стабильно растут.
«Партнерство с иностранцами, имеющими больший опыт, оправданно,
поскольку снижает вероятность совершения ошибки при выходе на
незнакомый рынок. Видимо, в „Нево табаке” руководствовались именно
этим»,– считает Иван Саввиди. И это логично, учитывая, что
возглавляет ACTC Барри Сайтингс, 30 лет проработавший на
одну из крупнейших табачных компаний и создавший впоследствии
собственную компанию по консалтингу и разработке готовых продуктов
для табачников. «Мы сотрудничали с Барри по „Гросстемсу”, а потом
уже договорились о совместном производстве»,– рассказывает Олег
Амиранов.
«Нево табак» инвестирует в производство $10 млн, ACTC займется
продвижением марок, вложив $25 млн за три года. Это ненамного
меньше бюджетов лидеров рынка: по данным Ассоциации
коммуникационных агентств России, в 2005 году Philip Morris
потратил на рекламу $13,1 млн, BAT – $12,2 млн. Правда, недавно в
Госдуму был внесен законопроект о полном запрете рекламы табачных
изделий. Если он будет принят, останутся только места продаж, за
которые и так идет серьезная борьба. Амиранова это не пугает. Он
даже собирается войти со своим премиальным продуктом в сегмент
HoReCa, поделенный западными производителями. «Там все забито, но
мы будем пытаться»,– говорит глава фабрики.
Еще одна задача, без которой борьба невозможна,– построение
дистрибуции. Сейчас у «Нево табака» в разных регионах работают
восемь представительств, курирующих продажи, а дистрибутор
формально один – ТД «Нево табак». Но, как признает Амиранов, прямые
продажи, на которые перешло большинство крупных табачных
производителей, в объеме сбыта его фабрики занимают пока лишь
10–15%, так что отстройка системы еще предстоит.
Через два-три года Амиранов рассчитывает на 2% в
премиум-сегменте, который занимает более 13% всего рынка и
стабильно растет. Но Иван Саввиди сомневается, что у «Нево табака»
есть серьезные шансы. «Премиум поделен между транснационалами,
войти туда сложно. Если сегмент растет, это еще не значит, что
потребители обязательно будут покупать сигареты, у которых
„пророссийское” содержание,– считает Саввиди.– Ведь премиум – это
всегда статус и стиль. Кроме того, очень сложно войти в розницу, а
это главное». Правда, «Донтабак» тоже решил рискнуть и буквально на
днях запустил премиальную марку Richmond. Но, как признает Саввиди,
говорить о ее перспективах пока еще рано.
НОУ-ХАУ Компания «Нево табак»: – продала 40% акций фонду Бориса
Федорова и привлекла инвестиции на $100 млн;
– пересмотрела портфель марок;
– вышла в премиум-сегмент, создав СП с американской компанией
ATCT;
– собирается достроить в следующем году новое современное
производство. |
Не по-соседски
Что еще сумел сделать за год Амиранов?
Заинтересовать фонд Бориса Федорова UFG Private Equity Fund и
продать ему в августе 40% акций фабрики (это первая покупка фонда
на Северо-Западе). Фонд пообещал вложить $100 млн, в том числе и в
переезд фабрики.
На рынке считают, что, учитывая небольшую долю рынка фабрики,
фонд заинтересовался исключительно принадлежащей «Нево табаку»
недвижимостью (две площадки в центре Петербурга – 18 тыс. и 24 тыс.
кв. м), а саму фабрику перепродадут другому инвестору. Амиранов это
отрицает: «Мы договорились с Федоровым, что будем развивать в том
числе и табачный бизнес». Ему вторит директор департамента прямых
инвестиций фонда Андрей Мушкин: «Нас все интересовало – и
недвижимость, и фабрика. Наша задача – находить активы, которые
относительно недооценены, но у которых сильный менеджмент. В
Амиранова мы верим, у него есть знания, опыт, и он сумел за год
остановить падение производства».
После переезда на одной из фабричных площадок будет построен
жилой комплекс, судьба другой еще решается. Новое производство в
индустриальной зоне Шушары-Пулково площадью около 30 тыс. кв. м и
мощностью 11 млрд сигарет в год должно было обойтись компании
примерно в $50 млн. Переезжать собирались в начале 2007 года, но
возникла проблема – будущие соседи оказались не в восторге от
планов «Нево табака».
Сейчас в промзоне расположены заводы Coca-Cola, Gillette,
Wrigley и «Русского стандарта». Gillette опасается специфического
табачного запаха, и Coca-Cola в официальном письме к районным
властям (его копия есть у СФ) тоже утверждает, что
«размещение и эксплуатация табачной фабрики самым негативным
образом отразятся на качестве производимой компанией продукции…
Абсорбция сахаром и другими используемыми в производстве
материалами табачного запаха повлечет за собой невозможность
выпуска качественной продукции, что может привести в конечном итоге
к остановке производства».
«Мы получили положительное заключение по проекту в
Роспотребнадзоре (его копия также есть у СФ), прошли
согласования в пяти НИИ,– отвечает на претензии Амиранов.– Вот
каким образом, например, „Лиггетт-Дукат” существует в Москве рядом
с жилыми домами? У них приняты беспрецедентные меры по очистке
воздуха, стоят специальные биофильтры. Все то же самое будет и у
нас».
«В „Лиггетт-Дукат” периодически обращаются местные жители,
обеспокоенные присутствием табачного запаха в атмосферном воздухе,–
рассказывает Елена Мамонтова.– В 2003 году мы завершили техническое
перевооружение, в том числе установили дополнительное экологическое
оборудование. После этого количество обращений снизилось».
Амиранову пока не удалось найти общий язык с местными жителями,
которые выступают против фабрики. Да и в Coca-Cola продолжают гнуть
свою линию, утверждая, что в мире не существует еще технологии
стопроцентной очистки воздуха и устранения запаха. «Мы надеемся,
что администрация Санкт-Петербурга не оставит без внимания данную
ситуацию и примет активное участие в ее разрешении»,– заявили
СФ в Coca-Cola. В «Нево табаке» тоже рассчитывают на
содействие властей – ведь именно Смольный был инициатором вывода
крупных предприятий за пределы города.
|
РЫНОК Объем производства сигарет в прошлом году составил 440 млрд
штук, тогда как продано было 350 млрд штук. Несмотря на очевидное
перепроизводство, компании-лидеры продолжают наращивать мощности.
Так, JTI летом этого года заявила, что будет увеличивать в течение
трех-четырех лет объемы производства на 40% (с 70 млрд штук в год
до 100 млрд штук). А в 2005 году BAT объявила, что планирует стать
к 2010 году лидером с 25-процентной долей рынка, для чего
инвестирует $170 млн в увеличение мощностей трех фабрик до 120 млрд
сигарет в год. Philip Morris уже завершил инвестиционную программу
по увеличению производства стоимостью $240 млн. Компании
увеличивают сбыт, активно продвигая свою продукцию, вытесняя с
рынка мелких производителей и экспортируя в страны СНГ.
В отрасли работает около 80 предприятий. Лидерство безоговорочно
принадлежит западным компаниям. Российские предприятия сильно
отстают – в совокупности на них приходится около 10% табачного
рынка. |
Способный ученик
Но даже после запуска современного
производства продолжать битву за выживание будет очень непросто.
Глава «Нево табака» старается трезво смотреть на вещи: «Представим
самый худший вариант – все, мультинациональные компании победили,
не осталось места для небольшого российского производителя, у нас
падение продаж, мы закрываем табачное производство. В этом случае
мы подстрахованы своей недвижимостью».
Думай о худшем, надейся на лучшее – Амиранов отвел себе два-три
года на то, чтобы попытаться все-таки осуществить лучший сценарий.
Надеются на это и в UFG. «„Балканскую звезду” в свое время продали
почти за $200 млн. Тогда были, конечно, другие условия на рынке, и
нам вряд ли удастся довести стоимость „Нево табака” до такого
уровня, но мы будем к этому стремиться,– говорит Андрей Мушкин.– А
потом уже думать, что делать дальше. Возможно, появится
стратегический инвестор, которому фабрика будет интересна».
Рецепт выживания по Амиранову прост: «Надо смотреть, как
работают лидеры рынка, учиться у них и делать то же самое. Брать
лучшее, адаптировать и быстро внедрять. Мы сможем выстоять только
на скорости принятия решений». Тем более что с приходом нового
инвестора за внедрение есть чем платить.
Елена Локтионова
07.11.2006
Секрет фирмы