Задница - двигатель торговли
«Тонкий шрам на любимой попе –
рваная рана в моей душе»
Андрей Макаревич.
В своей
популярной песне Андрей Макаревич замечательно выразил глубину нашего отношения
к этой части женского тела. Даже странно, почему раньше поэты не обратили внимание на этот предмет? Все больше воспевали
глаза, волосы, губы, руки... Самые дерзкие – грудь и ноги. Но вот попы никто не
касался. Может быть, потому, что тогда эта часть была надежно скрыта от
посторонних глаз? Даже о размере и форме можно было только догадываться. Или
разгадка в другом? В том, что это настолько глубоко
проникает в мужскую душу, что становится святым? А к святому, как говорил Остап
Бендер, «не надо тянуть свои грязные лапы». А все эти ругательства, поговорки и
народные выражения на «Ж» придуманы мужчинами, чтобы скрыть свои истинные
чувства к месту, где располагается центр равновесия. Или, правильнее, центр
внимания?
Но
рекламисты свои алчные руки протянули и сюда. Для них, как известно, ничего
святого нет. Об этом хорошо написал известный
американский маркетолог Эл Райс. В своей книге
«Расцвет ПИАРа и упадок рекламы» он рассказывает о
случае, когда в Нью-Йорке погибли четыре медсестры. Их автомобиль упал с крыши пятиэтажного паркинга. Об этом
писали все нью-йоркские СМИ. «16 тысяч человек пришли сказать последнее
«прощай» улетевшим ангелам» – примерно такими были заголовки газет. «Если бы
четыре рекламных агента выпили за обедом мартини, а потом их машина упала с
Бруклинского моста, – пишет Эл Райс, – газеты
преподнесли бы эту историю совсем по-другому: «Хонда» уносит мошенников в ад».
Рекламное
агентство «FoxP2» разработало постеры для привлечения туристов в Южную Африку. На одном
из них мускулистый парень озверело лупит девушку
ремнем по прелестной маленькой попке. Таким способом агентство рекламирует
национальное блюдо южноафриканцев Билтонг – вяленое
мясо, которое надо долго отбивать. Интересно, для кого было задумано это
послание: для поклонников маркиза де Сада или для тех, кто ностальгирует по
временам людоедства?
В 1999
году Олег Тиньков продвигал в Петербурге пельмени
«Дарья» с помощью плакатов, на которых была фотография женских ягодиц,
перепачканных мукой. «Твои любимые пельмешки» – так называлось это
произведение. Плакаты, а их было всего 10 штук, простояли в городе только
несколько дней. Но на множестве интернет-сайтов,
посвященных рекламе и маркетингу, а также на сайтах приколов, анекдотов,
розыгрышей это фото можно увидеть и сегодня. На создание рекламы «любимых
пельмешек» было затрачено около двух тысяч долларов. Однако «Дарья» быстро стала
одним из самых узнаваемых российских брендов пельменей: вторым после пельменей
«Богатырские», по данным маркетингового агентства «КОМКОН». И в 2002 году
компания была продана группе «Планета» за 25 миллионов долларов.
Рискованный
рекламный ход применило агентство, продвигающее презервативы «Durex». На дверках турникетов метро были наклеены
фотографии женских ягодиц практически в натуральную величину. Пассажирам предлагалось как бы вступить в сексуальный контакт с
анонимной партнершей. Надпись успокаивала: «С Durex вы в
безопасности!». И как должны были поступить те, у кого нет
привычки постоянно иметь при себе пакетик с «изделием № 2»? Наверное,
развернуться и помчаться на поиски «Durex», чтобы
гарантировать себе полную безопасность при проходе через турникет.
Германский
производитель отделочных материалов для продвижения своей продукции выпускает
обои, на которых изображена девушка в ажурных черных трусиках, стоящая к зрителю спиной. Компания уверяет, что такие обои
замечательно впишутся в домашний интерьер, и даже подсказывает, в каком месте
(вы, конечно, догадались, в каком именно) следует установить розетку.
А вот
итальянская гуманитарная ассоциация Alfaomega действительно
подошла к рекламе с буквой «Ж» с чувством святости. На постере изображены обнаженные
женские ягодицы, складки образуют правильной формы крест. «СПИД. Боритесь с
ним, пока не поздно», – написано чуть повыше верхнего края креста. Известно,
что Ассоциация с 1990 года борется с «чумой века». Непонятно, как, по замыслу итальянских креативщиков, мы
должны относиться к этому произведению? Считать теперь все красивые женские
ягодицы могильной плитой? Или наоборот, испытывать религиозный трепет перед
божественным творением и желание приложиться губами, как к святому распятию?
Автопроизводители
традиционно обожают маркетинг ниже пояса. Выставки или постеры
новых моделей уже трудно представить без многочисленных полуобнаженных красоток. Этим нас уже трудно удивить. Но концерн «Volkswagen» все-таки пытается.
На обложке журнала «Playboy» три блондинки изящно демонстрируют свои ягодицы,
одна из них с татуировкой кролика – символом Плейбоя. Журнал объясняет «The Volkswagen Rabbit. It’s back».
Что надо понимать: «Фольсваген Кролик возвращается» –
акция посвящена тому, что на американском рынке модель «Гольф 5» будет
продаваться под именем Кролика. Замечу, что в переводе слово «back» имеет еще значение
«задница».
Лет
пятнадцать назад я купил в Петербурге у одного уличного художника картинку
груши. На грушу художник «надел» трусы, и плод стал замечательно похож на
предмет, который оставляет рваные раны в душе поэта. Современные творцы рекламы
как-то робко и долго приближались к этой идее. Видимо, проще сделать фото с
живой натуры, придать безупречность с помощью компьютерной программы, и привлекающий внимание рекламоноситель готов. Но вот недавно
мне попался на глаза постер напитка «Hooch», на котором
изображена часть персика, похожая на ягодицы, или часть ягодиц, похожая на
персик. В общем, сделано, красиво, профессионально и ни малейшего оттенка
непристойности.
Самый
современный подход к использованию образа обсуждаемой части тела в рекламных
целях, на мой взгляд, продемонстрировало агентство, продвигающее сайт для
людей, озабоченных избыточным весом. В рекламном ролике три обнаженные дамы
одна за другой заходят в полутемную сауну и усаживаются на скамью. Направленный
луч освещает округлости и складки ягодиц, которые в совокупности образуют
знакомую каждому, кто хоть раз заходил в Интернет, аббревиатуру www. Затем картинка
замирает и на экране добавляется точка, а после нее и сам адрес сайта «nonofat».
Кому
действительно трудно обойтись без использования в продвижении соблазнительных
женских округлостей, так это производителям и продавцам нижнего белья. И они
успешно это делают. Английская фирма «Trimph» недавно запустила
рекламную компанию трусов «Sloggi». На многочисленных постерах изображены
мускулистые, загорелые ягодицы, на которых не сразу разглядишь микроскопическую
полоску стрингов. Просто, но красиво и по
прямому назначению. Некоторые британские общественные организации потребовали
запретить эту рекламу, называя ее пропагандой «сексизма». Вспоминается история,
связанная с открытием магазина пончиков «Криспи Крим» в Финиксе. Первый пончик
съел шериф Джо Айрпайо – местная знаменитость,
которого пресса называла «самым суровым шерифом Америки» за то, что он обязал
заключенных носить розовое белье. Под прицелами телекамер шериф строго
произнес: «Эти пончики так хороши, что их следовало бы запретить!». Видимо, и
эти «пончики» в стрингах тоже слишком хороши...
Бельгийское
агентство «Mortierbrigade» вставило фотографию голой
задницы в окошко всех стиральных машин в общественных
прачечных города. Правда, задница явно мужская. Оно и
понятно, ведь большинство посетителей прачечных – женщины. Таким нестандартным
способом агентство надеется поднять продажи еженедельника «Humo». «Shake that ass» –
гласит слоган, то есть: давай, встряхни эту задницу как следует! Что ж, если бы она принадлежала
создателям подобной рекламы, лично я сделал бы это с удовольствием.
Организаторы престижного международного конкурса молодых
рекламистов «Yong Guns»
(Молодые пистолеты) создали специальный сайт для продвижения
своего мероприятия. Там они призывают креативщиков почаще обследоваться в медицинских клиниках на предмет
профессиональных заболеваний. И какой же, по мнению авторитетного
жюри, главный недуг этой профессии?
Вы угадали,
геморрой!
Анатолий Мигов,
президент Ассоциации "PRОБИЗНЕС"
01.02.2007
Журнал "Рекламодатель: теория и практика"