Смотрю и плачу
Почему рекламисты терпимы к плагиату
Креативные и арт-директора, копирайтеры и PR-менеджеры то и
дело жалуются на конкурентов и заказчиков, нагло ворующих их идеи. Но до суда
еще никто не дошел. Более того, есть мнение, что эффектдежавю в рекламе -
неизбежность.
Алексей Н., копирайтер с семилетним стажем, никак не может
успокоиться: «Это моя идея! Мой текст! А эти… просто безбожно его сперли!»
Алексей сильно расстроен. Его голос дрожит, периодически срывается на фальцет, и
только после 20 минут гневного монолога ему удается более-менее внятно изложить
свою точку зрения на прошедшую недавно рекламную кампанию известного
безалкогольного напитка.
Три года назад агентство, в котором работал Алексей, выиграло
тендер на разработку креатива для одного пивного бренда. Нужно было придумать
идею для слогана, двух-трех роликов, принтов и наружной рекламы. Заказчик
настаивал, чтобы каждое из четырех агентств-претендентов представило не просто
наброски, но и прорисованные сториборды (раскадровки ролика). И хотя тендер был
платным (за участие было выплачено по $7 тыс.), каждый претендент рассчитывал на
большее — $50 тысяч за идею и заказ на продакшен.
Через месяц заказчик объявил результаты. Тендерная комиссия, в
составе которой было пять руководителей компании, от бренд-менеджера до
гендиректора, объявила, что предложенные варианты «не соответствуют духу
бренда», решив делать кампанию самостоятельно. А через три года Алексей увидел
знакомый сюжет в рекламе другого продукта этого производителя.
|
Вездесущий альпинист был замечен в Европе (работа
бразильского Leo Burnett)… |
|
… в Москве (работа московского A.R.M.I.)... |
|
…и в Сыктывкаре |
между молотом и наковальней
Подобные ситуации на рекламном рынке происходят с завидной
регулярностью. Агентство представляет свои наработки на тендер, но заказчик
«соскакивает» в последний момент. Через некоторое время выходит ролик, «сшитый
белыми нитками» из наработок, представленных участниками злополучного тендера.
Подобный ролик не копирует один в один предложения агентств. Но поворот сюжета,
идея напоминают «до боли знакомые образы».
Рекламодатели неохотно говорят о таких ситуациях. «Мы оставляем
за собой право при проведении тендера выкупить идею и пишем об этом в
приглашении на тендер. Правда, пока такого не было. Мы выбирали агентство и
доводили воплощение идеи до конца, улаживая все проблемы с подрядчиком», -
деликатно отвечает Леонид Шепелев, креативный директор группы компаний
«Связной». Но среди рекламодателей распространена и другая, более жесткая точка
зрения. Бренд-менеджер крупной розничной сети, лидера в сегменте, так объясняет
нежелание своей компании передавать всю работу подрядчикам: «Агентства
«зарывают» бюджет в представленной смете (выставляют завышенные цены. - ИР), и
вместо заявленных 15% комиссии зарабатывают все 50%. В итоге происходит то, что
происходит».
Увидев новую рекламу злополучного
безалкогольного напитка, Алексей мгновенно поставил диагноз — плагиат. Но имеет
ли место воровство на самом деле? Как отмечает Михаил Родионов, руководитель
юридического отдела юридической компании «Усков и партнеры», рекламные сообщения
охраняются наравне с другими объектами авторского права. Для этого рекламное
сообщение должно существовать в какой-либо объективной форме (изображение,
фотография, трехмерная модель, видео-, звукозапись и т.п.) и иметь творческий и
оригинальный характер.
Виктория Мельникова, юрист адвокатского бюро «Адвокат Сухарев и
Партнеры», отмечает: российское законодательство
об авторском праве не распространяется на идеи, равно как и на методы, процессы,
системы, способы. «В отличие от элементов фирменного стиля, рекламные
изображения не являются объектом для регистрации и потому не подпадают под
законодательство о защите интеллектуальной собственности, — поясняет Мельникова.
— Чтобы защитить идею, необходимо ее реализовать, идея должна приобрести
материализованную форму, скажем, произведения или фонограммы».
Вывод: если бы Алексей решил обратиться в суд, то никогда бы
его не выиграл.
враги-близнецы
Деловая пресса не раз писала о паразитирующих брендах.
Небольшие компании создают торговые марки, напоминающие бренды крупных компаний.
В 2002 году антимонопольное ведомство удовлетворило иск испанской компании
Еnrique Bernat, владельца карамельной марки Chupa Chups, к российской
кондитерской фабрике «Меньшевик», выпускающей леденцы под маркой «Лизун-Сосун».
Российская фирма выпускала карамель в упаковке, дизайн которой «был схож до
степени смешения» с упаковкой испанской компании.
Три года назад крупнейшие производители косметики и средств
личной гигиены — американская Procter & Gamble и екатеринбургская «Калина» –
вели войну с небольшой дистрибьюторской компанией «Торн-косметик», выпускавшей
зубные пасты Belamed (Blend-a-med), Aquarelle (не путать с Aquafresh). Но
настоящим хитом «Торна» стала паста «Кедровый бальзам». Этот продукт появился в
продаже в 1999 году, через год, после того как «Лесной бальзам» выпустила
«Калина». Поначалу екатеринбургская компания не обратила внимания на конкурента.
Но когда «Торну» после ряда маркетинговых шагов удалось увеличить стоимость
пасты в 3 раза (до 30 рублей) и нарастить продажи до 1 млн тюбиков в месяц,
«Калина» забеспокоилась. Независимые юристы тогда говорили, что «Калине» не
удастся засудить конкурента — концерну надо было доказать, что оба товарных
знака сходны до «степени смешения», то есть по смысловому сходству эксплуатируют
один и тот же образ и вызывают одни и те же ассоциации. Спор возник вокруг
словесного обозначения обеих паст, а любой лингвист докажет, что «кедровый» и
«лесной» имеют разное семантическое значение. Вот если бы «Торн» скопировал
визуальное исполнение упаковки пасты у «Калины», то тогда можно было бы говорить
о нарушениях. И все-таки «Калина» нашла железные аргументы. После скандала в СМИ
зубная паста «Кедровый бальзам» исчезла с прилавков, а потом сгинул и сам
«Торн».
Но иногда спорщикам удается договориться. «Союз-Виктан» больше
года судился с «Nemiroff Холдинг» за право выпускать водку «на бруньках». Первой
в 2004 году появилась водка «SV на березовых брунь-ках», выпущенная
«Союз-Виктаном», затем в 2005 — «Украинская березовая особая (на бруньках)» от
Nemiroff . В итоге пока производители судились, дублирующие друг друга названия
стали просто мешать друг другу. После долгих споров стороны решили договориться.
В ноябре 2006 года «Союз-Виктан» получил контроль над «бруньками», зато обязался
не использовать более в названиях своих водок сочетание «медовая с перцем»,
доставшееся Nemiroff.
недоказуемые вещи
Рекламисты говорят, что сегодня откровенный плагиат встречается
довольно редко. Гораздо чаше представители рекламной индустрии сталкиваются с
другим явлением - заимствованием некоторых наиболее удачных рекламных решений.
Причем подобные случаи встречаются на Западе не реже, чем в России (подробнее -
см. статью «Креативное подражание», стр. 20). И ремейки, в отличие от
«оригиналов», даже побеждают на престижных международных фестивалях.
Довольно часто копируются графические элементы - в логотипах и
шрифтах торговых марок.
В прошлом году российское агентство SideBox разработало
фирменный стиль для продукции кондитерской фабрики «Звездный». А в июле этого
года в линейке украинской компании «Луганскхолод» появилось новое мороженое под
маркой «Зефир», причем надпись выполнена практически тем же шрифтом, что и у
«Звездного» (см. иллюстрации на стр. 14 внизу). «Шрифт оригинальный, он был
разработан нашим художником на основе одного из шрифтов, купленных у крупнейшего
производителя кириллических шрифтов «ПараТайп», — комментирует эккаунт-директор
SideBox Ольга Аникина. Специалисты «ПараТайп» провели экспертизу и признали
злополучную надпись «Зефир» явным плагиатом. Петербургская компания Bercut
(поставщик IT-оборудования) начала ребрен-динг в октябре 2006 года. Одним из его
элементов стало изменение логотипа. Новый логотип на первый взгляд весьма схож с
логотипом сотового ритейлера Divizion — в обоих случаях использована помещенная
в квадрат «галочка» с вздернутым левым крылом. Правда, есть и отличия — у Bercut
знак объемный, а у Divizion — плоский. Отличаются и цвета фона, форма углов
квадрата. Будет ли этого достаточно для того, чтобы оба логотипа имели право на
существование, или все-таки «встретимся в суде»? Наталья Пенкина, руководитель
отдела маркетинговых коммуникаций Bercut, утверждает, что «оснований для
конфликта нет, так как нет нарушения закона — мы не нарушаем авторские права, не
пытаемся ввести в заблуждение потребителя. У нас разные сегменты рынка: мы
работаем строго на рынке b2b и не имеем никакого отношения к продаже телефонов».
Сейчас в Bercut регистрируют свой новый знак и, по словам Пенкиной, уверены, что
препятствий не будет.
Divizion пока выжидает. По словам руководителя пресс-службы
Очира Ман-джикова, юристы компании анализируют ситуацию. «Многое зависит от
того, в каких классах будет зарегистрирован новый торговый знак Bercut, —
говорит Манджи-ков. — Во всяком случае, мы не исключаем того, что предпримем
какие-то юридические шаги в защиту своего торгового знака, если это потребуется.
Но не раньше, чем будет завершена регистрация знака Bercut, и после
всестороннего изучения ситуации».
Эффект дежавю недавно почувствовали в агентстве Art-Com/WP.
Когда общественности были представлены новый логотип и фирменный стиль
телеканала ТВЦ, сотрудники агентства обнаружили пугающее сходство с логотипом и
стилем одного из своих клиентов - сотового оператора Utel - «Уралсвязьинформ».
Как говорят в агентстве, работы по ребрендингу для «Уралсвязьинформ» были
закончены и представлены клиенту еще более года назад, их результаты были
презентованы и запущены в жизнь в августе-сентябре 2005 года. «Новый логотип и
стиль ТВЦ настолько дублируют Utel, что просто не верится в случайность
похожести работ, имеющих разных авторов. Формальные различия, конечно, имеются,
но общая концепция практически идентична», - отмечали в агентстве. Впрочем,
директор по брендингу Art-Com/WP Алексей Баляев считает, что обвинять ТВЦ в
краже идеи не имеет смысла: «Это сходство может иметь объективные причины:
пересечение некоторых характеристик ЦА, например». К тому же Utel - региональный
оператор, который вряд ли хорошо известен в Москве и Подмосковье, где находится
большая часть аудитории ТВЦ, так что особой шумихи эта история не вызывает.
|
Битву в воздухе зрители могли наблюдать сначала в фильме
«Герой» (реж. Чжан Имоу), а затем в ролике сока Caprice (РА Instinct, реж.
Yangqingsheng) |
икра в банке
В ноябре на «Нашем радио» появилась реклама ночного клуба
«Икра». Клуб зазывает посетителей, а ролик завершается жизнеутверждающим «Весело
и вкусно». Совсем как когда-то в роликах McDonald’s.
В осенней кампании Московский международный банк завершает
рекламу своих продуктов слоганом «И все получится». Тот же слоган звучит в
рекламе банка «Русский стандарт».
Весной 2006 года агентство BBDO Moscow сделало рекламную
кампанию для Дельта Банка. Агентство объявило об этой работе в СМИ, утверждая,
что созданная коммуникация сильно выделяется на фоне российской банковской
рекламы. Большинство банков в своей рекламе говорят о стремлении людей жить и
реализовывать свои желания сегодня, получать от этого позитивные эмоции и новые
возможности. А BBDO и Дельта Банк нашли глубокий ин-сайт - связанный с чувством
дискомфорта, стеснения и унижения, которое испытывают многие, занимая деньги в
долг у родственников, коллег или друзей, а потому лучше воспользоваться услугами
банка. «Можно 20 минут мурлыкать, выпрашивая деньги у мужа на кота. Или получить
кредитную карту Дельта Банка», - гласил ролик.
Теперь и банк «Сосьете Женераль Восток» призывает занять деньги
у него, а не у тещи. И постеры Ситибанка в метро полугодовой давности убеждали
обращаться за деньгами к нему, а не к соседу.
По словам Андрея Акимова, юриста компании «Усков и партнеры»,
при проведении экспертизы юридической чистоты похожих торговых знаков, слоганов,
названий учитывается не только степень их схожести, но и рынки, на которых
работают компании, точнее, товарные категории, в которые входят выпускаемые ими
продукты. Так, один и тот же слоган, по мнению Акимова, вполне может
использоваться для продвижения, например, продуктов питания и ночного клуба.
Конечно, в том случае, если владелец слогана или товарного знака не
зарегистрировал его «на вырост» - не только в своей, но и в других товарных
категориях. Возвращаясь к примеру с Bercut, Пенкина отмечает еще один признак в
пользу своего нового логотипа. «Галочка» напоминает птицу, беркута, который
фигурирует и в названии компании.
не пойман — не вор
Есть ли повод для обвинений в плагиате, если в разных рекламных
роликах или принтах используются похожие сюжеты или инсайты?
Компания «Балтимор» для рекламы своего кетчупа привлекла
знаменитого французского актера Жерара Депардье. Ролик, разработанный агентством
«Родная Речь», вышел в эфир минувшей весной. По сюжету Депардье, проиграв в
бильярд даме, не поморщившись, съедает шляпу, заправленную кетчупом «Балтимор».
Веселый ролик, если бы не одно «но»… — эту идею уже использовал производитель
кетчупа Heinz. Вместо шляпы герой съедал тарелку.
Другой пример — в рекламном ролике автомобиль Citroen C4
превращался в трансформер. Сейчас на телевидении идет реклама Nissan, в которой
внедорожник трансформируется сначала в хищного зверя, развивающего большую
скорость, а потом в паука, ползущего по скалам.
В секторе BTL креативные решения повторяются еще чаще. Весной
2005 года агентство R&I Group для продвижения нового тогда женского журнала
«СамаЯ» организовало флеш-моб в московском метро: на каждой новой станции в
вагон заходили четыре девушки-промоутера, увлеченно читающие журнал «СамаЯ». С
каждой станцией девушек становилось все больше. А спустя несколько месяцев этот
флеш-моб — один в один – использовался на Украине при продвижении журнала
Cosmopolitan.
«Формально идею защитить невозможно, — говорит Михаил Родионов,
руководитель юридического отдела юридической фирмы «Усков и партнеры». —
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, способы,
концепции, открытия, факты. Идея с точки зрения закона — это «основная, главная
мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо» (см.: Толковый словарь
русского языка под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). То есть замысел пьесы
на уровне «истории о юных влюбленных, страдающих из-за того, что они принадлежат
к враждующим семьям» не охраняется. Чтобы стать объектом авторского права, он
должен быть воплощен в конкретном произведении, имеющем оригинальные, отличающие
его от всех прочих художественные особенности формы и содержания - например, в
пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Но и в этом случае охраняться будет именно
произведение как текст.
публичная порка
И все-таки даже в вопиющих случаях агентство не решается
вступить в судебный спор с подражателями. Не стали разбираться с украинскими
«умельцами» юристы «Звездного», не обращались в суд сотрудники Art-Com/WP.
Почему?
Во-первых, ответчик всегда может заявить, что он придумал эту
рекламу давным-давно, а почему клиент решил ее воплотить в жизнь только сейчас -
это его, клиента, внутреннее дело. Доказательством будут подписанные задним
числом документы. Истцу еще придется привести неопровержимые доказательства
того, что именно он придумал эту идею первым.
Во-вторых, мало кто рискнет оплачивать судебные издержки, когда
исход разбирательства не очевиден.
Есть стандартная процедура, которая позволяет несколько снизить
риски от воровства идеи и со стороны заказчика, и со стороны конкурента, –
отправить копии креативных работ в депозитарий интеллектуальной собственности
АКАР. В случае судебного разбирательства это может служить доказательством. Но
никто из рекламистов не вспомнил случая, когда бы пришлось прибегнуть к такому
доказательству. Ни одно агентство не захочет получить славу стяжателя. Так можно
испортить отношения не только с существующими, но и с потенциальными
заказчиками. «В рекламном бизнесе судебное разбирательство — вещь очень опасная,
— говорит Юний Давыдов, гендиректор R&I Group. — Даже выиграв суд, я
проиграю, потому что все решат: «это склочники, лучше с ними дела не иметь».
Получается как в той истории — «ложки нашлись, но осадок остался». Но я убежден,
что нам суд и не нужен, у нас свои методы — рекламные».
Давыдов приводит в пример проект «Дура» (продвижение
одноименного фильма). «Через полгода после того, как наши акции отгремели, и
агентство получило за него несколько наград, мы с изумлением обнаружили, что у
нашего рекламного «ребенка» тихонько возник еще один «родитель». В роли «мачехи»
выступило рекламное агентство «Планета Информ», от своего имени номинировавшее
проект на один из конкурсов. «Эти ребята действительно принимали участие в
работе - они занимались размещением билбордов. Но никакого отношения к креативу
они не имели», - говорит Давыдов.
В свою очередь руководство «Планеты Информ» заявило, что
агентство выполняло заказ режиссера картины Максима Коростышевского и совместно
с ним разработало концепцию продвижения фильма, основной идеей которой было
проведение ряда акций провокационного маркетинга. «На стадии реализации данной
кампании Максимом Коростышевским и «Планетой Информ» было привлечено агентство
R&I Group, которое и выступило в качестве субподрядчика и обеспечило акцию
персоналом (промоутерами) и РОS-материалами», - говорится в официальном
заявлении «Планеты Информ».
Обе компании не стали обращаться в суд, но PR-битву выиграла
R&I Group. «Вместо суда мы спровоцировали обсуждение в СМИ, превратив эту
«мелкую бытовую кражу» в увлекательный информационный поединок, - комментирует
Давыдов. -Проще говоря, максимально использовали возникшую ситуацию в свою
пользу».
Похожим образом поступили и возмущенные сотрудники SideBox,
опубликовав открытое письмо на крупнейших реклам-но-маркетинговых порталах.
Исполнительный директор «Луганскхолода» Павел Зверев ответил на обвинения
отрицанием факта плагиата и даже угрозами. Зверев намеревался подать на
агентство SideBox в суд за нанесение ущерба репутации компании. Правда, угрозами
дело и ограничилось.
Агентства признают, что будут рады появлению смельчака, который
не побоится выступить против подражателей в суде. Но никто из них на эту роль не
претендует. Выходит, и правда - у творческих людей просто мысли
сходятся.
Феликс Верб, Дмитрий Фролов, Мария Иванникова
18.12.2006
Журнал "Индустрия рекламы"