Интересное кино
Российская киноиндустрия на подъеме. Впервые за долгие годы отечественное кино стало по-настоящему интересно частным инвесторам, и не только российским.
Знаковым для российской киноиндустрии стал 2002 год. До тех пор
российское кино для многих было способом налоговой оптимизации –
расходы на кинопроизводство не облагались налогами. В 2002 году
государство налоговые льготы отменило, зато увеличило
финансирование кинопроизводства.
Если в 2003 году из федерального бюджета было выделено 2,3 млрд
руб., то в 2007-м расходы по этой статье превысят 4 млрд руб.
Бюджеты распределяются на тендерах: если сценарий фильма проходит
комиссию Министерства культуры, то продюсер может получить в свое
распоряжение от $300 тыс. до $1 млн, за что будет обязан
перечислять государству небольшой процент от проката. Эти деньги
служили кинопроизводителям своеобразным гарантом – помогали
привлечь коммерческих инвесторов.
Результат не заставил себя ждать. В июле 2004 года в прокат
вышел «Ночной дозор», профинансированный «Первым каналом» при
участии Министерства культуры и массовых коммуникаций. Выпущенный
в, казалось бы, мертвый летний сезон, при мощной рекламной
поддержке «Первого канала» он собрал $16 млн (бюджет около $4 млн).
За ним последовал еще ряд успешных проектов: «Турецкий гамбит»
(сборы $20 млн), «9 рота» ($25 млн) и, наконец, «Дневной дозор»,
заработавший $32 млн,– даже голливудские блокбастеры не собирали в
России такую сумму. В конце 2005 года на рынке царила небывалая
эйфория. Рост кинопроката на 20–30% в год и рекордные кассовые
сборы привлекли к кинопроизводству внимание крупных российских
инвесторов.
Большие деньги
В 2006 году госрасходы выросли, но доля
их уменьшилась: если в 2005-м на государство приходилось 70% затрат
на производство фильмов, то сегодня кино на 50% финансируется
бизнесом. Выросли и бюджеты: на экраны выходят фильмы, вложения в
которые коммерческих структур превышают $10 млн. В отрасль пришли
действительно серьезные игроки.
Так, в конце 2005 года «дочка» «Интерроса» – холдинг
«Проф-медиа» – приобрела крупнейшую независимую продюсерскую
компанию «Централ партнершип» (ЦПШ). Сумма сделки не разглашалась,
но эксперты оценили ее в $50 млн. В 2006 году активизировалась
кинокомпания Thema Production, 75% акций которой принадлежат
«Системе Масс-медиа», входящей в АФК «Система» Владимира
Евтушенкова. Весной в Санкт-Петербурге она начала строительство
собственной киностудии стоимостью $8 млн. О другом грандиозном
проекте в Петербурге объявил банк «Глобэкс». Он собирается
соорудить кинопроизводственный центр стоимостью $50 млн.
Интеркапиталбанк планирует открыть новую студию в Подмосковье – ее
возведение на участке в 10 га может стоить $25–30 млн. Приобщается
к кинорынку даже «Ренова-медиа» Виктора Вексельберга – она
собирается вложить около $4 млн в съемки исторического фильма.
Новые игроки стремятся строить новые съемочные мощности.
Возможно, они бы предпочли стать акционерами существующих крупных
студий, но и «Мосфильм», и «Ленфильм» пока остаются в собственности
государства. Первой строительством мощностей озаботилась «Амедиа»,
принадлежащая на 50% Access Industries Леонарда Блаватника.
Еще в 2004-м компания на территории московского завода
«Шарикоподшипник» начала создавать первый независимый кинокомплекс
«Медиа Сити» общей съемочной площадью свыше 10 тыс. кв. м. И хотя
работы еще не закончены, в уже построенных павильонах съемки
ведутся более двух лет.
Инвесторы поневоле
Если сторонние инвесторы идут в
кинобизнес в надежде на скорый возврат инвестиций, то
кинопрокатчики вкладываются в производство фильмов не от хорошей
жизни: их к этому подталкивают западные кинопроизводители. К началу
2007 года из мейджоров только Warner Bros. продолжает работать в
нашей стране через своего торгового партнера «Каро-фильм» (хотя и с
ним договор истекает через год, и неизвестно, будет ли он продлен).
Остальные взялись за прокат самостоятельно. Еще в 2004-м на базе
своего дистрибутора «Ист-Вест» открыла собственный офис в Москве
компания United International Pictures (UIP), представляющая
интересы студий Paramount, Universal и Dreamworks. В прошлом году
на наш рынок вышла 20th Century Fox. С 1 января 2007 года прокатом
фильмов Disney и Sony Pictures / Columbia Pictures будет заниматься
недавно созданное совместное предприятие Buena Vista Sony Releasing
CIS.
В результате теряющие крупнейших поставщиков отечественные
прокатчики вынуждены, с одной стороны, ориентироваться на
российский продукт, а с другой – превращаться в кинопроизводителей.
Например, кинокомпания «Парадиз» с начала 1990-х занималась
прокатом, но в 2006-м выпустила один из самых успешных фильмов года
– «Сволочи», который собрал более $10 млн. А сейчас у нее в работе
еще шесть фильмов, в том числе «Звезда Семирамиды» с бюджетом $12
млн.
Много хорошего – плохо
В результате совместных
усилий государства и бизнеса в настоящий момент в производстве
находятся около 200 полнометражных фильмов. Неплохой результат,
учитывая, что еще два года назад такая цифра показалась бы
фантастической. Однако количество еще не означает качество. В 2006
году в России было выпущено более 100 фильмов, большинство из
которых не нашли своего зрителя. «Несмотря на рост количества
кинозалов и посещаемости, кинопроизводство в России все еще
остается системно убыточным бизнесом,– считает директор агентства
Metropolitan E.R.A. Инна Мурина.– В прокат выходит примерно
80% снимаемых фильмов. Окупаются менее 5%». Приблизиться к
результатам «Дневного дозора» за последний год не удалось ни одной
картине.
Тому есть причины: успех фильма сильно зависит от расходов на
рекламу, которые могут занимать вдвое большую долю в общих
затратах, чем на собственно производство. И это на фоне общего
роста издержек – по данным Роскультуры, они ежегодно увеличиваются
на 25%. В этой ситуации близость продюсера к федеральным
телеканалам может сыграть решающую роль. Например, оба «Дозора»,
«Турецкий гамбит» и «Статский советник» выпущены «Первым
каналом».
Часть кинопроизводителей обходят эти сложности, включая в
ассортимент телепродукцию (а, например, «Амедиа» и вовсе
специализируется на телесериалах). Тем более на российские фильмы в
кассовых сборах в 2006 году пришлось около 30%, что, по данным
агентства Metropolitan E.R.A., составило не менее $105 млн (без
учета стартовавших в последний предновогодний уик-энд «Жары» и
«Волкодава»). А вот объем рынка телесериалов, по оценкам «Амедиа»,
в прошлом году достиг $300 млн, и бал здесь правило как раз
отечественное кино.
Неудивительно, что даже консервативный «Ленфильм» готовится
создать «Ленфильм-ТВ», чтобы заниматься телепродукцией, а рынок
полнится слухами о переговорах между Sony Pictures Entertainment и
российским производителем сериалов «Леан-М». Впрочем, Sony уже год
назад совместно с Patton Media Group создала в России кинокомпанию
Monumental Pictures, и ее первые два фильма – триллер «Путевой
обходчик» и романтическая комедия «В ожидании чуда» – должны выйти
в прокат ближайшей весной. А с конца 2006 года корпорация Disney
ведет переговоры с российскими Thema Production и ВГТРК о съемках
фильмов под своим брэндом в России.
СФ представляет крупнейшие российские
кинопроизводственные компании. Основным критерием ранжирования
стала выручка, полученная от реализации собственных фильмов (доходы
от проката чужой кинопродукции в расчет не принимались). Рынок
наших фильмов только формируется. Многие фирмы не раскрывают своих
данных, а другие не указывают, какая часть выручки приходится на
кинопроизводство. Поэтому СФ пришлось прибегнуть к
экспертной оценке и указать только доходы компаний за 2006 год.
«Амедиа»
Группа компаний «Амедиа» первой в России
взялась за строительство собственного съемочного комплекса, чем
практически гарантировала себе лидерство на рынке телесериалов.
|
Компания Александра Акопова первой в России освоила американскую технологию производства сериалов |
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $80 млн*
Стратегия: развитие за счет собственных ресурсов, ориентация
на западные форматы и технологии работы.
Тактика: развивает крупнейшую в России независимую
производственную базу. Широко использует современную технику
(съемки ведутся в цифровом формате). Готовит для себя кадры в
собственной школе сценаристов. Наиболее успешные фильмы снимает по
лицензии одного из лидеров мировой индустрии развлечений – Sony
Pictures. Финансирует проекты из собственных средств, в крайнем
случае привлекая в качестве соинвестора телеканал-заказчик. В целях
диверсификации приобрела анимационную студию Gala и создает
подразделение для производства телевизионных программ.
Проблемы: по оценкам самой компании, рынок сериалов достиг
«потолка» и в 2007 году не покажет заметного роста. Крупнейшие
клиенты начали диверсифицировать заказы и размещать часть у
конкурентов «Амедиа».
Результат: лидер по производству телесериалов – контролирует
около четверти этого рынка. Особенно сильные позиции в производстве
ситкомов.
Новые цели: расширить круг заказчиков. Закрепиться на рынках
телепрограмм, документального и прокатного кино.
«Централ партнершип»
В ноябре 2005 года контрольный
пакет компании был продан холдингу «Проф-медиа», владеющему в том
числе сетью «Синема парк». Это расширило возможности ЦПШ для
проката своих фильмов.
|
Не менее десятка фильмов в производстве — страховка для ЦПШ от провала некоторых из них |
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $70 млн*
Стратегия: диверсификация в производстве фильмов – от
телесериалов (по классической советской схеме «многосерийный
художественный фильм» с одним сценаристом и режиссером) до
прокатных полнометражных блокбастеров.
Тактика: разнообразие жанров (от фэнтези до драмы). Активно
занимается мониторингом сценарного рынка, «отлавливая» и «бронируя»
идеи и сценарии. Осваивает производство артхаусных фильмов.
Выпустила самую дорогую российскую картину – фэнтезийный боевик
«Волкодав» с бюджетом $17 млн. Экономит на агентском
вознаграждении, используя собственную прокатную структуру.
Распределяет риски, работая одновременно не менее чем с 10
проектами. Примерно на 20% финансирует фильмы за счет займов,
остальное – собственные средства. Успешно привлекает
государственное финансирование: на «Волкодава» и «Бой с тенью»
Минкультуры выделило по $1 млн.
Проблемы: высокие расходы на рекламу (маркетинговый бюджет
«Волкодава» – $7 млн).
Результат: самый диверсифицированный отечественный
кинопроизводитель.
Новые цели: создание дистрибуторской сети в Чехии, Словакии
и Польше. Выход на рынок «мыльных опер» и ситкомов.
Продюсерский центр «Леан-М»
Компания начала работу в
2000 году с создания телепередач и документальных фильмов, но
настоящим прорывом для нее стал сериал «Солдаты», вышедший на
канале «Рен-ТВ» в 2004 году.
|
«Леан-М» рассчитывает в ближайшее время внедрить на съемках аппаратуру класса High Definition |
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $30 млн*
Стратегия: ставка на альянс с западными
кинокомпаниями.
Тактика: переводит «Солдат» на сетевой принцип, готовя
продолжения об отдельных героях, в том числе сериал «Прапорщик /
Е-мое». Работает со многими каналами: СТС, НТВ, «Рен-ТВ», ТНТ, ТВЦ.
Приобрела контрольный пакет акций студии «Актерский сервис», с
участием которой снимались сериалы компании, и рассчитывает на этой
основе развивать услуги для киноиндустрии. Приступила к
производству прокатного кино. Если появившаяся в прошлом году
информация по продаже доли компании Sony Pictures подтвердится,
«Леан-М» будет обладать приоритетным правом на производство
форматных проектов Sony, что может в 2007 году перераспределить
большую часть доходов рынка в пользу «Леан-М». Создает собственные
форматы с привлечением российских авторов.
Проблемы: нет собственной студийной базы – павильоны для
съемок арендуются на Киностудии имени Горького.
Результат: за год втрое увеличила выпуск продукции.
Расширила список каналов, с которыми работает, в том числе за счет
«почти эксклюзивного» клиента «Амедиа» – СТС.
Новые цели: развитие направлений ситкомов и киносериалов.
Выход на рынок TV Movie (проектов выходного дня) и полнометражного
прокатного кино. Поиск стратегического инвестора.
Кинокомпания СТВ
Эта петербургская компания,
созданная в 1992 году, прославилась фильмами «Брат» и «Бумер». А их
продолжения стали самыми успешными российскими сиквелами.
|
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» стал самым кассовым российским мультфильмом |
Доход от кинопроизводства в 2006 году: $30 млн*
Стратегия: ставка на проверенные имена.
Тактика: привлекает «испытанных» режиссеров (Алексей
Балабанов, Александр Рогожкин, Сергей Бодров-старший). Снимает кино
за границей – например, «Монгол» с бюджетом 15 млн евро, который
ориентирован, кроме проката в России, на Германию и США. С помощью
студии «Метелица», где является одним из учредителей, выпускает
полнометражные мультипликационные фильмы. Они объединены в сериал,
что снижает расходы, а формат взросло-детских мультфильмов
позволил, к примеру, «Добрыне Никитичу» собрать в прокате почти $4
млн. Продает лицензии на использование персонажей из мультфильмов.
Имеет дочернюю прокатную компанию «Наше кино». Использует сиквелы
как возможность существенно сэкономить на продвижении фильмов.
Лоббирует запрет рекламы фильмов по телевидению и с помощью
профессиональных ассоциаций продвигает идеи горизонтального
проката, при котором фильм держится в кинотеатрах дольше, чем
две-три недели.
Проблемы: дефицит квалифицированных кадров.
Результат: крупнейшая из компаний, производящих только
прокатное кино.
Новые цели: выход со своими фильмами на международный рынок.
Сохранение лидерства в мультипликации.
* экспертная оценка
Анатолий Казаков
15.01.2007
Секрет фирмы