Дружественный бутик
Марии Волькенштейн удалось построить семейную компанию с западным
подходом
20 лет назад Мария Волькенштейн, гендиректор
исследовательской компании Validata, работала на небольшой должности в
академическом институте. Сегодня она возглавляет компанию, выполняющую заказы
крупнейших мировых корпораций. Марии удается развивать бизнес, одновременно
поддерживая на работе домашнюю атмосферу.
В
компании Validata принято называть друг друга, по-дружески сокращая имена: Маша,
Юля, Саша. Многие, за исключением разве что новых молодых сотрудников,
обращаются так и к гендиректору — Марии Михайловне Волькенштейн. Это не
фамильярность, а элемент корпоративной культуры. «Маша Волькенштейн —
доброжелательный и открытый человек», — говорит Наталья Плетнева, менеджер по
исследованию потребителей компании Wrigley. «После общения с ней остается
впечатление, что она ждала именно тебя, что тебе рады», — отзываются о ней все
наши собеседники.
Такой же открытой Волькенштейн хочет видеть и свою компанию.
«Validata — не фабрика по сбору и обработке данных, — говорит основательница. —
Мы — интеллектуальная, живая, человечная компания, работающая по принципу
«домашнего доктора».
легендарная школа
Маша выросла в интеллигентной
петербургской семье. Ее дед, Владимир Михайлович Волькенштейн, был известным
искусствоведом и драматургом (его пьесу «Калики перехожие» ставил сам
Станиславский). Отец, известный биофизик, член-корреспондент АН СССР Михаил
Владимирович Волькенштейн, в 1950 году был награжден Государственной
(Сталинской) премией за исследования структуры биологических макромолекул и
номинирован на Нобелевскую премию. Мать, Стелла Иосифовна Аленикова, специалист
по Латинской Америке, в 18 лет уехала переводчиком в составе Интернациональных
бригад на войну в Испанию. Именно она в 1988 году была секретарем общественного
объединения «Московская Трибуна», созданного при участии академика Андрея
Сахарова.
Атмосфера семьи, сохранившей традиции либеральной
интеллигенции, не могла не оказать влияния на формирование характера и взглядов,
а «московские кухни» 60-70-х годов стали для Маши первыми гражданскими
университетами. Интерес к обществу, людям и их проблемам здесь были так же в
чести, как интерес к науке или искусству.
В 1970 году Маша окончила легендарную московскую «вторую школу»
- «историко-литературную школу с физкультурным уклоном для математиков
и физиков», - так объяснял специализацию учебного заведения ее завуч.
В школе общекультурные ценности имели безусловный приоритет перед узкой
специализацией. В 1971 году власти посчитали недопустимым открытое проявление
самостоятельности: директора и педагогический состав уволили. А вывеска школы,
как знамя разбитого, но не сдавшегося врагам полка, долго хранилась как реликвия
в квартире одного из ее выпускников.
После школы Мария Волькенштейн поступила в МФТИ (Московский
физико-технический институт). «Учителя и в школе, и в «физтехе» научили меня
структурировать проблемы четко, выражать свои мысли без «воды», обычно присущей
тогда людям, занимавшимся общественными дисциплинами», - говорит
Волькенштейн.
Несмотря на серьезное образование, Маша не сделала карьеры.
Почти 15 лет, до начала 90-х, она работала на маленькой должности младшего
научного сотрудника в Институте химической физики АН СССР, изучала
ультразвуковые поверхностные волны, даже подготовила диссертацию, но защищать не
стала. Забота о двоих детях казалась важнее, чем продвижение по служебной
лестнице. «Конечно, я жила не только семьей, - рассказывает Маша. - Желание
понимать, что происходит в стране, что думают люди, всегда было важным для
меня». После распада СССР у Маши появилась возможность применить свои знания на
практике.
американские хлопоты
«Много раз я обращалась к самым
известным советским социологам с просьбой взять меня на работу в любом качестве
и всегда получала отказ, - рассказывает Волькенштейн. - Мое «физтеховское»
образование было главным бракующим признаком. В то время приходилось
удовлетворять свое любопытство другим способом, участвуя в московской
общественной жизни и пытаясь построить свой бизнес». Летом 1991 года Маша
Волькенштейн улетела на месяц в США к мужу, математику Игорю Примакову, который
работал по трехмесячному контракту в Станфордском университете. К этому времени
у нее уже было небольшое дело (совместное предприятие по поставкам научного
оборудования с жившим в США давним коллегой отца). Но Маше хотелось
профессионально заниматься тем, что было наиболее интересно, - изучением людей,
их мнений, желаний. Возникла идея на волне общего интереса американских компаний
к России найти в Штатах партнеров и заказы для нового бизнеса. Маша обзванивала
по телефонному справочнику американские исследовательские компании и предлагала
свои услуги в качестве их представителя в России. Обзвонив десятки компаний, ей
удалось договориться о встрече на 21 августа с руководством фирмы Yankelovich
Partners. В эти дни на улицах Москвы появились танки. «Если бы мы договорились
на 19 или 20 августа, наш разговор не состоялся бы, - вспоминает Волькенштейн. -
Если бы я была в Москве, то, без сомнений, была бы среди защищавших Белый дом».
Но к 21 августа путч был подавлен, встреча состоялась, и Маша Волькенштейн,
вернувшись в новую Россию представителем компании Yankelovich Partners,
зарегистрировала собственную фирму Validata.
//Validata Основана в 1991 году Марией
Волькенштейн. Штат - 34 человека. В компании четыре отдела:
количественный, качественный, полевой и ValidataKids. Оборот - $4 млн
(оценка ИР). Основные конкуренты: КОМКОН, «ГФК-Русь», Ipsos,
A/R/M/I-Marketing и другие члены ОИРОМ. |
методом проб и ошибок
Первым заказчиком Validata был
ИД «Коммерсантъ», для которого молодая фирма провела небольшое исследование по
изучению отношения к приватизации. Гонорар был копеечный, но по результатам
работы Волькенштейн опубликовала статью, после которой появился первый серьезный
заказ. Международной финансовой корпорации (IFC) требовалось проводить
ежемесячные опросы — в 6 городах (Волгоград, Екатеринбург, Новосибирск и др.),
по 1 тыс. интервью face-to-face в каждом городе. Платили за них по тем временам
неплохо — $0,23 за каждое интервью. Стало понятно, что без профессиональных
социологов не обойтись. Маша нашла знакомых во ВЦИОМ — единственной на тот
момент организации, имевшей опыт в подобных работах. Так в проект пришел
директор Центрального отделения ВЦИОМ, доцент Воронежского университета Сергей
Хайкин, позже ставший директором по исследованиям Validata. Хайкин приступил к
работе немедленно. «Когда спустя два часа после первого разговора я перезвонила
ему для уточнения деталей, то не застала на месте — он уже улетел в Волгоград
«ставить поле», — вспоминает Волькенштейн.
Первые годы Validata в основном занималась изучением
общественно-политической ситуации: восприятия приватизации, настроений в
регионах и т.п. Российский бизнес еще не слишком нуждался в исследованиях.
Именно поэтому сотрудничество с Yankelovich Partners не было эффективным.
«Пакетные» подходы, похожие на весьма распространенные сегодня лицензионные
методики, в то время не были актуальны. Поэтому через несколько лет из названия
исчезло слово Yankelovich, осталась только Validata (через несколько лет
компания стала частью Global Market Research, имеющей подразделения в 30 странах
мира).
Первым «бизнес-клиентом» стала в 1994 году американская Amoco,
намеревавшаяся создать в России сеть бензоколонок. Эпоха дефицита еще не
кончилась, и многие шоферы в то время возили в багажнике запасную канистру с
бензином. «И вот этих шоферов мы собирали на фокус-группу и изучали
необходимость иметь на заправке еще и нотариальные услуги, — смеется Маша. —
Отвечали примерно так: «Нам бы туалет, конечно, а вот без нотариуса можем и
обойтись».
Amoco так и не решилась ставить бензоколонки в России, зато другие транснациональные
компании отнеслись к нашему рынку более внимательно. Прежде чем развивать здесь
бизнес, они тщательно исследовали экономическую ситуацию, проводили масштабные
опросы, изучали привычки и склонности россиян. Впоследствии заказчики таких
исследований продолжали сотрудничество с тем же исполнителем при проведении
классических маркетинговых исследований. Так среди клиентов Validata в 1995-1997
годах появились Unilever, Coca-Cola, а за ними и многие другие.
Маша вспоминает почти анекдотические ситуации: «Например, когда
мы поставили на стол перед участниками фокус-группы новую бутылку «Пепси-колы» и
спросили, какие ассоциации она вызывает, то один мужчина «связал» ее с…
академиком Лихачевым. «Мы недостойны такого напитка», - резюмировал он. На
другой фокус-группе, обсуждавшей один из безалкогольных напитков, кто-то из
участников поделился своими соображениями, как использовать этот напиток для…
пайки в домашних условиях. И группа стала немедленно вникать в подробности».
Вслед за крупными заказчиками подтягивались и мелкие. «Лучше
всего работало «сарафанное радио», - считает Волькенштейн. - Один клиент
рассказывал о нас другому, менеджеры переходили из компании в компанию и т.п.».
К тому же в компании всегда стремились использовать все появлявшиеся новинки и
сами придумывали методики и модели исследований. Если готовых технических
средств не было или они были дороги - их изготавливали вручную, «на коленке».
Один из таких «действующих макетов» - прибор для изучения реакции респондента на
рекламный ролик, изготовленный «народными умельцами» из Validata еще в конце
90-х годов.
|
// Мария Волькенштейн Родилась в 1953 году в
Москве. Образование - Московский физико-технический институт. Опыт
работы: 1976-1990 - младший научный сотрудник Института химической
физики АН СССР. 1991 - настоящее время - соучредитель, гендиректор
Validata. Увлечения - теннис, горные лыжи, дайвинг.
|
большой маленький коллектив
Почти десять лет, до 2002
года, Validata оставалась небольшой компанией, в которой работало 8-12
сотрудников. «У нас долго не было четкой специализации внутри компании, -
рассказывает Хайкин. - Если надо было выполнять срочный заказ, то на него
«кидались все», и гендиректор вместе с сотрудниками корпела над расшифровкой
интервью, проводила фокус-группы, делала все, что необходимо». Конечно,
постепенно возникали отделы, специализация, но стиль оставался прежним.
«Хотелось сохранить творческую обстановку в компании, кроме того, всегда было
скучно заниматься собственным маркетингом, что необходимо для проведения
масштабных исследовательских проектов, - говорит Волькенштейн. - К тому же это
противоречило концепции компании, работающей по принципу «маркетингового
бутика».
Однако в последние годы Validata, не изменив общей
направленности, начала заметно расти, сегодня там работают уже более 30 человек.
«У нас хорошая репутация», - уклончиво объясняет Волькенштейн. Впрочем, дело не
только в этом. «Маша всегда, с самого начала понимала нашу работу как бизнес, а
не просто самореализацию, радость от того, что «можно жить как хочется», -
говорит Хайкин. -Она не была зашорена так, как были в то время зашорены мы все.
Наверное, в том, что Validata не росла раньше, есть и моя вина - не хотелось
терять атмосферу небольшого коллектива и личного участия в каждом проекте».
В 2002 году в течение месяца из компании ушли несколько человек
из числа самых первых ее сотрудников (правда, со многими из них сохранились
теплые профессиональные и человеческие отношения). Хайкин создал «Институт
социального маркетинга» и стал его гендиректором, Галина Галкина и Лариса
Сидорова работают в небольшой ресечерской компании «Ателье» директорами по
исследованиям. В том же году Волькенштейн, почувствовав интерес рынка к товарам
для детей, запустила новый проект по изучению детской аудитории. Дочернюю фирму
ValidataKids возглавила Юлия Юз-башева - она когда-то начинала работать с Машей,
потом на два года уходила в Dan-one. Сравнив стиль работы крупной компании с
прописанными до мелочных деталей бизнес-процессами, она предпочла свободу
отношений в «маркетинговом бутике».
коллеги-конкуренты
В 2003 году Маша Волькенштейн
стала одним из инициаторов создания ОИРОМ - Объединения исследователей рынка и
общественного мнения. Первоначально в него вошли 12 компаний, в том числе и
крупнейшие. Сегодня в ОИРОМ входит уже 21 компания, они в совокупности
контролируют около 60% исследовательского рынка. Совет объединения собирается
несколько раз в год в офисе Validata. В ОИРОМ создана общая база респондентов —
участников фокус-групп. Не секрет, что рекрутеры, желая облегчить себе работу,
могут приглашать в разные компании одних и тех же «профессиональных
респондентов», что запрещается методически. Эта база хранится у независимой
IT-компании (ее название не раскрывается), и каждый из членов ОИРОМ может
направить запрос и «пробить» того или иного респондента. Был и другой эпизод,
когда одна из исследовательских компаний вела активную кампанию по переманиванию
квалифицированных ресечеров (не секрет, что рынок испытывает острый дефицит в
таких специалистах). В результате «воспитательной беседы» кампания была
прекращена.
Кроме того, уже в течение нескольких лет Маша Волькенштейн
является национальным представителем в России наиболее авторитетной
международной организации исследователей рынка ESOMAR. Это не просто
формальность. Национальный представитель должен быть не просто компромиссной
фигурой, устраивающей ревнивых конкурентов, но и признанным профессионалом, с
авторитетным мнением которого будут считаться коллеги.
суверенные сотрудники
Несмотря на рост бизнеса, Маше
удается сохранять домашнюю атмосферу в своей компании. «Когда работа делается
весело, то люди делают больше, чем просто «за деньги», - считает она. Поэтому
журнала «прихода и ухода», да и вообще графика присутствия на работе в компании
нет. «Правда, это чревато работой в выходные и допоздна, - вздыхает Юлия
Юзба-шева, - но своя ноша не тянет». Чтобы сотрудники действительно чувствовали
ее «своей», им делегируют полномочия по известному принципу «берите
суверенитета, сколько хотите».
«Около года назад, - рассказывает Сергей Хайкин, - я привел
своих студентов в Validata. Целью визита было показать будущим «капитанам
российской экономики», как устроены изнутри разные исследовательские компании, с
которыми им в будущем, возможно, придется сотрудничать. Validata была одним из
таких «опытных объектов». Молодых людей встретила Маша Волькенштейн, которая
немедленно предложила всем сесть... на пол и сама села рядом в образовавшийся
круг. «Мы побывали в лучших исследовательских компаниях страны, но я нигде не
видел столь эффективного способа преодолеть барьеры и создать доверительную
обстановку, - говорит Хайкин. - Студенты позже говорили, что не видели компании
с более сердечной и доброжелательной атмосферой».
Умение расположить к себе с первых секунд, доверительное
отношение - характерная черта Волькенштейн. Даже стол в кабинете Маши особенный
- как бы подчеркивает открытость хозяйки. Небольшая «деловая часть» с
компьютером переходит в круглый стол, составляя с ним единое целое. Поэтому
исчезает разница между хозяином и посетителем, любой разговор становится беседой
равных, диалогом за круглым столом.
Но долго ли сохранится дух компании таким, каким он сложился в
период ее отрочества и юности, неизвестно. В самой компании не чувствуют этой
опасности. Но Александр Демидов, гендиректор «ГФК-Русь» предупреждает: «Рост
штата может привести к размыванию негласных ценностей, объединяющих людей, и
необходимости формализации бизнес-процедур». Так обычно и бывает. Если только
уникальное сочетание образования, опыта и обаяния Марии Михайловны снова не
подскажут ей не замечаемые другими решения.
Дмитрий Фролов
28.12.2006
Журнал "Индустрия рекламы"