Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Дружественный бутик

Марии Волькенштейн удалось построить семейную компанию с западным подходом

20 лет назад Мария Волькенштейн, гендиректор исследовательской компании Validata, работала на небольшой должности в академическом институте. Сегодня она возглавляет компанию, выполняющую заказы крупнейших мировых корпораций. Марии удается развивать бизнес, одновременно поддерживая на работе домашнюю атмосферу.

В компании Validata принято называть друг друга, по-дружески сокращая имена: Маша, Юля, Саша. Многие, за исключением разве что новых молодых сотрудников, обращаются так и к гендиректору — Марии Михайловне Волькенштейн. Это не фамильярность, а элемент корпоративной культуры. «Маша Волькенштейн — доброжелательный и открытый человек», — говорит Наталья Плетнева, менеджер по исследованию потребителей компании Wrigley. «После общения с ней остается впечатление, что она ждала именно тебя, что тебе рады», — отзываются о ней все наши собеседники.

Такой же открытой Волькенштейн хочет видеть и свою компанию. «Validata — не фабрика по сбору и обработке данных, — говорит основательница. — Мы — интеллектуальная, живая, человечная компания, работающая по принципу «домашнего доктора».

легендарная школа
Маша выросла в интеллигентной петербургской семье. Ее дед, Владимир Михайлович Волькенштейн, был известным искусствоведом и драматургом (его пьесу «Калики перехожие» ставил сам Станиславский). Отец, известный биофизик, член-корреспондент АН СССР Михаил Владимирович Волькенштейн, в 1950 году был награжден Государственной (Сталинской) премией за исследования структуры биологических макромолекул и номинирован на Нобелевскую премию. Мать, Стелла Иосифовна Аленикова, специалист по Латинской Америке, в 18 лет уехала переводчиком в составе Интернациональных бригад на войну в Испанию. Именно она в 1988 году была секретарем общественного объединения «Московская Трибуна», созданного при участии академика Андрея Сахарова.

Атмосфера семьи, сохранившей традиции либеральной интеллигенции, не могла не оказать влияния на формирование характера и взглядов, а «московские кухни» 60-70-х годов стали для Маши первыми гражданскими университетами. Интерес к обществу, людям и их проблемам здесь были так же в чести, как интерес к науке или искусству.

В 1970 году Маша окончила легендарную московскую «вторую школу» - «историко-литературную школу с физкультурным уклоном для математиков и физиков», - так объяснял специализацию учебного заведения ее завуч. В школе общекультурные ценности имели безусловный приоритет перед узкой специализацией. В 1971 году власти посчитали недопустимым открытое проявление самостоятельности: директора и педагогический состав уволили. А вывеска школы, как знамя разбитого, но не сдавшегося врагам полка, долго хранилась как реликвия в квартире одного из ее выпускников.

После школы Мария Волькенштейн поступила в МФТИ (Московский физико-технический институт). «Учителя и в школе, и в «физтехе» научили меня структурировать проблемы четко, выражать свои мысли без «воды», обычно присущей тогда людям, занимавшимся общественными дисциплинами», - говорит Волькенштейн.

Несмотря на серьезное образование, Маша не сделала карьеры. Почти 15 лет, до начала 90-х, она работала на маленькой должности младшего научного сотрудника в Институте химической физики АН СССР, изучала ультразвуковые поверхностные волны, даже подготовила диссертацию, но защищать не стала. Забота о двоих детях казалась важнее, чем продвижение по служебной лестнице. «Конечно, я жила не только семьей, - рассказывает Маша. - Желание понимать, что происходит в стране, что думают люди, всегда было важным для меня». После распада СССР у Маши появилась возможность применить свои знания на практике.

американские хлопоты
«Много раз я обращалась к самым известным советским социологам с просьбой взять меня на работу в любом качестве и всегда получала отказ, - рассказывает Волькенштейн. - Мое «физтеховское» образование было главным бракующим признаком. В то время приходилось удовлетворять свое любопытство другим способом, участвуя в московской общественной жизни и пытаясь построить свой бизнес». Летом 1991 года Маша Волькенштейн улетела на месяц в США к мужу, математику Игорю Примакову, который работал по трехмесячному контракту в Станфордском университете. К этому времени у нее уже было небольшое дело (совместное предприятие по поставкам научного оборудования с жившим в США давним коллегой отца). Но Маше хотелось профессионально заниматься тем, что было наиболее интересно, - изучением людей, их мнений, желаний. Возникла идея на волне общего интереса американских компаний к России найти в Штатах партнеров и заказы для нового бизнеса. Маша обзванивала по телефонному справочнику американские исследовательские компании и предлагала свои услуги в качестве их представителя в России. Обзвонив десятки компаний, ей удалось договориться о встрече на 21 августа с руководством фирмы Yankelovich Partners. В эти дни на улицах Москвы появились танки. «Если бы мы договорились на 19 или 20 августа, наш разговор не состоялся бы, - вспоминает Волькенштейн. - Если бы я была в Москве, то, без сомнений, была бы среди защищавших Белый дом». Но к 21 августа путч был подавлен, встреча состоялась, и Маша Волькенштейн, вернувшись в новую Россию представителем компании Yankelovich Partners, зарегистрировала собственную фирму Validata.

//Validata
Основана в 1991 году Марией Волькенштейн.
Штат - 34 человека. В компании четыре отдела: количественный, качественный, полевой и ValidataKids.
Оборот - $4 млн (оценка ИР).
Основные конкуренты: КОМКОН, «ГФК-Русь», Ipsos, A/R/M/I-Marketing и другие члены ОИРОМ.

методом проб и ошибок
Первым заказчиком Validata был ИД «Коммерсантъ», для которого молодая фирма провела небольшое исследование по изучению отношения к приватизации. Гонорар был копеечный, но по результатам работы Волькенштейн опубликовала статью, после которой появился первый серьезный заказ. Международной финансовой корпорации (IFC) требовалось проводить ежемесячные опросы — в 6 городах (Волгоград, Екатеринбург, Новосибирск и др.), по 1 тыс. интервью face-to-face в каждом городе. Платили за них по тем временам неплохо — $0,23 за каждое интервью. Стало понятно, что без профессиональных социологов не обойтись. Маша нашла знакомых во ВЦИОМ — единственной на тот момент организации, имевшей опыт в подобных работах. Так в проект пришел директор Центрального отделения ВЦИОМ, доцент Воронежского университета Сергей Хайкин, позже ставший директором по исследованиям Validata. Хайкин приступил к работе немедленно. «Когда спустя два часа после первого разговора я перезвонила ему для уточнения деталей, то не застала на месте — он уже улетел в Волгоград «ставить поле», — вспоминает Волькенштейн.

Первые годы Validata в основном занималась изучением общественно-политической ситуации: восприятия приватизации, настроений в регионах и т.п. Российский бизнес еще не слишком нуждался в исследованиях. Именно поэтому сотрудничество с Yankelovich Partners не было эффективным. «Пакетные» подходы, похожие на весьма распространенные сегодня лицензионные методики, в то время не были актуальны. Поэтому через несколько лет из названия исчезло слово Yankelovich, осталась только Validata (через несколько лет компания стала частью Global Market Research, имеющей подразделения в 30 странах мира).

Первым «бизнес-клиентом» стала в 1994 году американская Amoco, намеревавшаяся создать в России сеть бензоколонок. Эпоха дефицита еще не кончилась, и многие шоферы в то время возили в багажнике запасную канистру с бензином. «И вот этих шоферов мы собирали на фокус-группу и изучали необходимость иметь на заправке еще и нотариальные услуги, — смеется Маша. — Отвечали примерно так: «Нам бы туалет, конечно, а вот без нотариуса можем и обойтись».

Amoco так и не решилась ставить бензоколонки в России, зато другие транснациональные компании отнеслись к нашему рынку более внимательно. Прежде чем развивать здесь бизнес, они тщательно исследовали экономическую ситуацию, проводили масштабные опросы, изучали привычки и склонности россиян. Впоследствии заказчики таких исследований продолжали сотрудничество с тем же исполнителем при проведении классических маркетинговых исследований. Так среди клиентов Validata в 1995-1997 годах появились Unilever, Coca-Cola, а за ними и многие другие.

Маша вспоминает почти анекдотические ситуации: «Например, когда мы поставили на стол перед участниками фокус-группы новую бутылку «Пепси-колы» и спросили, какие ассоциации она вызывает, то один мужчина «связал» ее с… академиком Лихачевым. «Мы недостойны такого напитка», - резюмировал он. На другой фокус-группе, обсуждавшей один из безалкогольных напитков, кто-то из участников поделился своими соображениями, как использовать этот напиток для… пайки в домашних условиях. И группа стала немедленно вникать в подробности».

Вслед за крупными заказчиками подтягивались и мелкие. «Лучше всего работало «сарафанное радио», - считает Волькенштейн. - Один клиент рассказывал о нас другому, менеджеры переходили из компании в компанию и т.п.». К тому же в компании всегда стремились использовать все появлявшиеся новинки и сами придумывали методики и модели исследований. Если готовых технических средств не было или они были дороги - их изготавливали вручную, «на коленке». Один из таких «действующих макетов» - прибор для изучения реакции респондента на рекламный ролик, изготовленный «народными умельцами» из Validata еще в конце 90-х годов.

// Мария Волькенштейн
Родилась в 1953 году в Москве. Образование - Московский физико-технический институт.
Опыт работы:
1976-1990 - младший научный сотрудник Института химической физики АН СССР.
1991 - настоящее время - соучредитель, гендиректор Validata.
Увлечения - теннис, горные лыжи, дайвинг.

большой маленький коллектив
Почти десять лет, до 2002 года, Validata оставалась небольшой компанией, в которой работало 8-12 сотрудников. «У нас долго не было четкой специализации внутри компании, - рассказывает Хайкин. - Если надо было выполнять срочный заказ, то на него «кидались все», и гендиректор вместе с сотрудниками корпела над расшифровкой интервью, проводила фокус-группы, делала все, что необходимо». Конечно, постепенно возникали отделы, специализация, но стиль оставался прежним. «Хотелось сохранить творческую обстановку в компании, кроме того, всегда было скучно заниматься собственным маркетингом, что необходимо для проведения масштабных исследовательских проектов, - говорит Волькенштейн. - К тому же это противоречило концепции компании, работающей по принципу «маркетингового бутика».

Однако в последние годы Validata, не изменив общей направленности, начала заметно расти, сегодня там работают уже более 30 человек. «У нас хорошая репутация», - уклончиво объясняет Волькенштейн. Впрочем, дело не только в этом. «Маша всегда, с самого начала понимала нашу работу как бизнес, а не просто самореализацию, радость от того, что «можно жить как хочется», - говорит Хайкин. -Она не была зашорена так, как были в то время зашорены мы все. Наверное, в том, что Validata не росла раньше, есть и моя вина - не хотелось терять атмосферу небольшого коллектива и личного участия в каждом проекте».

В 2002 году в течение месяца из компании ушли несколько человек из числа самых первых ее сотрудников (правда, со многими из них сохранились теплые профессиональные и человеческие отношения). Хайкин создал «Институт социального маркетинга» и стал его гендиректором, Галина Галкина и Лариса Сидорова работают в небольшой ресечерской компании «Ателье» директорами по исследованиям. В том же году Волькенштейн, почувствовав интерес рынка к товарам для детей, запустила новый проект по изучению детской аудитории. Дочернюю фирму ValidataKids возглавила Юлия Юз-башева - она когда-то начинала работать с Машей, потом на два года уходила в Dan-one. Сравнив стиль работы крупной компании с прописанными до мелочных деталей бизнес-процессами, она предпочла свободу отношений в «маркетинговом бутике».

коллеги-конкуренты
В 2003 году Маша Волькенштейн стала одним из инициаторов создания ОИРОМ - Объединения исследователей рынка и общественного мнения. Первоначально в него вошли 12 компаний, в том числе и крупнейшие. Сегодня в ОИРОМ входит уже 21 компания, они в совокупности контролируют около 60% исследовательского рынка. Совет объединения собирается несколько раз в год в офисе Validata. В ОИРОМ создана общая база респондентов — участников фокус-групп. Не секрет, что рекрутеры, желая облегчить себе работу, могут приглашать в разные компании одних и тех же «профессиональных респондентов», что запрещается методически. Эта база хранится у независимой IT-компании (ее название не раскрывается), и каждый из членов ОИРОМ может направить запрос и «пробить» того или иного респондента. Был и другой эпизод, когда одна из исследовательских компаний вела активную кампанию по переманиванию квалифицированных ресечеров (не секрет, что рынок испытывает острый дефицит в таких специалистах). В результате «воспитательной беседы» кампания была прекращена.

Кроме того, уже в течение нескольких лет Маша Волькенштейн является национальным представителем в России наиболее авторитетной международной организации исследователей рынка ESOMAR. Это не просто формальность. Национальный представитель должен быть не просто компромиссной фигурой, устраивающей ревнивых конкурентов, но и признанным профессионалом, с авторитетным мнением которого будут считаться коллеги.

суверенные сотрудники
Несмотря на рост бизнеса, Маше удается сохранять домашнюю атмосферу в своей компании. «Когда работа делается весело, то люди делают больше, чем просто «за деньги», - считает она. Поэтому журнала «прихода и ухода», да и вообще графика присутствия на работе в компании нет. «Правда, это чревато работой в выходные и допоздна, - вздыхает Юлия Юзба-шева, - но своя ноша не тянет». Чтобы сотрудники действительно чувствовали ее «своей», им делегируют полномочия по известному принципу «берите суверенитета, сколько хотите».

«Около года назад, - рассказывает Сергей Хайкин, - я привел своих студентов в Validata. Целью визита было показать будущим «капитанам российской экономики», как устроены изнутри разные исследовательские компании, с которыми им в будущем, возможно, придется сотрудничать. Validata была одним из таких «опытных объектов». Молодых людей встретила Маша Волькенштейн, которая немедленно предложила всем сесть... на пол и сама села рядом в образовавшийся круг. «Мы побывали в лучших исследовательских компаниях страны, но я нигде не видел столь эффективного способа преодолеть барьеры и создать доверительную обстановку, - говорит Хайкин. - Студенты позже говорили, что не видели компании с более сердечной и доброжелательной атмосферой».

Умение расположить к себе с первых секунд, доверительное отношение - характерная черта Волькенштейн. Даже стол в кабинете Маши особенный - как бы подчеркивает открытость хозяйки. Небольшая «деловая часть» с компьютером переходит в круглый стол, составляя с ним единое целое. Поэтому исчезает разница между хозяином и посетителем, любой разговор становится беседой равных, диалогом за круглым столом.

Но долго ли сохранится дух компании таким, каким он сложился в период ее отрочества и юности, неизвестно. В самой компании не чувствуют этой опасности. Но Александр Демидов, гендиректор «ГФК-Русь» предупреждает: «Рост штата может привести к размыванию негласных ценностей, объединяющих людей, и необходимости формализации бизнес-процедур». Так обычно и бывает. Если только уникальное сочетание образования, опыта и обаяния Марии Михайловны снова не подскажут ей не замечаемые другими решения.


Дмитрий Фролов
28.12.2006  Журнал "Индустрия рекламы"
28.12.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов