Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Резьба по огурцам

«Мы решили сыграть на интересе к восточной теме у профессионалов ресторанного бизнеса»

Услышав о существовании "Академии карвинга", я решила, что это по меньшей мере горнолыжная школа (в спорте карвингом называется техника резаных поворотов). Оказалось, это еще и вырезание по различным предметам.


- Да, я девушка с горнолыжным прошлым,- смеется президент ООО "Академия карвинга" Алла Мишина,- но термин "карвинг" придуман не к лыжам. Он означает вырезание по чему угодно: льду, маслу, шоколаду, дереву или овощам.

Как раз овощи в офисе Аллы Мишиной представлены в избытке и во всех своих ипостасях: как муляжи для декора, художественные композиции на фотографиях (для демонстрации результата) и просто как учебный материал. Последние лежат на круглом столе. За ним же сидит группа из пяти разновозрастных и разнополых учеников и сосредоточенно превращает морковь, свеклу, яблоки и огурцы в произведения искусства- искусства карвинга, именно так с подачи Аллы Мишиной теперь следует называть художественную резьбу по овощам.

Оранжевые терки

Термином "карвинг" Алла Мишина обогатила отечественную кулинарию всего два года назад, будучи к тому времени уже опытном бизнес-игроком - из тех, кто создавал свой бизнес с нуля, благодаря озарению, случаю и решительности.

- Я окончила геологоразведочный институт по специальности инженер-геофизик. К 1991 году из-за отсутствия денег геофизика в СССР вконец развалилась. Любимая специальность оказалась невостребованной абсолютно.

Алла стала думать, чем же заняться.
В поиске интересных идей отправилась на выставку "Консумэкспо" на ВДНХ и там увидела стенд немецкой компании Borner, производящей ручные овощерезки для домашнего применения, теперь известные каждой российской хозяйке под названием "оранжевые терки".

- Меня заинтересовала методика демонстрации продукции.
Этим занимались поляки. Не зная русского языка, они пытались общаться с народом - народ их не понимал, но веселился, слушая смешную смесь польских и русских слов. Я обратила внимание на то, что у немцев была проблема не только с переводчиками, но и вообще с работой на выставке. Тогда еще не было ни "обменников", ни валютного рынка, а частная торговля на валюту вообще преследовалась по закону. К немцам подходили оптовые покупатели и что-то говорили про закупки через министерства, а они вообще не понимали, о чем речь. Я не собиралась просить у них никаких мест и никаких денег, просто было интересно посмотреть на работу иностранной компании изнутри. В бизнесе я в то время была абсолютно не сильна, но найти контакт с этими людьми могла, предложив свои руки и русский и английский языки. Я просто подошла к герру Бернеру и сказала: "Вижу, вы растеряны, давайте я вам помогу".

Немцы отказываться не стали. Алла проработала на стенде Borner несколько дней.
Уезжали немцы из России со словами: "У тебя все хорошо получается, продавай и дальше, будут деньги, пришлешь как-нибудь",- и оставили Алле Мишиной полконтейнера овощерезок. Алла товар растаможила и легко распродала через сеть "Хозторг" и другие крупные, но пустые магазины.

"Дождаться, пока сломаются"

- Когда немцы увидели потенциал российского рынка, то решили завозить сюда не только товар, но и станки, чтобы производить здесь не требующие немецких технологий и стали пластиковые детали овощерезок. Основная причина такого решения- невозможность отправлять валюту за границу. Иностранцы тогда решили, что будут иметь здесь 80% уставного капитала, наращивать обороты и дожидаться перемен в стране, когда этот капитал можно будет либо вложить, либо вывезти. Это было выгодно: пластмасса в Германии стоила тогда около 1 тыс. марок за тонну, а в России- в десять раз меньше.

В 1992 году Алла Мишина стала генеральным директором и совладельцем ООО "Бернер Ист", представляющего интересы завода Borner в СНГ. Дела у компании шли отлично, овощерезки разлетались "на ура". Так продолжалось до 1998 года, когда рынок "упал".

- В 2001-2002 годах мы делали колоссальные усилия, но к прежним объемам не вернулись. К ним до сих пор не вернулся никто, кроме нефтяников. Я стала анализировать, почему мы выкладываемся днем и ночью на работе, сотрудников становится больше, клиентов тоже, а объемы не растут. Наконец, пришла к выводу, что мы просто насытили рынок и надо дождаться, пока долговечные терки сломаются. На выставках до сих пор иногда подходят люди и говорят: "О! Отличная вещь! У меня ваша терка еще с 1993 года". Хозяйка за это время уже поменяла квартиру, машину и мужа, а овощерезка у нее все та же. Я стала думать, чем же еще заняться в области резьбы по овощам. Меня ограничивал, во-первых, уже отлаженный рынок сбыта: я не могла торговать ни картинами, ни телефонами, ни чем-то еще, не относящимся к хозяйственной группе товаров. Во-вторых, как представитель завода Borner, я не могла торговать тем, что не имеет отношения к заводу. Имея такое количество ограничений, было очень сложно найти продукцию, которая была бы новой и при этом интересной и потребителю, и производству.

Как и в 1991 году Алла Мишина занялась поиском идей. Алгоритм был известен, около года она ездила по мировым выставкам и кулинарным салонам и в какой-то момент обратила внимание на столы, украшенные композициями из фигурно вырезанных овощей и фруктов.

- Я подумала: "О! Еще один вид нарезки овощей",- и сразу стало интересно. По моим ощущениям, в России вершиной резьбы по овощам были розочки из моркови и мухоморы из помидора- возможно, и у нас есть свои специалисты… Я решила их найти.

Полугодовой поиск российских резчиков по овощам и фруктам оказался безрезультатным. Были отдельные умельцы, которые в свободное от жарки котлет или варки супов время могли что-то вырезать, но никто из них не позиционировал себя как специалиста по карвингу. И это понятно. Ни у кого не было инструментов, не было школы, методики. Папайя, маракуйя, арбуз- все это очень дорого. Можно тренироваться на картошке, но ведь ее сырую на стол не положишь. Отсюда как раз и растут ноги у всей этой истории с мухомором из яйца и помидора. Оценив все эти проблемы, я начала решать их по очереди.

Алла уже по второму кругу начала ездить по мировым кулинарным салонам- искала мастеров овощного карвинга, но безуспешно. Были обнаружены мастера ледового и даже шоколадного карвинга, но ни в Европе, ни в Америке профессиональных резчиков по овощам, способных передать свое искусство другим, найти не удалось.

Восточная кухня

Алла переориентировалась на Восток. И тут ей повезло.

- В Таиланде я попала в гостиницу, где по субботам для гостей устраивали особый буфет. Все горшочки-тарелочки-вазочки для него были из тыквы, арбуза, дыни, папайи и других неведомых мне овощей.

Договорившись о будущих уроках с одной из резчиц, Алла уехала в Москву и через некоторое время вернулась в таиландскую деревушку в обществе двух менеджеров своей компании. С собой дамы привезли целую коллекцию самодельных ножей для карвинга, которую Алла собрала за время своих мировых поисков.

- На скромной кухне мастера мы провели две недели. На второй день обучения я поняла, что бесконечно далека от вырезания и сказала своим менеджерам: "Девочки, вы всему учитесь, а я буду всем руководить".
Но вот что мне нравится в тайских мастерах- они очень спокойные и доброжелательные, способны очень плавно, но настойчиво научить любого, в том числе и меня.
Общались мы в основном жестами и резали с девяти утра до девяти вечера, пока в глазах не темнело.

Все две недели обучения Алла и ее менеджеры вели фото- и видеосъемку, которая потом легла в основу учебника и учебного фильма. Но первым делом, вернувшись в Россию, Алла Мишина занялась созданием чертежей и образцов ножей для карвинга. За инженерные разработки взялась сама - образование позволяло, помогали инженеры и технологи "Бернер Ист".

- Потом эти ножи мы привезли в германский Borner, показали немцам, чтобы разместить у них заказ.

- Как они отреагировали? - А какая им разница, они же делали обычный производственный заказ и денег в проект не вкладывали.

- То есть немецкие партнеры не захотели участвовать в развитии карвинга? - Нет. Господин Бернер сказал, что вся эта моя история с цветочками европейскому рынку неинтересна. Что, может быть, российская домохозяйка и заинтересуется розочками, а немецкая и уж тем более американская захотят купить в супермаркете все готовое.

Borner взялся делать ножи. Собственно, логотипов на изделиях два- завода и "Академии карвинга". Производство ножей, включая прессформы, чертежи и патентование, стоили 100 тыс. евро. В эту же сумму вошло издание книги-инструкции "Карвинг: мастер-класс" по вырезанию, которую написала Алла.

- Когда мы сделали набор ножей и книгу, я поняла, что без фильма продавать это будет крайне сложно. Рассказ о том, как вырезать розочку, под каким углом поставить нож и насколько длинно сделать надрез - всему этому эффективнее научить с экрана. В итоге пришлось из 30 часов снятого в Таиланде видео сделать учебный фильм.

"Снег - это не так уж и страшно"

К началу 2005 года набор из 11 ножей, диска с фильмом и книги был выпущен тиражом 10 тыс. экземпляров. В январе Алла Мишина выставилась на "Консумэкспо-2005". Изначально набор позиционировался как еще одно развлечение для хозяек, любящих вышивать крестиком, плести макраме - словом, удивлять гостей произведениями своих умелых ручек. Спрос был, но ажиотажа не случилось. И через два месяца Алла Мишина, представляющая уже "Академию карвинга", получила приглашение на участие в кулинарной выставке.

- В подобных выставках мы никогда не участвовали, потому что это не наш профиль. Но тут решили попробовать и сыграть на интересе к восточной теме у профессионалов ресторанного бизнеса. И здесь нас просто "снесли". Спрос был от кулинаров всей России. На подобных выставках не разрешают торговать, но мы дошли до организаторов и получили разрешение. В результате каждые три часа подвозили туда наборы и за три дня продали тысячу штук. И я поняла, что домохозяйки - это одно, а деньги я буду делать с поварами.

- Вы их вообще не принимали в расчет? - Я думала, что не смогу как коробейник ходить по ресторанам со своим ящиком для карвинга. Но оказалось, что индустрия гостеприимства развивается сейчас семимильными шагами, и нам стало очень легко показывать и продавать себя на всевозможных профильных выставках в Петербурге, Краснодаре, Сочи, Анапе.

Алла Мишина сразу решила, что идею карвинга надо продавать в максимальном наборе: ножи, книга, фильм плюс учитель, способный вживую передать секреты художественной резки. И таким учителем может быть только жительница Таиланда, найти которую было очень сложно, а уговорить приехать в непонятную Россию, где ничего таиландского: ни диаспоры, ни газет, ни фильмов, ни еды,- еще сложнее.

- Единственный способ убеждения- очень-очень большие деньги. Но это только зарплата. Дальше начинается: билеты на самолет, рабочая виза, проживание, плюс постоянный менеджер, без которого таиландка поначалу даже хлеб не могла купить. Наша первая гостья приехала в январе и вышла из самолета во вьетнамках и панамке. Шок у нее был такой, что она прижалась дома к батарее и не хотела ее отпускать. Потихоньку мы начали ее одевать и выводить за руку из дома, показывать, что снег - это не так уж и страшно.

Сейчас в "Академии карвинга" работают две таиландки - одна постоянно, другая помогает ей в сезон выставочного ажиотажа- в апреле и октябре.

Сама школа открыта семь дней в неделю, обучение состоит из двух уровней по восемь часов каждый. Первый (все виды цветов, включая пресловутые розочки) стоит 3,2 тыс. руб., второй - еще 3,2 тыс. руб., и вы шикарно режете по арбузам, тыквам и дыням. Овощи входят в стоимость обучения, максимальная группа - пять человек.

- Кто у вас учится? - Половина учеников - это домохозяйки, половина - повара, из которых 20%- мужчины. Иногда приходят домработницы, за них платят их наниматели. Учится много студентов кулинарных колледжей. Мы сами к ним приезжаем и даем бесплатные мастерклассы, а потом родители студентов складываются, и колледжи по оптовой цене покупают наши наборы.

Ненасыщаемый рынок

- Как вы распространяете свои наборы? - В центральных магазинах есть фирменные секции Borner - там и продаем.

- Карвинг оправдал ваши ожидания? - Более чем. Сейчас я готовлю третий тираж набора, а также отдельную толстую книгу по карвингу, которая будет продаваться в магазинах в отделе "Кулинария". Мы делаем то, что до нас не делал никто и никогда: в рамках крупных кулинарных выставок проводим чемпионаты по карвингу. Несмотря на независимое международное судейство, всегда победителями становятся наши ученики. Просто уровень несопоставим.

- Вам удалось окупить свои вложения? - Да, мои деньги вернулись. Самыми большими текущими расходами остаются затраты на таиландок - полеты, квартиры, визы и менеджмент.

- Не проще ли обучить российских мастеров? - Это следующая проблема нашего бизнеса. Я боюсь, что человек приедет к нам, всему научится, мы с ним заключим контракт на три года, а он этот контракт выбросит и скажет, что Трудовой кодекс позволяет ему уволиться. И что мне делать? Судиться? В этом смысле таиландки надежнее.

- Вы не хотите открыть филиалы своей школы в других городах? - Пока нет. Я боюсь клонов и не хочу обманывать людей, давая им в качестве учителя российских специалистов. Я бы с удовольствием открыла десять филиалов- и перестала бы бояться конкуренции.

Но пока за два года работы даже среди моих менеджеров, которые с таиландкой неразлучны, ни один не научился даже половине того, что может она. До ее опыта нам расти 20 лет. Я не хочу обслуживать людей на уровне местечковых специалистов, только потому что они из провинции. Вообще, мне кажется, что этот рынок мы никогда не сможем насытить. Потому что имеем дело с уникальным мастерством, передающимся из рук в руки.

- А сами вы режете по овощам? - А как вы думаете, насколько надо знать предмет, чтобы написать о нем учебник? Когда я хочу выступить перед своими гостями как-то необычно, то прошу подключиться таиландку. Я не выдаю это за свою работу, а говорю: "Это мой бизнес, и я тоже так могу, но значительно медленнее".

ЕЛЕНА МУЛЯРОВА

Деловая газета "Бизнес"

22.12.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов