Костюм для патриота
«Текстильная промышленность — это тот сектор, куда наиболее неохотно вкладываются деньги»
Компания "Форвард" является официальным разработчиком формы национальных российских сборных команд. С 2006 года компания начала реализовывать свою продукцию, в том числе и в свободной продаже. Спрос огромный. По словам Ирины Дорожкиной, гендиректора ТД "Форвард", в регионах давно сформировался класс "вызревших патриотов" - местных депутатов и чиновников среднего звена, истосковавшихся по подобной продукции.
Ирина Дорожкина - модельер по образованию. Родилась в Кемерове, затем ее семья переехала в Пятигорск, где Ирина активно занималась спортом- альпинизмом и горными лыжами.
- В 16 лет я взошла на Эльбрус, сказав, что мне 18,- вспоминает Ирина.- Тема спортивной одежды всегда была мне близка. Еще в школьные годы, занимаясь спортом, я столкнулась с дефицитом экипировки. Многие спортсмены, и я в том числе, шили себе форму сами.
После школы Ирина поехала в Москву поступать в техникум технологического моделирования. И закончила его в 1989 году, когда вся текстильная промышленность развалилась.
- Работать в условиях рынка нас никто не учил - пришлось постигать все самостоятельно.
Ирина устроилась дизайнером в "Панинтер", разрабатывала линию спортивного трикотажа. Параллельно училась в институте легкой промышленности по специальности "моделирование мужского спортивного костюма". После "Панинтера" участвовала в разработке и продвижении многих российских брэндов - и как модельер, и как партнер. В 2006 году при участии Ирины был создан торговый дом "Форвард".
Легкоатлетов - к лету
- Компания "Форвард" появилась в 2004 году,- рассказывает Ирина.- Изначально она была ориентирована на разработку дизайнерского пакета спортивной одежды для экипировки сборных команд России. До 2004 года не было единой спортивной формы, все команды экипировались как придется. Кто-то находил спонсоров и заказывал форму в Европе, кто-то шил ее сам, кто-то вообще обходился без таковой. Затем отношение государства к этому вопросу изменилось, возникла потребность в национальном спортивном брэнде. Отдельной строкой в бюджете были выделены средства на экипировку сборных команд, объявили тендер.
Модельерами и дизайнерами "Форварда'BB был разработан эксклюзивный сет, включающий 24 позиции - начиная от спортивного костюма и заканчивая бейсболкой. В 2004 году в тендере участвовали пять российских компаний. "Форвард" выиграл тендер. Ему предстояло одеть 200 российских сборных команд, каждая из которых состоит в среднем из 25 спортсменов.
- Это не узкоспециализированная форма для какого-то определенного вида спорта,- объяснила Ирина.- Мы не разрабатываем для пловцов купальники, для футболистов трусы. В сет входят парадный костюм, утепленный костюм, полотенце, кроссовки, футболка - то, что нужно любому спортсмену, и выдается ему на год. Все сборные одеты одинаково: национальные, республиканские, параолимпийские, подростковые, детские. Отличия только в размерах.
Каждый год для сборных команд разрабатывается новая форма и проводится очередной тендер. В 2007 году он проходил в четвертый раз.
- Мы снова победили. Учитывается все: дизайн, внешний вид изделия, его материальное наполнение. Кто-то из участников тендера предлагал шить отдельно брюки и куртку, кто-то- комбинезон. Одним из наших преимуществ стали эластичные внутренние манжеты. А наше термобелье оказалось уникальным и по составу, и по весу. Также учитывалось количество размеров. У нас их оказалось наибольшее количество - сейчас в сетке около 30 штук. Шьем и на детей, и на волейболистов, и на худых, и на толстых.
После победы в тендере два-три месяца уходит на доработку дизайнерского пакета. Затем компания-партнер размещает заказ на производство в Китае. Примерно через полгода команды, имеющие право на бесплатную форму, начинают получать ее в Центре экипировки. Экипируют спортсменов в соответствии с их спортивным сезоном: легкоатлетов - к лету, лыжников- к зиме.
Не могут угадать
В 2006 году основатели компании "Форвард" решили открыть второе направление - коммерческое. Тогда при участии Ирины был создан торговый дом "Форвард".
- Производитель экипировки для сборных имеет право продавать остатки своей продукции. А так как разработчиком являемся мы, а производителем - наш партнер, то получается, что на сегодняшний момент мы обладаем эксклюзивными правами на производство и реализацию одежды с национальной символикой. Сейчас ООО "Форвард" занимается разработкой, компания партнер - размещением заказа, торговый дом - реализацией продукции.
На сегодняшний момент примерно 65% продукции приходится на экипировку сборных, 35% идет в свободную продажу. "Форвард" планирует увеличить коммерческую составляющую в несколько раз. Кроме этого, компания занимается разработкой одежды по специальным заказам.
- Сейчас мы работаем над двумя коммерческими коллекциями: горнолыжной и одеждой для уличных видов спорта. До этого разрабатывали заказ фитнес-клуба. Мы делаем только пакет документации, затем заказчик сам ищет производителя - где он размещает заказы, мы не знаем. Даже не знаем, воспользовался он нашей документацией или нет.
В 2006 году компания увеличила штат в несколько раз. Найти специалистов было непросто.
- В основном это люди моего возраста, примерно 35 лет,- рассказывает Ирина.- Все мы закончили институты, которые не готовили специалистов для коммерческого производства, не обучали конъюнктуре рынка. Сегодня модельер и дизайнер должен работать с программами, а не вырезать лекала ножницами. Мало кто в России это умеет- после 1991 года текстильная промышленность развалилась, не было ни разработки, ни производства. Сейчас все оживилось. Но опытных отечественных специалистов пока мало. В то же время требования значительно выросли. В СССР технолог и производство находились в одном городе: технологу было достаточно взять трубку, позвонить на производство и объяснить, как и что нужно шить. А теперь мы на каждую пимпочку делаем три файла документов: вид пимпочки, разрез пимпочки, шов пимпочки и так далее. Чтобы в Китае поняли, как ее отстрачивать.
До 2006 года в "Форварде" работали четыре человека, из них ни одного технического специалиста - таких привлекали со стороны.
- В 2006 году мы создали несколько отделов, в том числе отдел технической документации и разработок. В последнем работают 15 человек. Создание документации - довольно сложный процесс. Все переводится на английский язык, после чего отправляется производителям в Юго-Восточную Азию. Если понадобится, мы можем отшить тестовые образцы на чужих производственных мощностях.
В России отшивается всего 5-7% продукции.
- Это наиболее простые изделия: футболки, термобелье. Большинство изделий невозможно сшить в России.
Например, "дышащие" ткани не сшиваются, а спаиваются. В нашей стране таких производств никогда не было и вряд ли появятся. Текстильная промышленность- это тот сектор, куда наиболее неохотно вкладываются деньги. Не происходит модернизации производств. В России не просто нет необходимых мощностей - нет также фурнитуры, клепок, молний. Более-менее шьют белорусы. С обувью ситуация не лучше- все российские производители привозят составные элементы из Китая, часто везут уже готовый крой, подметки.
Однако в области разработки Россия уверенно вытесняет Китай с локального рынка.
- Китайцы не понимают нашего покупателя. Вот вы знаете, какая музыка популярна сейчас в Китае? Нет. А китайцы специально живут здесь, чтобы сообщать своим производителям, какая музыка и какие спортивные костюмы нужны российскому потребителю. Но все равно в итоге не могут угадать.
Экзотика на Арбате
Продукция, предназначенная для сборных, реализуется через Центр экипировки сборных команд. Именно он помогает "Форварду" определить предпочтения российских спортсменов.
- Первым делом изучаем спрос,- рассказывает Ирина.- Центр экипировки раз в полгода собирает информацию о размерной сетке и ее изменениях, например, девочки-гимнастки растут очень быстро. Спортсмены высказывают свои пожелания - в коллекции 2007 года больше хлопка, потому что атлеты сказали: пусть одежда будет тяжелее, но удобней. Год от года пришиваем все больше карманов - недавно бегунам понадобился дополнительный под бутылку с водой.
Центр экипировки сборных команд находится с "Форвардом" по соседству. За формой сюда приезжают тренеры сборных, а иногда и сами сборные в полном составе.
- Спортсменам надо примерить форму, взять размер побольше или поменьше. Мы беседуем с ними, проводим опросы. Приезжают и сборная на инвалидных колясках, и глухонемые. Инвалиды берут классическую форму. Наверное, они сами потом что-то меняют. Мы не можем на каждого индивидуально шить.
Есть и непременные условия: спортивная одежда должна "дышать", парадный костюм - празднично выглядеть. Параллельно с изучением предпочтений отечественных спортсменов "Форвард" исследует зарубежный рынок, смотрит, что делают ведущие мировые производители: Adidas, Reebok, Nike.
- Рынок спортивной одежды, какой бы он ни был консервативный, постоянно меняется, появляются новые декоративные элементы. Мы тоже стараемся не отставать: помимо официальной одежды для сборных шьем различные варианты костюмов для коммерческой продажи, также продаем форму, которая была официальной формой сборных в прошлые годы. Она пользуется не меньшим спросом.
В коммерческую продажу идут все 24 позиции сета, но не все они завоевывают одинаковую любовь покупателя. Наиболее популярны спортивные костюмы, особенно праздничные, хуже всего берут обувь. Возможно, это происходит потому, что на обуви нет национальной символики.
- Хорошо покупают полотенца, бейсболки,- рассказывает Ирина.- Патриотические настроения на подъеме, плюс повсеместно выделяются деньги на строительство ФОКов (федеральных оздоровительных комплексов) и других спортивных сооружений. Соответственно, появляется больше спортсменов, которые покупают нашу форму. Приобретают ее региональные и другие сборные всех уровней, которым форма не положена бесплатно.
Основной клиент "Форварда"- именно регионы. Туда идет 85% продукции, и всего 15% продается в Москве.
- Спортивный рынок Москвы перенасыщен,- считает Ирина.- Жители столицы избалованы, покупают дорогие костюмы известных западных производителей. Многие спортсмены имеют возможность выезжать за рубеж и экипироваться там. Наш спортивный костюм стоит в розницу всего $100 - по московским меркам недорого. Однако это на 40% дороже, чем такой же костюм без национальной символики.
Долгое время продукция с национальной символикой была недоступна широкому кругу покупателей и не пользовалась особым спросом. Сейчас одежда "Форварда" балансирует на грани между спортивным и промопродуктом.
- На сегодняшний момент у нас около десяти конкурентов, которые шьют костюмы цветов российского флага, используют элементы герба.
"Форвард" не ограничивается стандартным изображением герба и тоже проявляет изобретательность.
- Наш фирменный элемент - орел с поднятым крылом. Он у нас лицензирован.
Никто, кроме "Форварда", не имеет разрешения геральдического комитета на нанесение герба целиком, но зато кто угодно может написать на спортивном костюме слово "Россия" или нанести на футболку портрет президента. Такие производители "Форварду" не конкуренты.
- Наш покупатель не купит футболку с портретом Путина. Это сделает скорее представитель неформального молодежного движения, иностранец, который ищет экзотики на Арбате. А наш продукт- для вызревшего патриота. Депутата, регионального чиновника, который хочет носить регламентированную одежду, чувствовать свою принадлежность к команде. Даже если человек в нашем костюме отдыхает, ходит по санаторию, он ощущает себя как бы членом российской сборной.
Периодически встречаются пираты, которые все-таки наносят на свои изделия именно герб. Да еще и располагают его в запрещенных местах, например, на рукаве спортивной кофты.
- Герб нельзя куда попало шлепнуть, он должен располагаться строго на левой стороне груди. Нельзя ставить его и на обувь. Не только место расположения, но и формат строго регламентирован. Герб ни в коем случае не может находиться в круге, он должен быть определенного цвета. Производители присылают нам из Китая на согласование все детали одежды - и отдельно герб. Только после того, как цвет герба признается правильным, он запускается в производство.
В "Форварде" не сомневаются, что направление выбрали верно.
- За полгода объем коммерческих продаж увеличился в пять раз. Растет клиентская база, наблюдается большой спрос на одежду с национальной символикой. Мы хотим развить этот брэнд и создать свою розничную сеть к 2008 году. АДЕЛАИДА СИГИДА
Газета "Бизнес"
|