Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Смотрю и плачу

Почему рекламисты терпимы к плагиату

Креативные и арт-директора, копирайтеры и PR-менеджеры то и дело жалуются на конкурентов и заказчиков, нагло ворующих их идеи. Но до суда еще никто не дошел. Более того, есть мнение, что эффектдежавю в рекламе - неизбежность.

Алексей Н., копирайтер с семилетним стажем, никак не может успокоиться: «Это моя идея! Мой текст! А эти… просто безбожно его сперли!» Алексей сильно расстроен. Его голос дрожит, периодически срывается на фальцет, и только после 20 минут гневного монолога ему удается более-менее внятно изложить свою точку зрения на прошедшую недавно рекламную кампанию известного безалкогольного напитка.

Три года назад агентство, в котором работал Алексей, выиграло тендер на разработку креатива для одного пивного бренда. Нужно было придумать идею для слогана, двух-трех роликов, принтов и наружной рекламы. Заказчик настаивал, чтобы каждое из четырех агентств-претендентов представило не просто наброски, но и прорисованные сториборды (раскадровки ролика). И хотя тендер был платным (за участие было выплачено по $7 тыс.), каждый претендент рассчитывал на большее — $50 тысяч за идею и заказ на продакшен.

Через месяц заказчик объявил результаты. Тендерная комиссия, в составе которой было пять руководителей компании, от бренд-менеджера до гендиректора, объявила, что предложенные варианты «не соответствуют духу бренда», решив делать кампанию самостоятельно. А через три года Алексей увидел знакомый сюжет в рекламе другого продукта этого производителя.


Вездесущий альпинист был замечен в Европе (работа бразильского Leo Burnett)…

… в Москве (работа московского A.R.M.I.)...

…и в Сыктывкаре


между молотом и наковальней

Подобные ситуации на рекламном рынке происходят с завидной регулярностью. Агентство представляет свои наработки на тендер, но заказчик «соскакивает» в последний момент. Через некоторое время выходит ролик, «сшитый белыми нитками» из наработок, представленных участниками злополучного тендера. Подобный ролик не копирует один в один предложения агентств. Но поворот сюжета, идея напоминают «до боли знакомые образы».

Рекламодатели неохотно говорят о таких ситуациях. «Мы оставляем за собой право при проведении тендера выкупить идею и пишем об этом в приглашении на тендер. Правда, пока такого не было. Мы выбирали агентство и доводили воплощение идеи до конца, улаживая все проблемы с подрядчиком», - деликатно отвечает Леонид Шепелев, креативный директор группы компаний «Связной». Но среди рекламодателей распространена и другая, более жесткая точка зрения. Бренд-менеджер крупной розничной сети, лидера в сегменте, так объясняет нежелание своей компании передавать всю работу подрядчикам: «Агентства «зарывают» бюджет в представленной смете (выставляют завышенные цены. - ИР), и вместо заявленных 15% комиссии зарабатывают все 50%. В итоге происходит то, что происходит».

Увидев новую рекламу злополучного безалкогольного напитка, Алексей мгновенно поставил диагноз — плагиат. Но имеет ли место воровство на самом деле? Как отмечает Михаил Родионов, руководитель юридического отдела юридической компании «Усков и партнеры», рекламные сообщения охраняются наравне с другими объектами авторского права. Для этого рекламное сообщение должно существовать в какой-либо объективной форме (изображение, фотография, трехмерная модель, видео-, звукозапись и т.п.) и иметь творческий и оригинальный характер.

Виктория Мельникова, юрист адвокатского бюро «Адвокат Сухарев и Партнеры», отмечает: российское законодательство об авторском праве не распространяется на идеи, равно как и на методы, процессы, системы, способы. «В отличие от элементов фирменного стиля, рекламные изображения не являются объектом для регистрации и потому не подпадают под законодательство о защите интеллектуальной собственности, — поясняет Мельникова. — Чтобы защитить идею, необходимо ее реализовать, идея должна приобрести материализованную форму, скажем, произведения или фонограммы».

Вывод: если бы Алексей решил обратиться в суд, то никогда бы его не выиграл.

враги-близнецы

Деловая пресса не раз писала о паразитирующих брендах. Небольшие компании создают торговые марки, напоминающие бренды крупных компаний. В 2002 году антимонопольное ведомство удовлетворило иск испанской компании Еnrique Bernat, владельца карамельной марки Chupa Chups, к российской кондитерской фабрике «Меньшевик», выпускающей леденцы под маркой «Лизун-Сосун». Российская фирма выпускала карамель в упаковке, дизайн которой «был схож до степени смешения» с упаковкой испанской компании.

Три года назад крупнейшие производители косметики и средств личной гигиены — американская Procter & Gamble и екатеринбургская «Калина» – вели войну с небольшой дистрибьюторской компанией «Торн-косметик», выпускавшей зубные пасты Belamed (Blend-a-med), Aquarelle (не путать с Aquafresh). Но настоящим хитом «Торна» стала паста «Кедровый бальзам». Этот продукт появился в продаже в 1999 году, через год, после того как «Лесной бальзам» выпустила «Калина». Поначалу екатеринбургская компания не обратила внимания на конкурента. Но когда «Торну» после ряда маркетинговых шагов удалось увеличить стоимость пасты в 3 раза (до 30 рублей) и нарастить продажи до 1 млн тюбиков в месяц, «Калина» забеспокоилась. Независимые юристы тогда говорили, что «Калине» не удастся засудить конкурента — концерну надо было доказать, что оба товарных знака сходны до «степени смешения», то есть по смысловому сходству эксплуатируют один и тот же образ и вызывают одни и те же ассоциации. Спор возник вокруг словесного обозначения обеих паст, а любой лингвист докажет, что «кедровый» и «лесной» имеют разное семантическое значение. Вот если бы «Торн» скопировал визуальное исполнение упаковки пасты у «Калины», то тогда можно было бы говорить о нарушениях. И все-таки «Калина» нашла железные аргументы. После скандала в СМИ зубная паста «Кедровый бальзам» исчезла с прилавков, а потом сгинул и сам «Торн».

Но иногда спорщикам удается договориться. «Союз-Виктан» больше года судился с «Nemiroff Холдинг» за право выпускать водку «на бруньках». Первой в 2004 году появилась водка «SV на березовых брунь-ках», выпущенная «Союз-Виктаном», затем в 2005 — «Украинская березовая особая (на бруньках)» от Nemiroff . В итоге пока производители судились, дублирующие друг друга названия стали просто мешать друг другу. После долгих споров стороны решили договориться. В ноябре 2006 года «Союз-Виктан» получил контроль над «бруньками», зато обязался не использовать более в названиях своих водок сочетание «медовая с перцем», доставшееся Nemiroff.

недоказуемые вещи

Рекламисты говорят, что сегодня откровенный плагиат встречается довольно редко. Гораздо чаше представители рекламной индустрии сталкиваются с другим явлением - заимствованием некоторых наиболее удачных рекламных решений. Причем подобные случаи встречаются на Западе не реже, чем в России (подробнее - см. статью «Креативное подражание», стр. 20). И ремейки, в отличие от «оригиналов», даже побеждают на престижных международных фестивалях.

Довольно часто копируются графические элементы - в логотипах и шрифтах торговых марок.

В прошлом году российское агентство SideBox разработало фирменный стиль для продукции кондитерской фабрики «Звездный». А в июле этого года в линейке украинской компании «Луганскхолод» появилось новое мороженое под маркой «Зефир», причем надпись выполнена практически тем же шрифтом, что и у «Звездного» (см. иллюстрации на стр. 14 внизу). «Шрифт оригинальный, он был разработан нашим художником на основе одного из шрифтов, купленных у крупнейшего производителя кириллических шрифтов «ПараТайп», — комментирует эккаунт-директор SideBox Ольга Аникина. Специалисты «ПараТайп» провели экспертизу и признали злополучную надпись «Зефир» явным плагиатом. Петербургская компания Bercut (поставщик IT-оборудования) начала ребрен-динг в октябре 2006 года. Одним из его элементов стало изменение логотипа. Новый логотип на первый взгляд весьма схож с логотипом сотового ритейлера Divizion — в обоих случаях использована помещенная в квадрат «галочка» с вздернутым левым крылом. Правда, есть и отличия — у Bercut знак объемный, а у Divizion — плоский. Отличаются и цвета фона, форма углов квадрата. Будет ли этого достаточно для того, чтобы оба логотипа имели право на существование, или все-таки «встретимся в суде»? Наталья Пенкина, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Bercut, утверждает, что «оснований для конфликта нет, так как нет нарушения закона — мы не нарушаем авторские права, не пытаемся ввести в заблуждение потребителя. У нас разные сегменты рынка: мы работаем строго на рынке b2b и не имеем никакого отношения к продаже телефонов». Сейчас в Bercut регистрируют свой новый знак и, по словам Пенкиной, уверены, что препятствий не будет.

Divizion пока выжидает. По словам руководителя пресс-службы Очира Ман-джикова, юристы компании анализируют ситуацию. «Многое зависит от того, в каких классах будет зарегистрирован новый торговый знак Bercut, — говорит Манджи-ков. — Во всяком случае, мы не исключаем того, что предпримем какие-то юридические шаги в защиту своего торгового знака, если это потребуется. Но не раньше, чем будет завершена регистрация знака Bercut, и после всестороннего изучения ситуации».

Эффект дежавю недавно почувствовали в агентстве Art-Com/WP. Когда общественности были представлены новый логотип и фирменный стиль телеканала ТВЦ, сотрудники агентства обнаружили пугающее сходство с логотипом и стилем одного из своих клиентов - сотового оператора Utel - «Уралсвязьинформ». Как говорят в агентстве, работы по ребрендингу для «Уралсвязьинформ» были закончены и представлены клиенту еще более года назад, их результаты были презентованы и запущены в жизнь в августе-сентябре 2005 года. «Новый логотип и стиль ТВЦ настолько дублируют Utel, что просто не верится в случайность похожести работ, имеющих разных авторов. Формальные различия, конечно, имеются, но общая концепция практически идентична», - отмечали в агентстве. Впрочем, директор по брендингу Art-Com/WP Алексей Баляев считает, что обвинять ТВЦ в краже идеи не имеет смысла: «Это сходство может иметь объективные причины: пересечение некоторых характеристик ЦА, например». К тому же Utel - региональный оператор, который вряд ли хорошо известен в Москве и Подмосковье, где находится большая часть аудитории ТВЦ, так что особой шумихи эта история не вызывает.

Битву в воздухе зрители могли наблюдать сначала в фильме «Герой» (реж. Чжан Имоу), а затем в ролике сока Caprice (РА Instinct, реж. Yangqingsheng)

икра в банке

В ноябре на «Нашем радио» появилась реклама ночного клуба «Икра». Клуб зазывает посетителей, а ролик завершается жизнеутверждающим «Весело и вкусно». Совсем как когда-то в роликах McDonald’s.

В осенней кампании Московский международный банк завершает рекламу своих продуктов слоганом «И все получится». Тот же слоган звучит в рекламе банка «Русский стандарт».

Весной 2006 года агентство BBDO Moscow сделало рекламную кампанию для Дельта Банка. Агентство объявило об этой работе в СМИ, утверждая, что созданная коммуникация сильно выделяется на фоне российской банковской рекламы. Большинство банков в своей рекламе говорят о стремлении людей жить и реализовывать свои желания сегодня, получать от этого позитивные эмоции и новые возможности. А BBDO и Дельта Банк нашли глубокий ин-сайт - связанный с чувством дискомфорта, стеснения и унижения, которое испытывают многие, занимая деньги в долг у родственников, коллег или друзей, а потому лучше воспользоваться услугами банка. «Можно 20 минут мурлыкать, выпрашивая деньги у мужа на кота. Или получить кредитную карту Дельта Банка», - гласил ролик.

Теперь и банк «Сосьете Женераль Восток» призывает занять деньги у него, а не у тещи. И постеры Ситибанка в метро полугодовой давности убеждали обращаться за деньгами к нему, а не к соседу.

По словам Андрея Акимова, юриста компании «Усков и партнеры», при проведении экспертизы юридической чистоты похожих торговых знаков, слоганов, названий учитывается не только степень их схожести, но и рынки, на которых работают компании, точнее, товарные категории, в которые входят выпускаемые ими продукты. Так, один и тот же слоган, по мнению Акимова, вполне может использоваться для продвижения, например, продуктов питания и ночного клуба. Конечно, в том случае, если владелец слогана или товарного знака не зарегистрировал его «на вырост» - не только в своей, но и в других товарных категориях. Возвращаясь к примеру с Bercut, Пенкина отмечает еще один признак в пользу своего нового логотипа. «Галочка» напоминает птицу, беркута, который фигурирует и в названии компании.

не пойман — не вор

Есть ли повод для обвинений в плагиате, если в разных рекламных роликах или принтах используются похожие сюжеты или инсайты?

Компания «Балтимор» для рекламы своего кетчупа привлекла знаменитого французского актера Жерара Депардье. Ролик, разработанный агентством «Родная Речь», вышел в эфир минувшей весной. По сюжету Депардье, проиграв в бильярд даме, не поморщившись, съедает шляпу, заправленную кетчупом «Балтимор». Веселый ролик, если бы не одно «но»… — эту идею уже использовал производитель кетчупа Heinz. Вместо шляпы герой съедал тарелку.

Другой пример — в рекламном ролике автомобиль Citroen C4 превращался в трансформер. Сейчас на телевидении идет реклама Nissan, в которой внедорожник трансформируется сначала в хищного зверя, развивающего большую скорость, а потом в паука, ползущего по скалам.

В секторе BTL креативные решения повторяются еще чаще. Весной 2005 года агентство R&I Group для продвижения нового тогда женского журнала «СамаЯ» организовало флеш-моб в московском метро: на каждой новой станции в вагон заходили четыре девушки-промоутера, увлеченно читающие журнал «СамаЯ». С каждой станцией девушек становилось все больше. А спустя несколько месяцев этот флеш-моб — один в один – использовался на Украине при продвижении журнала Cosmopolitan.

«Формально идею защитить невозможно, — говорит Михаил Родионов, руководитель юридического отдела юридической фирмы «Усков и партнеры». — Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, способы, концепции, открытия, факты. Идея с точки зрения закона — это «основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо» (см.: Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). То есть замысел пьесы на уровне «истории о юных влюбленных, страдающих из-за того, что они принадлежат к враждующим семьям» не охраняется. Чтобы стать объектом авторского права, он должен быть воплощен в конкретном произведении, имеющем оригинальные, отличающие его от всех прочих художественные особенности формы и содержания - например, в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Но и в этом случае охраняться будет именно произведение как текст.

публичная порка

И все-таки даже в вопиющих случаях агентство не решается вступить в судебный спор с подражателями. Не стали разбираться с украинскими «умельцами» юристы «Звездного», не обращались в суд сотрудники Art-Com/WP. Почему?

Во-первых, ответчик всегда может заявить, что он придумал эту рекламу давным-давно, а почему клиент решил ее воплотить в жизнь только сейчас - это его, клиента, внутреннее дело. Доказательством будут подписанные задним числом документы. Истцу еще придется привести неопровержимые доказательства того, что именно он придумал эту идею первым.

Во-вторых, мало кто рискнет оплачивать судебные издержки, когда исход разбирательства не очевиден.

Есть стандартная процедура, которая позволяет несколько снизить риски от воровства идеи и со стороны заказчика, и со стороны конкурента, – отправить копии креативных работ в депозитарий интеллектуальной собственности АКАР. В случае судебного разбирательства это может служить доказательством. Но никто из рекламистов не вспомнил случая, когда бы пришлось прибегнуть к такому доказательству. Ни одно агентство не захочет получить славу стяжателя. Так можно испортить отношения не только с существующими, но и с потенциальными заказчиками. «В рекламном бизнесе судебное разбирательство — вещь очень опасная, — говорит Юний Давыдов, гендиректор R&I Group. — Даже выиграв суд, я проиграю, потому что все решат: «это склочники, лучше с ними дела не иметь». Получается как в той истории — «ложки нашлись, но осадок остался». Но я убежден, что нам суд и не нужен, у нас свои методы — рекламные».

Давыдов приводит в пример проект «Дура» (продвижение одноименного фильма). «Через полгода после того, как наши акции отгремели, и агентство получило за него несколько наград, мы с изумлением обнаружили, что у нашего рекламного «ребенка» тихонько возник еще один «родитель». В роли «мачехи» выступило рекламное агентство «Планета Информ», от своего имени номинировавшее проект на один из конкурсов. «Эти ребята действительно принимали участие в работе - они занимались размещением билбордов. Но никакого отношения к креативу они не имели», - говорит Давыдов.

В свою очередь руководство «Планеты Информ» заявило, что агентство выполняло заказ режиссера картины Максима Коростышевского и совместно с ним разработало концепцию продвижения фильма, основной идеей которой было проведение ряда акций провокационного маркетинга. «На стадии реализации данной кампании Максимом Коростышевским и «Планетой Информ» было привлечено агентство R&I Group, которое и выступило в качестве субподрядчика и обеспечило акцию персоналом (промоутерами) и РОS-материалами», - говорится в официальном заявлении «Планеты Информ».

Обе компании не стали обращаться в суд, но PR-битву выиграла R&I Group. «Вместо суда мы спровоцировали обсуждение в СМИ, превратив эту «мелкую бытовую кражу» в увлекательный информационный поединок, - комментирует Давыдов. -Проще говоря, максимально использовали возникшую ситуацию в свою пользу».

Похожим образом поступили и возмущенные сотрудники SideBox, опубликовав открытое письмо на крупнейших реклам-но-маркетинговых порталах. Исполнительный директор «Луганскхолода» Павел Зверев ответил на обвинения отрицанием факта плагиата и даже угрозами. Зверев намеревался подать на агентство SideBox в суд за нанесение ущерба репутации компании. Правда, угрозами дело и ограничилось.

Агентства признают, что будут рады появлению смельчака, который не побоится выступить против подражателей в суде. Но никто из них на эту роль не претендует. Выходит, и правда - у творческих людей просто мысли сходятся.


Феликс Верб, Дмитрий Фролов, Мария Иванникова
18.12.2006  Журнал "Индустрия рекламы"
18.12.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов