Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кривая вывезет

Почему в России нет достоверной рыночной аналитики?

В отсутствие достоверных данных российский бизнес до сих пор мечется по рынку в потемках. В лучшем случае — в неверном свете лучины. Маркетинговые исследования нередко напоминают студенческие рефераты, аналитики путают причины и следствия, а прогнозы точны не более, чем компас, под который подложили топор. Кризис рыночных исследований в стране налицо, а вот есть ли выход — неизвестно.

В сентябре 2003 года сотрудники аналитического отдела весьма авторитетной компании любезно предоставили автору для подготовки статьи свежеиспеченные данные об объеме совокупных рекламных бюджетов на рынке страхования. Тогда, после введения в действие закона об ОСАГО, динамика в различных сегментах страховой индустрии живо интересовала и исследователей, и журналистов. Эксперты компании не только с энтузиазмом выслали эксклюзивные данные по итогам первого полугодия, но еще и самостоятельно подготовили прогноз на вторую половину года. Оставалось только «встроить» полученные сведения в статью, которая приобретала все черты серьезного аналитического труда, снабженного комментариями ведущих экспертов и таблицами.

В нынешнем году судьба снова свела меня с этой компанией: понадобились не только текущие данные об объемах рынка рекламы в страховой сфере, но и оценки его динамики за прошедшие два года. Скорее из вежливости, чем по необходимости, я сослался в письме на те оценочные данные по 2003 году, которые тогда мне предоставили эксперты фирмы. Через день раздался телефонный звонок. На том конце провода новая сотрудница компании по связям с прессой возмущенно утверждала, что присланные мною данные просто абсурдны. Во-первых, они никак не могут соответствовать действительности (слишком уж велики были цифры: прежняя оценка объема рынка страховой рекламы за 2003 год почти совпадала с фактическим объемом за 2005 год, то есть никакой «динамики» за прошедшее время не наблюдалось), а во-вторых, их компания никак не могла предоставить эту информацию два года назад, поскольку все исследования, связанные со страховым рынком, они проводят лишь с 2005 года. «До этого, — сказали мне, — в страховании были одни «схемщики», объективных данных тогда никто не собирал, в отличие от сегодняшнего дня!» Пришлось прибегнуть к последнему аргументу — назвать фамилию аналитика, который прислал мне злополучные цифры.

— Я уже спрашивала у него, он ничего подобного не помнит, — последовал ответ.

Спорить было бесполезно. А еще стало ясно как белый день: чтобы не потерять авторитет среди партнеров и клиентов, исследовательская компания решила попросту «забыть» о своих промахах, неверных оценках и прогнозах.

Меня посчитали?

Евгений Попов, «TNS Маркетинговый информационный центр»: Совокупный объем рынка исследовательских услуг в России, оцениваемый ОИРОМ в 150 млн долларов, завышен как минимум на 20 млн.Сегодня в информационном пространстве циркулирует невероятное количество совершенно загадочных цифр и результатов исследований, которые имеют весьма мало общего с действительностью, однако активно тиражируются СМИ, а потому уже не могут быть дезавуированы, публично отозваны авторами. Характерный пример демонстрирует политическая сфера. Читатель наверняка помнит, что произошло в ходе предварительного подсчета голосов избирателей на выборах в Госдуму в декабре того же 2003 года. В день выборов данные экзит-полов (опросов, проводимых на выходе с избирательных участков) свидетельствовали, что «Яблоко» и СПС должны набрать никак не меньше 6–7%. Однако после того как были подсчитаны фактические результаты, каждая из партий получила менее 4%. А ведь исследовательские компании не уставали повторять свою цеховую аксиому: опрашиваемые анонимно респонденты всегда предельно честны.

Не менее показательны расхождения, возникающие в среде представителей исследовательских компаний относительно объемов рынка своих услуг. Так, по данным объединения исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ) и ряда «присоседившихся» к нему компаний, по итогам 2005 года совокупный объем рынка исследовательских услуг в России оценивался в 150 миллионов долларов. Однако Евгений Попов, генеральный директор компании «TNS Маркетинговый информационный центр», полагает, что цифра эта завышена как минимум на 20 миллионов: либо переоценен региональный рынок, либо где-то происходит «двойной счет», либо имеет место и то и другое.

Результаты рыночных исследований, особенно отраслевых, безобидны до тех пор, пока никому не приходит в голову считать их истиной, возможной опорой для построения корпоративной стратегии. Но такое происходит, а печальные результаты в финале в очередной раз свидетельствуют: испещренные цифрами, графиками и экскурсами в методологию отчеты исследовательских компаний зачастую рисуют иллюзорный мир, имеющий мало общего с действительностью. В итоге срабатывает классический закон формальной логики: из ложной посылки следует все что угодно. Проще говоря, строить бизнес, слепо доверяя аналитическим отчетам, не рекомендуется. По крайней мере в России.

Весной 1999 года, когда экономика только-только оправлялась от последствий экономического кризиса, на рынке СМИ появилась газета «Что почитать?..» (с припиской — «посмотреть, послушать»), запущенная одноименным издательским домом. Главной особенностью издания должна была стать возможность заказа по телефону любой из рецензируемых книг (а также аудио- и видеопродукции) с доставкой в день обращения.

Представители газеты разъезжали по книжным издательствам, проводили красочные презентации и ссылались на данные маркетинговых исследований, полученных специализированными компаниями в ходе изучения спроса, образа и позиционирования нового брэнда. Издательство активно пользовалось данными фокус-групп, которые недвусмысленно свидетельствовали: москвичи просто изнывают от нереализованного желания приобретать книги с доставкой на дом. На основании «авторитетных мнений и аналитики» и была построена бизнес-стратегия.

Предполагалось, что через какое-то время в почтовые ящики москвичей будет попадать от одного до трех миллионов экземпляров газеты, а из прайс-листа следовало, что полоса рекламы в газете стоит 5 000 долларов, а минимальный модуль — 321.

В первый выпуск газеты рекламу принимали бесплатно. В пару следующих, которые оказались и последними, — по бартеру. На этом все и закончилось, проект был закрыт. Парадокс и проблема в том, что «исследования» не только отделяли поставщика услуги (в нашем случае газету) от потребителей, формируя ложную картину их ожиданий, но и как будто даже вредили. В противном случае, возможно, этот проект мог бы и состояться — с другой частотой выхода газеты, иными ценами на рекламу. Да, «клиент сам виноват». Но ведь куда проще допустить ошибку, опираясь на «авторитетные мнения»!

— Типичная ошибка заказчика — во всех случаях использовать только фокус-группы, в частности при тестировании. Ошибка грубая. Фокус-группы не позволяют сделать верный выбор той или иной концепции. Ответы респондентов должны быть статистически значимыми, тогда можно будет утверждать, что мнение исследуемых совпадает с мнением всех потребителей, — уверен Олег Ткачев, директор по маркетингу брэндингового агентства Soldis. — Клиенты же часто предпочитают послушать потребителей живьем, посмеяться над их перлами, а затем выбирают наиболее понравившиеся, «красивые» мнения. Но увы, это могут быть лишь красивые слова, никем больше не разделяемые. Созданный в результате такого «исследования» брэнд ждет плачевная участь.

Точно так же умудренные опытом эксперты в конце 90-х практически в один голос утверждали, что певица Яна, восходящая звезда российской эстрады, — «надежда нового тысячелетия». Песня «Одинокий голубь» занимала в хит-парадах верхние строчки, а исследователи музыкального рынка смело пророчили исполнительнице большое будущее. Будущего не получилось, а эксперты отправились продавать свои пророчества другим. Что ж, у каждого свой бизнес.

Как врать с помощью статистики

  • Используйте трехмерные графики. Если трехмерную линейную диаграмму развернуть осью Х на северо-восток, впечатление от роста ваших продаж будет гораздо сильнее. Соответственно, для принижения конкурента разверните график с его продажами осью Х на юго-восток.
  • Если вы сравниваете с помощью столбиковой диаграммы уровень ваших продаж за два периода, и различие между ними кажется небольшим, начинайте отсчет по оси Y не с нуля, а со значения, максимально близкого к демонстрируемому. Разница сразу станет впечатляющей.
  • Если дела на рынке плохи, сегментируйте его разными произвольными способами, пока не найдете сегмент, в котором будут видны ваши успехи. Сообщите читателю, что ваша компания четко фокусируется и позиционируется именно в этом сегменте и намеренно избегает размывания брэнда.
  • Если необходимо запутать читателя в сложном вопросе, публикуйте большие и сложные таблицы с множеством вторичных производных. Не ранжируйте данные. Выделяйте яркими цветами строчки и ячейки, не имеющие никакого отношения к исследуемому предмету. Это должно отвлечь читателя от других строчек и ячеек, говорящих не в пользу вашего бизнеса.
  • Чаще путайте причины и следствия в выводах. Например: «Чем больше в каком-либо городе пожарных машин, тем чаще в нем случаются пожары».
  • Детально анализируйте проблемы, заведомо содержащие ложные посылки, по примеру: «Действительно ли нынешний король Франции лысый?» Тогда не придется доказывать, что король во Франции есть.
  • Для особо «продвинутых»: придумывайте собственные индексы и не забывайте давать им звучные английские названия. Например, Sublimal Persuasive Power Index или SPP Index. Профессиональные аналитики знают, как с помощью новых индексов любой провал превратить в грандиозный успех.
  • Для «малопродвинутых»: чаще используйте в Excel линию тренда для прогноза. Попеременно пробуйте все предлагаемые этой программой методы, пока какой-либо из них не даст положительный прогноз. Не забудьте упомянуть, что прогноз сделан по методике Bi-Variate Multisystematic Exponentional Smoothing and Cheating.

По материалам блога «Новый бизнес»

Персональные проблемы

Олег Ткачев, Soldis: Клиенты часто предпочитают послушать потребителей живьем, посмеяться над их перлами, а затем выбирают наиболее понравившиеся, «красивые» мнения.Необъективность количественных данных о рынках связана прежде всего с внешними факторами, и в первую очередь с непрозрачностью многих сфер российской экономики. Однако специалисты, зная об этом, все равно берутся за то, что просто невозможно высчитать без огромной погрешности, а затем либо открещиваются от своих же данных, либо без устали штампуют апдейты — бесконечные поправки, сводящие на нет саму суть рыночной статистики, аналитики и прогностики.

«Начнем с нас, маркетологов. Скажите, кто тут на форуме белую зарплату получает (всю)? — пишет в связи с обсуждением качества и роли количественных рыночных исследований один из участников форума профессионального маркетингового портала «4p.ru». — У большинства в ведомости — 1 000–5 000 рублей. А по факту? Вот и сопоставьте факт и то, что на бумаге. А у кого бухгалтерия белая? И объем продаж тоже? Что оценивают количественные исследования? Если то, что на бумаге, тогда придется поверить, что маркетолог в Москве работает за такие маленькие деньги, но при этом загорает на пляже за границей и катается на горных лыжах».

Один из самых показательных примеров в этом смысле — долгая история взаимоотношений участников российского рынка информационных технологий с аналитическими агентствами. До кризиса 1998 года деньги доставались довольно легко, а «объемы рынка» и «конкуренция» были лишь фасадной краской, которой руководители компаний «разрисовывали» свои выступления на отраслевых конференциях, в СМИ и на помпезных партнерских съездах. После августа 1998 года все изменилось — понадобились хотя бы точные «цифры», не говоря уже о достаточно точных прогнозах. И вот тогда давно зревший нарыв лопнул. Цифры оказывались, мягко говоря, странными, а выводы и прогнозы, которые строились на их основе, — невнятными. Рынок попытался призвать представителей аналитического цеха к публичному ответу: в программы сразу нескольких отраслевых форумов были включены дискуссии, призванные вывести исследователей на чистую воду. Однако последние не испугались и сами легко прижали оппонентов убийственной логикой.

«Вы ввозите компьютеры, модемы и мониторы, которые по документам проходят как рыболовные снасти, — отвечали представители исследовательских компаний. — Вы работаете по «серым» схемам и не отражаете в документах реальную картину продаж и цен, а если и отражаете, то никому не показываете. Вы врете конкурентам, партнерам, прессе и нам, аналитикам. И врете потому, что боитесь не попасть в итоговый рейтинг. Врете, потому что боитесь «утечек», которые сведут на нет все ваши крики о лидерстве. Хорошо, вы не верите нам, исследователям. Но тогда кто виноват: мы, вынужденные экспериментировать со значениями коэффициента «поправки на ложь», или вы сами?»

Горстка лидеров (контролировавших, впрочем, изрядную долю рынка), стремившихся сохранить образ «самого цивилизованного рынка», публично клялись больше не врать и своим примером вывести индустрию из цифирного тупика. Однако потребовались годы, чтобы количество будто бы проданных в стране персональных компьютеров начало разумным образом коррелировать с данными о продажах мониторов, не говоря уже о более или менее точной оценке таких тонких сегментов, как ИТ-услуги, включая аутсорсинг. При этом совместные попытки компаний и аналитиков выявили характерный для России методологический дисбаланс. Участники рынка готовы были платить за раздельную информацию о «мухах» и «котлетах», тогда как авторы аналитических отчетов упорно объединяли, например, стоимость лицензий на корпоративное программное обеспечение с затратами заказчиков на консалтинг. Субъективные ощущения проектных ИТ-компаний свидетельствовали о постоянном росте сегмента услуг, однако подтверждений тому в нагромождении цифр и графиков при всем желании не усматривали.

Впрочем, даже на «самом цивилизованном» рынке ИТ было достаточно компаний с совершенно иной ментальностью, все свободные ресурсы направлявших на оплату таможенных «окон», а вовсе не на покупку каких-то «отчетов».

— В стране с низкой бизнес-культурой, особенно в части бизнес-образования, не может быть высокого уровня оказания и потребления маркетинговых услуг, — уверен Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании Restcon. — В российских компаниях уровень подготовки кадров как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя оставляет желать лучшего, что отражается на результате. Особо нужно отметить проблему низкой подготовки маркетологов, поступающих на рынок труда. В среднем состояние образования в отрасли приближается к катастрофическому, что, естественно, не может не сказываться на последующем качестве исследований. А это, в свою очередь, подрывает доверие клиентов.

«Нередко приходится сталкиваться с тем, что выпускники престижных вузов не владеют базовыми методиками и совершенно теряются, сталкиваясь с реальными исследовательскими проблемами, — соглашается Дмитрий Иванов, менеджер по связям с общественностью компании «Бизнес Аналитика». — Иногда такой же уровень демонстрируют люди, у которых в резюме указан опыт работы в ведущих исследовательских агентствах. Получается замкнутый круг: в условиях дефицита кадров исчезает стимул для профессионального роста, потому что найти работу можно и так». Действительно, в России крайне низок уровень прикладного исследовательского образования. В итоге исследовательские компании, по словам Евгения Попова («TNS Маркетинговый информационный центр»), вынуждены нанимать социологов, экономистов, маркетологов и психологов, которых уже на месте учат ремеслу ресечеров.

Другая проблема почти всех исследовательских компаний, применяющих метод «работы в поле», — низовой персонал, и прежде всего интервьюеры. Попробуйте-ка собрать хороший автомобиль из деталей непонятного качества. Вот и здесь то же самое. Цена контакта с респондентом постоянно растет — исследовательским компаниям все сложнее и сложнее предоставлять дешевые «поля». Одновременно увеличивается и стоимость работы интервьюеров, но качество от этого и не думает меняться. «Интервьюер — это не профессия, это скорее состояние души. Его задача — раскрутить респондента на диалог, при этом не смущая его своими вопросами, интонациями, поведением. Такими способностями обладает очень ограниченное число людей, — соглашается Алексей Мокров, генеральный директор маркетингового агентства Market Capital Solutions (MARCS). Но и тех агентов по работе с респондентами, которые есть, приходится удерживать, поскольку они всегда могут найти работу с аналогичным графиком и такой же зарплатой: например, раздавать рекламные листовки.

И все-таки главная проблема, похоже, не в этом. Есть мнение, что ошибочна прежде всего технология: российские фирмы, проводящие рыночные исследования, слишком смело применяют зарубежные методики, порой совершенно не учитывающие российскую специфику, а собственных методик как таковых нет. Так, по мнению Марии Жилкиной, руководителя аналитического центра медиаинформационной группы «Страхование сегодня», чисто российские исследовательские компании — вообще миф, на самом деле все используют западные технологии.

— Действительно, для того чтобы использовать некоторые современные методики, которые с успехом применяются на Западе, необходимо адаптировать их к российскому рынку, — признает Евгений Попов. — Например, для того чтобы предлагать на рынке модель по прогнозированию объемов продаж и изменения доли рынка, ее нужно калибровать с использованием данных, которые могут предоставить потенциальные клиенты, таких как данные потребительских панелей, ритейл-аудита, другие вторичные источники.

Но кто же это будет «долго калибровать», когда рынок продолжает предъявлять спрос на аналитику — пусть даже далеко не самую точную?

«Есть только черные дыры…»

Мария Жилкина, группа «Страхование сегодня»: То, что предлагается ресечерами даже в форме продажи готовых исследований, слишком дорого для всех страховщиков и не отвечает детально на их вопросы.Типичный случай. Приходишь к руководителю ведущей компании отрасли, к этакому ветерану и зубру, и начинаешь задавать вопросы. В рамках давно заведенного протокола все идет своим чередом: журналист спрашивает, представители бизнеса отвечают. Но затем, когда диктофон уже выключен, умудренный опытом эксперт откидывается в кресле и доверительно признается: «Но вообще совершенно непонятно, что происходит с рынком. Что там наши соседи-то говорят, а?» Остается только догадываться об уровне погружения в предмет, который демонстрируют исследовательские компании, работающие по широкому списку тем. Впрочем, и с узкоотраслевыми прогнозами порой случаются казусы, причем ошибаются не только наши, но и маститые зарубежные аналитики, пытающиеся разглядеть в российской мгле более или менее ясные очертания будущего.

В 2002 году, выступая на традиционной конференции лидеров ИТ-рынка «Русский День — МКФ», министр связи и информатизации Леонид Рейман не без иронии привел пример из своей профессиональной практики: «Недавно я обнаружил в архивах подготовленный в 1993 году отчет авторитетных зарубежных аналитиков о перспективах развития в России мобильной телефонии. По их прогнозам, в 2000 году в России должно было быть 40 тысяч мобильных телефонов. Действительно, телефоны были дороги, в стране их насчитывалось менее тысячи, и для того времени прогноз на уровне сорока тысяч казался вполне оправданным».

Известно, что даже практикам требуются годы для того, чтобы ощутить свой рынок, по выражению Билла Гейтса, «на кончиках пальцев». Тем временем многие исследователи работают по принципу «галопом по Европам», не утруждая себя нюансами. Но именно в нюансах, как известно, и сидит тот самый дьявол, которого хочется взять за шкирку.

Однако вернемся к рынку страхования. Мария Жилкина уверена: один из ключевых недостатков большинства исследований в этой сфере — зацикленность на потребителе: исследователи мало интересуются, к примеру, агентом как промежуточным звеном между компанией и клиентом, а значит, не учитывают все потребности страховых компаний. Впрочем, по словам Марии Жилкиной, страховщики, не слишком доверяя аналитикам, в то же время и сами далеко не всегда способны четко сформулировать заказ. И это проблема, ведь оценить события, происходящие в «черном ящике», — задача почти невыполнимая.

— То, что предлагается ресечерами даже в форме продажи готовых исследований, — слишком дорого для всех страховщиков и не отвечает детально на их вопросы, — говорит Мария Жилкина. — Исследовательский продукт по карману только очень крупным компаниям. В итоге маркетинговая система работает «на концентрацию»: большая компания с помощью исследования, составив представление о потребителе и предложив ему нужное, становится еще сильнее, а мелкая, не имея доступа к исследованиям, живет еще хуже.

Впрочем, если участникам страхового рынка предлагается хотя бы какая-то аналитика, то в туристическом бизнесе серьезных исследований просто нет — за исключением разовых проектов. По оценкам Александра Гордиеца, главного редактора инфогруппы «Турпром», профессиональные участники рынка хоть и нуждаются в подобных исследованиях, но платить за них явно не готовы. Весьма актуальной была бы информация об изменяющихся предпочтениях туристов, о тенденциях на турагентском рынке, о реальном распределении туристов по странам (которые должны быть, к примеру, отделены от шоперов), а также о рекламной активности туристических компаний. Тем временем все, что можно достать, — это в лучшем случае сомнительные рейтинги. «Впрочем, причины ясны, — поясняет Гордиец. — Затраты на проведение действительно серьезного исследования просто не окупятся. Сбор и анализ такой информации — дело трудоемкое и дорогостоящее, а вот продать результаты большому числу потребителей — задача нереальная».

Наконец, самый большой «черный ящик» — российские регионы. «Все больше и больше предприятий управляются из федерального центра. Соответственно, там же принимаются решения, и исследования в регионах фактически проводят московские компании, привлекая региональных коллег на условиях субподряда для проведения полевых работ за копейки. Вся маржа остается в Москве, — утверждает Алексей Мокров. — Более того, при сохранении существующих тенденций нет никаких оснований надеяться, что ситуация изменится». В сегменте рыночных исследований ожидается дальнейшая консолидация, однако, по мнению Мокрова, вряд ли стоит вести речь о массовом поглощении региональных компаний: они никому не интересны, а их участь — и дальше выполнять самую невыгодную часть работы «в поле».

Вырисовывается довольно грустная картина. Качественной аналитики на российском рынке мало — притом что СМИ набиты «цифрами» и «прогнозами» под завязку. Исследования, обладающие более или менее очевидной ценностью, все дороже, а значит, недоступны широкому кругу компаний. При этом отсутствует культура потребления рыночной аналитики. Хотя… откуда ей взяться в таких условиях? Остается по старинке надеяться на эмпирику, шестое чувство и русское авось.

Главные беды рыночной аналитики в России

  • Высокий уровень непрогнозируемых факторов, включая нарастающую активность государства.
  • Преобладание на рынке частных, закрытых, непубличных компаний; отсутствие практики и культуры раскрытия информации.
  • Отсутствие корпоративных навыков использования рыночной аналитики — как «врожденное», так и «благоприобретенное» (в связи с низким качеством исследований).
  • Неоправданно высокие цены на рыночную аналитику.
  • Обилие псевдоаналитики.
  • Явная ориентация «исследовательских бутиков» на интересы зарубежных компаний, действующих в России.
  • Очевидное влияние внерыночных механизмов конкуренции: истинная картина происходящего, как правило, спрятана «под ковром».
  • Недоверие доноров исходных данных (участников рынка) к представителям аналитических служб.
  • Отсутствие достоверной официальной информации — как по частным вопросам (вклады, таможня, зарплаты и т. п.), так и агрегированной.
  • Неистребимая любовь к оплаченным рейтингам, отсутствие на рынке четкого понимания отличий между статистикой (исходные цифры и производные), аналитикой (причинно-следственные связи) и прогнозами (попытки построить достоверный образ будущего, выявить тенденции).


Александр Кузнецов

Бизнес-Журнал
28.12.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов