Товарищи на вкус и цвет
«На безумных творческих идеях денег не заработаешь»
Профессия дизайнера по интерьерам считается одной из самых престижных. Однако не каждой дизайн-студии удается добиться успеха в бизнесе. Фирмы пачками закрываются по причине отсутствия прибыли. Проектная студия IntraDesign под руководством Анны Путиловой создает интерьеры "под ключ". Дело свое Анна называет "адским трудом", который ей, как ни странно, в радость. "В этой работе есть два психологически приятных момента,- говорит Анна.- Понимание с заказчиком в вопросах стиля, и когда тебе дают создать задуманный образ".
Вопрос жизни и смерти
- Почему же "адский труд"? - Я- главный идеолог и рулевой всего процесса под названием дизайн-студия,- отвечает Анна.- Профессия дизайнера по интерьерам очень сложная. Если кто-то думает, что она заключается только в рисовании картинок, в подборе мебели, шторок и постановке цветочков, то глубоко заблуждается. Дизайнер должен обладать абсолютным вкусом, ведь у большинства заказчиков с этим есть проблемы. Поэтому приходится его им прививать. Загородные дома, квартиры, рестораны - это основные объекты, с которыми работает студия. Если владельцы помещений хотят сделать дизайн интерьера, то обращаются в компании, подобные ООО IntraDesign. У Анны шесть сотрудников и заказчики, к которым нужен особый подход. Поэтому в ее работе бывают уникальные проекты и случаются всякие неожиданности. Например, заказчик высокого роста захотел установить в квартире двухметровую ванну. Откуда взять лишние сантиметры? Потребовалась серьезная перепланировка.
- Проблема в том, что прежняя ванна- кроха, всего полтора метра,- рассказывает Анна.- Мы объединили ее с санузлом и добавили к ним часть коридора. Все равно ничего не помещалось. И тут произошло чудо. За одной из стен вдруг обнаружилась ниша. Свободные 15 сантиметров. Так что желание заказчика было выполнено - большую ванну мы втиснули. Свою востребованность в профессии Анна объясняет тем, что имеет от природы безупречный вкус. На нем и зарабатывает. Ее не пугают сложные объекты, которые, на первый взгляд, по силам только крупным архитектурным бюро.
- Я знаю, что современный дизайн влечет за собой комплекс строительно-монтажных и архитектурныхработ, а также проблемы, связанные с перепланировкой жилого пространства и согласованиями в разных инстанциях. Поэтому если я получаю заказ, то клиент лишается всех проблем. Его задача - лишь вовремя финансировать каждый этап работы. Мы предлагаем ему полный проект с инженерной, рабочей и архитектурной частью и 3D-визуализацию или акварельные рисунки будущего интерьера. Отдельно оплачиваются услуги по авторскому надзору. Все задумки и стоимость их воплощения обсуждаются на первой встрече.
- А всегда ли заказчик знает, чего хочет? - Если заказчик определился, то он, естественно, высказывает свои пожелания. В большинстве случаев достают десять интерьерных журналов и показывают пальцем: вот это, это и еще вот то хочу. И это уже бальзам на душу. В таких случаях мне сразу понятно, что нравится, а что нет. Для тех, кто не определился, у меня припасена специальная литература. Это книги о стилях, которые я беру с собой. И когда понимаю, что мы нашли общий язык, беру аванс (50% от дизайн-проекта) и делаю три предложения по возможным вариантам планировки. Затем получаю еще 25% от стоимости работ, а по окончании проекта - оставшиеся 25%. Отдельно оплачивается авторский надзор. Нередко у студии бывают уникальные проекты. Анна вспоминает случай, когда ей сделала заказ хозяйка зимнего сада с требованием создать элемент дизайна в виде живой классической колонны.
- Это дорогая работа, но очень интересная. Вручную выкладывался крупный и мелкий резаный камень, в него вкраплялись живые растения и мох. Потом это "нечто" помещалось под стекло. Вообще с такими заказчиками непросто. Анна говорит, что больше любит работать над созданием стильных интерьеров "с нуля" и "под ключ". Особенно если повезет с разумными клиентами. По ее мнению, это те, кто доверяет дизайнерам и здраво рассчитывает бюджет на создание интерьера.
- А вот те, кто хочет сэкономить и творит интерьер собственными руками, попадают в курьезные ситуации. Суть в том, что каждый заказчик знает, какие красивые вещи он хочет видеть в своей квартире, но далеко не каждый видит, как вещи и цвета должны сочетаться друг с другом. Собственный вкус может завести в тупик. Например, приезжаетзаказчик и говорит: "Поставил в гостиной фиолетовый диван. Получилось суперавангардно, но есть одно "но". Стал замечать, что, как только сажусь на диван, настроение портится - прямо жить не хочется!" Спрашиваем его: какого цвета стены? Синие. Все понятно. С такими цветами скоро депрессия начнется. Диван-то не виноват. Так решается порой вопрос жизни и смерти. Но при этом клиент терпит материальные убытки - ему приходится потратиться на переделки. Однажды приезжаю к клиенту на консультирование и вижу в спальне мебель красного цвета и коралловые стены. Ужас.
- А в чем ужас? - Красный цвет в доме - это уже диагноз. Глядя на обои, глаз должен отдыхать. Если у человека глаз отдыхает на красном и оранжевом, значит, с ним что-то не в порядке.
- Ну, есть же категория людей, которым нравятся яркие цвета? - Конечно. Но во всем надо знать меру. Целый час мне пришлось читать клиенту лекцию о том, что яркие цвета допустимы, но только как дополнение или какой-то акцент. Слишком яркий цвет негативно действует на психику и может возбудить человека до такой степени, что у него появится бессонница и желание убежать из собственного дома.
- То есть иногда вы буквально спасаете людей? - Да, работаю как служба спасения. Сегодня дизайнер по интерьерам должен уметь многое.
Задатки деспота
В детстве, в свободное от учебы в школе время Анна любила копировать работы великих мастеров: Ван Гога, Сезанна - и создавала интерьерные композиции-коллажи. Да так удачно, что кое-что удавалось даже продавать.
- Я мечтала поступить в архитектурный институт,- говорит Анна.- Рисунок, черчение были мне по плечу, но вот математика… Вдобавок знакомые напугали: туда поступают 1% - гении, 98% - дети архитекторов и остальные - отпрыски богатых родителей. Взвесив все "за" и "против", Анна поступила в РГГУ на специальность "управление персоналом".
- У меня задатки деспота. Управлять и властвовать всегда представлялось интересным делом. Не могу вообразить, чтобы я кому-то подчинялась. Со второго курса Анна начала активно работать дизайнером.
- Дело было в 1999 году. Тогда услуги дизайнера по интерьерам начали входить в джентльменский набор состоятельных людей наравне с респектабельным автомобилем, дорогими часами и одеждой от-кутюр. Однажды хорошие знакомые попросили помочь в ремонте квартиры. Я согласилась, не имея ни малейшего опыта.
- Это был эксперимент? - Я считаю, что если есть чувство вкуса, то видишь, как сделать красиво. Передо мной стояла задача - гармонично подобрать мебель, освещение и аксессуары. А когда заказчику все понравилось, он рекомендовал меня своим друзьям. Так пошли заказы. Но сложность состояла в том, что поначалу мне приходилось работать одной. Вскоре Анна познакомилась с опытной бригадой строителей, у которых многому научилась: на какие смеси что клеить, как штукатурить, как выравнивать кривые потолки, стены и полы.
- Зато сейчас я знаю, как называется каждый шуруп, каждый гвоздь. Рабочие трудились на одном месте, мне же приходилось быть архитектором (компьютера не было, проекты и визуализации чертила от руки в масштабе), осуществлять авторский и технический надзор и при этом бегать по строительным рынкам и салонам в поисках нужных материалов, оплачивать их и заботиться о поставках. Мне, конечно, платили, но было тяжело. Развитие своего дела Анна увидела в новостройках. Ведь когда люди въезжают в новые квартиры, им нужен не только ремонт, но и вся обстановка.
- Чего мне только не заказывали,- вспоминает Анна.- Написать картины, поставить флористические композиции, помочь в покупке редкого чайного сервиза. Ведь у заказчика нет времени на все, он занят на работе. И как-то само собой у меня возникла мысль предлагать дизайн- услуги в комплексе. А потом в один прекрасный момент я поняла, что имею не один заказ, который можно растянуть на месяц, а сразу несколько. И все их нужно координировать. Стало очевидно, что пора создавать свою компанию, куда бы вошли специалисты по закупке мебели, художники, флористы, ландшафтные дизайнеры. В июне 2002 года Анна окончила РГГУ и вышла замуж. На семейном совете было принято решение открыть свое дело.
Совет мудрейших
Создание собственной фирмы стало возможным благодаря текущим заказам. Анна купила необходимую мебель: стол, стул, оргтехнику,- оплатила аренду помещения и выплатила сотрудникам зарплату. На это потребовались$7 тыс. Найти помещение под офис в центре Москвы рядом с домом было непросто. Помог отец мужа. Он тогда работал в НИИ имени Карпова и организовал Анне прекрасную комнату с видами на Котельническую набережную и высотку. Так появились законные 20 кв. м и три огромных окна. Аренда обходилась в $400 в месяц. Благодаря знакомым и интернету были найдены три сотрудника. Вскоре прибыль возросла, появилась возможность оплачивать аренду лучшего места. В сентябре 2006 года Анна воплотила в жизнь свою давнюю мечту- поступила в МАРХИ. Юридически оформить ООО IntraDesign помогали родная сестра и муж.
- Бытует мнение, что с родственниками и друзьями нельзя работать. Вы с этим не согласны? - Я считаю, что финансы и бухгалтерию фирмы лучше доверять близким людям. Это важная составляющая успеха бизнеса.
- То есть они главные союзники? - Да.
- А кто враги? - "Подставить" может только тот, кого нанимаешь на работу. За все время существования студии был единственный случай, когда пришлось уволить сразу двух дизайнеров. Их амбиции не совпадали с реальными возможностями. За месяц до их увольнения я стала искать замену. В интернет-объявлении ставку повышали дважды, пока не пришли нужные резюме. На испытательный срок мы определили зарплату в $800, потом стабильный оклад от $1 тыс. до $1,5 тыс. в месяц. Как профессиональный управленец, Анна применяет систему стимулирования сотрудников. Но все премии и надбавки здесь складываются из хороших личных отношений.
- А заказчики вас не "подставляли"? - С этой проблемой сталкивались только тогда, когда работали с заказчиками со стороны. Я стараюсь иметь дело только с клиентами по рекомендации. Были случаи, когда люди не платили в конце проекта. Последний этап работы над интерьером - это всякие доделки. Недоделали - значит, не получился законченный интерьер. И еще в конце мы вручаем пакет документов. Не осуществил итоговую оплату по договору- никаких бумаг. В 2002 году студия IntraDesign получила первый масштабный высокобюджетный заказ на создание интерьера ресторана общей площадью 1 тыс. кв. м. Однако переговорный процесс с клиентами оказался крайне сложным. И тут Анне пригодились психологические знания по первой профессии.
- Заказчиквоспринимал только серьезные предложения. Со своей стороны я не предлагала безумных идей, а только те, которые можно реализовать. На безумных идеях денег не заработаешь. Причем в переговорах мне приходилось контролировать каждое слово. А это, поверьте, колоссальное напряжение. Требования клиента сводились к тому, что нужно "классное" место, где можно выпить пиво, хорошо поесть и посмотреть футбол. После первой встречи Анна взяла тайм-аут с авансом за концепцию, созвала "совет мудрейших" из друзей и мужа и провела мозговой штурм. В итоге креативная концепция восхваления достижений советского спорта была принята заказчиком "на ура". Денег клиент не жалел.
- Была создана практически копия реального футбольного поля "под открытым небом" с трибуной и металлическими осветительными конструкциями. На одной стене- огромный плазменный экран. На потолке- три огромные фигуры летящих спортсменов из гипсокартона, забивающих мяч и подсвеченных неоном. Повсюду висели огромные постеры, сделанные со старых негативов, выкупленных у газеты "Советский спорт". Анне приходилось контролировать весь процесс и ругаться со строителями, добиваясь в первую очередь аккуратности. Ресторан пользовался грандиозным успехом. Но сейчас он закрыт - здание взяли в аренду только на год.
- Как вы привлекаете заказчиков? - Иногда они сами меня находят, например, через Союз дизайнеров Москвы, членом которого я являюсь. В этом случае союз берет 10% за посреднические услуги. В год у нас бывает около восьми проектов. Есть дорогие и средние. Например, минимальная стоимость работы за дизайн квартиры составляет половину ее рыночной цены. Основа работы для дизайнера по интерьерам - хорошие рекомендации. А они появляются только вследствие правильного ведения проектов и грамотно выстроенных отношений с клиентами.
- Те, кто обращается к услугам дизайнеров, знают цену красивым интерьерам и высказывают свои пожелания, иногда фантастические. Например, хотят в квартире установить фонтан, сделать водопад или воссоздать атмосферу средневекового замка. Все это реально. Но не всегда уместно и не в полном объеме. Если я вижу, что не получается сделать задумку достойным образом, то отговариваю. В моем бизнесе очень важны творческий подход и фантазия, ведь она основана на знании истории искусств, стилей. Но всетаки фантастические идеи лучше оставлять в виде проекта или макета для выставки или презентации. Частному заказчику нужен не музей, а жилой интерьер, чтобы через год ему не захотелось все кардинально поменять.
- А бывает, что вы сделали дизайн квартиры, а люди там не могут жить? - Нет. До того как приступить к работе над объектом, мы создаем под каждого клиента дизайн-проект, основанный на стилевой концепции. Помимо чертежей и всякой документации, создаются визуализации будущего интерьера, где до мельчайших деталей описана вся атмосфера. То есть на этапе проектирования заказчик уже видит свою будущую квартиру. В IntraDesign есть свои расценки - от 60 у. е. до 150 у. е. за кв. м.
- Выше мы не работаем,- говорит Анна.- Такова наша ценовая политика. Хотя порой в Москве цены доходят до $4 тыс. за кв. м. Основными заказчиками студии IntraDesign являются люди состоятельные. Исовсем не обязательно, чтобы они были миллионерами.
- Я не ориентируюсь только на супербогатых людей, олигархов и банкиров. Мы работаем с людьми среднего достатка. По той же мебели, немаловажной детали интерьера, IntraDesign сотрудничает с итальянскими фабриками как топового, так и экономичного уровня. Прямые контракты дают возможность предлагать мебель на 30% ниже, чем в московских салонах. Вообще чем выгодней контракт, тем выше рентабельность нашего бизнеса. Поэтому мы участвуем во всех важных профильных выставках не только российского уровня, но и мирового. Активных конкурентов у IntraDesign нет. Идело здесь не только в четкой нише на рынке и комплексном дизайне. Просто заказчиков сейчас больше, чем студий.
- Одни занимаются поставкой мебели, другие помогают заказчику купить строительные материалы. Работы хватает всем. Все-таки благосостояние людей растет с каждым годом.
- Планируете расширяться? - Пока нет. Штат из шести человек - это нормально. Можно и десять, но тогда всем нужно давать указания и платить зарплату. А $300 я не могу платить.
ЛЮБОВЬ ПАВЛОВА
Деловая газета "Бизнес"
|