Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати
Абонент платит дважды

Сколько операторы связи заработали на бесплатных входящих



Пока сотовые операторы гордо рапортуют об успехах 2006 года, абоненты привыкают к росту расходов на связь. После внедрения принципа CPP (Calling Party Pays – платит звонящая сторона) владельцы городских телефонов стали отдельно получать счета с абонентской платой и за звонки на мобильные телефоны. А в компаниях, чтобы снизить неожиданные потери, внедряют средства контроля звонков на мобильные.

Введенное с 1 июля 2006 года правило «платит звонящая сторона» поначалу вызвало панику среди операторов мобильной связи. По крайней мере, именно так выглядела их реакция. В центральных офисах мобильных сетей бились над вопросом, как компенсировать свои потери от звонков с городских телефонов и телефонов других операторов. В декабре, когда «большая тройка» сотовых операторов – МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» – озвучила результаты финансового года, стало ясно, что им удалось не только не потерять деньги, но и даже неплохо заработать после внедрения CPP. Так же, как и операторам фиксированной связи, которые благодаря мановению волшебной государственной палочки стали получать деньги за прежде бесплатную услугу. Доллары и центы из воздуха не берутся, конечно же за все заплатили абоненты. Задача операторов свелась только к тому, чтобы операция по распределению расходов прошла незаметно и безболезненно для абонентов, не отразившись на имидже компаний.

 

 

Лучшая защита, как известно, нападение. Именно такую тактику выбрала «большая тройка» сотовых операторов, которые сразу же потребовали 1,10 руб. в качестве платы за соединение при входящем звонке с городского телефона. Потом формулировку изменили и стали называть это «платой за приземление или завершение вызова». Россвязьнадзор посчитал эту цену завышенной, а Федеральная служба по тарифам (ФСТ) справедливую сумму – 0,95 руб. Полгода работы по принципу СPP показали, что эти платежи позволяют операторам  работать с прибылью. Кроме того, «большая тройка» решила отыграться на региональных операторах, запросив с них 1,10 руб. за завершение вызова.

Между собой МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» договорились брать за завершение вызова 95 коп. Но тут воспротивилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), расценив эту договоренность как картельный сговор, ущемляющий право региональных операторов на честную конкуренцию. Доводы крупных операторов о справедливых скидках за большой объем трафика ФАС не сочла достойными внимания. И в середине августа предписала «большой тройке» уравнять тарифы. МТС и «ВымпелКом» согласились получать по 0,95 руб. до нового года. «МегаФон» же заявил, что подаст на ФАС в суд, что и сделал в начале декабря. Начальник управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС России Константин Сеничкин сообщил, что «ФАС будет реагировать по процедуре. Служба уже получила исковое заявление и готовит отзыв».

Что будет происходить в зале суда, Сеничкин предсказывать не берется: «В августе мы не сочли убедительными аргументы, что за большой объем трафика может быть скидка между тремя основными операторами, и сейчас не собираемся менять это мнение. В любом случае проигравший в этом процессе наверняка пойдет дальше. Практически каждое дело ФАС опротестовывают в суде, это может затянуться на 1 – 2 года. Если суд постановит, то отмена предписания возможна по стандартной процедуре, но невозможен пересмотр дела. ФАС не регулирует величину тарифа. Мы только следим, чтобы не создавалось дискриминационных условий».

 

Мы пойдем кривым путем

 

Операторы компенсировали свои расходы на обслуживание бесплатных входящих различными путями. Все они пересмотрели ряд тарифов в сторону увеличения стоимости минуты разговора. А также вывели на рынок новые тарифы, уже скорректированные с учетом бесплатных входящих. Но это был самый простой и очевидный путь. Кроме того, некоторые операторы просто перешли на поминутную тарификацию вместо посекундной. Округление помогло им еще немного откусить от бюджета абонентов. Переход на рублевый расчет – тоже один из замаскированных способов перераспределения средств в пользу операторов. Перерасчет теперь осуществляется по внутреннему курсу компаний: от  28,7 руб. до 30 руб. за доллар. Например, МТС в первой половине 2007 года будет рассчитывать платежи за услуги по курсу 28,7 руб. за доллар.

Но главная интрига закрутилась вокруг прямых мобильных номеров. Из-за того, что их технически трудно отличить от обычных городских, звонок с городского на прямой номер фактически остается бесплатным. Мобильный оператор не имеет права брать плату за входящий вызов, а фиксированный оператор «не понимает», что это был звонок на мобильный телефон. Чтобы не допустить потерь в таких случаях, МТС к каждому своему прямому номеру «прикрепила» федерального двойника с кодом. Теперь звонок на прямой номер МТС переадресуется на парный федеральный, и за эту услугу МТС берет деньги. «Мне пришло сообщение о том, что теперь у меня два номера: прямой и с кодом 985», делится с «Ко» менеджер  рекламного агентства Петр Гусев. «Нехороший МТС стал брать деньги за входящие на прямой номер, в итоге до введения СРР я за месяц заплатил $80, а в следующий месяц $200», – вторит ему частный предприниматель Павел Кузьмин.

Оператору пришлось потратить немало усилий, чтобы приучить своих абонентов к  «кривизне» номеров. «Я физически не мог сообщить всем своим знакомым и партнерам, чтобы они звонили через федеральный код, в результате принцип СРР для меня не работает: минуты за входящие списываются, как и раньше, – у меня тариф с 400 предоплаченных минут. Но самое неприятное, что SMS на прямой номер через 495 больше не доходят», –  cокрушается Петр Гусев. Понятно, что такое номерное «спаривание» сильно подрывает доверие абонентов. Гусев переключился на другой тариф, потому что преимущества прямого номера на старом нивелировались.

Этим «проколом» МТС сразу же воспользовались конкуренты. «Вскоре после сюрпризов с МТС мне позвонили из «Билайна» и предложили прислать курьера, чтобы подключить на контрактный тариф с очень приятными условиями, – рассказывает один из абонентов. – Меня подключили на мой старый номер, но с кодом 909».

А вот что делать со своими «псевдопрямыми» абонентами, в «ВымпелКоме» сначала не знали. Решение созрело только осенью, когда плата за прямой номер была принудительно повышена оператором на $5.

«МегаФон» предпочел не трогать отдельные группы абонентов, не менять условия для лояльных пользователей, а равномерно распределить дополнительную финансовую нагрузку на всех своих клиентов. Очевидно, это связано с тем, что у «МегаФона» наиболее слабые позиции из лидирующей тройки. Несмотря на самый быстрый рост, оператору, согласно данным AC&M Consulting, все еще не хватает 15,6% до второго места по количеству абонентов. Компании никак нельзя терять клиентов, поэтому она предпочла аккуратно поменять ряд архивных и свежих тарифов в сторону увеличения стоимости исходящих звонков. «У меня тариф «О’Лайт» «МегаФон», – сообщил владелец компьютерной фирмы Алексей Востряков. – До введения CPP исходящие стоили 80 коп., после – 1,20 руб. То есть связь для меня  подорожала в 1,5 раза после ввода бесплатных входящих. Общее ощущение – платить стал больше».

 

У страха глаза велики

 

Сейчас очень интересно сравнивать, что говорили операторы в июле,  после введения принципа бесплатных входящих, с их декабрьскими заявлениями. Летом сотовые компании все как одна предупреждали о том, что им будет крайне трудно компенсировать убытки в $1 млрд из-за введения принципа СРР. «Повышение стоимости первой минуты разговора мы рассматриваем в сложившейся ситуации как единственную возможность частично компенсировать возможные убытки от введения принципа «платит звонящий», – говорил пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Кирилл Алявдин в июле. – Был другой способ – установить на приемлемом уровне тарифы на межоператорское соединение. Мы говорили о 5 центах, потом были согласны на компромиссный вариант на уровне 4 центов. Однако ФАС посчитала возможным установить именно такие тарифы».

Вице-президент по маркетингу МТС Гжегож Эш чуть позже высказался по поводу СРР следующим образом: «С момента введения принципа «платит звонящий» с 1 июля и на текущий момент мы наблюдаем рост трафика с фиксированных телефонов на мобильные, различающийся по уровню в зависимости от региона. При этом, как мы и прогнозировали ранее, немного вырос трафик внутри сети МТС (с учетом органического роста). Плата за входящие звонки составляла до 12% наших доходов до 1 июля 2006 года. Мы предпринимаем усилия для увеличения доходов от других видов услуг и рассчитываем компенсировать тем самым отсутствие доходов от входящих звонков. Мы прогнозируем дальнейший рост внутрисетевого трафика».

Гжегож Эш был то ли не слишком откровенен, то ли недостаточно прозорлив. А может быть, компания МТС просто несколько перестаралась, пытаясь компенсировать расходы. «Бесплатные входящие» оказались для «Мобильных ТелеСистем» настоящим «золотым яйцом». Компания, не стесняясь, отрапортовала о рекордном росте выручки за всю историю МТС. Оператор в третьем квартале 2006 года получил по России 78% чистой прибыли относительно второго квартала, хотя третий  традиционно малодоходен по причине летних отпусков и всеобщего затишья на рынке. Для примера, в третьем квартале 2005-го по сравнению со вторым выручка МТС выросла  всего лишь на 12%, а чистая прибыль – на 14,3%. Только на интерконнекте в этом году компания, согласно отчету, смогла заработать $0,9 млн. А каждый абонент МТС заплатил за связь на $1,1 в месяц больше. Показатель ARPU (Average Revenue Per Unit – средний доход с одного абонента в месяц) в третьем квартале по сравнению со вторым вырос с $7,5 до $8,6.

«ВымпелКом» паниковал по поводу СРР не меньше. В июле представители «Билайна» заявляли, что оплата, которую получит компания от фиксированных операторов за завершение вызова абонента городской сети на мобильную, не покрывает затрат на обслуживание звонка. «Увеличение стоимости первой минуты разговора длительностью 3 секунды и более призвано минимизировать влияние принципа «платит звонящий» на финансовое положение компании. При этом для наших абонентов данное нововведение не должно стать болезненным: мы рассчитываем, что они в итоге после отмены платы за входящие звонки не будут в проигрыше», – объяснила тогда позицию компании руководитель направления по работе со СМИ ОАО «ВымпелКом» Юлия Остроухова.

Рассказывая об итогах третьего квартала Александр Изосимов, генеральный директор «ВымпелКома», был куда более конкретен: «Для нас третий квартал оказался очень успешным. Рост основных финансовых показателей по операционной выручке, OIBDA и чистой прибыли по сравнению с предыдущим кварталом составил более 20%. Рекордные за всю историю компании цифры демонстрируют нашу способность достигать высоких результатов по приоритетным стратегическим целям… Мы снова продемонстрировали рост ARPU по сравнению с прошлым годом, причем рост более значительный, чем в предыдущем квартале. Повышение финансовых показателей было достигнуто за счет нескольких факторов: улучшения качества абонентской базы, роста трафика, политики сдерживания цен и увеличения доходов от оплаты за интерконнект со стороны мобильных операторов».

Средняя выручка оператора с одного абонента выросла в третьем квартале этого года с $7,4 до $8,6 по сравнению со вторым кварталом. То есть каждый из почти 47 млн абонентов «Билайна» стал платить на $1,2 в месяц больше.

«МегаФон» продемонстрировал по итогам 2006 года не менее внушительные показатели, чем конкуренты. Советник генерального директора «МегаФон-Москва» Роман Проколов поясняет, что его компания «была первой, кто предложил тарифы с бесплатными входящими еще в далеком 2002 году. Поэтому к моменту законодательного введения принципа СРР большая часть абонентов у нас были либо на безлимитных тарифах, либо на других тарифах с бесплатными входящими». В результате введения СРР, согласно отчету, который предоставила компания в ноябре, структура трафика практически не изменилась. То есть оператор выиграл дважды: повысив стоимость исходящих звонков, а также получая  по 0,95 руб. с других операторов за «приземление» вызова.

 

Регионы против столицы

 

Региональные операторы повели себя по-разному – одни пытались найти собственный выход из ситуации, другие перенимали приемы старших товарищей по цеху. В любом случае запрет ФАС взимать с них завышенную цену за «приземление» вызова, помог им заработать и даже увеличить абонентскую базу. Питерский «СкайЛинк», например, под шумок перешел на рублевый тариф, пересчитав доллар по 29 руб. «СМАРТС принципиально не стал вводить плату за соединение, – сообщил генеральный директор компании Андрей Гиреев. – Федеральные операторы в отличие от нас это сделали, чтобы компенсировать возможные потери. Но мы видим, что у них хорошие результаты, поэтому они зря паниковали. Мы использовали другие методы для привлечения новых абонентов и повышения лояльности старых. Прямо говорили в рекламе, что не повышаем тарифы, как другие. В результате мы получили более 25% новых абонентов, после того, как появилась разница в тарифах». Люди не хотели платить лишние 30 – 50 коп. за минуту.

По словам Гиреева, СМАРТС также достаточно давно перестал взимать плату за входящие звонки с мобильных. А теперь абоненты не платят за входящие вызовы с городских. «Конечно же трафик со стационарных телефонов на 10 – 15% вырос, но доля его в общем трафике небольшая, и изначально пошатнуть наш бизнес принцип СРР не мог. Ориентируясь на международный опыт, введение CPP я считаю правильным шагом. Но сделано это было несколько сумбурно. Страшно сказать, с некоторыми стационарными операторами у нас до сих пор даже нет договоров. Но мы работаем и в общем-то цивилизованно», – резюмирует он.

Уральский оператор мобильной связи Utel начал готовиться к введению СРР задолго до 1 июля 2006 года. «Еще с 2004 года мы стали предлагать абонентам тарифы со всеми бесплатными входящими, – не без гордости сообщил «Ко» Валерий Костарев, пресс-секретарь генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ» Анатолия Уфимкина. – С 15 марта до 1 июля мы предлагали абонентам на старых тарифах за небольшую единовременную доплату в 50 – 70 руб. установить нулевую плату за входящие вызовы при сохранении стоимости исходящих». К 1 июля, утверждает Костарев,  от 35% до 80% абонентов в зависимости от региона уже обслуживались по принципу СРР. А в Екатеринбурге, по его словам, их доля в абонентской базе Utel составила 86%. «Та небольшая часть, которая не воспользовалась предложением, после 1 июля стала платить за исходящие в среднем на 14% больше, минута подорожала примерно на 20 – 50 коп. Введение принципа СРР было для нас очень выгодным, потому что мы стали получать больше от других мобильных операторов за завершение вызова, чего раньше не было. В результате мы смогли неплохо заработать», – пояснил Костарев.

 

Городские начинают и выигрывают

 

В самом большом выигрыше от введения принципа «платит звонящий» оказались операторы фиксированной связи. Они стали получать деньги за прежде бесплатную услугу. Генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» Анатолий Уфимкин, подводя итоги 9 месяцев 2006 года, прямо заявил, что «в третьем квартале одним из факторов роста доходов и операционной прибыли стало введение в действие с 1 июля 2006 года принципа «платит звонящая сторона».

Из-за нововведения вызовы с фиксированного на сотовый телефон стали внутризоновыми телефонными соединениями, теперь они оплачиваются дополнительно. Всего в третьем квартале общее количество соединений с фиксированных на сотовые телефоны составило около 539 млн минут, что принесло примерно 770 млн руб. выручки, из которых более 510 млн руб. получили операторы сотовой связи за завершение вызова». В результате введения принципа СРР «Уралсвязьинформ» получил около 260 млн руб. прибыли. Напомним, что компания обслуживает 3,7 млн абонентов Уральского региона.

Похожая ситуация наблюдается и в МГТС. Первая реакция абонентов на нововведение была ожидаема – количество звонков с городских на сотовые несколько уменьшилось. В июле этого года объем звонков с фиксированных телефонов на мобильные в сети МГТС снизился на 30%  по сравнению с прошлым годом. Но уже в первые недели августа объемы начали восстанавливаться. А в сентябре рост составил около 30%.

Но о какой-либо тенденции в компании говорить пока не решаются, связывая колебания трафика как с введением принципа «платит звонящий», так и с сезонными изменениями в разговорной активности абонентов. «Более половины абонентов МГТС успело за июль – сентябрь позвонить с городского на мобильный. По итогам июля мы выставили абонентам-физлицам 1,8 млн единых счетов. По итогам августа – уже 2,8 млн счетов (всего у МГТС 3,5 млн абонентов-физлиц. – Прим. «Ко»)», –  заявил генеральный директор МГТС Алексей Гольцов.

Компания «Комстар-ОТС» по итогам третьего квартала 2006 года отчиталась в том, что на введении CPP с 1 июля ей удалось заработать $15,7 млн. Более того, в «Комстаре» убеждены, что «трафик с фиксированных телефонов на мобильные и в дальнейшем будет приносить дополнительный доход».

Правда, рядовым абонентам эти расчеты добавили головной боли. После введения новой системы и появления счетов от МГТС за звонки с городского номера на мобильный им  приходится каждый месяц тратить время и нервы на стояние в очередях к окошкам оплаты коммунальных услуг Сбербанка. Суммы ежемесячных счетов теперь непредсказуемы, оплатить услуги связи на несколько месяцев вперед стало практически невозможно. Альтернативные способы оплаты счетов МГТС через терминалы, установленные в магазинах и прочих людных местах, абоненты пока не рассматривают всерьез. Никакой гарантии, что деньги дойдут в срок, нет, а выдаваемый аппаратом чек не может служить весомым аргументом в споре с телефонисткой, когда домашний номер отключат за неуплату.

Мобильных операторов тоже не все устраивает в системе оплаты звонков с городских телефонов на мобильные, правда, их в основном волнует величина платы за «приземление». «Тариф 95 копеек за завершение вызова, который сейчас платят операторы фиксированной связи мобильным операторам, не полностью компенсирует  затраты сотовых операторов вследствие введения CPP. Поэтому справедливым будет повысить его  до 1,10 руб., это обоснованный минимум, ниже которого нам работать невыгодно. Такая цифра соответствует расчетам Россвязьнадзора, которые были представлены на заседании ФСТ», – негодует исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников. При этом он сообщает о несущественности роста трафика с городских телефонов: «Доля входящего трафика с фиксированных сетей на сеть «Билайн» в структуре общего трафика компании увеличилась примерно на 2 процентных пункта (с 4 до 6)». Пресс-секретарь генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ» Валерий Костарев, напротив, считает, что «95 копеек, которые мы отдаем операторам мобильной связи, – достаточная сумма. Это видно из финансовых итогов, которые показала «большая тройка».

Тем временем стационарные операторы объявили об изменении цен в следующем году на базе установленных тарифов. ФСТ спустила сверху три обязательных тарифа для городских номеров: с абонентской системой оплаты; с повременной системой оплаты и с комбинированной системой оплаты. К этой «переменной» стоимости прибавляется так называемая постоянная часть – плата за пользование абонентской линией. Для каждого тарифа ФСТ ввела ограничения по различным регионам. Региональные операторы фиксированной связи на эти условия согласились. Некоторые даже решили отказаться от части доходов и предложили тарифы ниже верхней планки, определенной ФСТ. Безлимитный тариф ниже предельного установили компании «Уралсвязьинформ» и «Северо-Западный Телеком». Похоже, введение СРР с лихвой покрывает их расходы.

Абонент абоненту рознь

 

В конце ноября компания «ВымпелКом» озвучила результаты исследования общественного мнения по поводу CPP, проведенного по ее заказу ВЦИОМ. Они свидетельствуют, что большинство россиян (71% против 14%) относятся к введению бесплатных входящих звонков на мобильные телефоны скорее положительно. Петербуржцы воспринимают новую систему оплаты в целом более позитивно, чем москвичи (соответственно 91% и 61% положительных оценок). Исследование выглядит не то чтобы очень убедительно: было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, из них по 300 человек – в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах было опрошено в среднем  по 5 – 6  человек. Даже далекие от математики люди удивляются такому странному отношению профессионалов к статистике.

Но даже если бы выборка была более репрезентативной, говорить о хорошем отношении к введению СРР населения РФ – все равно что делать отчет о средней температуре по больнице. Очевидно, что, например, владельцы прямых номеров МТС оказались в заметном проигрыше: они потеряли преимущества возможности доступа к ним без набора федерального кода, фактически к ним не был применен принцип СРР, и в первые месяцы они немало переплатили. Корпоративным пользователям тоже не поздоровилось – сотрудники теперь предпочитают звонить на мобильные телефоны с офисных. В результате компании в срочном порядке отключают «восьмерку».

Некоторые пытаются бороться с этим с помощью корпоративной мобильной связи, как, например, компания О2ТВ. «Расходы на фиксированную связь уменьшились на телеканале О2ТВ примерно на 30% благодаря тому, что практически сразу же после 1 июля мы выдали большей части сотрудников корпоративные SIM-карты. Мобильная связь – это новая статья расходов, последовавшая после введения СРР», – рассказала PR-менеджер телеканала Татьяна Маргулян.

«Два месяца назад мы перешли с тарифа «Корпорация-1» на тариф «Корпорация-2» (МТС). Сам по себе тариф дешевле, но после введения платы за соединения наши расходы практически не изменились», – недоумевает Шахноза Салманова, руководитель отдела рекламы и PR «Информзащиты».

Сам по себе принцип СРР удобен для абонентов: легче контролировать расходы, так как приходится следить только за тем, куда звонишь сам. Кроме того, не нужно опасаться неизвестных входящих звонков. Но то, каким образом его ввели, заставляет вспомнить гениальную оговорку Виктора Черномырдина «хотели как лучше, получилось как всегда».


Светлана Рагимова, Павел Мороз
18.01.2007  Журнал "Компания"

18.01.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов