Запах денег
На парфюмерно-косметическом рынке России война сразу на двух фронтах. На одном отечественные производители пытаются выдержать натиск иностранных, на другом идет битва форматов дистрибуции.
Транснациональные производители всерьез взялись за освоение
России только в 2000 году (кризис 1998-го пресек их более ранние
попытки закрепиться в нашей стране). К этому времени российские
компании – «Калина», «Невская косметика» – на базе советских фабрик
создали вполне успешные производства.
Любовь иностранцев к России объяснима. По данным Colipa
(Европейской ассоциации парфюмерии, косметики и средств гигиены),
продажи парфюмерии и косметики в Европе в 2005 году увеличились
только на 2%. Агентство Euromonitor рассчитало аналогичные
показатели для США – 2,1% и Японии – 0,5%. Российский же рынок
продолжает рост шестой год подряд. В 2004–2005 годах прирост
продаж, по данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации
(РПКА), составил 13%: к концу 2005-го емкость рынка равнялась $7
млрд. По прогнозу ЭМГ «Старая крепость», к концу 2006 года рынок
вырастет на 12%. В РПКА уверены: это не предел, игроки
парфюмерно-косметического рынка вполне могут рассчитывать на
емкость $15–17 млрд к 2010 году. Оптимистичный прогноз аналитики
связывают с ростом покупательской способности. В 2003 году
отечественный потребитель тратил на косметику и парфюмерию $36, в
2005-м – уже $51.
Заклятые друзья
Учитывая это, транснационалы
обзаводятся своими производствами в России. В 2004 году Avon
запустила собственные мощности в Наро-Фоминске, а Procter &
Gamble в 2005 году приобрел завод «Капелла», производящий средства
по уходу за волосами. Часть реализуемых в России товаров фирмы
выпускают по контракту на фабриках местных компаний. На мощностях
компании «Арнест» производятся дезодоранты, лаки для волос и муссы
под брэндами L’Oreal, Schwarzkopf & Henkel; «Мэзопласт» делает
так называемую белую косметику (лосьоны, кремы, косметическое
молочко) для L’Oreal, Cliven; «Свобода» штампует мыло под брэндом
Camay для P&G.
Анна Дычева-Смирнова, вице-президент ЭМГ «Старая
крепость», считает контрактное производство устойчивой тенденцией,
которая позволяет «волкам быть сытыми, а овцам – целыми». С одной
стороны, российские компании загружают свободные мощности, с другой
– транснационалы обеспечивают более короткий путь продукции от
конвейера до потребителя.
Контракты контрактами, но за пять лет иностранцы отобрали у
россиян 60% рынка. «Старая крепость» прогнозирует, что 2006 год
закончится примерно с таким же раскладом – 60 на 40. Татьяна
Пучкова, председатель правления РПКА, считает, что у российских
компаний есть только одна возможность оставаться
конкурентоспособными – угадать с сегментом рынка: «Парфюмерия,
декоративная косметика, дорогие шампуни – сегменты, в которых
традиционно лидируют транснациональные компании, и бороться с ними
бессмысленно. Наши сильны в нижнем ценовом сегменте. Например,
компания „Первое решение” – лидер по производству недорогих
шампуней, „Красная линия” – гелей для душа, „Невская косметика” –
зубных паст».
И все же перспективы российских компаний как самостоятельных
игроков предсказуемы. Россия повторяет путь Восточной Европы, где
через несколько лет после прихода транснационалов остались два-три
крупных локальных игрока, чьи обороты и продажи сопоставимы с
выручкой местных подразделений иностранных компаний. Более мелкие
производители разорились или стали жертвами поглощения.
Равные шансы
Конкуренция между отечественными и
иностранными компаниями осложняется противостоянием форматов
дистрибуции: традиционный сбыт P&G, L’Oreal, «Невской
косметики» и «Калины» против сетевого маркетинга Avon, Oriflame,
Faberlic, Mary Kay.
«Прямые продажи традиционно сильнее в регионах России, где
довольно сложно достать качественную косметику. Последний год и
планы на 2007 год выявляют тенденцию продвижения
парфюмерно-косметических сетей в регионы»,– рассказывает госпожа
Дычева-Смирнова. Так, компания «Алькор и Ко» собирается в будущем
году открыть 67 магазинов «Л’Этуаль» в регионах. «Арбат Престиж»
также планирует начать экспансию в крупные города России. У
потребителя появляется выбор: приобретать продукцию через каталоги
сетевых распространителей или в магазинах. У каждого из этих
способов дистрибуции есть свои плюсы и минусы.
По данным «Старой крепости», на дистрибуцию через прямые продажи
приходится 21,6% и 54% – на традиционную розницу (не считая аптек).
«У любой компании прямых продаж есть так называемый „период
охлаждения” – несколько дней после покупки, в течение которых
человек может позвонить и попросить забрать продукцию и вернуть
деньги. Мы гарантируем возврат денег в случае аллергии. Ни одна
розничная сеть не пойдет на возврат товара. Заказать товар у
распространителей быстро, и получить его можно в удобное время,
хоть дома, хоть в офисе»,– перечисляет плюсы сетевого маркетинга
Тамара Шокарева, исполнительный директор Mary Kay.
Однако Михаил Шабалин, генеральный директор оптовой
компании «Элит-галанд», уверен, что не всякую продукцию можно
продать методом сетевого маркетинга: «Более массовые марки отлично
продаются методом прямых продаж, на черную тушь за 200 руб. не
обязательно смотреть, чтобы ее купить. Но когда розничная цена
приближается к 1500 руб., хочется посмотреть на товар, проверить
его». Розница предлагает широкий ассортимент, разнообразие торговых
марок.
Анна Дычева-Смирнова и Тамара Шокарева в один голос утверждают,
что сетевой маркетинг и классическая дистрибуция – не конкуренты.
Эти способы распространения слишком разные и вполне могут дополнять
друг друга. Конечно, пока рынок заполнен только наполовину, место
для роста есть у всех, но через несколько лет может сложиться
ситуация, характерная для сегодняшнего рынка в США. Там между
темпами роста продаж традиционного ритейла и сетевого маркетинга
наблюдается четкая обратная зависимость (см. график).
Procter & Gamble
Американская компания, основана
в 1837 году как небольшой семейный бизнес. В активе – около 300
торговых марок. Первое представительство в России открылось в 1991
году.
|
После слияния в 2005 году с компанией Wella Procter & Gamble стала в России владельцем завода по производству красок для волос |
Доля рынка в 2003 году*: 8,4%**
Доля рынка в 2005 году*: 13,2%**
Стратегия: завоевать и поддерживать в России статус
производителя, «знакомого с детства».
Тактика: одной из первых вышла на российский рынок и не
сворачивала деятельность во время кризиса 1998 года. Продолжает
продвигать брэнды, которые вывела на рынок в начале 1990-х (Head
& Shoulders, Old Spice). 50% продукции, реализуемой на
российском рынке, производит на мощностях местных заводов. Слияние
с Wella в 2005 году позволило укрепиться в сегменте красок для
волос. В 2002–2003 годах компания вышла в сегмент недорогой
продукции и составила конкуренцию местным игрокам – концерну
«Калина» и компании «Невская косметика».
Проблемы: в 2006-м решила наладить прямые поставки в Россию
и отказалась от сотрудничества с ведущими дистрибуторами. Во второй
половине 2006 года объем поставок дорогих парфюмерных марок
сократился вдвое.
Результат: показатель узнаваемости брэндов P&G –
практически 100%.
Новые цели: расширение ассортимента, рестайлинг некоторых
марок.
Avon
Основана в 1886 году в США, является крупнейшим
в мире игроком на рынке прямых продаж. Оборот корпорации за 2005
год составил $8 млрд, ее отделения есть в 100 странах. В России
работает с 1993 года.
|
Российское подразделение Avon во главе с Ференцем Дером обеспечило корпорации 5% роста прибыли |
Доля рынка в 2003 году*: 7,3%**
Доля рынка в 2005 году*: 7,4%**
Стратегия: ищет способы усилить привлекательность бизнеса с
Avon для распространителей.
Тактика: ставка на сетевой маркетинг при распространении. В
2004 году закончила строительство собственного завода в
Наро-Фоминске (инвестиции – $40 млн). Создание собственного
логистического подразделения. Сотрудничество с распространителями
без системы вступительных взносов. Одноуровневая система
маркетинга: распространитель покупает товар у компании и продает по
розничной цене. В каталогах компании представлена продукция в
разных ценовых нишах, от массового до премиального. Возможность
вернуть товар без объяснения причин в течение трех месяцев после
покупки.
Проблемы: женщины с высоким уровнем дохода привыкли
относиться к продукции Avon как к массовой косметике. Как
следствие, низкий спрос на товары компании в категории люкс.
Результат: российское подразделение продемонстрировало самый
большой в рамках корпорации прирост выручки за 2005 год 17% и
обеспечило 5-процентный рост ее оборота.
Новые цели: расширять производство на мощностях
наро-фоминского завода, поставлять его продукцию в страны Восточной
Европы.
Oriflame
Шведская компания, основана в 1967 году.
Использует метод прямых продаж, присутствует в 55 странах. В России
с начала 1990-х годов.
|
Oriflame предлагает потребителям недорогую косметику в яркой цветовой гамме |
Доля рынка в 2003 году*: 5,6%**
Доля рынка в 2005 году*: 6,1%**
Стратегия: продвигать косметику в регионы России,
увеличивать объем продаж за счет большего числа
распространителей.
Тактика: делает ставку на молодежь. В ассортименте в
основном декоративная косметика в яркой цветовой гамме. В 2007 году
начнет работу завод компании по производству помады. В качестве
распространителей предпочитает привлекать студентов и школьников.
Первой на рынке прямых продаж начала проводить рекламную кампанию
на телевидении, спонсировала ряд ток-шоу. Использует два способа
реализации продукции – через каталоги и с помощью пробников
(распространитель демонстрирует образцы продукции). В отличие от
Avon, придерживается многоуровневой системы: распространитель может
создать свою бизнес-группу, доходы которой будут учитываться при
расчете бонуса главы группы.
Проблемы: изначально компания планировала завершить
строительство завода в Подмосковье к концу 2005 года. Из-за
конфликта с Минприроды строительство завершилось только в ноябре
2006 года.
Результат: Россия, страны СНГ и Прибалтика приносят компании
половину доходов от продаж (383 млн из 766 млн евро).
Новые цели: наладить производство, реализовывать продукцию
из России во всех странах присутствия.
L’Oreal
Основана во Франции в 1907 году. Мировой
лидер по производству средств для ухода за волосами. В активе
компании 50 брэндов, пять исследовательских центров. В России с
1992 года, но собственное производство так и не открыла.
|
Для своих рекламных кампаний L’Oreal выбирает самых известных актрис и фотомоделей |
Доля рынка в 2003 году*: 5,8%**
Доля рынка в 2005 году*: 5,9%**
Стратегия: развивать в России сегмент аптечной и
дерматологической косметики, поддерживать имидж инновационной
компании.
Тактика: раз в три-четыре месяца выпускает новые продукты.
Активно продвигает в России марку лечебной косметики Vichy. В 2005
году бюджет на продвижение продукции в России составил $380 млн.
Совместно с компанией Nestle производит пищевые добавки, поставляет
их в Россию. В 2000 году стала первой крупной компанией, которая
провела рекламную кампанию в Рунете. Контракты на производство
размещает на российских заводах. Развивает массовые брэнды.
Активный игрок рынка профессиональной косметики.
Проблемы: российский потребитель не привык тратить деньги на
лечебную косметику, аптечная косметика L’Oreal пока не пользуется
большим спросом.
Результат: занимает только 9,6% российского рынка шампуней
(четвертое место) и 0,5% рынка средств по уходу за кожей тела и
лица (пятое место).
Новые цели: продвижение на российском рынке инновационных
разработок, аптечной и лечебной косметики.
* В денежном выражении
** Данные Euromonitor, предоставлены Deutsche UFG
Дарья Черкудинова
12.01.2007
Секрет фирмы