Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интересное кино 

Российская киноиндустрия на подъеме. Впервые за долгие годы отечественное кино стало по-настоящему интересно частным инвесторам, и не только российским.

Знаковым для российской киноиндустрии стал 2002 год. До тех пор российское кино для многих было способом налоговой оптимизации – расходы на кинопроизводство не облагались налогами. В 2002 году государство налоговые льготы отменило, зато увеличило финансирование кинопроизводства.

Если в 2003 году из федерального бюджета было выделено 2,3 млрд руб., то в 2007-м расходы по этой статье превысят 4 млрд руб. Бюджеты распределяются на тендерах: если сценарий фильма проходит комиссию Министерства культуры, то продюсер может получить в свое распоряжение от $300 тыс. до $1 млн, за что будет обязан перечислять государству небольшой процент от проката. Эти деньги служили кинопроизводителям своеобразным гарантом – помогали привлечь коммерческих инвесторов.

Результат не заставил себя ждать. В июле 2004 года в прокат вышел «Ночной дозор», профинансированный «Первым каналом» при участии Министерства культуры и массовых коммуникаций. Выпущенный в, казалось бы, мертвый летний сезон, при мощной рекламной поддержке «Первого канала» он собрал $16 млн (бюджет около $4 млн). За ним последовал еще ряд успешных проектов: «Турецкий гамбит» (сборы $20 млн), «9 рота» ($25 млн) и, наконец, «Дневной дозор», заработавший $32 млн,– даже голливудские блокбастеры не собирали в России такую сумму. В конце 2005 года на рынке царила небывалая эйфория. Рост кинопроката на 20–30% в год и рекордные кассовые сборы привлекли к кинопроизводству внимание крупных российских инвесторов.


Большие деньги
В 2006 году госрасходы выросли, но доля их уменьшилась: если в 2005-м на государство приходилось 70% затрат на производство фильмов, то сегодня кино на 50% финансируется бизнесом. Выросли и бюджеты: на экраны выходят фильмы, вложения в которые коммерческих структур превышают $10 млн. В отрасль пришли действительно серьезные игроки.

Так, в конце 2005 года «дочка» «Интерроса» – холдинг «Проф-медиа» – приобрела крупнейшую независимую продюсерскую компанию «Централ партнершип» (ЦПШ). Сумма сделки не разглашалась, но эксперты оценили ее в $50 млн. В 2006 году активизировалась кинокомпания Thema Production, 75% акций которой принадлежат «Системе Масс-медиа», входящей в АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Весной в Санкт-Петербурге она начала строительство собственной киностудии стоимостью $8 млн. О другом грандиозном проекте в Петербурге объявил банк «Глобэкс». Он собирается соорудить кинопроизводственный центр стоимостью $50 млн. Интеркапиталбанк планирует открыть новую студию в Подмосковье – ее возведение на участке в 10 га может стоить $25–30 млн. Приобщается к кинорынку даже «Ренова-медиа» Виктора Вексельберга – она собирается вложить около $4 млн в съемки исторического фильма.

Новые игроки стремятся строить новые съемочные мощности. Возможно, они бы предпочли стать акционерами существующих крупных студий, но и «Мосфильм», и «Ленфильм» пока остаются в собственности государства. Первой строительством мощностей озаботилась «Амедиа», принадлежащая на 50% Access Industries Леонарда Блаватника. Еще в 2004-м компания на территории московского завода «Шарикоподшипник» начала создавать первый независимый кинокомплекс «Медиа Сити» общей съемочной площадью свыше 10 тыс. кв. м. И хотя работы еще не закончены, в уже построенных павильонах съемки ведутся более двух лет.

Инвесторы поневоле
Если сторонние инвесторы идут в кинобизнес в надежде на скорый возврат инвестиций, то кинопрокатчики вкладываются в производство фильмов не от хорошей жизни: их к этому подталкивают западные кинопроизводители. К началу 2007 года из мейджоров только Warner Bros. продолжает работать в нашей стране через своего торгового партнера «Каро-фильм» (хотя и с ним договор истекает через год, и неизвестно, будет ли он продлен). Остальные взялись за прокат самостоятельно. Еще в 2004-м на базе своего дистрибутора «Ист-Вест» открыла собственный офис в Москве компания United International Pictures (UIP), представляющая интересы студий Paramount, Universal и Dreamworks. В прошлом году на наш рынок вышла 20th Century Fox. С 1 января 2007 года прокатом фильмов Disney и Sony Pictures / Columbia Pictures будет заниматься недавно созданное совместное предприятие Buena Vista Sony Releasing CIS.

В результате теряющие крупнейших поставщиков отечественные прокатчики вынуждены, с одной стороны, ориентироваться на российский продукт, а с другой – превращаться в кинопроизводителей. Например, кинокомпания «Парадиз» с начала 1990-х занималась прокатом, но в 2006-м выпустила один из самых успешных фильмов года – «Сволочи», который собрал более $10 млн. А сейчас у нее в работе еще шесть фильмов, в том числе «Звезда Семирамиды» с бюджетом $12 млн.

Много хорошего – плохо
В результате совместных усилий государства и бизнеса в настоящий момент в производстве находятся около 200 полнометражных фильмов. Неплохой результат, учитывая, что еще два года назад такая цифра показалась бы фантастической. Однако количество еще не означает качество. В 2006 году в России было выпущено более 100 фильмов, большинство из которых не нашли своего зрителя. «Несмотря на рост количества кинозалов и посещаемости, кинопроизводство в России все еще остается системно убыточным бизнесом,– считает директор агентства Metropolitan E.R.A. Инна Мурина.– В прокат выходит примерно 80% снимаемых фильмов. Окупаются менее 5%». Приблизиться к результатам «Дневного дозора» за последний год не удалось ни одной картине.

Тому есть причины: успех фильма сильно зависит от расходов на рекламу, которые могут занимать вдвое большую долю в общих затратах, чем на собственно производство. И это на фоне общего роста издержек – по данным Роскультуры, они ежегодно увеличиваются на 25%. В этой ситуации близость продюсера к федеральным телеканалам может сыграть решающую роль. Например, оба «Дозора», «Турецкий гамбит» и «Статский советник» выпущены «Первым каналом».

Часть кинопроизводителей обходят эти сложности, включая в ассортимент телепродукцию (а, например, «Амедиа» и вовсе специализируется на телесериалах). Тем более на российские фильмы в кассовых сборах в 2006 году пришлось около 30%, что, по данным агентства Metropolitan E.R.A., составило не менее $105 млн (без учета стартовавших в последний предновогодний уик-энд «Жары» и «Волкодава»). А вот объем рынка телесериалов, по оценкам «Амедиа», в прошлом году достиг $300 млн, и бал здесь правило как раз отечественное кино.

Неудивительно, что даже консервативный «Ленфильм» готовится создать «Ленфильм-ТВ», чтобы заниматься телепродукцией, а рынок полнится слухами о переговорах между Sony Pictures Entertainment и российским производителем сериалов «Леан-М». Впрочем, Sony уже год назад совместно с Patton Media Group создала в России кинокомпанию Monumental Pictures, и ее первые два фильма – триллер «Путевой обходчик» и романтическая комедия «В ожидании чуда» – должны выйти в прокат ближайшей весной. А с конца 2006 года корпорация Disney ведет переговоры с российскими Thema Production и ВГТРК о съемках фильмов под своим брэндом в России.

СФ представляет крупнейшие российские кинопроизводственные компании. Основным критерием ранжирования стала выручка, полученная от реализации собственных фильмов (доходы от проката чужой кинопродукции в расчет не принимались). Рынок наших фильмов только формируется. Многие фирмы не раскрывают своих данных, а другие не указывают, какая часть выручки приходится на кинопроизводство. Поэтому СФ пришлось прибегнуть к экспертной оценке и указать только доходы компаний за 2006 год.

«Амедиа»
Группа компаний «Амедиа» первой в России взялась за строительство собственного съемочного комплекса, чем практически гарантировала себе лидерство на рынке телесериалов.

Компания Александра Акопова первой в России освоила американскую технологию производства сериалов
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $80 млн*
Стратегия: развитие за счет собственных ресурсов, ориентация на западные форматы и технологии работы.
Тактика: развивает крупнейшую в России независимую производственную базу. Широко использует современную технику (съемки ведутся в цифровом формате). Готовит для себя кадры в собственной школе сценаристов. Наиболее успешные фильмы снимает по лицензии одного из лидеров мировой индустрии развлечений – Sony Pictures. Финансирует проекты из собственных средств, в крайнем случае привлекая в качестве соинвестора телеканал-заказчик. В целях диверсификации приобрела анимационную студию Gala и создает подразделение для производства телевизионных программ.
Проблемы: по оценкам самой компании, рынок сериалов достиг «потолка» и в 2007 году не покажет заметного роста. Крупнейшие клиенты начали диверсифицировать заказы и размещать часть у конкурентов «Амедиа».
Результат: лидер по производству телесериалов – контролирует около четверти этого рынка. Особенно сильные позиции в производстве ситкомов.
Новые цели: расширить круг заказчиков. Закрепиться на рынках телепрограмм, документального и прокатного кино.

«Централ партнершип»
В ноябре 2005 года контрольный пакет компании был продан холдингу «Проф-медиа», владеющему в том числе сетью «Синема парк». Это расширило возможности ЦПШ для проката своих фильмов.

Не менее десятка фильмов в производстве — страховка для ЦПШ от провала некоторых из них
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $70 млн*
Стратегия: диверсификация в производстве фильмов – от телесериалов (по классической советской схеме «многосерийный художественный фильм» с одним сценаристом и режиссером) до прокатных полнометражных блокбастеров.
Тактика: разнообразие жанров (от фэнтези до драмы). Активно занимается мониторингом сценарного рынка, «отлавливая» и «бронируя» идеи и сценарии. Осваивает производство артхаусных фильмов. Выпустила самую дорогую российскую картину – фэнтезийный боевик «Волкодав» с бюджетом $17 млн. Экономит на агентском вознаграждении, используя собственную прокатную структуру. Распределяет риски, работая одновременно не менее чем с 10 проектами. Примерно на 20% финансирует фильмы за счет займов, остальное – собственные средства. Успешно привлекает государственное финансирование: на «Волкодава» и «Бой с тенью» Минкультуры выделило по $1 млн.
Проблемы: высокие расходы на рекламу (маркетинговый бюджет «Волкодава» – $7 млн).
Результат: самый диверсифицированный отечественный кинопроизводитель.
Новые цели: создание дистрибуторской сети в Чехии, Словакии и Польше. Выход на рынок «мыльных опер» и ситкомов.

Продюсерский центр «Леан-М»
Компания начала работу в 2000 году с создания телепередач и документальных фильмов, но настоящим прорывом для нее стал сериал «Солдаты», вышедший на канале «Рен-ТВ» в 2004 году.

«Леан-М» рассчитывает в ближайшее время внедрить на съемках аппаратуру класса High Definition
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $30 млн*
Стратегия: ставка на альянс с западными кинокомпаниями.
Тактика: переводит «Солдат» на сетевой принцип, готовя продолжения об отдельных героях, в том числе сериал «Прапорщик / Е-мое». Работает со многими каналами: СТС, НТВ, «Рен-ТВ», ТНТ, ТВЦ. Приобрела контрольный пакет акций студии «Актерский сервис», с участием которой снимались сериалы компании, и рассчитывает на этой основе развивать услуги для киноиндустрии. Приступила к производству прокатного кино. Если появившаяся в прошлом году информация по продаже доли компании Sony Pictures подтвердится, «Леан-М» будет обладать приоритетным правом на производство форматных проектов Sony, что может в 2007 году перераспределить большую часть доходов рынка в пользу «Леан-М». Создает собственные форматы с привлечением российских авторов.
Проблемы: нет собственной студийной базы – павильоны для съемок арендуются на Киностудии имени Горького.
Результат: за год втрое увеличила выпуск продукции. Расширила список каналов, с которыми работает, в том числе за счет «почти эксклюзивного» клиента «Амедиа» – СТС.
Новые цели: развитие направлений ситкомов и киносериалов. Выход на рынок TV Movie (проектов выходного дня) и полнометражного прокатного кино. Поиск стратегического инвестора.

Кинокомпания СТВ
Эта петербургская компания, созданная в 1992 году, прославилась фильмами «Брат» и «Бумер». А их продолжения стали самыми успешными российскими сиквелами.

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» стал самым кассовым российским мультфильмом
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $30 млн*
Стратегия: ставка на проверенные имена.
Тактика: привлекает «испытанных» режиссеров (Алексей Балабанов, Александр Рогожкин, Сергей Бодров-старший). Снимает кино за границей – например, «Монгол» с бюджетом 15 млн евро, который ориентирован, кроме проката в России, на Германию и США. С помощью студии «Метелица», где является одним из учредителей, выпускает полнометражные мультипликационные фильмы. Они объединены в сериал, что снижает расходы, а формат взросло-детских мультфильмов позволил, к примеру, «Добрыне Никитичу» собрать в прокате почти $4 млн. Продает лицензии на использование персонажей из мультфильмов. Имеет дочернюю прокатную компанию «Наше кино». Использует сиквелы как возможность существенно сэкономить на продвижении фильмов. Лоббирует запрет рекламы фильмов по телевидению и с помощью профессиональных ассоциаций продвигает идеи горизонтального проката, при котором фильм держится в кинотеатрах дольше, чем две-три недели.
Проблемы: дефицит квалифицированных кадров.
Результат: крупнейшая из компаний, производящих только прокатное кино.
Новые цели: выход со своими фильмами на международный рынок. Сохранение лидерства в мультипликации.

* экспертная оценка


Анатолий Казаков
15.01.2007  Секрет фирмы

15.01.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов