Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Александр Лазуто: "Алкоголь- безумноотсталая отрасль"

Назначенный в прошлом году гендиректором одной из крупнейших российских водочных компаний - группы ОСТ- Александр Лазуто раньше не имел опыта на алкогольном рынке: его предыдущим местом работы была фармацевтическая компания "Акрихин". Новый гендиректор ОСТ признается в интервью корреспонденту "Бизнеса" Анне Рябовой, что после освоенного европейскими и американскими компаниями фармацевтического рынка водочный показался ему тяжелым для "западно-ориентированного" управленца. Впрочем, это не смущает Лазуто, перед которым стоит цель капитализировать компанию накануне назначенного на 2008 год IPO.

- Как вы оцениваете итоги алкогольного кризиса?

- Кризис ударил по всем, но с разной силой. За весь рынок я отвечать не могу, а что касается группы ОСТ, думаю, по отношению к 2005 году мы недоберем около 10% от запланированного объема. С сентября мы показываем результаты уже на 10-15% выше, чем в аналогичный период 2005 года, но в январе-феврале производство практически стояло, а в июле настраивалась ЕГАИС. Естественно, все это отразится на общегодовых продажах.
Наверное, есть компании, кого кризис затронул меньше. Группа ОСТ по системе управления и внутреннего процессинга вошла в кризис не в самом лучшем состоянии. Возможно, если бы все началось на год позже, мы бы вышли из него без потерь благодаря системе управления, которую сейчас выстраиваем.

- Сейчас активно обсуждается госрегулирование алкогольной отрасли, предлагаются самые разные меры вплоть до введения монополии на продажу алкоголя. Вы как к этому относитесь?

- Монополия - это однозначно плохо, в сегодняшней России она, на мой взгляд, ничего не решит. Если речь идет о введении монополии на спирт, то она на практике и так существует. А если имеется в виду монополия на розницу, вы можете себе представить, что это будет? До 20% продаж в сетевой рознице сегодня приходится на алкоголь. Все это надо будет каким-то образом изымать, создавать новые сети магазинов, передавать кому-то право торговать этой продукцией. Не думаю, что это хороший ход. Если речь идет о решении вопроса суррогата, то оно не в монополии, а в снижении акциза. Люди же травятся не нелегальной водкой, а жидкостями, в принципе не предназначенными для употребления. Нельзя рассматривать эту ситуация в отрыве от общих доходов населения, а они таковы, что значительная группа потребителей не может позволить себе покупать водку по 100 руб. и будет ее покупать только за 40-50 руб. А это будет возможно только при снижении акциза. Иначе получается, что все инициативы государства бьют сегодня по легальному производителю, ориентированному на создание большой серьезной компании, которая стоит денег.

- А по вашим ощущениям, вопрос снижения акциза стоит на повестке дня?

- Я думаю, что это хороший выход, и, по моей информации, сегодня в органах власти идет активная дискуссия на эту тему. По крайней мере, этот вопрос находится на рассмотрении, он не снят. Могу привести в пример подоходный налог.
Когда его ставка была снижена до 13%, его собираемость резко выросла. Такая же ситуация и с акцизом: если половина рынка, работающая сегодня в теневой зоне, перейдет на легальное производство, доходы государства вырастут, хотя с одной бутылки, может, и окажутся ниже.

- Какова цель компании под вашим руководством?

- Если мы говорим, что компания должна капитализироваться, просматривать варианты общения с инвесторами - через публичное размещение, международные облигации, продажу части пакета инвестору,- это должна быть, как я называю, взрослая компания.

- А какой должна быть "взрослая компания"?

- Это компания, построенная по западному принципу управления. А российские компании (и не только алкогольные) сегодня отстали от Запада на 10-20 лет.

- Получается, что это достаточно сложная задача.

- У нас есть опыт построения именно взрослых компаний, которые ориентируются на публичность, открытость, понятную финансовую отчетность и механизм принятия решений, зафиксированное бизнес-планирование, четкий процессинг, исключение влияния каких-либо "внеэкономических" факторов на работу компании. Менеджер как врач, он не должен быть родственником. Он должен быть беспристрастным и независимым. Есть цель компании - прибыль и другие показатели, на которые нужно ориентироваться. В общем, мы технологи: мне все равно, чем управлять, независимо от отрасли- матрица работы одна и та же.
Кстати, группа ОСТ - это не только алкоголь. Сегодня группа - это четыре очень хороших и разных бизнеса: алкоголь, вода, дистрибуция и строительство. И не факт, что большая часть инвестиций будет уходить именно в алкогольный бизнес. Например, мы уже потратили более $15 млн на оборудование для завода по производству безалкогольных и слабоалкогольных напитков - у этого бизнеса отличные перспективы и совершенно другие возможности по продвижению и рекламе, чем в алкоголе.

- То есть эти бизнесы выделяются в отдельные структуры?

- Они уже выделены. Группа ОСТ- это холдинговая структура, задачи которой - определение стратегических приоритетов развития бизнеса акционеров, поиск новых ниш, новых индустрий, выгодных для инвестирования, и определение наиболее доходных зон в тех нишах, в которых мы уже работаем. Если какой-то бизнес работает с рентабельностью 5-10%, он нам неинтересен, мы его будем продавать.

- Обычно при реструктуризации компании стараются избавляться от непрофильных активов. Уже определены бизнесы, которые будут проданы?

- У нас выделен блок непрофильных активов, это стекольный завод "ОСТ-Тара", типография "ОСТ-Мастер" и совхоз им. Чапаева. В отношении непрофильных активов существуют различные стратегии. Как бы то ни было, любой бизнес продается и покупается. Если в какой-то отрасли мы не работаем с нужной нам рентабельностью, то, подняв этот бизнес, мы будем предлагать его рынку.

- Планирует ли компания вывод новых водочных брэндов?

- Да. Наша задача - быть представленными в алкоголе во всех ценовых сегментах, и мы должны что-то поставить в сегмент 160-170 руб. и 80-100 руб. Сегодня у нас два сильных брэнда - водки "Стольная" и "Богородская", паразитировать на которых и дальше мы просто не можем.
Эти брэнды давно находятся на рынке, и у нас осталось годдва, чтобы вывести на рынок что-то новое. Сейчас началась разработка продукции эконом-сегмента, готовится запуск брэндов в премиум- и суперпремиум-сегментах. У нас есть уже положительный опыт сотрудничества с итальянским дизайн-бюро по премиальной воде, попробуем с ними сотрудничатьи в алкоголе.

- А запуск премиальной воды уже вошел в финальную стадию?

- Да, думаю, в феврале-марте она появится в продаже. Бутылка и этикетка должны быть готовы к концу января.

- Будет ли как-то меняться система дистрибуции?

- Мы уже изменили систему отгрузок: ЛВЗ теперь интегрирован со спиртовым заводом, а над ними находится управляющая компания, которая руководит маркетингом, продажами, финансами и т. д. Сейчас отдел продаж начинает активно работать с регионами, формируется соответствующий бюджет.

- Какие регионы приоритетны для развития?

- Поволжье, Урал, Сибирь. Поставки будут осуществляться через местных дистрибуторов, будем либо создавать с ними совместные структуры, либо работать на партнерских отношениях.

- Напрямую, минуя ваших дистрибуторов?

- Да. До недавнего времени поставки в регионы осуществлялись с одной базы нашего дистрибуционного подразделения. А сейчас мы маркетинг стягиваем на завод, и именно маркетинг будет управлять бюджетом регионального развития. А наши московские дистрибуторы остаются работать с Москвой и областью, где у нас налаженные связи и хорошие возможности. Мы будем расширять количество баз, и наше территориальное покрытие по Москве за этот год должно значительно расшириться.

- То есть дистрибуция будет работать и со сторонними поставщиками?

- Да, в ассортименте будет большое количество единиц продукции. Задача - сделать эту компанию серьезным игроком на рынке. Она будет работать со всеми наименованиями продукции, хотя в первые годы, конечно, продукция ОСТ будет базовой. Но в неконкурентных для нас нишах, таких как вино, коньяк, шампанское, мы будем привлекать и других партнеров. Могу сказать, что на рынке сегодня очень велик интерес к нашей дистрибуции, мы получаем много предложений от известных компаний.

- А каковы перспективы слияния с РВВК?

- Я не могу сказать, что мы полностью похоронили эту идею. Мы продолжаем общаться с РВВК, но мы решили пойти не от глобальных идей, к которым компания пока не готова, а от частных конкретных вариантов сотрудничества. Допустим, они помогают нам в дистрибуции каких-то продуктов в регионах, где наши позиции слабее. А мы оказываем им помощь в дистрибуции в Москве. Пока нам это интересно.

- Летом объявлялись более или менее конкретные показатели предстоящего IPO. Тогда говорили, что ОСТ готова предложить рынку около 20% акций. В силе ли это сейчас?

- Сейчас можно говорить лишь о готовности акционеров расстаться с частью акций, называть конкретный размер пакета пока не стоит. Оценки компании разные - от $250 млн. до $400 млн. Я думаю, 2007 год позволит оценить бизнес более точно, с учетом долговой нагрузки, и понять, какой пакет надо будет выставлять, чтобы привлечь $70-100 млн. А 20% - это безопасный минимум, при котором акционеры продолжают полностью контролировать компанию.

- На что будет потрачен привлеченный капитал?

- Варианты стандартные: или на региональное развитие, или на вывод новых брэндов. Хотя если денег много и сразу, правильнее купить два-три готовых брэнда с хорошей долей рынка: автоматически увеличивается и капитализация компании.

Если мы собираемся охватывать новые регионы, то не исключено вынесение туда производства. В этом случае нам интересна покупка региональных заводов с хорошей долей рынка. Выбор стратегии достаточно ограничен, главное- повышение капитализации компании.

- Определены ли какие-то временные рамки этих процессов?

- Основное внимание в 2007 году мы уделим стабилизации работы компании и налаживанию внутренних процессов. В следующем году развитие компании будет происходить за счет органического роста, во второй половине года планируем выводить новые алкогольные брэнды. А в 2008 году, возможно, у нас будет серьезное приобретение - как раз тогда должны поступить средства от IPO.

- Какие планы у группы ОСТ в строительном бизнесе?

- В девелопменте у нас огромные планы, по доходности он догоняет алкогольный бизнес.

Сегодня у нас есть возможности совместно с партнерами реализовывать в Подмосковье проекты от 1-2 млрд руб. Мы ведем сейчас переговоры с финансистами, некоторые из них уже в финальной стадии. Речь идет и о торговых площадях, и о жилье, и о подготовке площадок к промышленной застройке, и о коттеджных поселках.

- Какова специфика работы в алкогольном бизнесе для человека из фармацевтики?

- Алкоголь - безумно отсталая отрасль, именно поэтому работать здесь очень интересно. В фармацевтике внедрение современных методик управления бизнесом началось почти на десятилетие раньше: ведь на фармрынок, в отличие от алкогольного, крупные европейские и американские компании пришли уже в начале 1990-х годов. Эта задержка отрицательно сказывается на информационной открытости алкогольного бизнеса и, как следствие, на его инвестиционной привлекательности. Переход к работе по правилам и "в открытую" требует не только эффективных систем учета и отчетности, но и серьезного подхода к методикам стратегического планирования, организации гибких систем управления бизнес-процессами, методикам регулярной оценки состояния отрасли, а также многого другого. Если для фармацевтики подобные условия работы являются нормой, то в алкогольном бизнесе это нововведения. Беда алкогольной отрасли в том, что менеджмента как такового здесь нет. Есть "продажники", есть талантливые маркетологи, но опытных управленцев здесь нет. Может быть, мы будем первыми.

Деловая газета "Бизнес"

11.01.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов