Гиганты пятилетки
Российские сети гипермаркетов
С 1963 года, когда французская Carrefour построила первый в Европе гипермаркет, мировая розничная торговля развивается преимущественно за счет крупных форматов. В нашей стране гипермаркеты только начали приживаться, но, похоже, будущее российского ритейла за ними.
Международные розничные компании, выходя на развивающиеся рынки, начинают осваивать наиболее перспективные сегменты. Они как бы дают понять национальным ритейлерам, на что следует обратить внимание. Приход в 2002 году в Россию французской сети Auchan показал, что наш рынок созрел для очень больших магазинов.
По данным ACNielsen, за последние три года число гипермаркетов в России увеличилось в три раза, тогда как число супермаркетов – только в два. Гипермаркет – относительно новый формат для российского рынка. Отчасти этим объясняется высокий показатель прироста. В общей численности торговых точек доля гипермаркетов все еще незначительна: в России насчитывается немногим более 90 магазинов, которые можно отнести к гипермаркетам, и порядка 20 000 супермаркетов и минимаркетов. Однако в розничном обороте продуктов, напитков и сопутствующих товаров доля этого формата довольно значима.
По данным компании «Бизнес Аналитика», к концу 2006 года совокупный оборот гипермаркетов увеличится более чем в полтора раза по сравнению с 2005 годом и более чем в пять раз по сравнению с 2003-м, а российский оборот продуктов и напитков достигнет $100 млрд (четвертая часть придется на Москву). По оценкам ACNielsen, на гипермаркеты приходится 7% российского и 12% московского оборота розничной торговли. Согласно данным «Бизнес Аналитики», гипермаркеты обеспечивают 6,3% оборота продуктов и напитков в городах с населением более 100 000 человек и 14,4% московского рынка.
Как свидетельствует исследование ACNielsen Shopper Trends, в 2003 году около 70% жителей нашей страны даже не рассматривали возможность посещения гипермаркетов, и только 8% покупали в них большую часть продуктов. В прошлом году, по данным той же компании, избегали делать покупки в гипермаркетах 14%, а число постоянных посетителей выросло до 25%.
«Жители больших городов становятся все более мобильными. Они легко едут в магазины, расположенные на окраинах городов или за их пределами, – отмечает Кристофер Скирроу, партнер компании PricewaterhouseCoopers. – Многие предпочитают совершать не ежедневные покупки в магазинах шаговой доступности, а еженедельные в больших магазинах. С другой стороны, например, в Москве гипермаркеты строятся на окраинах, где в последние годы ведется активная жилая застройка. Фактически для местных жителей такие торговые точки становятся магазинами шаговой доступности».
Сегодня более половины всех гипермаркетов сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Питер аналитики окрестили «городом гипермаркетов». По данным ACNielsen, в северной столице крупноформатные магазины обеспечивают уже порядка 30% розничного оборота. А в последние годы ритейлеры начали активно строить гипермаркеты по всей стране.
Выходить в регионы с крупным форматом выгодно. «Один большой магазин обеспечит поток покупателей и существенный оборот, что позволит фирме сразу занять заметную долю на местном рынке, – отмечает Снежана Равлюк из компании «Бизнес Аналитика». – Западные игроки приходили в нашу страну именно с гипермаркетами, и теперь российские сети стараются повторить тот же сценарий, осваивая регионы».
Кроме того, стремление розничных игроков выйти за пределы обеих столиц объясняется низкой концентрацией на периферии больших магазинов. По оценкам компании «Метрополь», в Москве на один миллион человек приходится примерно по два гипермаркета, а в регионах столько приходится на 10 млн человек. При этом потребность в цивилизованной торговле в провинции высока. Помимо федеральных игроков, практически в каждом крупном городе уже есть местные компании, которые строят большие магазины.
«Гипермаркеты, предоставляющие большой выбор товаров по доступным ценам, являются альтернативой открытым рынкам. Такие магазины заметно потеснили в столице нецивилизованную торговлю и будут теснить ее в регионах», – отмечает аналитик Снежана Равлюк. По мнению Михаила Красноперова, эксперта компании «Метрополь», отовариваться в региональных гипермаркетах могут люди с месячным доходом около $200, поэтому через несколько лет обороты гипермаркетов превысят совокупный оборот российских продовольственных рынков, который в прошлом году оценивался в $24 млрд.
Гипермаркет – не просто большой супермаркет. Ассортимент магазина-гиганта, помимо продуктов и сопутствующих товаров (бытовая химия, чистящие средства, зубная паста, дезодоранты, салфетки и пр.), включает бытовую технику, книги, диски, одежду… Под непродовольственную группу выделяется 50 – 60% торговых площадей. Вместе с тем гипермаркет от супермаркета отличает не столько структура ассортимента, сколько особая ценовая и маркетинговая политика. Главная особенность такого магазина – имидж торговой точки с самыми низкими ценами, который создается и поддерживается при помощи ряда торговых технологий. Во-первых, гипермаркеты держат минимальные цены на так называемые психологические товары, которые люди покупают часто. Сотрудники отдела маркетинга должны проводить мониторинг рынка, стараясь по определенному ассортименту конкурировать с самыми дешевыми розничными сетями. Такая система называется «конкуренцией на нижней полке».
Во-вторых, большие магазины применяют технологию «первой цены». В каждой группе определяются товары, цены на которые будут самыми низкими в городе: нигде нельзя дешевле купить чай, стиральный порошок или картошку. В-третьих, гипермаркеты используют технологию «удачной покупки»: цена на какую-нибудь известную марку средней ценовой категории снижается на 20 – 25% сроком на две недели. После этого скидки переносятся на другой товар. Главное, чтобы такая ротация происходила без остановки, в противном случае покупатели могут решить, что идет распродажа просроченной продукции.
Еще одна отличительная черта гипермаркетов – наличие так называемой торговой галереи, где арендуют площади продавцы одежды, аксессуаров, косметики, отделения банков, приемные пункты химчисток, турфирмы. При этом гипермаркет может быть как самостоятельным объектом, так и якорным арендатором в торговых комплексах.
Российские гипермаркеты пока отстают от западных и по размерам, и по технологиям торговли. В Европе построены магазины самообслуживания с торговой площадью 50 000 кв. м и ассортиментом 100 000 – 200 000 наименований. В нашей стране торговая площадь самых больших объектов составляет 16 000 – 18 000 кв. м, а ассортимент – 40 000 – 50 000 наименований, и принадлежат они в основном западным игрокам. Отечественные ритейлеры, как правило, строят магазины с торговой площадью 4000 – 8000 кв. м, ассортимент которых насчитывает 15 000 – 25 000 наименований.
Четкие критерии, по которым определяют гипермаркеты, в России пока не сформулированы. Например, представители Jones Lang LaSalle Russia считают гипермаркетами магазины с торговой площадью от 6000 кв. м, эксперты «Бизнес Аналитики» – магазины более 5000 кв. м, а представители ACNielsen относят к гипермаркетам торговые заведения от 2500 кв. м, в залах которых установлено более десяти кассовых аппаратов. Аналитики ACNielsen не считают мелкооптовые магазины Metro Сash & Сarry частью розничного рынка. «Это другой канал продаж. Часть продукции из Metro Сash & Сarry затем перепродается в киосках, павильонах, кафе и ресторанах», – поясняет Денис Шириков, руководитель отдела по работе с розничными сетями ACNielsen. А специалисты «Бизнес Аналитики», оценивая сегмент гипермаркетов, учитывают эту сеть, потому что там отовариваются и частные клиенты.
По данным ACNielsen, в целом по России на один миллион населения приходится 0,6 гипермаркетов, в Чехии – 15, в Финляндии – 26. Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы этот формат будет самым динамичным сегментом розничного рынка. Как предполагает Снежана Равлюк, к 2010 году доля гипермаркетов, включая cash & carry, в общем обороте продуктов и напитков может составить в Москве около 20 – 22%, а в городах с населением более 100 000 жителей – около 10%.
По мере развития рынок гипермаркетов претерпит структурные изменения. «На Западе существуют магазины для разных целевых аудиторий. Например, сеть Auchan во всем мире считается самой дешевой. Carrefour – подороже: она предлагает товары более высокого уровня, – отмечает Юлия Никуличева, директор департамента стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Russia. – В нашей стране четко выраженной сегментации пока нет. Гипермаркеты ориентируются в целом на низкий сегмент, и люди с разными доходами отовариваются в одних и тех же магазинах».
В отличие от стран Центральной и Восточной Европы, где розничный рынок сформировали мировые гиганты, в России наибольшую активность пока проявляют местные операторы. Прихода международных инвесторов у нас ждут давно. Среди вероятных кандидатов уже много лет называют английскую сеть Tesco, французскую Carrefour, американскую Wal-Mart. Однако они пока предпочитают работать в Китае, Индии и Латинской Америке. Это означает, что у отечественных операторов еще есть время, чтобы занять сильные позиции в сегменте гипермаркетов. Впоследствии их можно будет с выгодой продать западным игрокам, которые рано или поздно обратят внимание на Россию.
Песня малиновки
Auchan умеет давить на поставщиков
Французская сеть гипермаркетов Auchan считается законодателем крупноформатной торговли в нашей стране. Первые два магазина в России компания открыла в 2002 году под лозунгом «Удар по ценам!». Всего за три года Auchan выбилась в ряды лидеров рынка. По данным PricewaterhouseCoopers, оборот сети в прошлом году составил 601,6 млн евро (примерно $722 млн). Аналитики X5 Retail Group N.V. оценивают оборот Auchan в $1,35 млрд.
Таким образом, эта сеть занимает третье или четвертое место в рейтингах крупнейших российских продовольственных ритейлеров. Уверенно ее опережают компания X5 Retail Group N.V., которая управляет сетями «Пятерочка» и «Перекресток» (суммарный оборот примерно $2,4 млрд), и «Тандер», контролирующая дискаунтеры «Магнит» (примерно $1,8 млрд).
Расторопности Auchan в освоении нашей страны может позавидовать любой ритейлер. В Московском регионе под маркой Auchan работает уже десять гипермаркетов. «Французы сразу решили найти профессионалов, которые знают, как получить землю и разрешение на строительство», – отмечает Юлия Никуличева из Jones Lang LaSalle Russia. Сеть заключила соглашение с ИКЕА, развивающей ТРК «Мега», в которых стала якорным арендатором. Также компания приняла участие в областной программе «Губернское кольцо», предусматривающей выделение участков под торговые объекты, которая разработана правительством Московской области.
Отношения с московскими властями у французов сложились не лучшим образом. Мэрия не симпатизирует компаниям, которые строят объекты за пределами города и там же платят налоги. Но Аuchan все же удалось проникнуть в Москву: она стала арендатором в торговых центрах «Город» и Л-153, которые развивает девелоперская компания ТЭН. По слухам, Аuchan «увел» площади в Л-153 у немецкой Marktkauf, руководство которой затянуло с принятием решения об аренде. В этом году магазин Аuchan открылся на Рублевском шоссе в ТЦ «Европарк», который выкупила компания «Лигастройпроект». Вскоре еще один московский Аuchan появится в новом торговом центре, который ТЭН строит в районе метро «Домодедовская».
По данным ИК «Метрополь», Аuchan демонстрирует один из самых высоких на российском рынке показателей годового оборота с 1 кв. м торговой площади – $11 287. Для сравнения: выручка с 1 кв. м в Metro Сash & Сarry составляет $11 194, гипермаркетах «Рамстор» – $6722. К началу 2006 года общий объем инвестиций компании в Россию составил $300 млн, при этом выйти на уровень рентабельности Аuchan удалось лишь в прошлом году, когда в России было построено уже восемь объектов. «В России, как и на Западе, эта сеть работает в формате жесткого дискаунтера и не стремится к молниеносной окупаемости», – утверждает Юлия Никуличева. Наценка на товары в Аuchan не превышает 5 – 15%, а у российских гипермаркетов она находится в пределах 25 – 50%.
Низкая цена достигается не только за счет минимальной наценки, но и путем жесткого давления на поставщиков. «Все поставщики хотят попасть в Аuchan. Но далеко не всем удается «зайти» в эту сеть с ценами, которые могли бы обеспечивать прибыль. Многие соглашаются работать «в ноль», надеясь позже, наладив контакты, поднять цены», – рассказал менеджер по закупкам одной из розничных сетей. Зато в Аuchan самая низкая «входная плата». «За возможность представлять продукцию в магазине сети мы платим всего по 6000 рублей за каждое наименование товара. Расценки Metro Сash & Сarry составляют 1000 евро», – утверждает коммерческий директор крупной дистрибуторской фирмы.
Согласно опросам КОМКОН, 22% жителей столицы любым другим точкам предпочитают магазины Аuchan. Теперь французы намерены осваивать регионы. По одному магазину уже открыто в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Еще два гипермаркета Аuchan открылись в питерских ТРК «Мега». В следующем году под маркой Аuchan будет работать в общей сложности 20 магазинов. Сегодня аналитики считают Аuchan самым сильным «якорем», который будут пытаться заполучить многие региональные девелоперы.
Свет в конце тоннеля
Немецкая Metro Group не торопится развивать гипермаркеты Real
Когда в 2001 году компания Metro Group открыла в Москве первый магазин своего основного формата cash & carry, аналитики недоумевали, почему немцы решили вывести на формирующийся российский рынок мелкооптовое подразделение. В 2002 году руководство Metro Group заявило, что намерено развивать в России розничную сеть гипермаркетов Real.
Однако в последующие годы компания продолжала планомерно расширять сеть cash & carry в столице и в регионах. Лишь во второй половине 2005 года открылись два Real в Москве и один в Тольятти. В залах московских Real установили три «потребительские корзины»: от «Рамстора», Auchan и Real. В каждую положили одинаковые наборы продуктов, к которым прикрепили ценники. Оказалось, что в Real продукты в некоторых категориях стоят в среднем на 25% дешевле, чем у конкурентов. «Мы стараемся, чтобы цены в Real были ниже, чем в Auchan», – прокомментировала Юлия Белова, глава российского представительства Metro Group.
Между тем привлекать покупателей имеет смысл не только низкими ценами, но и большим количеством точек. В прошлом году представители Metro Group сообщили о намерении открыть в 2006 году сразу пять Real: два в Санкт-Петербурге, по одному в Казани, Липецке и Волгограде. По словам источника, близкого к Metro Group, к концу декабря появятся только казанский, липецкий и волгоградский магазины.
«Обсуждалась возможность строительства десяти гипермаркетов в Москве. Но мы предъявляем высокие требования к площадкам под Real. Это должны быть места в жилых массивах, с удобными подъездными путями. Не все предложенные нам участки соответствовали требованиям. Однако в следующем году в столице откроется один Real. Мы пока не говорим, где именно», – сообщил источник в Metro Group. По некоторым данным, еще один Real может появиться на месте ушедшего с рынка Marktkauf, здание которого купила Metro Group.
По версии одного из аналитиков, Metro Group не торопится развивать гипермаркеты потому, что они могут составить конкуренцию основному формату cash & carry. На начало декабря этого года в России работали 28 гипермаркетов Metro Сash & Сarry, а до конца года компания планирует открыть еще три. Metro Сash & Сarry предназначены для представителей мелкого бизнеса, делать там покупки можно только по специальным клиентским картам. Однако Metro Group поначалу раздавала карты всем желающим, и, по оценкам аналитиков, до сих пор 40 – 50% оборота сети приносят именно частные клиенты.
По данным Metro Group, в 2005 году совокупный оборот Metro Сash & Сarry и Real достиг 1,48 млрд евро (примерно $1,8 млрд), то есть увеличился на 65,7% по сравнению с 2004 годом. К концу 2006 года объем инвестиций Metro Group в российский рынок составит 1,3 млрд евро, из них в Real – 152 млн евро. Между тем, как сообщила Юлия Белова, все российские Real демонстрируют самые высокие обороты по сравнению с магазинами в других странах (к началу июля сеть Real включала 591 магазин, из них 43 находятся в Восточной Европе).
Однако российские дистрибуторы не считают Real привлекательным каналом сбыта. «Не могу сказать, что продажи через Real идут очень хорошо. В столичном регионе компания выбрала не самые удачные места для магазинов», – отмечает представитель крупной дистрибуторской компании. С самого начала сеть Real развивалась в России двумя путями: немцы либо строили объекты с нуля, либо становились якорными арендаторами в торговых комплексах. В качестве партнеров Real выбрала компанию ST Group и холдинг «Марта». Однако девелоперы до сих пор довольно вяло участвовали в развитии сети. Сейчас ST Group обещает в 2008 году открыть новый ТЦ в Мытищах, где якорным арендатором будет Real. А Евгений Сухарников, пресс-секретарь «Марты», сообщил о планах дальнейшего сотрудничества: «Мы подписали соглашение с Real на открытие магазинов в 15 объектах, которые находятся в разной стадии готовности. Темпы развития сети зависят от темпов строительства».
Дело пестрой «Ленты»
Питерская сеть собирается на IPO
Питерская сеть гипермаркетов «Лента» начиналась с формата сash & сarry. В 1993 году предприниматель Олег Жеребцов открыл под этой маркой первый магазин, в котором мелким оптом продавались кондитерские изделия, алкоголь, чай и кофе. В 1999 году, когда сеть объединяла три магазина площадью 300 – 1000 кв. м, бизнесмен начал строить в городе гипермаркет. Средств не хватило, и чтобы завершить строительство, магазины пришлось продать. Через три года в северной столице работали два гипермаркета «Лента» торговой площадью 8000 и 12 000 кв. м.
Найти портфельного инвестора Жеребцов пытался с начала 2000-х годов. Проведенные тогда переговоры с ЕБРР ни к чему не привели. В 2002 году друзья познакомили бизнесмена с американцем Августом Мейером, который приобрел 40% акций «Ленты». Август Мейер, юрист по образованию, работал заместителем прокурора в Сан-Диего. В США ему принадлежит крупный фонд жилых помещений, которые он сдает в аренду. «Лента» стала единственным в стране ритейлером, чьим совладельцем является частное иностранное лицо. Олег Жеребцов сейчас владеет 43,5% акций, остальные принадлежат семи менеджерам компании.
Сегодня в Санкт-Петербурге под маркой «Лента» работают 10 гипермаркетов. Компания завершает строительство еще трех магазинов и распределительного центра. По данным «Ленты», ее оборот в 2005 году составил $650 млн. Значит, сеть занимает шестое место в рейтинге российских ритейлеров. Все «Ленты» являются самостоятельными объектами и работают в формате жесткого дискаунтера, где цены на 15 – 20% ниже, чем во многих других питерских сетях. Низкие цены и относительно небольшой по меркам гипермаркета ассортимент (15 000 наименований) обеспечивают высокий товарооборот. Как утверждают представители «Ленты», показатель годового оборота с 1 кв. м в ее магазинах составляет $11 317. Выше, чем у Аuchan и Metro Сash & Сarry.
В конце октября компания открыла в Новосибирске свой первый региональный гипермаркет. До конца года в столице Западной Сибири должна открыться еще одна «Лента», а в 2007 году – еще две. Также компания строит торговые центры в Тюмени, Барнауле, Омске. Олег Жеребцов не исключает в будущем появления в Новосибирске собственного распределительного центра. Совокупный объем инвестиций составит $100 млн.
Поскольку в Западной Сибири практически отсутствуют крупноформатные игроки, «Лента» получает возможность занять там сильные позиции до прихода основных конкурентов. Освоением Сибири компания ограничиваться не собирается. Она уже открыла гипермаркет в Астрахани (объем инвестиций составил порядка $20 млн) и начала возведение объектов в Тольятти и Волгограде. К 2008 году владельцы «Ленты» намереваются построить в регионах 10 магазинов, то есть довести их количество до 20.
В октябре этого года «Лента» получила кредит ЕБРР в размере $50 млн на развитие своих региональных проектов. Но очевидно, что они потребуют куда более солидных финансовых вливаний. По неофициальной информации, «Лента» планировала IPO на конец октября этого года, однако перенесла сроки. Как предполагает Михаил Красноперов, аналитик компании «Метрополь», фирма просто не успела подготовиться к выходу на биржу. Свой бизнес владельцы «Ленты» оценивают в $1 млрд и, продав 25 – 30% акций, планируют привлечь $250 – 300 млн. «На IPO выходят многие российские ритейлеры. «Пятерочка» привлекла на IPO $598 млн, «Тандер» – $368 млн, «Седьмой континент» – $80 млн. Все три компании уложились в заявленный ценовой коридор», – комментирует Владислав Кочетков, аналитик ИК «Финам».
Головокружение от успехов
Сеть «Карусель» экономит на оборудовании
Питерскую сеть гипермаркетов «Карусель» можно охарактеризовать как самую быстрорастущую. Первый магазин под этой маркой открылся в 2004 году. Сегодня сеть включает десять гипермаркетов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, два в Московской области и один в Нижнем Новгороде. В первом полугодии 2006 года оборот «Карусели» увеличился на 408% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составил $122,5 млн. До конца 2006 года владельцы сети планируют открыть еще четыре точки в Санкт-Петербурге и по одной в Ижевске и Москве.
Оператором «Карусели» является ООО «Русель», которое принадлежит голландской компании Format Holding N.V., а недвижимостью владеет ООО «Кайзер». Обе компании принадлежат основателям сети «Пятерочка» Александру Рогачеву, Игорю Видяеву и Татьяне Франус. Они же являются совладельцами компании X5 Retail Group N.V., которая управляет сетями «Пятерочка» и «Перекресток».
До мая 2005 года «Карусель» входила в состав компании Pyaterochka Holding N.V., однако перед выходом последней на IPO была выделена в отдельную структуру. Как отмечают аналитики, хозяева всегда уделяли «Карусели» не меньше внимания, чем своему основному проекту. Осенью прошлого года один из совладельцев «Пятерочки» рассказывал, что в течение восьми лет на открытие 120 «Каруселей» будет потрачено до $2 млрд. Не меньше $150 млн для этих инвестиций будет взято из средств, привлеченных управляющей компанией Pyaterochka Holding N.V. в ходе IPO.
Все гипермаркеты «Карусель» являются самостоятельными объектами (инвестиции в открытие одного магазина составляют около $30 млн) и не предусматривают наличие торговой галереи для сдачи в аренду сторонним фирмам. По оценкам Арины Сендер, директора департамента торговой недвижимости питерского офиса Colliers International, цены в «Карусели» даже немного ниже, чем в «Ленте». Держать низкие цены сети несложно, ведь «Карусель» проводит единую закупочную политику с сетью «Пятерочка», оборот которой в 2005 году составил $1,4 млн, и многие поставщики готовы предоставлять хорошие скидки. Как рассказал один из производителей, магазины «Пятерочка» ставят довольно жесткие условия: «Дайте такие оптовые цены, чтобы с наценкой в 40% мы могли торговать по расценкам Auchan». По своей идеологии «Карусель» очень похожа на «Пятерочку». Там не очень сильный кулинарный отдел, почти нет охлажденных мясных блюд. Как отмечают конкуренты, владельцы «Карусели» экономят на оборудовании, и магазины через несколько месяцев после открытия выглядят «потрепанными».
Опцион на приобретение «Карусели» в 2008 году имеет компания Х5 Retail Group N.V. «Объединение повысит капитализацию компании, ведь это основная цель ее нынешнего владельца – Альфа-банка», – отмечает Анна Ширяева, генеральный директор компании «Магазин магазинов». К моменту исполнения опциона владельцы «Карусели» планируют построить 30 гипермаркетов в разных городах. Только в столице к концу 2007 года должно появиться пять «Каруселей» общей площадью 37 670 кв. м. Однако планы по захвату столицы могут оказаться трудноосуществимыми. «Москва – не самый привлекательный город для региональных игроков. Получить хороший участок здесь сложно и дорого, а на рынке достаточно много конкурентов», – отмечает Владислав Кочетков, аналитик «Финама». Форматы дискаунтера, где владельцы не только предлагают очень низкие цены, но и экономят на оборудовании и сервисе, в столице теряют популярность. «В регионах экстенсивное развитие сетям дается легче, хотя и выручка на квадратный метр там ниже», – резюмирует Анна Ширяева.
В Питере all correct
«О’Кей» – для обеспеченных покупателей
Первый магазин под маркой «О’Кей» открылся в 2002 году и положил начало второй крупной питерской сети гипермаркетов. Сегодня в северной столице работают девять магазинов «О’Кей», а к концу 2006 – началу 2007 года должны появиться еще два. Оборот сети в 2005 году составил около $450 млн.
Сеть занимает десятое место в рейтинге ритейлеров, ее учредителем и единственным акционером является компания Dorinda Holding S. A., зарегистрированная в Люксембурге. Инвестором и девелопером магазинов «О’Кей» выступает российское ЗАО «Доринда». Обе фирмы контролируют частные лица: 25% акций Dorinda Holding принадлежит петербуржцу Борису Волчеку, по 23,33% распределены между его земляками Дмитрием Троицким и Дмитрием Коржевым и эстонцем Хиларом Тедером. Еще 5% рассеяны среди мелких акционеров.
Ранее Троицкому и Коржеву принадлежали соковый завод «Мултон» и молочный «Очаково», которые они продали соответственно компаниям Coca-Cola и «Вимм-Билль-Данн». За соковое предприятие бизнесмены выручили $500 млн, а за молочное – примерно $50 – 60 млн. По словам участников рынка, деньги предприниматели вкладывают в развитие «О’Кей». Также им принадлежат 35,5% акций банка «Санкт-Петербург».
По мнению Арины Сендер, директора департамента торговой недвижимости питерского офиса Colliers International, в северной столице «О’Кей» считается самой успешной сетью гипермаркетов. Показатели оборота на 1 кв. м представители сети не раскрывают. Однако в отличие от «Карусели» и «Ленты», магазины «О’Кей» рассчитаны на представителей среднего класса. Цены здесь на 20% выше, чем у конкурентов. «Главная особенность «О’Кей» в том, что сеть имеет самый лучший ассортимент свежих продуктов и хорошую кулинарию», – подчеркивает Арина Сендер.
Владельцы «О’Кей» строят не только «коробки» под гипермаркеты, но и полноценные центры с торговой галереей. «Стратегия «Доринды» заключается в том, чтобы располагать свои торговые центры в спальных районах, вблизи жилых кварталов», – отмечает Арина Сендер.
За пределы северной столицы сеть «О’Кей» вышла в 2005 году, открыв магазин в Ростове-на-Дону. По словам Игоря Макарова, генерального директора «О’Кей», со следующего года компания планирует строить ежегодно по 10 гипермаркетов в разных городах. Например, в Самаре, Волгограде, Сочи, Нижнем Новгороде, Мурманске должно появиться по 2 – 3 магазина. Объем инвестиций составит $250 млн в год. Как утверждают представители сети, фирма развивается за счет собственных средств и кредитов Сбербанка.
В столице в течение 2008 года «Доринда» планирует построить пять гипермаркетов «О’Кей». По сравнению с другими региональными сетями, шансы у «О’Кей» неплохие. «Компания очень хорошо организована, быстро и грамотно расширяется согласно собственной стратегии», – считает Анна Ширяева, генеральный директор компании «Магазин магазинов».
Недавно «Доринда» заключила договор о совместной деятельности с британской компанией Kingfisher, которая развивает в России сеть магазинов товаров для дома Castorama. Теперь объекты этих сетей будут строиться рядом друг с другом. В конце этого года запланировано открытие пула «Castorama-О’Кей» в Санкт-Петербурге. В Москве гипермаркеты обеих сетей должны открыться на пересечении Алтуфьевского шоссе и МКАД. Компании также будут совместно застраивать участок в Ростове-на-Дону. Подобные альянсы очень выгодны крупноформатным магазинам, поскольку обеспечивают еще больший поток покупателей. На партнерство с Castorama претендовали также «Лента», «Пятерочка» и «Перекресток», но британцы предпочли «О’Кей».
Владельцы «О’Кей» планируют развивать супермаркеты в городах-спутниках Санкт-Петербурга. «Сегодня жители Пушкина или Петродворца ездят за покупками в магазины, расположенные на выезде из города. Рынок цивилизованной торговли в областных городах не насыщен. А строить там большие гипермаркеты не имеет смысла из-за невысокой численности населения», – комментирует Арина Сендер.
Первый московский
«Мосмарт» хотел, но не смог обогнать Auchan
Гипермаркет «Мосмарт», открывшийся в 2003 году на Ярославском шоссе, стал первым в Москве отечественным сетевым проектом в области крупного магазиностроения. Сеть на паритетных началах развивали компании «Седьмой континент» и «Гиперцентр». Последняя была создана бывшими топ-менеджерами «Альфа-групп» Михаилом Безелянским и Андреем Шелухиным. По слухам, «Семерку» пригласили в альянс из-за ее хороших отношений со столичными властями. «Мэр очень обрадовался, когда партнеры обратились к нему с просьбой выделить площадку под строительство: «Наконец-то за землей пришла российская, а не западная компания», – воскликнул он. Лужков пообещал «Мосмарту» двадцать площадок внутри МКАД», – вспоминает представитель «Седьмого континента».
На должность генерального директора сети «Мосмарт» пригласили Эрика Блондо, ранее занимавшего тот же пост в польском подразделении французской Carrefour. Иностранец намеревался сделать «Мосмарт» выше уровнем, чем Auchan. «Мы станем городской альтернативой западным гипермаркетам. Когда Auchan построит четыре объекта, у нас будет три», – заявили инвесторы на пресс-конференции во время презентации сети. Однако в том же году «Семерка» покинула альянс. Блокпакет в «Мосмарт» приобрела швейцарская инвестиционная компания Jelmoli Holding AG., которая обещала выделить инвестиции на развитие. Однако сети пришлось развиваться в основном на кредиты Сбербанка, который еще в 2003 году ссудил компании $100 млн, а теперь увеличил кредитную линию до $175 млн.
За три года «Гиперцентр» смог открыть только три гипермаркета в Москве и один в Краснодаре. Оборот сети в прошлом году составил $250 млн, она не входит даже в двадцатку ритейлеров. По мнению участников рынка, вялое развитие «Мосмарта» объяснялось нерасторопностью менеджмента. «Сеть работает самостоятельно и не умеет грамотно подобрать партнеров-девелоперов. В столице она арендует площади только в одном ТЦ – «Вэймарт» на 71 км МКАД», – отмечает Юлия Никуличева. Другая проблема «Мосмарта» – в местечковом позиционировании. В отличие от Auchan сеть изначально продвигалась как районная, рассчитанная на покупателей из окрестных домов.
Теперь владельцы, пытаясь исправить ситуацию, решили развивать сразу четыре формата: обычные гипермаркеты «Мосмарт» (общая площадь 6500 –14 000 кв. м, ассортимент 45 000 – 50 000 наименований), гипермаркеты-дискаунтеры «Мосмарт-макси» (5500 кв. м, 20 000 – 25 000 наименований), дискаунтеры «Мосмарт-экспресс» (1500 – 2000 кв. м, 8000 – 12 000 наименований) и магазины шаговой доступности. До конца года должен открыться «Мосмарт» в Москве (на Боровском шоссе) и «Мосмарт-макси» в Санкт-Петербурге (в ТЦ «Июнь», который строит компания «Регионы»). В течение двух лет фирма планирует расширить в северной столице сеть до четырех – пяти магазинов.
В разной степени готовности находятся объекты в Нижнем Новгороде, Волгограде, Самаре, Твери, Рязани, Уфе, Челябинске и Ростове-на-Дону. В 2007 году компания планирует вложить $120 млн в открытие 20 – 22 магазинов разных форматов. Освоение других сегментов выгодно ритейлеру тем, что он сможет использовать под свои проекты различные площади и обеспечить быструю экспансию. Между тем мультиформатность таит в себе риск. «Руководить гипермаркетом таким же образом, как магазином шаговой доступности, невозможно», – считает Кристофер Скирроу, партнер компании PricewaterhouseCoopers.
«Мосмарт» стал единственным игроком в сегменте гипермаркетов, который использует в развитии сети технологию франчайзинга. Таким способом компания рассчитывает увеличить рыночную долю и получить дополнительные скидки от поставщиков. Однако во всем мире по франчайзингу развиваются либо супермаркеты, либо небольшие магазины у дома. «Гипермаркеты требуют гораздо больших вложений, и найти партнера, который сможет это сделать, нелегко», – комментирует Кристофер Скирроу. Вложения в один гипермаркет составляют примерно от $5 млн до $20 млн без учета стоимости франшизы.
Аутсайдер и пионеры
Входы и выходы открыты для всех
Турецкая «Рамэнка», открывшая в 1997 году самый первый в России гипермаркет под маркой «Рамстор», окончательно сдала свои позиции. В 2001 году сеть занимала третью строчку в рейтинге ритейлеров с самыми крупными оборотами, а по итогам прошлого года опустилась на седьмое место. Оборот компании составил около $600 млн. По итогам этого года компания может опуститься еще ниже. По мнению аналитиков, одной из главных проблем «Рамстора» стало отсутствие четкого позиционирования. У покупателей название сети ассоциируется с гипермаркетами. На самом деле супермаркетов под этой маркой только в Москве в 3,5 раза больше.
На начало июля «Рамэнка» управляла 56 магазинами в 11 городах России. К гипермаркетам сами представители «Рамэнки» относят 25 своих объектов, шесть из них расположены в Москве. Однако по технологии работы большие и маленькие «Рамсторы» не отличаются. Сегодня гипермаркеты «Рамстор» демонстрируют один из самых низких показателей оборота с 1 кв. м. Рынок давно будоражат слухи о возможной продаже сети. В качестве потенциальных покупателей упоминаются и западные игроки, и сеть «Седьмой континент», которая купила в марте этого года часть торговых помещений, арендуемых «Рамстором».
Между тем сама «Семерка» активно осваивает крупноформатный сегмент. Первый гипермаркет под маркой «Наш» компания открыла в июне прошлого года в Москве. Сегодня ей принадлежат два гипермаркета в Москве, один в Питере, в декабре должен открыться магазин в Челябинске. По прогнозам, в 2006 году «Седьмой континент» выручит от продаж в гипермаркетах $40,5 млн, то есть 9% оборота. Оборот с 1 кв. м в гипермаркетах «Наш» составляет $10 300. До 2008 года компания планирует построить еще десять больших магазинов в городах с населением от 500 000 человек и среднедушевым доходом $200. Планируемый объем инвестиций составит $330 млн.
«Сегодня ритейлеры в целях повышения капиталоемкости борются за валовый оборот, а создание гипермаркетов позволяет достичь этой цели очень быстро», – отмечает Анна Ширяева. Тремя годами раньше форматом гипермаркетов заинтересовался «Перекресток», тогда еще основной конкурент «Семерки». Сегодня под маркой «Перекресток» работает 10 гипермаркетов в Московском регионе, Казани, Самаре и Нижнем Новгороде. В 2005 году на долю гипермаркетов пришлось около 14% оборота сети «Перекресток» (объем продаж гипермаркетов составил $149 млн). В течение пяти – семи лет X5 Retail Group N.V., которая теперь управляет «Перекрестком», намерена открыть 100 гипермаркетов. По мнению аналитиков, если в 2008 году Х5 Retail Group N.V. приобретет «Карусель», то вполне может ребрендировать одну из крупноформатных сетей. Какую? Будет зависеть от конъюнктуры. Ведь «Карусель» ориентирована на небогатого покупателя, а «Перекресток» – на представителей среднего класса.
Формат гипермаркетов намерен осваивать и крупнейший игрок сегмента дискаунтеров. В сентябре компания «Тандер», управляющая сетью «Магнит», начала строительство в Южном и Приволжском округах сразу шести магазинов площадью 5000 – 12 000 кв. м. По планам, к концу следующего года сеть «Магнит» должна пополниться 12 – 15 гипермаркетами, которые также будут работать в формате жесткого дискаунтера. До конца 2007 года в проект планируется инвестировать $35 – 40 млн. Один из представителей «Тандера» так объяснил стремление компании к крупноформатности: «С небольшими магазинами можно занять не больше 30% местного продуктового рынка, а если добавить в сеть гипермаркеты, можно претендовать еще за 15 – 20%».
Ирина Розенберг, Ольга Колтунова
04.12.2006
Журнал "Компания"