Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

В поисках дела

Disney не будет строить "Диснейленд" и снимать мультфильмы в России. Но, возможно, снимет кино

Президент Walt Disney International Энди Берд любит анекдот про жен русских нуворишей. Одна хвастается подружкам, что купила в Париже сумочку Louis Vuitton за $5000. Те изумляются: “Зачем? Точно такую же сумочку можно купить за $10 000 в Москве”. Этот анекдот Берд даже рассказал на апрельской конференции для аналитиков, доказывая, что россияне привержены “брендированным товарам всех родов” и весьма платежеспособны. А значит, заключил Берд, в России Disney ждут грандиозные перспективы.










Появление месяцем раньше российского офиса Disney вызвало целую волну публикаций в отечественных СМИ. Писали, что Walt Disney Company намерена купить российскую анимационную студию, чтобы снимать здесь свои знаменитые мультфильмы. Другой популярный слух — под Москвой вот-вот построят “Диснейленд”. Увы, ни того ни другого в обозримом будущем не произойдет, огорошила гендиректор российского подразделения Walt Disney Company Марина Жигалова-Озкан.

Московский офис гигантской корпорации развлечений, оборот которой в 2006 финансовом году превысил $34 млрд, пока скромен. В штате всего 23 человека. Большинство из них заняты поиском подходящих проектов для инвестиций. Это оказалось неожиданно трудным делом.

В этом году наши студии выпустят около 120 фильмов. Детских и семейных среди них действительно крайне мало. “У отечественных сценаристов, к сожалению, не заточены мозги на такое кино, — говорит Рубен Дишдишян, гендиректор продюсерской и прокатной компании "Централ Партнершип", входящей в холдинг "Проф-Медиа". — У нас еще не было ни одного успешного семейного фильма”.

Западные студии, работающие с нашими кинематографистами, идут по накатанному пути. Sony Pictures снимает триллер “Путевой обходчик”. XX Century Fox готовится приступить к съемкам третьего “Дозора” про магов и вампиров. “Мы очень хотим снимать здесь большое кино. Но такие сюжеты вряд ли подойдут нам”, — качает головой Жигалова-Озкан.

Disney ведет переговоры с несколькими ведущими продюсерами о возможности создания фильма с подходящим сюжетом. В будущем коммерческом успехе Жигалова-Озкан не сомневается. По ее мнению, успех второй части “Пиратов Карибского моря” (“Сундук мертвеца” собрал в российском прокате $27,5 млн) доказывает, что наш зритель ждет семейного кино.

В Китае и Индии, где Disney открыла филиалы еще в 2005 г., работать куда проще. Первый фильм Disney на китайском языке и с китайскими персонажами — “Секрет волшебной тыквы” — близок к завершению. В Индии компания создала два детских телеканала и купила один местный. Оба проекта планируется продвигать на международный рынок. Хотя это и не самоцель: индийский и китайский рынки достаточно велики и сами по себе. А вот сработает ли эта модель в России — еще вопрос.

НОВЫЕ ЗЕМЛИ DISNEY

В прошлом году зарубежные операции принесли Disney 25% прибыли. Это мало, считают в компании: к 2010 г. иностранные рынки должны приносить Disney не меньше половины доходов. В США дела Disney идут не блестяще. Еще в 2003 г. Disney с бокс-офисом в 1,5 млрд была крупнейшим американским прокатчиком. В прошлом году компания скатилась на пятое место, заработав всего $962 млн. В 2004 г. акционеры компании выразили недоверие Майклу Айзнеру, руководившему Disney 20 лет. За время правления Айзнера капитализация Disney выросла с $2 млрд до $60 млрд, но это не спасло его от досрочной отставки. Айзнер, решили акционеры, разрушил традиции “не просто компании, а символа Америки”. Disney покинули многие художники-аниматоры, перешедшие в конкурирующие студии. Некоторых из них, впрочем, удалось вернуть вместе со студией Pixar, которую Disney купила после ухода Айзнера.

Новый гендиректор Боб Айгер взял курс на глобальную экспансию. Disney стала меняться: разные страны, разная ментальность, разные потребности. Берд, перешедший в Disney два года назад, много лет проработал в Европе и считает, что американские компании делают ошибку, относясь к рынкам за пределам США как к “некой аморфной группе из 200 стран”. “У нас для каждой страны предусмотрена индивидуальная стратегия”, — говорит он.

В Латинской Америке Disney работает давно. В 1996 г. была основана Patagonik Film Group в Аргентине, в 2002 г. — мексиканско-бразильская студия Miravista. В обоих проектах Disney принадлежит 30%, остальным владеют местные партнеры. А вот Россией, Индией и Китаем Disney решила вплотную заняться только после прихода Айгера. Региональным менеджерам в этих трех странах предоставлен максимум полномочий. Это, по мнению руководства Disney, поможет в поиске идей при производстве местных продуктов: многочисленная аудитория в этих странах желает смотреть близкие им фильмы с понятными героями.

В Индии Disney удается придерживаться этой стратегии. Собственные индийские телеканалы Disney Channel и Toon Disney с аудиторией 30 млн домохозяйств были вполне успешны по европейским и американским меркам, но никак не по индийским. Поэтому недавно компания купила местный канал Hungama TV, который смотрят 20% детей от 4 до 14 лет, говорящих на хинди, — столько же, сколько оба диснеевских канала вместе взятых.

В России все по-другому. Здесь главный источник дохода Disney — продажа лицензий на телепрограммы. Это сериал “Остаться в живых” на Первом, “Отчаянные домохозяйки” на СТС, анимационный “Дисней-клуб” и т. п. Кабельное ТВ Жигалова-Озкан считает пока делом малоперспективным. Важная задача ТВ — поддерживать продажи продукции с диснеевской символикой. В этом смысле центральные каналы куда эффективнее. “Кабельное ТВ в России — это всего несколько миллионов, а Первый канал — это вся страна”, — говорит Жигалова-Озкан. По данным августовского опроса “ГфК Русь”, у единственного действующего в России диснеевского канала Jetix, который продвигает Telco Media, ежедневная аудитория среди клиентов “НТВ Плюс” составляла всего 1,2%.

РАБОТА НА ХОЛОДЕ

Жигалова-Озкан перешла в Disney из холдинга “Проф-Медиа”, так что российский медийный рынок ей хорошо знаком. Перед ней стоит задача собрать под крылом местного офиса все российские операции компании. До сих пор прокатом диснеевских фильмов у нас занималась компания “Каскад Фильм”. Договор с ней истекает в конце 2006 г. Продажей лицензий для выпуска книг и игрушек занималось небольшое представительство Disney в Москве. Остальные бизнесы координировались из европейских офисов компании.

Первым делом Disney совместно с Sony Pictures создала собственную российскую прокатную компанию. Таким образом, Disney будет сама зарабатывать те 5% бокс-офиса, которые обычно достаются прокатчику. Но это только одна из задач. Со временем дойдет и до игрушек, и производства контента. “Теперь мы сами будем развивать в России все направления бизнеса Disney”, — обещает Жигалова-Озкан.

Все — сказано слишком громко. “Диснейленда” в России не будет. В целом по миру парки и аттракционы приносят Disney 28% доходов. Но у нас их строить невыгодно: слишком холодно, чтобы работать круглый год. “Диснейленд” под Парижем стоил $5 млрд — рисковать такими деньгами здесь компания не намерена.

Этой весной Пол Зондерленд, до недавнего времени отвечавший за российский рынок в Buena Vista International (прокатная структура Walt Disney Company), заявлял, что Disney намерена инвестировать в производство анимационных фильмов в России. Но теперь Disney берет свои слова обратно. “У студии Pixar более современные технологии и совершенно другие бюджеты”, — дипломатично объясняет отказ Жигалова-Озкан. “Наши мультфильмы, бесспорно, отстают”, — соглашается Илья Попов, гендиректор “Мармелад Медиа”, снимающего телевизионный мультсериал “Смешарики”. На создание полнометражного мультфильма требуются несколько лет и почти столько же денег, как на голливудский блокбастер.

В России пока не делают трехмерных мультфильмов, самый простенький из которых обходится минимум втрое дороже, чем традиционные рисованные картины. При этом, даже если удастся найти необходимые инвестиции, на одном внутреннем прокате фильм не окупится, считает Попов. “Производитель получает до 40% сборов в кинотеатрах, — подсчитывает продюсер "Смешариков". — Получается, даже если мультик вызовет ажиотаж и соберет $10-20 млн, он не окупит расходы производителей”. Поэтому, собственно, Disney и решила инвестировать в игровое кино. У нас его снимать дешевле. К примеру, бюджет “Путевого обходчика” Sony Pictures — всего $2 млн.

Тем не менее Попов собирается выпустить полнометражный трехмерный мультфильм про смешариков. “Отбиваться” Попов рассчитывает за счет продаж брендированных игрушек. По его мнению, если “Смешарики” выйдут на большие экраны, продажи фирменной продукции вырастут с нынешних $50 млн до $250 млн в год.

Жигалова-Озкан тоже рассчитывает на бурный рост продаж книг, альбомов и детской одежды с Микки-Маусами и Русалочками. Хорошо идут игрушки с символикой из “Пиратов Карибского моря”. Резко выросли продажи игр для мобильников. Тех же “Пиратов” за последние 10 месяцев было продано более 60 000 копий.

Но на этом поле битвы у Disney много российских конкурентов. По данным опросов КОМКОН, персонажи сериалов “Ну, погоди!” и “Смешарики” дороги нашим детишкам не меньше, чем самые раскрученные диснеевские герои. Кроме того, Русалочку и Микки-Мауса теснят “американцы” — Шрек, Том и Джерри и Человек-паук.

Впрочем, менеджер по маркетингу издательства “Эгмонт” Ирина Байбакова полагает, что подобные опросы не полностью отражают реальное положение дел. “Мультик прогремел, и его персонажи стали популярны. Но потом их быстро забудут. А диснеевские герои популярны всегда, из поколения в поколение”, — говорит она. Совокупный тираж детских журналов “Эгмонта” зашкаливает за 1 млн экземпляров в месяц. Больше 80% из них выходит по лицензиям владельцев прав на различные мультипликационные персонажи, от Warner Brothers до Эдуарда Успенского. Львиная доля продаж “Эгмонта” приходится на “лицензионку” Disney.

Чтобы поддержать продажи DVD и продукции с символикой из мультфильма “Русалочка”, команда Жигаловой-Озкан даже решила устроить российскую премьеру мультфильма через 17 лет после его создания.

За осенние каникулы с 28 октября по 10 ноября в кинотеатрах сети “Каро Фильм” прошло 426 сеансов “Русалочки”. Это почти широкий прокат. Для сравнения: у новых мультфильмов “Смывайся” и “Сезон охоты” за то же время было 1975 и 2106 сеансов соответственно. Ирина Прокофьева, директор “Каро Фильма” по репертуару, крайне довольна: “Для такого старенького мультика это очень хорошие показатели”. Сборы составили около $30 000. Поскольку это была скорее рекламная кампания, чем реальный прокат, “Каро Фильму” досталась львиная доля из них. Прокофьева говорит, что, если Disney захочет в будущем устроить “премьеру” других старых лент, ее компания с удовольствием этим займется.

В ПОИСКАХ МЕСТНЫХ ГЕРОЕВ

“В принципе мы готовы присоединить к диснеевской семье и российских персонажей”, — говорит Жигалова-Озкан. Особые надежды она возлагает, конечно, на сказки: “Русский фольклор насыщен такими мощными героями!”

Наши сказки в оригинале, правда, мрачноваты. Недавно Disney ознакомилась с одним из проектов “Централ Партнершип” — сценарием фильма “Конек-Горбунок”. И потребовала его переделать. “Потому что у нас получился скорее фильм ужасов”, — улыбается глава компании Дишдишян. Но это не беда, переделать можно все. В хрестоматийной “Русалочке” Андерсена главная героиня тоже умирает, а в диснеевском мультике она стала принцессой.

“Конек-Горбунок” — не единственный возможный совместный проект “Централ Партнершип” и Disney. “Мы подобрали несколько сценариев, которые могут представлять интерес, сейчас их переводят на английский язык”, — рассказывает Дишдишян. По его словам, о конкретных условиях работы над “Коньком-Горбунком” и другими проектами с участием Disney переговоров пока не было.

Договариваться Disney будет явно нелегко. Компания XX Century Fox, открывшая российский офис одновременно с Disney, тоже планировала сразу же приступить к съемкам русскоязычных фильмов, прежде всего комедий. Но ничего подходящего не нашлось. “У нас снимают очень мало комедий. Хороших сценариев на рынке нет”, — жалуется директор российского подразделения XX Century Fox Вадим Иванов.

Disney интересуется еще одним крупным проектом “Централ Партнершип” — “Волкодавом” — но уже для проката за пределами России. По мнению Жигаловой-Озкан, этот фильм-фэнтези с производственным бюджетом порядка $14 млн мог бы иметь успех и в США, и в Европе. Но за “Волкодава” Disney придется биться с другими западными мейджорами. Аппетиты российских студий растут. Два года назад XX Century Fox полностью выкупила права на “Дозоры” — “Ночной” и “Дневной” — за пределами России, заплатив $2 млн за каждый. Сегодня такие цены уже неактуальны. “Централ Партнершип” уже продала права на дистрибуцию “Волкодава” в Китае, Индии и некоторых странах Латинской Америки за $1 млн. А за Европу, Северную Америку и Японию она намерена выручить никак не меньше $5 млн.

Жигалова-Озкан пока не готова рассказывать о результатах переговоров с российскими киношниками. Обнаружив, что в России ее не очень-то и ждут, Disney, похоже, решила не торопиться. Традиционные ценности Disney важнее сиюминутной прибыли. Не фильмы же ужасов снимать в самом деле.


Ольга Промптова


SmartMoney

30.11.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов