Блог в помощь: как заработать на интересе к чужим дневникам
Выкупив права на размещение контекстной рекламы в русскоязычном сегменте LiveJournal, Александр Мамут и Эндрю Полсон создали крупный международный блоговый портал SUP (Self User Portal) и ожидают значительной прибыли. Не они первые почувствовали бизнес-потенциал блогосферы - способов заработать на неформальном общении в интернете существует множество.
Настоящий блоггер – это человек, который давно перестал работать в обычном понимании этого слова и существует за счет продаж рекламы на своем блоге. Хороший блоггер в Штатах зарабатывает до 100 тыс. долларов в год. Для Америки это не много, но и не мало, если учесть, что пишет он, как правило, еще и на любимую тему. Таких блоггеров-профи меньшинство, но они задают тон всему сообществу, развивают блогосферу. Остальные 99,99% блоггеров условно можно назвать любителями.
Компания «Яндекс» недавно опубликовала исследование российской блогосферы. По ее данным, на сегодня типичный блоггер Рунета – это девушка 21 года, живет в Москве, учится в вузе, ее записи регулярно читают 24 других блоггера. Пару раз в неделю или в месяц она заходит в Сеть и пишет, как съездила в очередное путешествие (а значит, упоминает и туроператора, с которым оформляла поездку, отель, в котором жила) или какой посмотрела фильм (и сообщает, в каком кинотеатре города наиболее удобные кресла), как встретила друга (и называет самый ароматный кофе в столице) или рассказывает, что купила себе новые джинсы (и хвастается маркой и называет место покупки).
И у тех, кто размещает баннеры, и у «любителей давать советы» есть аудитория, готовая их слушать, а следовательно, есть возможность заработать медийной, контекстной или поведенческой рекламой. Антон Носик, руководитель службы блогов компании «СУП», основной источник доходности подведомственного ему направления видит в том, что и в России немало желающих оплачивать размещение дополнительных сервисов на блог-хостинговых платформах. А процедуру оплаты аккаунтов можно «подключить» к какой-либо платежной системе (например «Яндекс. Деньги»). Вместе с тем, считает Носик, возможности серьезно заработать здесь существенно ограничены, поскольку блоги считаются объектами интеллектуальной собственности.
Но бизнес уже включился в соревновательное продвижение своей продукции в блогосфере. По самым последним данным из США, более половины менеджеров по закупкам при выборе товаров сначала читают блоги. Если вы – туристическая компания и отправляете людей кататься на серфах, сотрудничество с авторитетным блоггером-серфингистом может быть полезнее публикации рекламных модулей в журналах.
Какие бывают блоги
Большинство из 36 млн блогов – это дневники блоггеров-одиночек, в которых они пишут обо всем, что им интересно. Меньшинство, представляющее для бизнеса больший интерес, – это специализированные блоги, их можно условно разделить по уровню участников.
Популярные блоги
Чаще всего темы этих блогов совпадают с хроникой горячих новостей радио и ТВ. Так что популярность блога никак не связана с содержанием. Как раз авторы популярных блогов с удовольствием помогают при раскрутке и пиаре нужной темы.
Бизнес-блоги
Это, собственно, и есть то самое ценное, что может найти бизнес в блогосфере. На сегодня таких блогов немного, но судя по темпам развития, через пару лет в каждой бизнес-теме возникнут блоги с узкотематической информацией, например, о ремонте «Мерседесов» или о путешествиях в Китай. Бизнес-блог по вашей теме может быть нейтральным по отношению к вам, дружественным или враждебным. Найти бизнес-блог проще всего с помощью поиска по теме вашего бизнеса, возможно, вы найдете автора, который подробно пишет о предмете вашей деятельности.
Пример
Некий автор «popandopola» интересуется автомобилями «Пежо». В марте 2005 года он решил открыть блог-сообщество «Peugeot теперь в ЖЖ – все о владельцах и их автомобилях». На сегодня в сообщество входят 72 участника и 84 постоянных читателя плюс все те, кто нашел этот блог в Сети. Большинство тем – об автомобилях «Пежо».
Любопытна дискуссия о конфликте компании «Арманд» и Дарьи Донцовой – 31 комментарий (http: //community.livejournal.com/ru_peugeot/9895.html) о сервисе дилера Peugeot: действительно ли он так плох, как об этом написано в книге? Судя по тексту, большинство комментариев оставили сотрудники автодилеров «Пежо». Для них блоги стали рабочей информационной средой.
Корпоративные блоги
Это любопытный вид информации. Мечта любого разведчика. А информация – это деньги. Раньше и без блогов 90% информации они брали из открытых источников, теперь и вовсе разведку сокращать придется.
Тем не менее многие компании открывают корпоративные блоги. Пишут в них о том, как хорошо в компании N работать и какие замечательные продукты она предлагает рынку.
ДИАГРАММА. Тематические интересы блоггеров
Пример
Русскоязычный блог компании Google http://googlerussiablog.blogspot.com/ – это хороший пример. Такой блог ведут специально подготовленные люди, имеющие для этого время. Если корпоративный блог начинают вести просто энтузиасты, скорее всего через пару месяцев его придется закрыть – энтузиазм к этому времени иссякает, заметки становятся редкими и неинтересными.
Что такое блог
Первые блоги появились примерно 10 лет назад. Сначала они представляли собой обычные электронные дневники людей, которым хотелось высказать всему интернет-сообществу свое мнение о самых разных, актуальных для авторов вопросах. Далее возник проект www.livejournal.com (домен создан 14 апреля 1999 года) – появилась возможность объединить блоггеров на одном ресурсе, сделать поиск по блогам, дать возможность читателям комментировать тексты блога. Кроме этого, создание блога сильно упростилось, также теперь автор дневника может ограничивать круг его читателей или вообще писать только для себя – и все это бесплатно. Следующим этапом стало создание сообществ – блогов, которые ведут несколько авторов для большой аудитории.
Сегодня в Сети сотни проектов, аналогичных www.livejournal.com, и все они существуют для того, чтобы желающие вели блоги, читали и комментировали их тексты. И народ не дремлет. Количество блогов и блоггеров растет в геометрической прогрессии (за последние три года число блогов увеличилось в 60 раз). Сегодня их более 36 миллионов в мире, из них примерно один миллион – на русском языке |
Не все блоггеры понимают, что их деятельность может не понравиться людям и тем более компаниям, о которых они пишут. Некоторые наивно, некоторые не без умысла пишут со всеми подробностями о том, что происходит у них на работе. Иногда в блогах можно найти информацию, явно не предназначенную для открытой публикации. Поэтому наиболее продвинутые работодатели указывают в контрактах, заключаемых с сотрудниками, о чем можно писать в личном блоге, а о чем нельзя.
Создание и продвижение новых блогов
Итак, вы решили, что аудитория читателей блогов представляет для вас интерес и нужно ознакомить их с вашими чудными предложениями. Самый плохой вариант – сговорившись с автором, пытаться публиковать явно рекламную информацию в уже сложившихся блогах. Вас очень быстро «вычислят» и с позором выгонят.
Удобнее и полезнее создать новый блог. Для этого понадобится автор, который разбирается в вашей теме, в том числе во всех ее нюансах. Если это блог про печки-каменки, нужно описать не просто саму печку и ваши впечатления, но и самые мелкие детали – как устанавливали, чем топили, куда дым пошел.
Пример
Основное направление работы туристической компании «Киевлянка» – отдых в Карпатах. Идея сделать бизнес-блог понравилась своей новизной и низкой стоимостью создания. В результате появился блог «Отдых в Карпатах» (см. «Личный опыт»)
Реклама в блогах должна быть очень мягкой, чтобы не спугнуть
Ирина Водянская Директор компании «Киевлянка»
Для рекламы своих услуг мы используем в основном интернет-рекламу – продвижение в поисковых системах, размещение статей на соответствующих сайтах, а также в блогах. Для нас этот ресурс достаточно новый, с ним мы начали работать примерно полгода назад.
С нашей точки зрения, ресурс имеет следующие положительные стороны: в блогах люди общаются, пишут отзывы, то есть происходит живой, прямой контакт с аудиторией. Надо учитывать, конечно, что основная масса людей, которые общаются посредством дневников, – это молодежь в возрасте 18–25 лет, и они не входят в группу очень состоятельных людей, но так как мы свою аудиторию растим, то для нас это большой плюс.
Мы периодически выпускаем статьи о своих путешествиях и сразу размещаем их в блогах по той или иной темактике. Не стараемся заполонить все: используем несколько блогов по интересам, например, рыбалка, охота, приключенческий отдых, вкусная еда. У нас уже есть свой пул, по которому размещается наша информация. Практически сразу же приходят ответы, отзывы, что очень радует. Не могу сказать, что такая реклама сильно влияет на продажи, это скорее некий вид внутреннего, скрытого пиара. А он, как известно, мгновенных результатов не дает. Так что необходимо набраться терпения и работать дальше.
На мой взгляд, реклама в блогах должна быть очень мягкой, носить описательный и рекомендательный характер, чтобы не спугнуть и не разозлить потенциальных клиентов. Очень многие сообщества не любят, когда к ним вторгается кто-то и хочет что-то «продать». Поэтому лучше всего постараться завязать общение в сообществах и уже на полных правах члена того или иного сообщества рассказывать и предлагать ваш продукт или услугу |
По описанию блоггеров, которые занимаются продвижением продукции, все достаточно просто:
- надо найти тему (или она тебя найдет);
- писать о том, в чем разбираешься, и попытаться сформировать доверительное отношение к своим постам;
- не забывать в том или ином контексте упоминать торговую марку.
Иногда достаточно проверить сайт на частоту упоминаний того или иного брэнда – и вот готовый отчет.
Важна личность блоггера: он должен понимать, насколько уместно то или иное высказывание, уметь вести дискуссию в нужном направлении и правильно организовывать функционирование блога. Так, блоггер, известный тем, что одновременно продвигает пять брэндов на разных блогах, определил, какой процент посетителей читает и реагирует на второстепенные ветки обсуждений (около 1%). Соответствующим образом вводились регламент и ограничение на комментарии. Таким образом он оптимизировал свое время работы с блогом без видимого ущерба для сайтов.
СХЕМА 1. Популярные блог-хостинги среди российских блоггеров
Особую нишу занимают блоги специалистов, которые создают на своей странице целый дневник наблюдений за продуктом. Например, при продвижении нового крема или любой другой косметики эффективным приемом может оказаться дневник-наблюдение косметолога, где будут отслеживаться все изменения состояния кожи. Есть минус: описываются изменения как в лучшую, так и в худшую стороны – убедить профессионала своей отрасли подтасовывать данные вряд ли удастся. Так что это инструмент для тех, кто в превосходстве своего продукта абсолютно уверен.
Блоги – это просто мода
Дмитрий Давыдов Российский интернет-предприниматель, совладелец Deprice.com и 13 других сетевых проектов
Блоги, несомненно, работают. Вместе с тем я абсолютно не верю в то, что корпоративный блог или блог «подсадная утка» будут работать.
Давайте начистоту – маркетинговый менеджер или PR-менеджер средней компании просто не в состоянии сделать интересный блог. То, что блоги работают и могут зарабатывать деньги, не означает, что открытие блога для Тульского моторного завода или Кузьминской птицефабрики есть некое гениальное бизнес-решение. Ничего подобного.
Я постоянно вижу, как рекламные агентства пытаются открыть свои корпоративные блоги, но на них никто не ходит. Читают Сета Година (sethgodin.typepad.com), но не корпоративный блог BBDO или Ogilvy & Mathers.
Надо понимать, что есть некая блоговая шизофрения. С одной стороны, блоги – это всерьез и надолго. С другой стороны, корпоративные блоги – это просто мода, которая ничего не дает. Как мода на миссию компании или корпоративный гимн |
Разумное дополнение – выделить рабочую группу внутри компании, которая, не являясь владельцем сайта, будет целенаправленно продвигать продукцию на блогах в последующем обсуждении. В случае единичного провала не придется убивать блог, а нужно будет всего лишь сменить юзера.
Пример
Аудитория бизнес-блогов: (только www.livejournal.com)
Ипотека – 25 сообществ, 101 блоггер.
Пример блог-сообщества об ипотеке:
(http://community.livejournal.com/ipoteka/)
Участников – 710. Читателей – 744.
Последнее сообщение от 6 октября о падении цен на недвижимость за полдня прокомментировано 20 раз.
Дайвинг – 48 сообществ, 465 блоггеров.
Пример блог-сообщества о дайвинге в Шарме:
(http://community.livejournal.com/ru_sh_el_sheikh/)
Участников – 108. Читателей – 144.
Последнее сообщение от 4 октября прокомментировали 16 раз за два дня.
По мнению Дмитрия Давыдова, владельца блога «Маркетинг в маленьком городе», русский контент пока бесперспективен. Если на Западе обеспечением продвижения можно зарабатывать, то в России отдача только «на имя».
СХЕМА 2. Влияние информации в блогах на принятие решения о покупке
Михаил «Фостер» Верхотуров, «жЫвая легенда хакаснета» склонен согласиться с тем, что культура продвижения в блогах у нас еще не сформировалась. Его сайт ежедневно посещают 250 посетителей. Возможно, на фоне российских блогов это и мало, но сайт вот уже три года удерживает звание самого посещаемого авторского сайта Хакасии. Приятно иметь такого альтруистического поклонника пива Foster's, хотя он был бы не прочь еще и получать за увлечения «свои законные». Использование авторов блогов с псевдонимами, которые напоминают о брэндах, – неплохой имиджевый ход.
Как заинтересовать блоггера
Для известного блоггера Стива Павлина существует шесть способов заработать на блоге:
- Google Adsense объявления (контекстная реклама от Google, плата «за клик»);
- пожертвования (через PayPal, недавно заработавшую в России, или другую платежную систему – да, некоторые люди действительно отправляют чек по почте);
- текстовые ссылки/объявления (оплата за фиксированное количество в месяц);
- Chitika eMiniMalls объявления (платят за клик);
- партнерские программы – такие, как Amazon и LinkShare (комиссия с проданных товаров, главным образом это книги);
- продвижение продуктов отдельного рекламодателя (как правило, это трехмесячные кампании; некоторые длятся дольше).
В первую очередь, советует Стив, следует выбрать нишу для вашего блога, где тема позволяла бы выступить вам в роли специалиста, при этом «размер» обсуждаемых тем не должен быстро исчерпать себя. Так, в управлении VegFamily.com – популярного web-сайта строгого вегетарианца – возможностей заработать масса, но варьировать темы уже сложно. Тем не менее блог приносит свой доход.
Сотрудничество с известными блоггерами
Бывают случаи, когда в вашей теме уже существуют блоггеры, которые собирают большую аудиторию. С такими людьми нужно встречаться и дружить. Не пытайтесь обмануть аудиторию, подсунуть рекламу под видом авторской информации – это плохая идея. Лучше банально разместите баннер или текстовый рекламный блок, а еще лучше – придумайте вместе с блоггером, какая информация будет интересна аудитории, и публикуйте ее, не забывая скромно расставлять акценты в нужным местах.
К выбору блоггера нужно относиться крайне ответственно. Этот человек скорее всего будет писать в дневнике свое мнение о вашем продукте. Соответственно он должен в нем разбираться и быть личностью, авторитетной для читателей. Самая распространенная ошибка компаний, которые пытались продвигать себя через блоги, – публикация явно рекламной, хвалебной информации от лица неизвестных аудитории безымянных блоггеров.
Отдельный вопрос – эффективность такого инструмента. Статистика упоминаний брэнда в Сети глаз радует, но перенесется ли эта «цитируемость» на реальные продажи? Задача, с которой рекламные блоги успешно справляются, – это активная информационная поддержка, ознакомление с новой продукцией хотя бы на уровне «привычки написания». «Торможение» в развитии этого способа продвижения товара было связано в первую очередь с ограниченным доступом большей части населения к интернет-ресурсу. Сейчас же производитель видит отдачу, а следовательно, есть основание предлагать активно использовать блоги для продвижения товара и в Рунете.
«SalesBusiness/Продажи»