Выросли, пора умнеть
Почему "Дон-Строй" решил открыться инвесторам и
заняться коммерческой недвижимостью
Прошлый год стал для компании “Дон-Строй” рекордным по рекламным
расходам: они составили ни много ни мало $30 млн. И без того самый
известный в Москве девелопер таким образом боролся с преследовавшими его
слухами: мол, “Алые паруса” сползают в Москву-реку, элитные дома кое-как строят
гастарбайтеры, которым не платят зарплату, с привлечением финансовых ресурсов
проблемы…
В этом году рекламный бюджет — $16 млн. А оборот компании
увеличился на 35-40%, прикидывает Тимур Баткин, гендиректор компании “ДС Риэлти”
и третий человек в управленческой иерархии холдинга “Дон-Строй”. “Вы замечаете,
компания меняется, — говорит Баткин. — Мы становимся
умнее”.
40% доля элитного жилья в новых проектах “Дон-Строя”. Раньше было всего
20%
8% доля собственных средств “Дон-Строя” в его расходах на жилищное
строительство
ПОЛУОТКРЫТОСТЬ
Акционеры строительного гиганта, равные партнеры — бывший угольщик
Максим Блажко и бывший инвестбанкир (успевший даже поработать брокером в
Нью-Йорке, в Smith Barney Shearson) Дмитрий Зеленов — стараются сейчас
поменьше участвовать в оперативном управлении огромной империей, в которую
входит примерно 70 компаний. Они сделали ставку на наемных
менеджеров — 34-летнего Баткина, некогда работавшего директором по сбыту в
российском подразделении DaimlerChrysler и получавшего МВА в США и Германии, и
47-летнего Сергея Будылина, управлявшего реконструкцией аэропорта Домодедово, а
затем строительством гипермаркетов “Мосмарт”. Баткину и его “ДС Риэлти” вверено
самое дорогое, что есть у “Дон-Строя”, — жилищные проекты. Будылин
возглавляет новое направление, которое сейчас становится для холдинга
приоритетным, — его “ДС Девелопмент” занимается коммерческой недвижимостью.
Вот как раз ради развития этого бизнеса “Дон-Строй”, долгое время остававшийся
абсолютно непрозрачным, в октябре этого года наконец приоткрыл завесу тайны,
скрывавшую его структуру и финансовые показатели. “Если вы занимаетесь
коммерческой недвижимостью, нужно cash flow, — говорит Баткин. —
Бесконечно брать из одного кармана, то есть использовать доходы от продажи
жилья, невозможно”. Банки предлагали холдингу не слишком выгодные условия —
12-13% годовых. Кроме того, чтобы занять много, пришлось бы связываться с
залогом. Единственной альтернативой был рынок облигаций. И 30 октября
“Дон-Строй” разместил еврооблигации (loan participation notes) на $150 млн
под 10% годовых. Бумаги пользовались спросом. Инвесторы подали заявки на
$240 млн, компания сама решила, что ей пока довольно меньшей суммы. Рынок
поверил “Дон-Строю” на основании далеко не полных сведений. Меморандум,
подготовленный эмитентом вместе с организатором выпуска, Альфа-банком, не только
вызывает много вопросов, но и способен запутать внимательного читателя. Но
московская недвижимость — это так модно, что лишних вопросов не задавали.
Впрочем, если бы и задали, четких ответов не получили бы: даже собственники и
менеджеры компании не способны точно оценить ее бизнес, а консолидация холдинга
далеко не завершена.
“Непрозрачная организационно-правовая структура” и “отсутствие холдинговой
компании, на которой консолидируются активы и денежные потоки” указаны в самом
меморандуме в качестве минусов “Дон-Строя”. И действительно, перед облигационным
займом “Дон-Строй” сумел консолидировать отчетность лишь семи компаний,
выполняющих функции заказчиков-застройщиков. Не учтены показатели возглавляемой
Баткиным “ДС Риэлти”, которая продает почти все построенное холдингом жилье
(лишь 2% площадей реализуется через независимые риелторские агентства). Не
включены в общую отчетность показатели сети супермаркетов “Алые паруса”, в
которую сейчас входит шесть больших магазинов в Москве с общими продажами этого
года в $88 млн; фитнес-центров “Дон-спорт”; компаний, занимающихся
эксплуатацией жилья; немаленького производственного блока, выпускающего бетон и
металлоконструкции; ООО “Участок спецотделки”, ведущего ремонтные и отделочные
работы.
Блажко в недавнем интервью “Ведомостям” оценил свой холдинг в $3 млрд.
Откуда взялась эта оценка? “Посчитаны активы по семи компаниям — это
$1,5 млрд, — говорит Баткин. — Мы считаем, что, если умножить на
два, получится справедливая цифра”.
Впрочем, чтобы обеспечить нужный компании объем заимствований, хватило и
“посчитанного” бизнеса. За 2005 финансовый год, который закончился
31 марта 2006-го, “Дон-Строй” показал выручку в $578 млн — почти
вдвое больше, чем в предыдущем году, — и чистую прибыль в $102,8 млн,
в 1,85 раза больше, чем в 2004-м. Таких доходов более чем достаточно, чтобы
расплачиваться по облигациям, а для инвесторов в долговые инструменты это
главное. Так что их удовлетворило и весьма противоречивое описание будущего
бизнеса в сфере коммерческой недвижимости, в который будут вложены их
деньги.
КОММЕРЧЕСКАЯ ПУТАНИЦА
“Дон-Строй” заявляет, что к 2010 г. в его распоряжении будет
755 000 м2 торговых и офисных площадей: по
проектам уже идут работы. Это офисная башня в районе “Беговой”
(134 000 м2), торгово-офисный комплекс в
Оружейном переулке (150 000 м2),
торгово-развлекательный комплекс на “Щукинской”, несколько торговых центров в
жилых домах холдинга и прочее. Но “Дон-Строй” не готов сообщить, какая часть из
заявленных 755 000 м2 придется на офисы, а
какая — на торговые площади. Более того, он путает карты. Например,
сообщает, что в 2009 г. займет 14% рынка торговой недвижимости в
столице. По прогнозам консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, к тому моменту
в Москве будет 3,7 млн м2 современных
торгцентров. Выходит, что 518 000 м2 придется на долю “Дон-Строя” и магазины составят
68% портфеля коммерческой недвижимости, которым будет управлять компания.
Но в меморандуме говорится, что в 2009-2013 гг. 92% доходов от этого
портфеля будет составлять выручка от продажи и сдачи в аренду офисов и лишь
8% — от аренды площадей в торгцентрах. Здесь всякий, кто хотел что-либо
понять, будет принужден сдаться: ведь арендные ставки в торговых центрах втрое
выше, чем в офисных. Как пропустил такую невнятицу соавтор меморандума,
Альфа-банк?
“"Дон-Строй" будет делить коммерческую недвижимость на торговую и офисную в
соответствии с конкретным спросом, — объясняет Ольга Гороховская,
вице-президент банка по работе на долговом рынке. — Сейчас на этот счет
существуют только приблизительные планы”.
Приблизительность эта затрудняет оценку денежных потоков от нового бизнеса
“Дон-Строя”. Сам холдинг вместе с организатором облигационного займа решил
проявить в этой оценке не просто консерватизм, а ультраконсерватизм: получается,
исходя из данных меморандума, что средняя ставка аренды 1 м2 коммерческой недвижимости в 2010 г. должна
составить… $586. Хотя уже сейчас в офисах класса А средняя ставка аренды —
$790 за 1 м2 в год, а в качественных
торговых центрах — $2900.
“Для меморандума мы использовали пессимистичный сценарий, чтобы показать, что
даже при проседании рынка операционный денежный поток от аренды будет
достаточным для обслуживания долговых обязательств”, — говорит
Гороховская.
Впрочем, есть и другое объяснение. “В жилье они своего клиента знают, а
коммерческая недвижимость для них пока терра инкогнита”, — говорит ведущий
аналитик Группы компаний “Регион” Валерий Вайсберг. Отсюда и осторожность в
прогнозах, и противоречия в цифрах. В жилищной части бизнеса все гораздо
понятнее и более однозначно. И все же “Дон-Строй” усиленно отталкивается от
родного берега. Почему?
ПОКА ПРОЧНАЯ БАЗА
Перед размещением облигаций инвесторы беспокоились: а что, если московский
рынок недвижимости насытится? “Наш ответ был однозначен, — говорит
Баткин. — Именно поэтому мы строим в классах А и А+, используя лучшую
инженерию, планировки, площадки. Чтобы не конкурировать сразу со всеми
участниками рынка”. Это не просто гордыня: за ответом Баткина стоят опыт и
расчет.
В 2005 г. 1 м2 в “Триумф-Паласе”,
который компания относит к классу B+, подорожал на 29%, а в 2006 г. —
на 34%. Проекты класса А+: “Новая Остоженка”, “Дом на Покровском
бульваре” — показали более впечатляющую динамику: если в начале
2005 г. 1 м2 в них продавался за $6800, то
в сентябре нынешнего года — уже за $16 000: рост на 135% за неполные
два года.
По словам Екатерины Тейн, директора отдела элитной жилой недвижимости
компании Knight Frank, сейчас в Москве на продажу выставлено
200-250 элитных квартир, а ведь в прежние годы бывало и по 700. Если
недорогое жилье по нынешним ценам становится все труднее продавать, богатые
покупатели, наоборот, сметают все, что есть на рынке. Понятно, почему
“Дон-Строй” в ближайшем будущем собирается строить меньше жилья бизнес-класса и
больше — элитного.
В 2007 г. “Дон-Строй” начнет возводить девять новых домов, а это около
600 000 м2 жилья через три года. Из них
40% — “элитка”. Раньше эта доля составляла лишь 20%. Впрочем, так
рассуждает не только “Дон-Строй” — через пару лет на рынок выйдет несколько
новых элитных проектов и предложение вырастет до 5000-7000 квартир, говорит
Тейн. Выдержит ли “Дон-Строй” конкуренцию? Ведь для этого ему придется
доказывать, что качество у него действительно элитное.
С 2003 г. о компании распространилось и много негативной информации. В
тот год на стройках в “Алых парусах” и “Доме на Мосфильмовской” случились
пожары. В “Алых парусах” погибли как минимум 10 гастарбайтеров. Полтора
года назад московская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении одного из
подрядчиков “Дон-Строя” по статье “невыплата зарплаты”: фирму
“Механизация-сервис” обвиняли в том, что она задолжала 1500 рабочим
36 млн руб. Сами рабочие утверждали, что подрядчик — это бывшее
подразделение компании, которое стало самостоятельным, как только на забастовку
рабочих отреагировала прокуратура. Тогда конфликт уладили: “Дон-Строй” оказал
подрядчику финансовую поддержку. Фактически же погасил собственный долг перед
рабочими.
На вопрос, что у “Дон-Строя” сейчас с гастарбайтерами, Баткин отвечает
обтекаемо: “Сегодня этот процесс упорядочился. Многое изменилось в позитивную
сторону”. Но если руководствоваться данными меморандума, рабочая сила, которая
возводит дворцы для миллионеров, по-прежнему довольно дешева. “Дон-Строй”
сообщает, что на зарплаты приходится 10% себестоимости строительства. В
2005 финансовом году себестоимость составила $463 млн. По словам
Баткина, в отдельные моменты на стройках компании трудятся до
10 000 человек. Если считать, что в среднем в 2005 г. их было
9000, получится, что в месяц они зарабатывали по $429. По данным Росстата на
август этого года, средняя зарплата в строительной отрасли в России составляла
12 218 руб., или примерно $456.
Возможно, из-за дешевизны используемого “Дон-Строем” труда о качестве его
строек сложились настоящие городские легенды. Например, о том, что башня на
Воробьевых горах кренится, а 30-этажный дом в “Алых парусах” вроде бы построен
на плавучих грунтах и постепенно сползает в реку. “Недавно мы проводили плановые
работы по восстановлению гидроизоляционного покрытия, а группа жильцов была
уверена, что мы ремонтируем морозильные установки, которые, оказывается, морозят
грунты, чтобы они не плыли. Они попросили нас эти установки показать, —
вспоминает Баткин. — Причем люди прекрасно знали, что внизу под этим
пандусом у нас гараж. Когда мы их туда привели и там ничего не было, они
сказали: "Вы их убрали"”.
Под натиском негатива “Дон-Строй” задумался даже о смене бренда. “Сегодня эта
мысль абсолютно ушла, — говорит Баткин. — Родить новый такой бренд
было бы очень тяжело”. В компании просто поняли, что при нынешнем спросе на
жилую недвижимость на обвинения отвечать необязательно. И разбрасываться
рекламными деньгами, чтобы создать противовес слухам, тоже ни к чему.
“Было страшно тратить меньше — сила привычки, — признается
Баткин. — Теперь поняли, что рост объемов рекламы не ведет к параллельному
росту продаж”. В прошлом году, например, компания пробовала рекламировать свои
московские объекты в Тюмени, Екатеринбурге, Сургуте — в “Дон-Строе” знали,
что здесь живет много потенциальных покупателей: 50% квартир продается
приезжим. “И до рекламы в регионах было 50%, и после”, — говорит Баткин.
Билборды в городах азиатской части России сняли и повторять эксперимент не
будут.
Может быть, раз жилье от “Дон-Строя” так нравится богатым провинциалам, а в
Москве конкуренция обостряется, компании стоит заняться региональными проектами?
Нет, считает Баткин, — разве что в Сочи попробуют построить комплекс с
апартаментами и гостиницей. “Не хотим делать то, что не умеем, — объясняет
"главный по жилью". — Здесь у нас есть запас площадок, мы умеем их
эффективно использовать, рынок понятен и знает нас. А в регионах элитный рынок
ограничен, идти же в массовый сегмент мы не хотим — тогда и бренда нашего
не будет”.
Строительство жилья “Дон-Cтрой” на 8% финансирует за счет собственных
средств, на 18% — за счет займов, остальные деньги поступают от ранней
продажи квартир. Такая стратегия снижает рентабельность проектов до 15-20%, но и
позволяет “Дон-Cтрою” утверждать, что в ближайшем будущем он по-прежнему будет
генерировать солидные денежные потоки: ведь обвала на рынке жилья, особенно
элитного, не предсказывает никто из серьезных аналитиков. В 2007 г.
96% выручки “Дон-Cтроя”, по прогнозу компании, поступит от продажи квартир,
и две трети этих средств принесут проекты, реализуемые уже сейчас. Всего холдинг
надеется выручить от продажи жилья около $750 млн. Но рост поступлений от
этого бизнеса в последующие годы будет медленным: лишь к 2010 г.
“Дон-Cтрой” рассчитывает подобраться к рубежу $800 млн. Растущей
конкуренции в холдинге все же опасаются. “В стратегические планы "Дон-Строя"
входит постепенная переориентировка с жилой недвижимости на коммерческую, —
констатирует Гороховская из Альфа-банка. — Ведь объекты коммерческой
недвижимости остаются в собственности компании и генерируют прогнозируемый
денежный поток”.
Так что консервативные прогнозы выручки от аренды офисов и магазинов —
более важная часть планов “Дон-Строя”, чем уверенно звучащие предсказания,
касающиеся продажи квартир.
Лилия Лобанова
SmartMoney