К нам едет режиссер
Чем русская реклама интересна номинанту на «Оскар»
В рекламном агентстве OgilvyOne Russia были вне себя от радости -для
съемок новогоднего ролика American Express в России к ним приехал культовый
немецкий режиссер, обладатель «Золотой пальмовой ветви» и номинант на «Оскар»
Вим Вендерс. О том, зачем реклама нужна самому Вендерсу, он рассказал в
эксклюзивном интервью ИР.
Режиссер Вим Вендерс, снявший «Небо над Берлином» и «Землю
изобилия», не видит ничего странного в том, чтобы снимать рекламу. В его
портфолио десятки роликов. Среди них работы для Audi 3, Cadillac Catera, Pontiac
Bonneville, а также дюжина локальных брендов.
Правда, за любую работу режиссер не возьмется. Как великий
кинематографист, он имеет право выбирать, с кем работать. По признанию Вендерса,
«осчастливить» зрителя и рекламистов он может, только если продукт нравится ему
лично. Да и в этом случае агентству придется нелегко — режиссер всегда сам
решает, что лучше для ролика. Если же взгляды режиссера и агентства не
совпадают, агентству, по словам Вендерса, лучше всего найти нового.
Те же, кто рискнул довериться мастерству Вендерса, редко
испытывают разочарование. Ролики для него вовсе не средство самовыражения. «Их
главная задача — представить продукт так, чтобы рекламное агентство и
потребители были счастливы», — считает режиссер. В новой работе для American
Express, съемки которой прошли в Москве в ноябре, Вендерс представил свою версию
того, как «оживить» римского центуриона — символ надежности чеков American
Express.
Господин Вендерс, как знаменитый режиссер, который время от
времени снимает рекламу, вы следите за мировыми тенденциями в области
рекламы?
В рекламе нет мировых
тенденций. Просто как сейчас, так и всегда кому-то приходит революционная идея,
новый взгляд или новый спецэффект, а затем какое-то время ты наблюдаешь имитации
этой идеи. Я не заинтересован в имитации кого-либо, и тем более себя. 20 лет
назад тренды создавало кино, а затем их повторяла реклама. После моего фильма
«Париж, Техас» появилась тьма рекламных роликов, имитировавших его и в которых
использовалась музыка, звучавшая точно так же, как та, что создал для фильма
«Париж, Техас» Рай Кудер. А после «Крыльев желания» (в России фильм более
известен как «Небо над Берлином») сотни ангелов наводнили рекламные ролики и
видеоклипы.
Правда, сейчас сплошь и рядом заметна другая тенденция: фильмы
становятся похожими на развернутые версии коммерческих роликов. Большая часть
того, что сейчас востребовано в искусстве, перешло из большого кино в рекламные
ролики. Именно рекламные приемы сейчас находятся «на острие», представляют
новейшие тенденции. Поэтому, занимаясь съемками рекламы, я лично время от
времени пытаюсь освоить некую новую территорию. Попробовать вещи, которые раньше
никогда не делал. Ведь для «знаменитого режиссера», как вы меня назвали, нет
ничего хуже, чем следовать тенденциям.
Работа в рекламе давала вам когда-нибудь стоящие идеи для
большого кино?
Давала и не раз. Я научился работать с массой новых
инструментов. Например, учился работать с цифровыми эффектами на примере
рекламы, а потом внедрял их в фильмы. Научился иначе двигать камеру. Кроме того,
на съемках рекламы я встретил некоторых из тех, кто сейчас занимает большое
место в моем съемочном процессе. Например, оператора Франца Лустинга, с которым
я сначала снял пару роликов и видеоклипов, а затем мы сделали «Землю изобилия» и
«Входите без стука». Кстати, Франц также участвовал в нынешних съемках для чеков
American Express.
Если посмотреть на ваш список рекламных работ, в нем в основном
ролики для люксовых брендов, знаменитых своей историей. Это и Cadillac, и
Pontiac, и Renaissance Hotels.
|
>> Вильгельм Эрнст Вендерс (Wim
Wenders) Родился 14 августа 1945 года в Германии, в Дюссельдорфе.
Окончил медицинский и философский факультеты Фрайбургского
университета. С 1967 по 1970 год учился в Высшей школе ТВ и кино в
Мюнхене. Вендерс известен по фильмам «Страх вратаря перед
одиннадцатиметровым» (1971), «Американский друг» (1977), «Небо над
Берлином» (1987), «Париж, Техас» (1984), «Конец насилия» (1997), «Земля
изобилия» (2004), «Входите без стука» (2005) и др. Вим Вендерс также
снял рекламные фильмы для таких брендов, как Audi 3, Cadillac Catera,
Pontiac Bonneville, а также видео U2, Willie Nelson, музыкальный фильм
Havana Club Rum и другие. |
Вам интересна их история? Как вообще вы выбираете клиентов?
Играет ли марка заказчика роль, или роль играют деньги, или еще что-то?
Ну, я совсем не обязательно смотрю на бренд. Скорее, на сам
продукт и концепцию. А далее мне просто необходимо мысленно одобрить оба, чтобы
режиссировать ролик. В конце концов, именно мое имя будет ассоциироваться с этим
клипом или видео, и я также потрачу несколько недель своей жизни на него. Если
вы считаете, что продукт бесполезен, если вы не хотите иметь к нему никакого
отношения, лучше не прикасайтесь к сценарию.
Я создал множество роликов для менее крупных компаний и менее известных брендов. Работа над
некоторыми из них доставила мне огромное удовольствие, как, например, ролик для
немецкой колы под названием Afri Cola.
Хотя, безусловно, интересно, когда в поле зрения попадает
знаменитый бренд, потому что, как правило, у них есть некий образ бренда или
некое его графическое изображение, которое вы должны отразить или, в крайнем
случае, принимать во внимание. Вам также приходится принимать во внимание всю
длительную историю их рекламных кампаний. Вот почему мне понравился сценарий
American Express. Фигура с их логотипа — центурион — никогда раньше не
«оживлялась».
Некоторые американские режиссеры занимаются только
съемками, оставляя монтаж на откуп агентству. Вот это
лень! |
Эмир Кустурица, принимаясь за съемку рекламы, настаивает на
праве вносить изменения в сюжет и концепцию, разработанные рекламистами. А вы?
Вы строго следуете гайд-лайнам агентства или нет?
Я создал ряд роликов, где полностью контролировал все, от
креативной концепции до идеи, которую разработал сам. Но, конечно, чаще всего ты
получаешь рекомендации от агентства. Потом ты обдумываешь их и говоришь в ответ,
что тебе нравится, а что бы ты сделал по-другому. Если им с самого начала не
нравятся твои идеи, лучше сразу отказаться от проекта. Что я и делаю иногда. Но
если мне нравится ролик, а клиенту и агентству нравится моя доработка
первоначальной идеи, тогда я смогу сделать лучшее, на что способен, а это
значит, что я должен иметь право «интерпретировать» сюжет по-своему. Очевидно, в
рекламе нет «истины в последней инстанции», поэтому было бы глупо настаивать не
ней.
Если же агентство или клиент хотят внести изменения, с которыми
я не согласен (что случалось довольно редко), я всегда заканчивал работать по
моей индивидуальной режиссерской линии монтажа, и клиент дальше волен поступать
как угодно.
А где же границы самовыражения для знаменитого режиссера в
рекламе? Они же должны быть...
Ролики не средство для самовыражения. Их главная задача
представить продукт так, чтобы рекламное агентство и потребители были счастливы.
Они должны становиться маленьким интересным кусочком фильма, который
рассказывает сжатую историю, и если вам еще и повезет сделать эту историю такой,
что вы начнете гордиться ею, так тем лучше.
А вы когда-нибудь интересовались коммерческими результатами
своей работы?
Ну конечно, вы хотите знать, была ли коммерческая отдача от
ролика, долго ли он был в эфире и заставил ли департамент маркетинга признать
его успешным? Но, к сожалению, не в силах режиссера следить за всем этим, мы не
можем влиять на судьбу нашей работы, а роль режиссера заканчивается в день сдачи
копии заказчику. Я занимаюсь роликом до того момента, пока чистовой вариант,
который пойдет в эфир, не сдан клиенту. Другие режиссеры считают свою работой
оконченной, как толь-ко смонтировали собственную версию. А некоторые
американские режиссеры, которых я знаю, занимаются только съемками, вообще
оставляя монтаж на откуп агентству. Вот это лень!
Анна Колесникова
06.02.2007
Журнал "Индустрия рекламы"