Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Дети — наше все

«Мы развивались быстрее, чем зарабатывали»

Когда-то целое поколение детей цитировало наизусть "Если вы решили твердо самолет угнать на Запад…" и учило математику, складывая котлеты и вычитая мух. Спустя пятнадцать лет совсем другие дети взахлеб читают "Гарри Поттера". Их объединяет одно: ни те, ни другие никогда не задумывались, благодаря кому их любимые книжки увидели свет.

Буклетных дел мастер

Родился Михаил Маркоткин в геологической экспедиции, которую правильно называть "геологическая партия". В Казахстане. Но места своего рождения он не помнит, потому что уже через полгода его родители вернулись в Москву. В детстве Михаил был обычным московским мальчишкой. Окончив школу, поступил в Московский полиграфический институт, по специальности технолог. Окончив его, отслужил в армии и поступил в аспирантуру. И тут же, в стенах родного института, Михаилу Маркоткину и представилась первая в жизни возможность заработать немного денег.

- Это был конец восьмидесятых, самое начало кооперативов и прочего частного предпринимательства. И по коридорам нашего института все время бродили люди, которые не знали, к кому обратиться за самой разной полиграфической продукцией: кому был нужен буклет, кому брошюра, кому просто календарики. А на них никто не обращал внимания или просто посылали. Я понаблюдал все это и подумал: а что это их все посылают, и я тоже? У людей есть деньги, но нет знаний, а у меня наоборот. Надо объединяться! Я начал делать для них макеты рекламных буклетов, помогал им разместиться в типографии. Все это делалось, естественно, на коленке, даже без образования юридического лица. И деньги выходили неплохие, но очень быстро я понял, что это тупик, который не приведет ни к какому развитию. Да и в науке полиграфической я разочаровался.

- Почему? - Потому что нет такой науки. Есть теория приложения западных разработок к нашим условиям, но не проще ли просто применять эти технологии, и не мучить никого теорией? В общем, разочаровался.

Дурилка картонная

На дворе, меж тем, стоял 1991 год. Ветер перемен дул изо всех щелей, и навеял Михаилу мысль открыть более цивилизованный бизнес. В смысле, зарегистрировать фирму и заниматься всем подряд. Но всем подряд не получалось, и потому Михаил решил вернуться к тому, что ближе, и попробовать книгоиздание.

- С книгами тогда в стране был серьезный дефицит, и поэтому первую книгу мы выпустили тиражом 500 тыс. экземпляров, который разлетелся за месяц. Это были сказки братьев Гримм.

- Почему вы решили выпустить сразу так много? - Потому что хотели заработать сразу много денег. И, в общем, заработали, хотя в процессе выяснилось, что немногие хотят работать в таком режиме, а некоторые хотят, но вовсе не с книжками. Поэтому нас осталось всего двое - я и Евгений Сосновский, с которым мы в итоге и открыли издательство "Росмэн".

- И все-таки расскажите подробнее про первый опыт: надо же было и бумагу найти, и производственные площади, и книгу потом разослать по магазинам, и все это в первый раз! - Конечно, это была авантюра. Взяли кредит, в типографиях разместиться с таким тиражом было практически невозможно, пришлось договариваться: все тогда решалось через знакомства и взаимные обязательства.

- Кто-то не верил в то, что можно столько книг продать? - Почему, верили. Потому что продать тогда можно было абсолютно все. Это было время, когда можно было просто воткнуть палку в землю, и на ней тут же появлялись не только листочки и цветочки, но и плоды. Другое дело, что и цены на рынке тогда росли бешеными темпами. Помню, например, 1994 год, когда цены на бумагу выросли сразу в десять раз. Представляете, в десять! Поэтому и работать надо было все время в экстренном темпе: не купил бумагу сегодня, через неделю цена вырастет на 20%. Соответственно, ты и тратишь на 20% больше.

- А не проще было вместо издательского дела просто покупать и перепродавать бумагу? - Может, и проще. Я знаю людей, которые сегодня владеют крупнейшими компаниями, а начинали именно с этого. Но это все-таки не издательский бизнес, а совсем другая история. Тогда была и бумажная биржа, и Российская торговая биржа, где мы как раз купили бумагу для первой книги. Когда ее привезли, оказалось, что она совершенно непригодна для тех типов машин, на которых мы собирались печатать тираж. Выяснилось это непосредственно в типографии. А было у нас этой бумаги тонн сто пятьдесят. Пришлось поменять тип печати, все гравюры поплыли, внутри было месиво, конечно, а не картинки. А картон вообще привезли фильтровальный вместо переплетного.

- Это какой? - Ну, картон, сквозь который фильтруют пиво, например. Он рвался прямо в руках. Пришлось занимать еще денег, покупать еще картон. Этот мы продали на бирже, честно выставив образцы, чтобы люди знали, что покупают. И его с радостью купили, причем в два раза дороже. А потом его, видимо, перепродали еще раза три, и в конце, когда приехал какой-то десятый покупатель его забирать, оказалось, что он, конечно, уже не представлял, что покупает. И тоже расстроился. Но было поздно.

Про курочку Рябу

Разобравшись с братьями Гримм, Михаил решил, что будет издавать только красивые цветные книжки для детей. Просто потому, что так ему хотелось и потому, что в книжных магазинах тогда не хватало красивых детских книг. Для разминки выпустили "Приключения Карандаша и Самоделкина", "Букваренок", а потом занялись проектами, которые сделали имя издательству "Росмэн": начали издавать Эдуарда Успенского и Григория Остера.

- Успенский уже тогда был известным, что называется, раскрученным автором. А вот как вы вышли на Остера? - Григория Остера тогда тоже знали. Все-таки автор "Зарядки для хвоста", "Сказки с подробностями"… Просто никто не знал про "Задачник" и "Вредные советы". И без ложной скромности могу сказать, что именно совместными усилиями мы сделали из этих книг хиты.

- Каким образом? - Это было непросто. Сначала мы выпустили "Задачник", но его никто не хотел покупать, потому что формат издания был для рынка новый и непонятный, рынок к нему был не готов. Тираж был 200 тыс. и никак не продавался. В первую очередь, потому что не хотели его брать дистрибуторы. Да и люди не воспринимали эту книжку как детскую. Но прошел месяц, люди поняли, что к чему, и стали покупать. А потом вышли "Вредные советы", и это был прорыв, настоящий хит и настоящий успех. А потом настало время энциклопедий.

- Почему энциклопедий? - Потому, что на тот момент существовали энциклопедии издательства "Детгиз", еще "Педагогика" и, собственно,- все. Поэтому мы начали закупать лицензии. И не прогадали: в 1994-1995 году пошла волна научно-популярной литературы для детей. Имы в этой волне заняли лидирующие позиции. А затем пришло время картона.

- Что это значит? - Это значит - книжки на картоне для самых маленьких. С ними тоже было забавно. В 1993-1994 году они практически не продавались. Потому что стоили не меньше, чем нормальные "взрослые" книжки или иллюстрированные книги для детей постарше. Чисто психологически народ предпочитал за те же деньги более "существенное" содержание, чем "Сказка про курочку Рябу". Зато к 1996 году они начали пользоваться повышенным спросом и до сих пор продаются очень хорошо.

Великолепный Гарри

- В какой момент вы перестали занимать деньги и перешли на самофинансирование? - Уже в 1994-м. То есть прибыльто мы сразу стали получать, просто ее всегда не хватало на все наши проекты, под которые приходилось все время искать дополнительные средства. Развивались мы быстрее, чем зарабатывали. Да и рынок развивался просто сумасшедшими темпами. Сейчас его показатели превысили показатели книжного рынка СССР. Тогда ведь издавалось очень много, а потом по известным причинам случился провал.

- Почему же купить книги в то время было невозможно? - Потому что государство занималось их распределением. Каждую книгу в обязательном порядке рассылали по стране, распределяли по библиотекам. Ведь тогда даже в небольшом селе был свой книжный магазин, а сейчас их нет во многих городах с населением в сто тысяч человек. А доставить книги куда-то в Сибирь сегодня крайне сложно и дорого. А для страны это опасно. Потому что сейчас на одного россиянина приходится три-четыре книги в год. Всего. Например, в Великобритании этот показатель равен примерно 20 книгам на человека. Россия попросту перестает читать, стремительно теряет такую привычку. А это, между прочим, и есть основа конкурентоспособности государства.

- Почему? - Потому что читающий человек - это думающий человек.

- Даже тот, кто читает только Бушкова и Донцову? - Да. Потому что чтение - это образное мышление. Ты сам создаешь в голове образы героев. А в кино тебе их дают. И думать уже не надо. Ровно поэтому классику вроде "Мастера и Маргариты" экранизировать хорошо невозможно. У каждого в голове свои образы, и расхождение с кинорядом неизменно будет раздражать. Кстати, книги о Гарри Поттере выходят без картинок. Это принципиальная позиция автора.

- Но поздно уже! Есть кино! - Поздно. Но ничего хорошего в этом нет. Есть такие проекты, которым кино не нужно. В том числе "Гарри Поттеру"- в смысле, книге,- экранизация была совершенно не нужна по большому счету. Он состоялся и без кино. Правда, надо признать - первую книгу мы продавали очень тяжело. Она вышла тиражом всего 30 тыс. экземпляров, которые мы продавали полгода. Тираж второй был 50 тыс. И только третья стала бестселлером, хотя вышла еще до фильма. И в том, что теперь он продается сотнями тысяч, есть и наша заслуга.

- Как вы раскручивали Гарри? - Реализовали много различных идей и технологий. Например, назначили единый день продаж, кстати, первыми на российском книжном рынке. Много говорили об этом дне, люди ждали его. Затем мы ввели единую цену на книгу по всей стране. Это тоже сыграло свою роль, хотя многие розничные сети были против. В итоге своего мы добились. И только много позже вышел фильм и поддержал книгу. А мы со своей стороны поддержали фильм.

Народное достояние

- Вы на рынке вне конкуренции? Или конкуренция все же существует? - Мы живем в режиме жесточайшей конкуренции, поскольку книг произведено столько, что только 30-40% из них попадает на прилавки магазинов.

- Ваших книг? - Конечно нет. Наши попадают практически все. Поскольку они объективно лучшие на рынке,- смеется Михаил.- Это на правах саморекламы. А в целом это самая главная проблема современного книжного рынка России - глобальный дефицит книжных магазинов. Крупные издательства еще доносят книги до прилавков, а вот небольшим сделать это непросто, поскольку товаропроводящая сеть в нашей стране развита очень слабо. Причины разные: нехватка инвестиций, рухнувшая советская система книгораспространения. Новые магазины не открываются, потому что издержки очень высоки. Та же аренда ничуть не меньше, чем аренда площадей, например, под игровые залы. Арендодателю ведь без разницы, кому сдавать помещение. И представьте себе, сколько на одной и той же площади можно заработать игровыми автоматами и продажей книг.

- Каков выход из ситуации? - Выход один: подниматьцены на книги.

- Но ведь их тогда покупать совсем перестанут? - Сегодня россиянин в состоянии заплатить за сеанс в кино по 200 руб., или, например за DVD? Так почему те же люди не будут покупать книги по такой же цене? Издержки на издание книги у нас в стране практически такие же, как на Западе. А розничная цена ощутимо ниже западной.

- Реально ли эту цену поднять? - А она постепенно поднимается. Думаю, скоро она будет сопоставима с западной.

- Сколько денег получает автор? - Обычно автор получает примерно 10% от продаж. Это общепринятая мировая практика. Бывают проекты с большей процентной ставкой, бывают чуть меньше.

- Ну ладно Роулинг или Остер. А как быть с Пушкиным? - Пушкин - это народное достояние. Издание таких книг является безгонорарным.

- Сколько времени нужно, чтобы стать народным достоянием? - Раньше было 25 лет, потом 50, сейчас 70 после смерти автора. В течение этих 70 лет гонорар получают наследники. Поэтому интеллектуальную собственность создавать выгодно. Если вы ее правильно зарегистрировали, то вам будут платить деньги. А потом вашим детям.

Серийное производство

- Говорят, издательствам сегодня невыгодно браться за несерийный проект, то есть издавать только одну книгу автора.

- Все зависит от автора. Классиков издавать всегда выгодно. А вот если это современный автор и проект, который требует продвижения, серьезных финансовых вложений, то издательство хочет гарантий, что, став популярным за счет издательства, автор не уйдет в другое. Поэтому издательство подписывает с автором договор на максимально долгосрочное сотрудничество, которое подразумевает и тот момент, что за первой книгой автор обязуется написать вторую и третью. Не так давно в жизни "Росмэна" случился новый поворот: известное детское издательство запустило совсем не детский проект, нашумевший не меньше, чем "Вредные советы" или "Гарри Поттер".

- Как вам в голову пришла мысль издать Робски? Вам стало тесно на рынке детской литературы? - Нет, что вы. На рынке детской литературы нам всегда найдется чем заняться, хотя мы периодически издаем и не детскую литературу: Юрия Полякова, букеровскую серию и т. д. Что касается Робски, мне просто принесли рукопись, которая давно уже лежала в другом издательстве, где ее не хотели публиковать. Я прочитал- мне понравилось. Дал почитать сотрудникам. Мало кто отнесся к роману положительно. Но на вопрос, дочитали ли они до конца, практически все ответили, что дочитали. И вот это уже для меня был показатель. Поэтому книгу издали и, как понимаете, не прогадали. Оксана - талантливый писатель. Убежден, как ни раскручивай плохую книгу, ничего не выйдет. И если продукт находит свой миллион читателей, значит, это хороший продукт. Но уходить из сегмента детской литературы мы не собираемся.

КСЕНИЯ ЕЛКИНА

Деловая газета "Бизнес"

17.11.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов